Отвечать на поставленные вопросы следует с анализа требований действующего законодательства, касающихся полномочий соответствующих местных советов на осуществление расходов из местного бюджета.
Так, ст. 91 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) содержит исчерпывающий перечень расходов местных бюджетов, которые могут осуществляться из всех местных бюджетов, в частности, расходы на местные программы развития жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства населенных пунктов, а также на другие программы, связанные с выполнением собственных полномочий, утвержденные соответствующим местным советом согласно закону.
К собственным (самоуправляющимся) полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся полномочия по управлению объектами жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи, находящимися в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, обеспечению их надлежащего содержания и эффективной эксплуатации, необходимого уровня и качества услуг населению. Это зафиксировано в ст. 30 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.
В соответствии с п.п. 3 п. 5 ст. 22 БКУ главный распорядитель бюджетных средств принимает решение относительно делегирования полномочий на выполнение бюджетной программы распорядителями бюджетных средств нижестоящего уровня и/или получателями бюджетных средств, распределяет и доводит до них в установленном порядке объемы бюджетных ассигнований.
Также распорядитель бюджетных средств может уполномочить получателя бюджетных средств на выполнение мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, и предоставить ему средства бюджета (на безвозвратной или возвратной основе) в пределах соответствующих бюджетных ассигнований.
Получатель бюджетных средств в свою очередь использует такие средства на основании плана использования бюджетных средств, который содержит распределение бюджетных ассигнований, утвержденных в смете этого распорядителя бюджетных средств.
Учитывая упомянутое выше, сельский совет имеет право выделить средства коммунальному предприятию на осуществление геодезической съемки в рамках выполнения, например, существующей программы развития жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства села или программы повышения эффективности работы данного предприятия. В случае же отсутствия соответствующей программы ее следует утвердить и предусмотреть необходимые средства на ее реализацию.
Средства на такие цели следует запланировать по КВКР 100202 «Водопроводно-канализационное хозяйство» или по КВКР 100302 «Комбинаты коммунальных предприятий, районные производственные объединения и другие предприятия, учреждения и организации жилищно-коммунального хозяйства» и КЭКР 2610 «Субсидии и текущие трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)».
Относительно необходимости заключения трехстороннего договора на осуществление геодезической съемки между сельским советом, коммунальным предприятием и непосредственно исполнителем работ с целью осуществления контроля за использованием бюджетных средств со стороны поселкового совета отметим следующее.
Безусловно, сельский совет как главный распорядитель бюджетных средств в соответствии с п. 9 ст. 22 БКУ обязан осуществлять внутренний контроль за полнотой поступлений, взятием бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств нижестоящего уровня и получателями бюджетных средств и расходованием ими таких средств.
Однако действующим законодательством не предусмотрена обязательность заключения трехстороннего договора с целью осуществления контроля за использованием бюджетных средств.
Такой контроль можно осуществить путем проверки заключенного договора между коммунальным предприятием и непосредственно исполнителем работ на предмет включения в него всех необходимых условий, предусмотренных Хозяйственным кодексом Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.
В дальнейшем можно проконтролировать само выполнение работ по геодезической съемке и составлению необходимой документации после ее окончания.
Также напомним, что пристальный контроль за расходованием бюджетных средств будет осуществляться со стороны Госказначейской службы на этапах регистрации обязательств и осуществления коммунальным предприятием оплаты за выполненную геодезическую съемку.