Об осуществлении закупок

В избранном В избранное
Печать
Бюджетная бухгалтерия Октябрь, 2016/№ 40
Письмо от 14.09.2016 г. № 3302-06/29640-06

Министерство экономического развития и торговли Украины в связи с введением в действие Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII с 1 августа 2016 года для всех заказчиков и на многочисленные обращения по поводу осуществления закупок сообщает.

Закон Украины «О публичных закупках» (далее — Закон) устанавливает правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства и территориальной громады.

Данный Закон применяется: к заказчикам, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тысяч гривень, а работ — 1,5 миллиона гривень; к заказчикам, осуществляющим деятельность в отдельных сферах хозяйствования, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 1 миллион гривень, а работ — 5 миллионов гривень.

Согласно части первой статьи 4 Закона закупка осуществляется в соответствии с годовым планом, ответственным за составление и утверждение которого согласно части третьей статьи 11 Закона является тендерный комитет или уполномоченное лицо (лица), которое образуется/определяется заказчиком для организации и проведения процедур закупок и планирует проведение процедур закупок.

Форма годового плана закупок утверждена приказом Минэкономразвития от 22.03.2016 г. № 490 «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок» (далее — Форма).

Учитывая изложенное, планирование и проведение процедур закупок относится исключительно к полномочиям тендерного комитета или уполномоченного лица (лиц).

О проведении процедур закупок на следующий год

Законом не установлена обязанность заказчика составлять и утверждать годовой план закупок на основании сметы (временной сметы), финансового плана (плана ассигнований, плана использования бюджетных средств).

При определении ожидаемой стоимости закупки при составлении годового плана закупок заказчики могут исходить из плановых стоимостных показателей, которые могут рассчитываться, в частности, исходя из потребности в соответствующих товарах, работах и услугах в прошлые годы с учетом экономических факторов, влияющих на ценообразование на рынках соответствующих товаров, работ и услуг и т. п.

Вместе с тем отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов, отчетности об их исполнении и контроля за соблюдением бюджетного законодательства, регулируются Бюджетным кодексом Украины ( статья 1 Бюджетного кодекса Украины).

Статьей 41 Бюджетного кодекса Украины определены особенности формирования поступлений бюджета и осуществления расходов бюджета в случае несвоевременного вступления в силу Закона о Государственном бюджете Украины.

При этом постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 г. № 228 утвержден Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений (с изменениями) (далее — Порядок).

Наряду с этим согласно части второй статьи 75 Хозяйственного кодекса Украины финансовый план является основным плановым документом государственного коммерческого предприятия, в соответствии с которым предприятие получает доходы и осуществляет расходы, определяет объем и направления средств для выполнения своих функций в течение года согласно учредительным документам. Финансовый план подлежит утверждению до 1 сентября года, который предшествует плановому, если иное не предусмотрено законом.

Порядок составления, утверждения и контроля выполнения финансового плана субъекта хозяйствования государственного сектора экономики утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 02.03.2015 г. № 205 (с изменениями).

Таким образом, учитывая, что Закон не содержит ограничений по поводу организации процедур закупок до вступления в силу Закона о Государственном бюджете Украины, утверждения сметы, плана использования бюджетных средств, финансового плана, заказчик для обеспечения неотложных нужд в товарах, работах и услугах в следующем году может в конце текущего года (либо в начале следующего года) начать процедуру закупки по соответствующему предмету закупки, руководствуясь его ожидаемой стоимостью при условии, что в проекте договора о закупке и в договоре о закупке будет предусмотрен соответствующий порядок возникновения договорных обязательств в зависимости от реального финансирования.

В то же время при заключении договора распорядителю (получателю) бюджетных средств необходимо обязательно учитывать часть первую статьи 23 Бюджетного кодекса Украины, поскольку согласно части четвертой статьи 48 Бюджетного кодекса Украины обязательства, взятые участником бюджетного процесса без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных этим Кодексом и Законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), не считаются бюджетными обязательствами (кроме расходов, осуществляемых согласно части шестой этой статьи) и не подлежат оплате за счет бюджетных средств.

При этом существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 36 Закона.

Об осуществлении закупок в соответствии с временной и постоянной сметами

Пунктом 45 Порядка определено, что в случае когда бюджетная роспись на следующий год не утверждена в установленный законодательством срок, в обязательном порядке составляется временная роспись бюджета на соответствующий период.

При составлении на следующий год росписей соответствующих бюджетов, смет, планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета и планов специального фонда, планов использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателей) и помесячных планов использования бюджетных средств учитываются объемы осуществленных расходов и предоставленных кредитов из бюджета согласно временным росписям соответствующих бюджетов и временным сметам, временным планам использования бюджетных средств и временным помесячным планам использования бюджетных средств. На сумму собственных поступлений и соответствующих расходов, которые осуществлены в соответствии с временными сметами и не запланированы в росписи, оформляется справка об изменениях к смете в части специального фонда.

Принимая во внимание изложенное и учитывая, что планирование закупок осуществляется заказчиком самостоятельно, в случае, если заказчиком были осуществлены закупки согласно временной смете, после утверждения и доведения сметы на год (если заказчиком является распорядитель бюджетных средств) избрание и проведение процедур закупок осуществляется без учета объемов закупок, осуществленных согласно временной смете, руководствуясь стоимостными пределами, определенными в части первой статьи 2 Закона.

При этом в случае осуществления закупки с учетом плановой потребности в товарах, работах и услугах на год при наличии временной индивидуальной сметы (временного индивидуального плана использования бюджетных средств) заказчик в договорах о закупке может указать сумму договора в соответствии с ценой тендерного предложения, которая признана наиболее экономически выгодной по результатам аукциона или ценой предложения на переговорах (при применении переговорной процедуры), и взять обязательство по оплате части предмета закупки в пределах доведенной суммы, предусмотрев условие об оплате остатка предмета закупки исключительно при наличии средств согласно постоянной смете (плану использования бюджетных средств).

В то же время информируем, что согласно Положению о Государственной казначейской службе Украины, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 15.04.2015 г. № 215, Казначейство в соответствии с возложенными задачами предоставляет консультационную помощь участникам бюджетного процесса по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства Украины.

Об осуществлении закупок, которые заказчик объективно не мог предусмотреть в начале года или на момент осуществления первичной закупки

В соответствии с частью седьмой статьи 2 Закона запрещается приобретение товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных этим Законом, и заключение договоров, предусматривающих оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных этим Законом. Заказчик не имеет права делить предмет закупки на части с целью избежания проведения процедуры открытых торгов или применения этого Закона.

Таким образом, закупка товаров, работ и услуг осуществляется заказчиком с соблюдением требований Закона, руководствуясь стоимостными пределами, установленными в части первой статьи 2 Закона.

Вместе с тем частью первой статьи 4 Закона предусмотрена возможность внесения изменений в годовой план закупок / приложение к годовому плану. При этом форма внесения изменений в годовой план закупок / приложение к годовому плану, периодичность и характер таких изменений (изменение ожидаемой стоимости закупки, предмета закупки, ориентировочного начала процедуры закупки и т. п.) законодательством не определены и не ограничены. Поэтому заказчик может периодически вносить изменения в годовой план закупок / приложение к годовому плану в соответствии с имеющимся финансированием, потребностью в товарах, работах, услугах и т. п., до осуществления соответствующей закупки.

Таким образом, учитывая, что Законом установлен порядок приобретения товаров, работ и услуг, осуществление закупок заказчиком в случае: 1) возникновения дополнительной потребности в товарах, работах или услугах, которую заказчик не мог предусмотреть; 2) выделения дополнительных средств; 3) перераспределения средств, сэкономленных в результате проведения процедур закупок; 4) наличия средств, сэкономленных в случае изменения цены договора в сторону уменьшения в случаях, определенных в части четвертой статьи 36 Закона; 5) расторжения договора о закупке и необходимости осуществления новой закупки; 6) иных подобных случаях, возможно после совершения заказчиком действий, предусмотренных частью первой статьи 4 Закона, т. е. внесения изменений в годовой план закупок / приложение к годовому плану, руководствуясь стоимостными пределами, установленными в части первой статьи 2 Закона, поскольку, исходя из содержания пункта 18 части первой статьи 1 Закона и с учетом Бюджетного кодекса Украины (если заказчиком является распорядитель бюджетных средств или получатель бюджетных средств), такой предмет закупки в указанных выше случаях будет считаться новым предметом договора.

Вместе с тем при осуществлении закупок без проведения процедур закупок, предусмотренных частью первой статьи 12 Закона, товаров, работ и услуг, стоимость которых не превышает пределы, установленные частью первой статьи 2 Закона, заказчик руководствуется положениями Гражданского кодекса Украины и Хозяйственного кодекса Украины, а также Бюджетного кодекса Украины (если заказчиком является распорядитель бюджетных средств или получатель бюджетных средств), без учета осуществленных закупок по тому же предмету в текущем году, по которым заключены соответствующие договоры.

При этом осуществление закупок в указанных выше случаях должно быть обоснованным и документально подтвержденным.

В то же время при осуществлении закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых меньше стоимости, установленной в абзацах втором и третьем части первой статьи 2 Закона, заказчики должны соблюдать принципы осуществления публичных закупок, установленные данным Законом, и могут использовать электронную систему закупок с целью отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуги (услуг) и исполнителя работ для заключения договора (абзац четвертый части первой статьи 2 Закона).

Таким образом, Законом предусмотрено право заказчиков использовать электронную систему закупок в указанном случае.

При этом порядок осуществления допороговых закупок утвержден приказом ГП «Внешторгиздат Украины» (приказом Минэкономразвития от 26.07.2016 г. № 1220 переименовано в Государственное предприятие «ПРОЗОРРО») от 13.04.2016 г. № 35.

Учитывая изложенное, заказчик самостоятельно принимает решение об использовании электронной системы закупок при осуществлении закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых меньше стоимости, установленной в абзацах втором и третьем части первой статьи 2 Закона.

Наряду с этим указываем, что письма министерств не устанавливают норм права, носят исключительно рекомендательный и информативный характер.

Директор Департамента регулирования государственных закупок А. Стародубцев

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить