Департаментом заработной платы и условий труда Министерства социальной политики рассмотрено письмо о выплате государственному служащему материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов и в пределах компетенции сообщается.
С 1 мая 2016 года вопросы оплаты труда, поощрений и социальных гарантий государственных служащих регулируются Законом Украины «О государственной службе» (далее — Закон) и нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины, разработанными в его исполнение.
Согласно статье 54 Закона государственным служащим может предоставляться материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов в порядке и размере, определенных Кабинетом Министров Украины.
Порядок предоставления государственным служащим материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов (далее — Порядок) утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 08.08.2016 г. № 500.
В соответствии с этим Порядком материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов может предоставляться государственным служащим на основании их личного заявления один раз в год в размере среднемесячной заработной платы.
Возможность выплаты материальной помощи в иных размерах (больше или меньше среднемесячной заработной платы работника) Порядком не предусмотрена.
Решение о предоставлении материальной помощи государственным служащим принимается руководителем государственной службы в государственном органе в пределах утвержденного фонда оплаты труда.
Поскольку материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов не является обязательной выплатой, то она может быть выплачена государственному служащему по решению руководителя государственной службы в государственном органе лишь при наличии средств фонда оплаты труда на ее выплату в размере среднемесячной заработной платы либо не выплачиваться вообще.
Заместитель директора Департамента — начальник отдела А. Литвин
Комментарий редакции
«Социально-бытовая» помощь госслужащим: если предоставлять — только среднемесячный размер зарплаты
В комментируемом письме Минсоцполитики ответило на запрос нашей редакции о том, можно ли предоставить госслужащему материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов в размере меньшем, нежели его среднемесячный заработок. Вопрос возник в связи с тем, что такая матпомощь и после 1 мая 2016 года для госслужащих не является обязательной выплатой.
Далее представим текст нашего запроса:
«В сентябре 2016 года госслужащий обратился с заявлением предоставить ему материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов. На дату обращения в государственном органе недостаточно средств на выплату работнику такой помощи в размере его среднемесячной зарплаты.
Можем ли мы предоставить ему один раз в год материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов в размере меньшем, нежели его среднемесячная заработная плата?»
Вполне ожидаемо то, что предоставленный в комментируемом письме ответ специалистов трудооплатного ведомства основывается строго на нормах Порядка предоставления государственным служащим материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов, утвержденного постановлением КМУ от 08.08.2016 г. № 500 (далее — Порядок № 500, документ и комментарий редакции к нему см. в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 32, с. 3). Она полностью совпадает с нашими выводами, которые тогда были озвучены: новый Порядок № 500 отныне четко определяет — если принято решение о предоставлении такой помощи госслужащему, то только один раз в год и строго в размере его среднемесячной зарплаты. Это существовавшие ранее условия оплаты труда госслужащих (действовавшие до 01.05.2016 г.) устанавливали такой размер «бытовой» помощи как максимальный.
С 01.05.2016 г. вопросы оплаты труда, поощрений и предоставления социальных гарантий для госслужащих регулируются Законом Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VІІ (далее — Закон № 889) и нормативно-правовыми актами Кабмина, разработанными в его исполнение.
Согласно ч. 2 ст. 54 Закона № 889 государственным служащим может предоставляться материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов. Порядок предоставления и размер такой помощи определяются Кабмином.
Какие условия и размер для «соцбытовой» помощи госслужащим определило Правительство в Порядке № 500, который вступил в силу с 16.08.2016 г.?
Во-первых, это возможность предоставления такой помощи госслужащему на основании его личного заявления один раз в год в размере среднемесячной зарплаты. Значит, претендовать на несколько выплат матпомощи в год госслужащий не может. Также нет возможности предоставить помощь в иных размерах (больше или меньше среднемесячной зарплаты работника). Нормами Порядка № 500 это не предусмотрено.
Во-вторых, решение о предоставлении материальной помощи государственным служащим принимает руководитель государственной службы в государственном органе в пределах утвержденного фонда оплаты труда.
Как видим, помощь для решения социально-бытовых вопросов осталась необязательной выплатой для госслужащих. Если средств на ее выплату недостаточно, значит нет и возможности ее начислять и выплачивать.
Таким образом, если фонд оплаты труда не позволяет выплатить работнику такую материальную помощь в размере его среднемесячного заработка, то ее вообще не предоставляют. Следовательно, именно руководитель вправе принять решение о выплате (предоставлении) такой помощи работникам, предварительно оценив возможности утвержденного фонда оплаты труда.
В комментируемом письме Минсоцполитики выносит свой вердикт только в отношении двух возможных вариантов по поводу «социально-бытовой» помощи госслужащим как выплаты необязательного характера:
1) может быть выплачена по решению руководителя госслужбы в госоргане только при наличии средств фонда оплаты труда на ее выплату в размере среднемесячной зарплаты работника
ЛИБО
2) не выплачивается вообще.
Людмила ТРОХИМЕНКО, эксперт по вопросам оплаты труда