Тендерный комитет или уполномоченное лицо?

В избранном В избранное
Печать
Дуброва Ярослава, начальник отдела Департамента безопасности ПАО «АК «Киевводоканал»
Бюджетная бухгалтерия Июнь, 2016/№ 23
Для того чтобы удачно и без ошибок провести новые электронные закупки по новому законодательству, первое, с чего следует начать заказчику, — это определиться, кто у него будет проводить электронные процедуры закупок. Закон о публичных закупках разрешает, чтобы закупки у заказчика проводило даже одно лицо. Однако какие закупки можно поручить такому лицу? А может, лучше назначить новый коллегиальный орган — тендерный комитет? Нужно ли утверждать новое положение о тендерном комитете? Нужно ли отменить приказ о назначении комитета по конкурсным торгам и положение о нем? Об этих и других особенностях подготовки и реализации электронных публичных закупок сегодня и поговорим.

Конкурсный и тендерный комитеты одновременно?

Как предусмотрено п. 1 Заключительных и переходных положений Закона № 922, данный Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и вводится в действие:

с 01.04.2016 г. — для центральных органов исполнительной власти и заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования;

с 01.08.2016 г. — для всех заказчиков.

При этом Закон № 1197 признается утратившим силу с 01.08.2016 г.

Вместе с тем в п. 7 Заключительных и переходных положений Закона № 922 предусмотрено: процедуры закупок товаров, работ и услуг, начатые до введения его в действие, завершаются в соответствии с порядком, действовавшим до вступления в силу данного Закона.

Следовательно, если заказчик-бюджетник начал, например, в июне — июле этого года процедуры закупок в соответствии с Законом № 1197 и не закончит их проведение до августа этого года, то такие процедуры он будет завершать по «старому» Закону о государственных закупках. А поскольку Законом № 1197 предусмотрено, что торги проводит комитет по конкурсным торгам, то указанные закупки должен завершить именно такой конкурсный комитет. Следовательно, на период завершения «старых» торгов заказчику не нужно отменять Положение о комитете по конкурсным торгам и приказ (распоряжение) о составе комитета по конкурсным торгам.

Зато с 01.08.2016 г. заказчик-бюджетник для объявления уже новых электронных закупок должен назначить тендерный комитет или же уполномоченное лицо (лиц). При этом для обеспечения проведения таких новых торгов заказчик должен утвердить Положение о тендерном комитете или же уполномоченном лице (лицах).

То есть, если у заказчика в августе этого года сложится ситуация, когда «старые» торги еще не завершены, а новые уже нужно начинать, то у такого заказчика будут одновременно работать два комитета: конкурсный и тендерный, или же комитет по конкурсным торгам и параллельно — уполномоченное лицо.

Заметим, что председателем каждого из указанных комитетов, секретарем и членами комитетов могут быть назначены одни и те же работники заказчика. Но будут действовать такие работники в двух разных комитетах в рамках разных положений об этих комитетах.

В чем же заключается разница между конкурсным и тендерным комитетами и какое сходство осталось между ними? Чем будет заниматься уполномоченное лицо? Ответы на эти вопросы предоставим далее.

Право выбора заказчика: тендерный комитет или уполномоченное лицо (лица)

Для организации и проведения процедур электронных закупок заказчик должен создать тендерный комитет (комитеты) или определить уполномоченное лицо (лиц). Такая обязанность лежит на заказчике ( ч. 1 ст. 11 Закона № 922).

Так, в соответствии с п. 31 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 тендерный комитет — это служебные (должностные) и другие лица заказчика, назначенные ответственными за организацию и проведение процедур закупки в соответствии с этим Законом.

Как предусмотрено п. 33 ч. 1 ст. 1 Закона № 922, уполномоченное лицо (лица) — это служебное, должностное и другое физическое лицо заказчика, определенное ответственным за организацию и проведение процедур закупки согласно Закону на основании собственного распорядительного решения или трудового договора (контракта).

Справка. Примерное положение о тендерном комитете или уполномоченном лице (лицах) утверждено приказом Минэкономразвития от 30.03.2016 г. № 557.

Поскольку указанное Положение является примерным, а не типовым, то заказчику не обязательно составлять свое положение о тендерном комитете в полном соответствии с этим Примерным положением. Указанное подтверждается также в п. 2 упомянутого приказа, в соответствии с которым Минэкономразвития не обязывает, а только рекомендует заказчикам при разработке положения о тендерном комитете или уполномоченном лице (лицах) руководствоваться Примерным положением.

Заметим: заказчик не может одновременно определить ответственными за организацию и проведение одних и тех же процедур публичных закупок тендерный комитет и уполномоченное лицо (лиц), ведь Закон № 922 не дает такого права заказчику.

Так, в ч. 1 ст. 11 данного Закона предусмотрено, что для организации и проведения процедур закупок заказчик создает тендерный комитет (комитеты) или определяет уполномоченное лицо (лиц). Поэтому заказчик должен определиться, кому он доверит проведение новых электронных торгов. Например, заказчик может определить ответственными за организацию и проведение одних процедур закупок тендерный комитет, а за организацию и проведение других процедур закупок — уполномоченное лицо (лиц). При этом для организации и проведения процедур закупок заказчик может создавать и несколько тендерных комитетов.

Справка. Цель деятельности тендерного комитета и уполномоченного лица (лиц) разная:

#9;— цель создания тендерного комитета — это организация и проведение процедур закупок на принципах коллегиальности и непредвзятости;

#9;— цель деятельности уполномоченного лица (лиц) — это организация и проведение процедур закупки в интересах заказчика на принципах объективности и непредвзятости.

Членство в тендерном комитете или определение уполномоченного лица (лиц) не должно создавать конфликт между интересами заказчика и участника или между интересами участников процедуры закупки, наличие которого может повлиять на объективность и непредвзятость принятия решений по выбору победителя процедуры закупки.

При этом в ходе организации и проведения процедур закупок уполномоченное лицо (лица) не должно создавать конфликт между интересами заказчика и участников или между интересами участников процедуры закупки, наличие которого может повлиять на объективность и непредвзятость принятия решений по выбору победителя процедуры закупки. В случае наличия указанного конфликта уполномоченное лицо (лица) должно проинформировать об этом заказчика, а заказчик должен принять соответствующее решение относительно проведения процедуры без участия такого лица.

Поскольку заказчики больше привыкли к тому, что торги проводит комитет, мы сначала проанализируем особенности деятельности нового тендерного комитета, а затем обратим внимание на нового субъекта сферы публичных закупок — уполномоченное лицо.

Состав тендерного комитета

Заказчик, как и раньше, утверждает собственным решением положение о тендерном комитете и его состав (а также изменения к ним, в случае необходимости).

Осталось неизменным то, что в состав тендерного комитета должно входить не менее пяти человек. При этом не могут входить в состав тендерного комитета должностные лица и представители участников, члены их семей, а также народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады АРК и депутаты городского, районного в городе, районного, областного совета.

Вместе с тем, если количество служебных (должностных) лиц в штатной численности работников заказчика меньше пяти человек, в состав комитета должны входить все служебные (должностные) лица заказчика. Поэтому комитет не может состоять только из простых работников заказчика без статуса «служебное/должностное лицо». Следовательно, если у заказчика в штате имеется только два должностных (служебных) лица, то три других члена тендерного комитета должны быть из числа работников заказчика — не должностных (служебных) лиц, чтобы состав комитета был из предусмотренных законодателем пяти человек.

Как и раньше, заказчик должен сформировать тендерный комитет только из своих работников. При этом не могут входить в состав тендерного комитета работники других организаций, в том числе и вышестоящего органа управления, правоохранительных органов. В то же время не запрещается быть председателем тендерного комитета руководителю учреждения, предприятия, организации, государственного органа и т. п. Что касается членов тендерного комитета, мы советовали бы включать в его состав должностных (служебных) лиц именно из тех структурных подразделений заказчика, которые чаще всего имеют потребность в обеспечении товарами, услугами или работами.

Также напомним, что в случае изменения названия должности члена тендерного комитета заказчику следует внести соответствующие изменения в приказ об утверждении состава тендерного комитета.

Интересно, что Примерным положением предусмотрено право членов тендерного комитета участвовать в планировании расходов и определении потребности в товарах, работах и услугах, которые будут закупаться, а также право анализировать и/или получать информацию о выполнении договоров, заключенных в соответствии с Законом № 922. Заметим, что такого права члены комитета по конкурсным торгам не имеют.

Следует обратить внимание заказчиков также и на то, что председатель, секретарь и члены тендерного комитета, уполномоченные лица могут пройти обучение по вопросам организации и осуществления публичных закупок.

Форма работы тендерного комитета

Формой работы тендерного комитета является заседание, которое считается правомочным при присутствии на нем не менее 2/3 членов комитета. Это требование осталось неизменным по сравнению с требованиями относительно правомочия заседаний комитета по конкурсным торгам. Поэтому в случае, если заказчик еще не завершил «старые» торги и уже планирует начинать новые, а членами конкурсного комитета и тендерного комитета являются одни и те же работники заказчика, советуем назначать заседания этих двух комитетов таким образом, чтобы не было совпадений во времени, а члены комитетов не «разрывались» между одновременными заседаниями двух разных комитетов.

Заседание тендерного комитета созывает его председатель, а перечень вопросов, которые планируют рассмотреть на таком заседании, сообщает членам комитета до начала его заседания секретарь комитета.

Решения по вопросам, рассматриваемым на заседаниях тендерного комитета, принимают простым большинством голосов. В случае равного распределения голосов голос председателя комитета является решающим. Оформляют решение тендерного комитета протоколом. Этот протокол должны подписать все члены комитета, присутствовавшие на его заседании. Как и в решениях конкурсного комитета, в решении тендерного комитета должны быть отражены результаты поименного голосования членов комитета, присутствовавших на заседании, по каждому вопросу, который выносился на голосование. А если член тендерного комитета отказывается подписывать протокол, то он должен указать в этом протоколе обоснование причин своего отказа от подписания.

Не лишним будет заметить: обоснование в протоколе причин голосования члена комитета «против» того или другого решения или же воздержания от голосования законодательство не содержит. Вместе с тем независимо от результатов голосования присутствующие на заседании члены комитета, как мы отметили выше, должны подписать протокол (или обосновать причины отказа от подписания).

Первый протокол тендерного комитета

Работой как конкурсного комитета, так и тендерного руководит председатель, которого назначает заказчик. Именно председатель должен организовать работу тендерного комитета.

Следует обратить внимание: председатель тендерного комитета должен назначить заместителя (заместителей) председателя и секретаря комитета из числа членов комитета, а также определить функции каждого члена тендерного комитета. Примерным положением предусмотрено, что решения председателя комитета по назначению заместителя (заместителей) председателя и секретаря комитета, определению функций каждого члена комитета и решению других вопросов заносятся в протокол заседания комитета.

Учитывая указанное, в первом протоколе, составленном на заседании тендерного комитета, следует:

— оформить решение председателя комитета о назначении своего заместителя (заместителей) и секретаря комитета;

— определить их функции, а также функции каждого из назначенных руководителем членов комитета.

Имейте в виду: председатель тендерного комитета несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет функций, а члены комитета несут ответственность за те решения, по которым они голосуют «за».

Первый документ тендерного комитета

Очевидно, все закупщики знают, что каждую процедуру закупки предварительно необходимо спланировать в годовом плане закупок.

Так, планировать закупки, а также составлять и утверждать годовой план закупок должен тендерный комитет заказчика.

Поэтому, если заказчику необходимо объявить проведение новой публичной электронной закупки в соответствии с Законом № 922, эта закупка должна быть в первую очередь спланирована и отражена в годовом плане, составленном в соответствии с Законом № 922 и утвержденном тендерным комитетом (или же уполномоченным лицом). При этом такой годовой план закупок заполняет секретарь тендерного комитета по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития от 22.03.2016 г. № 490, в электронной системе закупок. Далее заполненная электронная форма годового плана скрепляется электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП) секретаря тендерного комитета. При этом в срок 5 календарных дней со дня утверждения нового годового плана закупок он должен быть обнародован в электронной системе закупок.

Кто же должен получить ЭЦП? На кого из членов тендерного комитета его оформить (секретаря или кого-либо другого)?

Отвечаем: получить ЭЦП следует секретарю тендерного комитета. Также можно еще получить председателю и еще одному члену комитета (в случае, если секретарь заболеет или будет находится в отпуске).

Наряду с этим уже сейчас заказчики интересуются, нужно ли протоколы тендерного комитета размещать в электронной системе закупок?

В электронной системе закупок заказчики размещают только протокол рассмотрения предложений, который заполняет секретарь тендерного комитета в системе по форме, утвержденной указанным выше приказом Минэкономразвития № 490. Кроме того, протокол рассмотрения в произвольной форме советуем оформлять тендерному комитету в бумажном варианте, чтобы показать, что решение принято коллегиально тендерным комитетом путем голосования.

При этом другие протоколы (раскрытия, оценки) формируются электронной системой закупок автоматически.

Справка. Ответственность за полноту и достоверность информации, обнародуемой на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок для общего доступа, несут в соответствии с Законом № 922 председатель и секретарь тендерного комитета.

Назначаем «тендерить» уполномоченное лицо

Уполномоченное лицо осуществляет деятельность на основании решения (приказа) заказчика или трудового договора (контракта) в соответствии с нормами трудового законодательства.

Если заказчик заключает трудовой договор с уполномоченным лицом, то такой договор может заключаться на установленный или неопределенный срок по согласованию заказчика и уполномоченного лица (лиц) или на время организации и проведения процедур (процедуры) закупок.

Как и председатель тендерного комитета, уполномоченное лицо (лица) может также иметь право на подписание договоров о закупке, если такие полномочия предоставит ему заказчик и оформит их согласно действующему законодательству.

Справка. Заказчик не может определить уполномоченными лицами должностных лиц и представителей участников, членов их семей, а также народных депутатов Украины, депутатов Верховной Рады АРК и депутатов городского, районного в городе, районного, областного совета.

Заметим: заказчик имеет право определить одного, двух или более уполномоченных лиц в зависимости от того, сколько процедур публичных закупок ему необходимо провести. В случае же определения двоих и более уполномоченных лиц заказчик может принять решение о создании соответствующего отдельного структурного подразделения и определить руководителя, организующего работу такого подразделения.

В случае же, если заказчик определяет одно уполномоченное лицо, следует определить также лицо, которое будет исполнять обязанности уполномоченного лица в случае его отсутствия (например, при нахождении на больничном, в командировке, отпуске).

Требования к уполномоченному лицу

В соответствии с Примерным положением уполномоченное лицо (лица) должно иметь:

— высшее образование;

— не менее двух лет опыта работы в сфере закупок;

— надлежащий объем знаний действующего законодательства в сфере публичных закупок и практику его применения.

При этом в зависимости от объемов и предмета закупки уполномоченному лицу (лицам) целесообразно ориентироваться в одном или нескольких таких вопросах:

— в основах современного маркетинга, конъюнктуре рынков товаров, работ и услуг и факторах, влияющих на ее формирование, а также источниках информации о рыночной конъюнктуре;

— в действующих стандартах и технических условиях товаров, работ и услуг, закупаемых заказчиком;

— в видах, существенных условиях и особенностях заключения договоров о закупке товаров, работ и услуг и т. п.

Принципы деятельности уполномоченного лица

Как предусмотрено Примерным положением, при выполнении своих функций уполномоченное лицо (лица) должно руководствоваться такими принципами, как:

— добросовестная конкуренция среди участников;

— максимальная экономия и эффективность;

— открытость и прозрачность на всех стадиях закупки;

— недискриминация участников;

— объективная и непредвзятая оценка тендерных предложений;

— предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений.

Как видим, указанные принципы аналогичны принципам осуществления закупок, предусмотренным в ч. 1 ст. 3 Закона № 922.

Функции уполномоченного лица (лиц) являются такими же, как и тендерного комитета, однако имеют некоторые отличия в силу принципов деятельности такого уполномоченного лица (лиц).

Так, уполномоченное лицо представляет интересы заказчика по вопросам, связанным с осуществлением закупок, в частности в ходе проверок и контрольных мероприятий, рассмотрения жалоб и судебных дел; предоставляет в установленный срок необходимые документы и соответствующие объяснения; анализирует выполнение договоров, заключенных в соответствии с Законом № 922.

При этом уполномоченное лицо осуществляет и другие действия, предусмотренные этим Законом, трудовым договором (контрактом) или распорядительным решением заказчика.

К обязанностям уполномоченного лица (лиц) относится организация и проведение процедур закупок, обеспечение равных условий для всех участников процедур закупок, законное определение победителей процедур закупок.

При этом уполномоченное лицо (лица) имеет право:

— участвовать в планировании расходов и определении потребности в товарах, работах и услугах, которые будут закупаться;

— инициировать создание рабочих групп из числа служебных (должностных) и других лиц структурных подразделений заказчика с целью составления технических требований к предмету закупки, оценки поданных тендерных предложений, подготовки проектов договоров и т. п.;

— принимать решения, согласовывать проекты документов, в частности договора о закупке с целью обеспечения его соответствия условиям процедуры закупки, и подписывать в пределах своей компетенции соответствующие документы;

— требовать и получать от служебных лиц и подразделений заказчика информацию и документы, необходимые для выполнения задач (функций), связанных с организацией и проведением процедур закупок;

— участвовать в проведении совещаний, собраний по вопросам, связанным с функциональными обязанностями уполномоченного лица (лиц);

— предоставлять разъяснения и консультации структурным подразделениям заказчика в пределах своих полномочий по вопросам, относящимся к компетенции уполномоченного лица (лиц);

— осуществлять другие действия, предусмотренные Законом № 922.

Следует отметить, что уполномоченное лицо составляет документы при принятии определенных решений такие же, как и тендерный комитет.

Справка. Заказчик оплачивает труд уполномоченного лица (лиц) на основании законов и других нормативно-правовых актов Украины, генерального, отраслевых, региональных соглашений, коллективных договоров. При этом размер заработной платы уполномоченного лица (лиц) определяют в трудовом договоре (контракте) в соответствии с требованиями законодательства.

Ответственность тендерного комитета и уполномоченных лиц

За нарушение требований, установленных Законом № 922 и нормативно-правовыми актами, разработанными в соответствии с данным Законом, члены тендерного комитета заказчика и уполномоченное лицо (лица) несут ответственность согласно законам Украины.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона № 922 за нарушение требований, установленных данным Законом в части принятых решений, выбора и применения процедур закупки, ответственность несут члены тендерного комитета или уполномоченное лицо (лица) персонально.

Заметим, что в Заключительных и переходных положениях Закона № 922 изложена в новой редакции ст. 16414 КУоАП. Кстати, размер ответственности за нарушение законодательства о закупках остался таким же: начинается от 11900 грн. При этом перечень составов правонарушений, предусмотренный в ч. 1 ст. 16414 КупАП, в настоящее время является исчерпывающим. Субъектами правонарушений являются служебные (должностные) лица заказчика и уполномоченные лица, проводящие публичные закупки для заказчика.

Справка. КУоАП. Статья 16414. Нарушение законодательства о закупках

Осуществление закупки товаров, работ и услуг без применения определенных законодательством процедур закупок; оценка предложений конкурсных торгов (квалификационных предложений), тендерных предложений не по критериям и методике оценки для определения наилучшего предложения конкурсных торгов (квалификационного предложения), тендерного предложения, которое содержится в документации конкурсных торгов (квалификационной документации), тендерной документации; заключение с участником, ставшим победителем торгов, договора о закупке по ценам и объемам, которые не отвечают требованиям документации конкурсных торгов (квалификационной документации), тендерной документации; необнародование или нарушение порядка обнародования информации о закупках согласно требованиям законодательства; непредоставление информации, документов и материалов в случаях, предусмотренных законом, —

влекут за собой наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц от 700 до 1000 ннмдг.

Те же действия, совершенные повторно на протяжении года после наложения административного взыскания за одно из правонарушений, указанных в части первой настоящей статьи, —

влекут за собой наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц от 1000 до 1500 ннмдг.

Нормативные документы

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 922 Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

Закон № 1197 Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 20.04.2014 г. № 1197-VII.

Примерное положение — Примерное положение о тендерном комитете или уполномоченном лице (лицах), утвержденное приказом Минэкономразвития от 30.03.2016 г. № 557.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить