Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Порядка формирования на конкурсной основе кадрового состава художественного и артистического персонала государственных и коммунальных заведений культуры

Министерство культуры Украины
Приказ от 01.07.2016 г. № 497
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 25.07.2016 г. под № 1029/29159
(извлечение)

Согласно части второй статьи 21 Закона Украины «О культуре», Положению о Министерстве культуры Украины, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 03 сентября 2014 года № 495, приказываю:

1. Утвердить Порядок формирования на конкурсной основе кадрового состава художественного и артистического персонала государственных и коммунальных заведений культуры (прилагается).

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства культуры Украины от 06 сентября 2013 года № 851 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение вакантных должностей художественного и артистического персонала заведений культуры», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 26 сентября 2013 года под № 1663/24195;

приказ Министерства культуры Украины от 17 ноября 2014 года № 991 «О внесении изменений в Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей художественного и артистического персонала заведений культуры», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 01 декабря 2014 года под № 1530/26307.

<…>

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

<…>

Министр Е. Нищук

<…>

Утвержден приказом Министерства культуры Украины от 01.07.2016 г. № 497

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 25.07.2016 г. под № 1029/29159

Порядок формирования на конкурсной основе кадрового состава художественного и артистического персонала государственных и коммунальных заведений культуры

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет организационные принципы проведения конкурса на замещение должностей художественного и артистического персонала (далее — конкурс) заведений культуры государственной и коммунальной форм собственности (далее — заведение культуры).

2. В настоящем Порядке термины употребляются в следующих значениях:

кадровый состав художественного и артистического персонала — перечень должностей, замещение которых осуществляется на конкурсной основе;

конкурс — процедура замещения должностей художественного и артистического персонала в заведениях культуры.

В настоящем Порядке термин «конфликт интересов» употребляется в значениях, приведенных в Законе Украины «О предотвращении коррупции».

3. Перечень должностей художественного и артистического персонала государственных и коммунальных заведений культуры, замещение которых осуществляется на конкурсной основе, приведен в приложении к настоящему Порядку.

4. Основанием для проведения конкурса является приказ руководителя заведения культуры.

5. Срок подачи заявлений и приложенных к ним документов для участия в конкурсе не может составлять меньше 14 и больше 30 календарных дней со дня обнародования информации о проведении конкурса.

С работниками художественного и артистического персонала, состоящими с государственными и коммунальными заведениями культуры в трудовых отношениях на основании бессрочного трудового договора, в течение одного года со дня вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по внедрению контрактной формы работы в сфере культуры и конкурсной процедуры назначения руководителей государственных и коммунальных заведений культуры» заключается контракт без проведения конкурса на срок от одного до трех лет.

6. Продолжительность конкурса не может превышать 30 календарных дней. Началом конкурса считается дата, на которую назначено заседание конкурсной комиссии по рассмотрению заявлений претендентов и приложенных к ним документов.

7. Конкурс не объявляется на должности, сохраненные за лицами, находящимися в отпуске для ухода за ребенком согласно действующему законодательству.

8. Вне конкурса принимаются работники согласно заключенным трудовым договорам для выполнения работы по совместительству.

II. Конкурсная комиссия

1. Конкурсная комиссия — коллегиальный орган, который создается в соответствии с приказом руководителя заведения культуры для проведения конкурса с целью определения его победителя.

2. Конкурсная комиссия в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, в том числе настоящим Порядком, и решениями, принимаемыми непосредственно конкурсной комиссией.

3. Основными принципами деятельности конкурсной комиссии являются:

законность;

коллегиальность принятия решений;

обоснованность принятых решений;

равенство всех претендентов;

профессиональность ее членов;

прозрачность, объективность, непредвзятость.

4. Конкурсная комиссия создается в составе председателя конкурсной комиссии (далее — Председатель), заместителя Председателя, его членов и ответственного секретаря.

5. Конкурсная комиссия создается в количестве не менее пяти человек.

Ответственный секретарь назначается из работников заведения культуры и участвует в работе конкурсной комиссии без права голоса.

6. В состав конкурсной комиссии могут привлекаться как представители заведения культуры, в котором проводится конкурс, так и представители органа управления, творческих союзов и других общественных организаций, высших учебных заведений культуры и искусства, художественных, наблюдательных и других советов, специалисты в сфере культуры (с согласия).

В состав конкурсной комиссии обязательно входит представитель профсоюзной организации, а при его отсутствии — представитель трудового коллектива.

Численность представителей заведения культуры, в котором проводится конкурс, не должна превышать 1/3 количества членов конкурсной комиссии.

Члены конкурсной комиссии осуществляют свои полномочия на общественных началах.

Руководитель заведения культуры согласно абзацу четвертому части второй статьи 21 Закона Украины «О культуре» может участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности художественного руководителя в соответствующем заведении. В таком случае руководитель заведения культуры не может быть членом конкурсной комиссии.

7. Персональный состав конкурсной комиссии и изменения к нему (при необходимости) утверждаются приказом руководителя заведения культуры, проводящего конкурс.

8. Организационной формой работы конкурсной комиссии являются заседания, которые считаются правомочными при условии участия в них не менее 2/3 состава конкурсной комиссии.

9. Возглавляет и организует работу конкурсной комиссии Председатель. В случае временного отсутствия Председателя его функции исполняет заместитель.

10. Председатель в рамках возложенных на него полномочий:

созывает заседание конкурсной комиссии и согласовывает повестку дня;

председательствует на заседаниях конкурсной комиссии;

при необходимости определяет список приглашенных для участия в заседаниях конкурсной комиссии;

организует подготовку материалов для подачи на рассмотрение конкурсной комиссии;

представляет конкурсную комиссию в отношениях с предприятиями, учреждениями и организациями.

11. Ответственный секретарь обеспечивает выполнение поручений Председателя и отвечает за подготовку материалов для рассмотрения конкурсной комиссией, правильность ведения и оформления протоколов заседаний конкурсной комиссии.

Ответственный секретарь обязан сообщить всем членам конкурсной комиссии о запланированных заседаниях за три дня до даты их проведения.

12. Конкурсная комиссия:

составляет информационное сообщение о проведении конкурса и обеспечивает обнародование объявления о проведении конкурса;

принимает заявления и другие определенные в пункте 4 раздела III настоящего Порядка документы от претендентов на участие в конкурсе;

рассматривает заявления претендентов об участии в конкурсе и приложенные к ним документы и принимает решение о соответствии этих документов условиям участия в конкурсе;

принимает решение о допуске претендентов к участию в конкурсе;

обеспечивает открытость при проведении конкурса (привлекает средства массовой информации к освещению процедуры проведения конкурса);

проводит конкурсный отбор;

определяет победителей по результатам проведенного конкурса и объявляет результаты конкурса.

13. Конкурсная комиссия имеет право приглашать при необходимости на свои заседания как представителей заведения культуры, в котором проводится конкурс, так и представителей органа управления, творческих союзов и других общественных организаций, высших учебных заведений культуры и искусства, художественных, наблюдательных и других советов, специалистов в сфере культуры (с согласия) с правом совещательного голоса.

14. Конкурсная комиссия обязана:

осуществлять свою деятельность, придерживаясь требований законодательства Украины;

обеспечивать равные условия для всех участников конкурса;

предотвращать конфликт интересов.

15. Члены конкурсной комиссии обязаны:

участвовать в заседаниях конкурсной комиссии;

выполнять поручения Председателя;

быть непредвзятыми и объективными при осуществлении оценивания участников конкурса.

16. Члены конкурсной комиссии имеют право:

знакомиться с материалами, относящимися к компетенции конкурсной комиссии;

выражать, в том числе в письменном виде, отдельное мнение в отношении решений, принятых на заседании конкурсной комиссии;

вносить предложения в повестку дня заседания конкурсной комиссии и участвовать в их обсуждении.

17. Каждый член конкурсной комиссии обязан не допускать конфликта интересов при проведении конкурса.

Перед началом рассмотрения документов на конкурсной комиссии, поданных претендентами на участие в конкурсе, когда имеет место конфликт интересов, член конкурсной комиссии обязан сообщить об этом и объяснить суть конфликта интересов.

Член конкурсной комиссии, в отношении которого имеются основания считать, что он имеет конфликт интересов по обсуждаемому вопросу, участия в обсуждении и голосовании не принимает.

III. Подготовка к проведению конкурса

1. Проведение конкурса предусматривает:

принятие решения об объявлении конкурса;

обнародование решения об объявлении конкурса;

принятие документов от лиц, желающих принять участие в конкурсе;

рассмотрение поданных претендентами документов на соответствие требованиям, установленным настоящим Порядком;

проведение конкурсного отбора;

определение результатов конкурса и победителя конкурса;

обнародование результатов конкурса.

2. Объявление о проведении конкурса обнародуется:

на сайте заведения культуры и/или в средствах массовой информации;

на официальном веб-сайте Минкультуры по обращению заведения культуры, проводящего конкурс.

3. В объявлении указываются:

наименование и местонахождение заведения культуры, объявляющего конкурс;

названия должностей, на которые объявляется конкурс;

квалификационные требования к претендентам;

адрес, по которому подаются документы на конкурс;

конечный срок приема документов от претендентов на участие в конкурсе;

перечень документов, определенных пунктом 4 настоящего раздела, которые подаются претендентами для участия в конкурсе, и требования по их оформлению;

дата и место проведения конкурса;

контактные телефоны, факсы и адреса электронной почты для справок по вопросам проведения конкурса.

4. Претенденты, желающие принять участие в конкурсе, подают в конкурсную комиссию заведения культуры, проводящего конкурс, заявление об участии в конкурсе в произвольной форме.

К заявлению прилагаются следующие документы:

личный листок по учету кадров с вклеенной фотокарточкой;

копия документа, удостоверяющего личность;

копия трудовой книжки (при наличии);

копия документа об образовании по соответствующей специальности;

творческое резюме, портфолио (для актеров, артистов театра, кино).

В конкурсе могут принимать участие работники, работающие в заведении культуры, в котором проводится конкурс. Работники, состоящие с заведением культуры в трудовых отношениях и участвующие в конкурсе, подают в конкурсную комиссию только заявление об участии в конкурсе.

5. Претенденты на участие в конкурсе имеют право подавать другую дополнительную информацию.

6. Запрещается требовать сведения и документы, подача которых не предусмотрена пунктом 4 настоящего раздела.

7. Документы принимаются ответственным секретарем конкурсной комиссии в срок, определенный в объявлении о проведении конкурса. Вся документация подлежит обязательной регистрации.

8. Содержание заявления и других документов, поданных претендентами, не разглашается до начала заседания конкурсной комиссии, на котором проводится их рассмотрение.

9. Претендент имеет право отзывать свое заявление и документы до конечного срока их приема, уведомив об этом в письменном виде Председателя.

IV. Порядок проведения конкурса

1. Участники конкурса извещаются конкурсной комиссией о дате, времени и месте проведения конкурса не позднее чем за 5 дней до начала заседания конкурсной комиссии.

2. Конкурс проводится в два этапа.

По решению конкурсной комиссии два этапа конкурса могут проводиться в один день.

На первом этапе конкурсная комиссия рассматривает документы, поданные претендентами на участие в конкурсе.

Заседание конкурсной комиссии на первом этапе является открытым. В случае необходимости получения дополнительной информации о претенденте на участие в конкурсе конкурсная комиссия имеет право заслушать его на заседании.

По решению конкурсной комиссии претендент не допускается к участию в конкурсе в случае:

несвоевременной подачи им заявления и документов, предусмотренных пунктом 4 раздела III настоящего Порядка;

подачи им неполного пакета документов или недостоверных данных;

несоответствия квалификационным требованиям, необходимым для занятия вакантной должности.

Конкурсные документы претендентов, не допущенных к участию во втором этапе конкурса, возвращаются ответственным секретарем конкурсной комиссии по их письменному заявлению на имя Председатели после подписания соответствующего протокола всеми членами конкурсной комиссии.

Решение конкурсной комиссии в отношении претендентов, которые допускаются или не допускаются к участию во втором этапе конкурса, принимается на ее заседании простым большинством голосов членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов голос Председателя является решающим. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами конкурсной комиссии, участвовавшими в заседании.

Каждый член конкурсной комиссии имеет один голос и голосует лично. Голосование за других лиц или передача права голоса другому члену конкурсной комиссии либо другому лицу не допускаются.

Претенденты, документы которых признаны соответствующими определенным настоящим Порядком требованиям, допускаются к участию во втором этапе конкурса и считаются его участниками.

На втором этапе на заседание конкурсной комиссии ответственным секретарем приглашаются члены конкурсной комиссии и участники, допущенные к участию во втором этапе конкурса. Конкурсная комиссия знакомится с профессиональными данными участников конкурса, осуществляет обсуждение каждой кандидатуры отдельно и определяет победителей конкурса.

3. Решение конкурсной комиссии на втором этапе принимается путем открытого либо тайного голосования. Форма голосования определяется решением конкурсной комиссии на заседании.

При открытом голосовании решение принимается простым большинством голосов членов конкурсной комиссии, участвующих в заседании. При равенстве голосов голос Председателя является решающим.

Для проведения тайного голосования конкурсная комиссия открытым голосованием простым большинством голосов избирает из числа своих членов счетную комиссию. Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря, о чем составляется протокол. Счетная комиссия перед началом голосования готовит бюллетени для тайного голосования, опечатывает ящик для тайного голосования и обеспечивает все необходимые условия для соблюдения секретности голосования и свободного личного волеизъявления членами конкурсной комиссии.

Члены счетной комиссии обеспечивают соблюдение процедуры голосования и определения его результатов. Фамилии, имена и отчества участников, участвующих в конкурсе на замещение вакантных должностей, вносятся в один бюллетень для тайного голосования.

Фамилии участников конкурса (на каждую вакантную должность отдельно) размещаются в бюллетене в алфавитном порядке.

Счетная комиссия готовит бюллетени для тайного голосования в количестве, не превышающем общее число членов конкурсной комиссии.

Каждому члену конкурсной комиссии, который имеет право голосовать только за одного участника на каждую вакантную должность либо не поддержать ни одного участника, счетная комиссия выдает один экземпляр бюллетеня для тайного голосования с фамилиями участников после их личной подписи в реестре о его получении. На бюллетенях, оставшихся нерозданными, делается запись «неиспользованный».

Подсчет голосов проводится счетной комиссией в отношении каждого участника отдельно. Результат этого подсчета объявляется председателем счетной комиссии. По результатам тайного голосования составляется протокол счетной комиссии, который подписывается председателем, секретарем и всеми членами счетной комиссии.

Протокол счетной комиссии прилагается к протоколу заседания конкурсной комиссии.

По результатам тайного голосования победителем (по каждой вакантной должности отдельно) признается участник конкурса, получивший больше половины голосов присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии.

4. Если голоса разделились поровну и ни один из участников конкурса не получил необходимого количества голосов присутствующих членов конкурсной комиссии, по ее решению может быть проведено повторное голосование на этом же заседании.

Если в результате повторного голосования не определился победитель на должность, конкурс по этой должности считается не состоявшимся. Конкурсная комиссия может принять решение об объявлении повторного проведения конкурса на замещение должности по процедуре и условиям, установленным настоящим Порядком.

5. Все документы и материалы конкурсной комиссии хранятся в соответствующем структурном подразделении по вопросам персонала заведения культуры.

V. Результаты конкурса

1. Конкурс считается состоявшимся со дня принятия конкурсной комиссией решения об утверждении его результатов.

2. Не позднее трех рабочих дней после проведения конкурса информация о победителях конкурса обнародуется на веб-сайте заведения культуры и официальном веб-сайте Минкультуры.

3. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом, подписывается всеми членами конкурсной комиссии, участвовавшими в заседании, и скрепляется печатью заведения культуры, в котором проводился конкурс.

4. В протоколе указываются:

дата, время и место проведения заседания;

председатель и секретарь заседания;

присутствующие и отсутствующие на заседании члены конкурсной комиссии;

состав счетной комиссии (при тайном голосовании);

повестка дня;

сведения об участнике конкурса;

замечания и предложения, высказанные членами конкурсной комиссии;

итоги голосования;

решение конкурсной комиссии.

5. Решение о повторном проведении конкурса на конкретную должность принимается руководителем заведения культуры в случае:

отсутствия заявлений на замещение должности;

если при повторном голосовании не определен победитель конкурса.

6. Результаты проведения конкурса обнародуются в том же порядке, в котором был объявлен конкурс.

7. Результаты конкурса могут быть обжалованы в суде.

Директор Департамента искусств и учебных заведений П. Билаш

Приложение
к Порядку формирования на конкурсной основе кадрового состава художественного
и артистического персонала государственных и коммунальных заведений культуры
(пункт 3 раздела I)

Перечень должностей художественного и артистического персонала государственных и коммунальных заведений культуры, замещение которых осуществляется на конкурсной основе

Аккомпаниатор

Акробат цирковой (артист цирка спортивно-акробатического жанра)

Актер (заведения культуры и искусства)

Актер (театра, кино и др.)

Артист (театра драмы, юного зрителя), артист-кукловод театра кукол

Артист (хора, хорового коллектива, народного хора, хора ансамбля песни и танца, оркестровой группы фольклорного коллектива, оркестровой группы, танцевального коллектива, балета ансамбля песни и танца и др.)

Артист ансамбля (камерного (академического), танцевального, песни и танца, вокально-инструментального, вокального, эстрадного, эстрадно-инструментального, хорового, народных инструментов и др.)

Артист балета

Артист балета (солист)

Артист балета на льду

Артист-вокалист (оперный, камерный, солист, солист-бандурист, музыкальной комедии, эстрады и др.)

Артист — дрессировщик животных

Артист — дрессировщик хищных зверей, дрессировщик диких животных, дрессировщик морских животных, укротитель диких животных

Артист эстрадно-спортивного, иллюзионного и других оригинальных эстрадных жанров

Артист-канатоходец

Артист-конферансье

Артист на трапеции

Артист оркестра (духового, эстрадного, народных инструментов, симфонического, камерного, эстрадно-симфонического, театра, цирка и др.)

Артист разговорного жанра

Артист-солист-инструменталист

Артист-стажер

Артист театра мимики и жеста (мимического ансамбля)

Артист хора

Артист хорового коллектива (академического)

Артист цирка (жонглер, клоун и др.)

Артист цирка (музыкального жанра, балетного жанра, конного жанра и др.)

Артист, ведущий концерт

Артист вспомогательного состава

Артист-солист (хора)

Ассистент: балетмейстера, дирижера, режиссера, хормейстера, художника-постановщика, художника-реставратора

Ассистент циркового номера, коллектива (ассистент в номерах с хищными зверями)

Ассистент циркового номера, коллектива (ассистент в других номерах)

Балетмейстер

Балетмейстер-постановщик

Бандурист-инструменталист

Бандурист

Бандурист-певец

Гипнотизер, иллюзионист, фокусник (артист цирка иллюзионного жанра)

Главные: балетмейстер, дирижер, звукорежиссер, кинооператор, режиссер, режиссер-постановщик, хормейстер, художник, художник по освещению, художник-постановщик

Главный музыкальный редактор

Дирижер

Заведующий труппой

Заведующий частью (художественно-постановочной, режиссерской)

Звукооператор

Звукооформитель

Звукорежиссер

Имитатор (артист цирка разговорного жанра)

Инспектор манежа (ведущий программы)

Руководитель художественный*

* Кроме театров государственной и коммунальной форм собственности.

Руководитель художественный цеха: балета, оперы

Руководитель части (литературно-драматургической, музыкальной)

Кинооператор

Кинооператор-постановщик

Кинорежиссер

Кинорежиссер анимационных (мультипликационных) фильмов

Кинорежиссер по монтажу

Кинорежиссер-постановщик

Кобзарь

Комик цирковой

Концертмейстер

Концертмейстер по классу балета

Концертмейстер по классу вокала

Концертмейстер-пианист

Лектор (музыковед, искусствовед)

Воздушный гимнаст

Помощник руководителя художественного* (главного специалиста: режиссера, дирижера, балетмейстера, хормейстера, художника)

Помощник: режиссера, дирижера, балетмейстера, хормейстера, художника

Ведущий кинооператор

Ведущий звукооператор

Редактор (киноиндустрия)

Редактор по рекламированию фильмов

Репетитор по балету

Репетитор по вокалу

Репетитор по технике речи

Репетитор цирковых номеров

Режиссер-постановщик

Режиссер

Режиссер театрализованных мероприятий и праздников

Скульптор (киноиндустрия)

Суфлер

Хореограф

Хормейстер

Художник-постановщик

Художники всех специальностей

Чтец

Шапитмейстер

Комментарий редакции

Художественный и артистический персонал заведений культуры: формируем по новому Порядку, заключаем контракты

Минкультуры приказом от 01.07.2016 г. № 497 утвердило Порядок формирования на конкурсной основе кадрового состава художественного и артистического персонала государственных и коммунальных заведений культуры (далее — Порядок № 497). С 30.08.2016 г., т. е. с даты официального опубликования этого приказа, его документ-предшественник — приказ Минкультуры от 06.09.2013 г. № 851 — утратил силу.

Принятие Порядка № 497 обусловлено изменениями в ст. 21 Закона Украины «О культуре» от 14.12.2010 г. № 2778-VI (далее — Закон о культуре), внесенными Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по внедрению контрактной формы работы в сфере культуры и конкурсной процедуры назначения руководителей государственных и коммунальных заведений культуры» от 28.01.2016 г. № 955-VIII (далее — Закон № 955), вступившими в силу 24.02.2016 г.

Так, с этой даты обновленная редакция ч. 2 ст. 21 Закона о культуре предусматривает, что трудовые отношения с профессиональными творческими работниками (художественным и артистическим персоналом) государственных и коммунальных заведений культуры оформляются путем заключения контрактов. Сам кадровый состав художественного и артистического персонала формируется на конкурсной основе в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сферах культуры и искусств.

По результатам конкурса с победителем из числа кандидатов заключается контракт на срок от одного до трех лет по форме, определенной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сферах культуры и искусств. После наступления даты окончания срока действия контракт считается продленным на срок, на который он был заключен, если ни одна из сторон за месяц до этой даты в письменном виде не проинформировала другую сторону о своем желании прекратить действие контракта.

Руководитель государственного или коммунального заведения культуры может участвовать в конкурсе на должность художественного руководителя в соответствующем заведении. Если такой руководитель станет победителем конкурса, то он может осуществлять совмещение должностей (профессий) руководителя соответствующего заведения культуры и художественного руководителя. В таком случае заключается контракт сроком на пять лет ( абз. 4 ч. 2 ст. 21 Закона о культуре).

Таким образом, с 24.02.2016 г. для профессиональных творческих работников заведений культуры внедрена контрактная форма работы с конкурсной процедурой назначения на должность.

Конкурс — по новому Порядку

Соответственно все эти законодательные изменения конкретизировал новый Порядок № 497, который определяет организационные принципы проведения конкурса на замещение должностей художественного и артистического персонала заведений культуры. В частности, уточняет всю процедуру: от принятия решения об объявлении конкурса до обнародования его результатов.

Отметим: конкурсная основа для творческих работников заведений культуры существовала и ранее, но отныне с победителем конкурса согласно Порядку № 497 будут заключать не трудовой договор, а контракт на срок 1 — 3 года.

В этом Порядке сохранены нормы (пп. 7 и 8 разд. І), которые устанавливают, что:

— конкурс не объявляется на должности, сохраненные за лицами, находящимися в отпуске для ухода за ребенком согласно действующему законодательству;

вне конкурса принимаются работники согласно заключенным трудовым договорам для выполнения работы по совместительству. В то же время больше не будут иметь права «на внеконкурсность» выпускники вузов, потребность в которых ранее была заявлена заведениями культуры.

Уточнили, что члены конкурсной комиссии осуществляют свои полномочия на общественных началах. Для случая, когда согласно абз. 4 ч. 2 ст. 21 Закона о культуре руководитель заведения участвует в конкурсе на замещение вакантной должности художественного руководителя, то такой руководитель заведения не может быть членом конкурсной комиссии (п. 6 разд. ІІ Порядка № 497).

Перечень должностей художественного и артистического персонала государственных и коммунальных заведений культуры, замещение которых осуществляется на конкурсной основе, приведен в приложении к Порядку № 497 (ср. ). По сравнению с предыдущим перечнем этот список расширен. В частности, он дополнен многими новыми должностями: например, аккомпаниатор, главный музыкальный редактор, заведующий труппой, звукооператор, звукооформитель, звукорежиссер, инспектор манежа (ведущий программы), кинорежиссер, кобзарь, концертмейстер, воздушный гимнаст, репетитор (по балету, по вокалу, по технике речи, цирковых номеров), суфлер, шапитмейстер и др. Значительно расширены в наименовании ранее существовавшие должности: например, артист — дрессировщик животных, артист-конферансье, артист-стажер, артист, ведущий концерт, артист вспомогательного состава и т. п.

Бессрочников переводим на контракт без конкурса

Внимание! Пунктом 5 разд. I Порядка № 497 оговорена очень важная норма: с работниками художественного и артистического персонала, состоящими с государственными и коммунальными заведениями культуры в трудовых отношениях на основании бессрочного трудового договора, в течение одного года со дня вступления в силу Закона № 955 заключается контракт без проведения конкурса на срок от одного до трех лет.

Эта норма повторяет п. 3 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 955.

Таким образом, до 24.02.2017 г. со всеми работающими постоянными работниками, должности которых отнесены к художественному и артистическому персоналу, без самой конкурсной процедуры необходимо заключить контракт сроком от 1 до 3 лет. Разумеется, конкретный срок по договоренности сторон должен быть указан в контракте.

Важно! Для некоторых случаев есть исключения в отношении обязательности внедрения контрактной формы работы. Не распространяется это на профессиональных творческих работников коммунальных заведений культуры в территориальных громадах с населением до 5 тысяч жителей (п. 2 разд. ІІ Закона № 955).

То есть в таких населенных пунктах «культурно-творческие» работники коммунальных заведений останутся работать по бессрочным трудовым договорам.

Для того чтобы перевести на контракт профессиональных творческих работников, работающих по бессрочному договору, необходимо прекратить такой договор, т. е. уволить их.

Об этом законодатель уже позаботился: с 24.02.2016 г. благодаря Закону № 955 в ст. 36 КЗоТ появилось новое основание для прекращения трудового договора с работником — «основание, предусмотренное другими законами ( п. 9 ч. 1 ст. 36 КЗоТ.

«Другим законом» в данном случае для творческих работников заведений культуры будет Закон № 955. Ведь именно так звучит норма п. 2 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 955: вступление в силу данного Закона является основанием для прекращения бессрочного трудового договора с руководителями государственных и коммунальных заведений культуры, а также с профессиональными творческими работниками (художественным и артистическим персоналом) государственных и коммунальных заведений культуры.

Отметим: на сегодняшний день существует законопроект (зарегистрирован 17.05.2016 г. под № 4679), которым, в частности, предусматривается внесение изменений в п. 2 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 955, — добавление ссылки на п. 9 ч. 1 ст. 36 КЗоТ об основании прекращения бессрочного трудового договора с руководителями государственных и коммунальных заведений культуры, а также с профессиональными творческими работниками (художественным и артистическим персоналом) государственных и коммунальных заведений культуры. Как указывается в пояснительной записке к этому законопроекту, целью предложенных изменений является исправление технической ошибки, касающейся обязательства прекратить бессрочные трудовые договоры с руководителями и профессиональными творческими работниками государственных и коммунальных заведений культуры.

Добавим, что основание для прекращения бессрочного трудового договора в данной ситуации — п. 9 ч. 1 ст. 36 КЗоТ для творческих работников не будет требовать:

— уведомления их за два месяца до увольнения, ведь это не будет изменением существенных условий труда;

— согласия профсоюза на такое увольнение, ведь этого не требует ст. 43 КЗоТ, которой предусмотрено требование о предварительном согласии профсоюза (среди оснований для увольнения в этой норме не упомянуто основание согласно п. 9 ч. 1 ст. 36 КЗоТ).

Заключаем контракт по установленной форме

На сегодняшний день форма контракта уже определена. Так, Минкультуры приказом от 02.08.2016 г. № 624 (вступил в силу 06.09.2016 г.) утвердило форму контракта с профессиональными творческими работниками (художественным и артистическим персоналом) государственных и коммунальных заведений культуры (далее — форма № 624). С даты вступления в силу этого приказа (06.09.2016 г.) утратил силу приказ Минкультуры «Об утверждении формы трудового договора между работником и руководителем заведения культуры» от 23.09.2013 г. № 888.

Напомним: согласно ч. 3 ст. 21 КЗоТ контракт — это особая форма трудового договора, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон.

Сосредоточимся на основных положениях новой формы № 624.

1. После указания сторон контракта форма № 624 содержит ссылку с отметкой «*», которую необходимо подчеркнуть, если работник был назначен на должность без проведения конкурса согласно п. 3 разд. II Закона № 955.

2. Контракт является основанием для издания приказа о назначении работника на должность с даты, установленной в контракте.

3. В разд. I «Общие положения» указываются:

— название должности, кому непосредственно подчиняется работник при исполнении своих трудовых обязанностей;

— особые условия, определяющие характер работы (вероятность служебных командировок, выезда на гастроли, творческих обменов и прочие особые условия работы, указанные в должностной инструкции);

— непосредственные трудовые функции работника в зависимости от вида заведения культуры, в котором он работает (например, посещение уроков классического танца и занятия с репетитором и концертмейстером (артист балета), участие в обсуждении замысла представлений, в которых принимает непосредственное участие, обладание элементами внутренней и внешней актерской техники (артист драмы) и т. п.).

4. В разд. II «Условия оплаты труда работника» необходимо указать:

за выполнение предусмотренной работы (трудовой функции):

1) размер месячного должностного оклада (ставки заработной платы) (согласно штатному расписанию заведения культуры);

2) размер и виды надбавок (доплат, материальной помощи и прочих выплат) согласно законодательству и коллективному договору;

— при наличии средств могут устанавливаться стимулирующие и поощрительные дополнительные выплаты (надбавки, доплаты, премии и т. п.) в порядке и размерах, определенных законодательством и коллективным договором;

— дополнительные льготы, гарантии, компенсации и т. п.

5. В разд. III «Права и обязанности сторон» оговорено:

— среди обязанностей работника, в частности, указываются: заблаговременно и в письменном виде уведомить (указать срок информирования) и получить согласование работодателя для участия в мероприятиях (представлениях, съемках, конкурсах, фестивалях и т. п.), которые проводятся в рабочее время и не относятся к выполнению его трудовой функции;

— дополнительные обязанности (сверх предусмотренных контрактом) и условия их выполнения могут быть установлены лишь с согласия сторон и путем заключения дополнительного соглашения к контракту.

6. В разд. IV «Рабочее время и время отдыха» оговорено:

— норму о возможности установления суммированного учета рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и т. п.). Продолжительность рабочего времени не должна превышать нормальную продолжительность рабочего времени из расчета 40 часов в неделю;

— указание конкретной продолжительности дополнительных оплачиваемых отпусков согласно законодательству и условиям коллективного договора.

7. В разд. VI «Условия изменения, прекращения и расторжения контракта» указано:

— общие основания прекращения заключенного контракта:

1) согласие сторон;

2) окончание срока действия контракта;

3) призыв или вступление работника на военную службу, направление на альтернативную (невоенную) службу, кроме случаев, когда за работником согласно законодательству сохраняются место работы, должность;

4) расторжение контракта в случаях, предусмотренных законодательством, по инициативе работника до окончания срока действия контракта, при этом работник обязан предупредить работодателя не позднее чем за 2 недели;

5) расторжение контракта по инициативе работодателя, которое осуществляется в случае невыполнения либо ненадлежащего выполнения работником обязательств, обусловленных контрактом;

6) перевод работника по его согласию на работу к другому работодателю или переход на выборную работу;

7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда;

8) отказ работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность;

— могут определяться дополнительные основания прекращения и расторжения контракта (конкретно определяются и прописываются). При расторжении контракта по основаниям, не предусмотренным законодательством, увольнение проводится согласно п. 8 ч. 1 ст. 36 КЗоТ (п. 5 разд. VI формы № 624).

По поводу этого заметим: ограничение, установленное ч. 3 ст. 40 КЗоТ, не применяется к случаю увольнения по п. 8 ст. 36 этого Кодекса, поскольку такое увольнение является отдельным основанием прекращения трудового договора, которое не квалифицируется как увольнение по инициативе работодателя (см. письмо Минсоцполитики от 28.02.2014 г. № 66/13/116-14). Следовательно, при увольнении по основаниям, предусмотренным в контракте, допускается увольнение работника в период его временной нетрудоспособности, а также в период пребывания работника в отпуске;

— информацию о том, что после наступления даты окончания срока действия контракта такой контракт считается продленным на срок, на который он был заключен, если ни одна из сторон за 30 календарных дней до этой даты в письменном виде не проинформировала другую сторону о своем желании прекратить действие контракта (п. 8 разд. VI формы № 624).

Людмила ТРОХИМЕНКО, эксперт по вопросам оплаты труда

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше