Темы статей
Выбрать темы

«Вынужденный» неоплачиваемый отпуск госслужащего: изучаем трудооплатные последствия

Белевцова Людмила, эксперт по вопросам оплаты труда
Госслужащие находились в отпусках без сохранения зарплаты по решению руководителя госоргана с 04.07.2016 г. по 24.07.2016 г. Как повлияет период нахождения в таких отпусках на определение продолжительности ежегодных основного и дополнительного за стаж отпусков, исчисление выплат?

Прежде всего отметим, что по общему правилу руководитель госоргана не может инициировать оформление госслужащими (или другими работниками) отпуска без сохранения зарплаты, который предоставляется, в частности, согласно ст. 25 и 26 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон № 504). Однако из этого «постулата» на сегодняшний день существует исключение.

Дело в том, что с 01.01.2015 г. действует норма п. 9 Заключительных положений Закона Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 г. № 76-VIII (далее — Закон № 76). Поскольку отдельных предписаний о временных рамках ее применения нет, она имеет силу и в 2016 году.

Согласно указанной норме руководители органов исполнительной власти и прочих госорганов имеют право отправлять своих работников в отпуска без сохранения зарплаты и даже определять продолжительность таких отпусков. Подчеркнем, что в этом случае согласия работника не требуется. Также отметим: действие п. 9 Заключительных положений Закона № 76 не распространяется на органы, которые участвуют в АТО, осуществлении мероприятий по обеспечению правопорядка на государственной границе, отражению вооруженного нападения на объекты, охраняемые военнослужащими, освобождению этих объектов в случае захвата или попытки насильственного завладения оружием, боевой и прочей техникой.

Кстати, указанной нормой Закона № 76 в настоящее время очень активно вынуждены пользоваться госсорганы с целью экономии средств фонда оплаты труда.

Далее рассмотрим, в каких именно случаях нахождение в отпуске «за свой счет», предусмотренном п. 9 Заключительных положений Закона № 76, имеет трудооплатные последствия.

Стаж госслужбы. В стаж госслужбы, в частности, включается: период, когда госслужащий не работал по уважительным причинам, но оставался в трудовых отношениях с госорганом ( п. 4 Порядка исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением КМУ от 25.03.2016 г. № 229, действует с 01.05.2016 г.).

Нахождение в неоплачиваемом отпуске по решению руководителя как раз является уважительной причиной, по которой госслужащий отсутствовал на рабочем месте, но при этом оставался в трудовых отношениях с госорганом. Следовательно, период отпуска без сохранения зарплаты, оформленного на основании п. 9 Заключительных положений Закона № 76, включается в стаж госслужбы.

Причем это утверждение касается и периода до 01.05.2016 г. (во время действия «старого» законодательства в сфере госслужбы), поскольку упомянутая норма о зачислении аналогичного периода в стаж госслужбы присутствовала и в п. 3 Порядка исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением КМУ от 03.05.94 г. № 283 (утратил силу с 01.05.2016 г.).

Надбавка за выслугу лет. Размер надбавки за выслугу лет зависит от имеющегося стажа госслужбы — чем длительнее стаж, тем больший процентный размер надбавки за выслугу лет положен госслужащему ( ч. 1 ст. 52 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII, далее — Закон № 889). Об определении надбавки за выслугу лет узнайте из консультации специалиста Минсоцполитики в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 16, с. 19.

Как мы уже выяснили, период отпуска «за свой счет» включается в стаж госслужбы. Поэтому период пребывания в неоплачиваемом отпуске по решению руководителя не скажется отрицательно на размере надбавки за выслугу лет.

Ежегодный дополнительный отпуск за стаж госслужбы. Продолжительность такого отпуска также зависит от стажа госслужбы, имеющегося у госслужащего ( ч. 1 ст. 58 Закона № 889, Порядок предоставления государственным служащим дополнительных оплачиваемых отпусков, утвержденный постановлением КМУ от 06.04.2016 г. № 270).

Поскольку отпуск без сохранения зарплаты включается в стаж госслужбы, госслужащий, пребывая в неоплачиваемом отпуске по решению руководителя, в части определения продолжительности ежегодного дополнительного отпуска за стаж госслужбы не пострадает.

Ежегодный основной отпуск. В ст. 59 Закона № 889 сказано, что ежегодные отпуска предоставляются госслужащим в порядке и на условиях, определенных законодательством о труде. Поэтому в вопросе определения стажа работы госслужащего, дающего право на ежегодный основной отпуск, обратимся к Закону № 504.

Напомним, что предоставление ежегодного основного отпуска, в том числе и госслужащему, привязано к отработанному времени в рабочем году. При этом в ч. 1 ст. 9 Закона № 504 определены периоды, которые включаются в стаж работы для предоставления ежегодного основного отпуска. Так вот, согласно п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона № 504 в упомянутый стаж включают время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) и ему не выплачивалась зарплата в порядке, определенном ст. 25 и 26 Закона № 504 (кроме отпуска без сохранения зарплаты для ухода за ребенком до достижения им 6 лет, инсулинозависимым ребенком — до 16 лет, ребенком-инвалидом подгруппы А — до 18 лет). Как видим, об отпуске без сохранения зарплаты, предоставляемом согласно п. 9 Заключительных положений Закона № 76, речь не идет.

Важно! Период отпуска без сохранения зарплаты, в котором работники органов исполнительной власти и других госорганов находятся по решению их руководителей, исключают из стажа работы, дающего право на ежегодный основной отпуск.

В итоге нахождение в отпуске «за свой счет» по решению руководителя госоргана приведет к уменьшению продолжительности ежегодного основного отпуска за рабочий год, на который пришелся «вынужденный» неоплачиваемый отпуск. Покажем на примере.

Пример 1. Госслужащий находился в отпуске без сохранения зарплаты, предоставляемом на основании п. 9 Заключительных положений Закона № 76, с 04.07.2016 г. по 24.07.2016 г. Период этого неоплачиваемого отпуска припал на пятый рабочий год госслужащего (с 15.09.2015 г. по 14.09.2016 г.). Как определить продолжительность ежегодного основного отпуска для госслужащего за пятый рабочий год?

1. Определяем количество календарных дней, включаемых в стаж для предоставления ежегодного основного отпуска:

366 - 10 - 21 = 335 (к. дн.),

где 366 — количество календарных дней в рабочем году (с 15.09.2015 г. по 14.09.2016 г.);

10 — количество праздничных и нерабочих дней согласно ст. 73 КЗоТ, которые приходятся на рабочий год;

21 — количество календарных дней отпуска без сохранения зарплаты по решению руководителя (с 04.07.2016 г. по 24.07.2016 г.).

2. Рассчитываем, сколько календарных дней ежегодного основного отпуска приходится на 1 отработанный календарный день:

30 : (366 - 10) = 0,0843 (к. дн.),

где 30 — количество календарных дней ежегодного основного отпуска, которые полагаются госслужащему за полностью отработанный рабочий год ( ст. 57 Закона № 889);

366 — количество календарных дней за год;

10 — количество праздничных и нерабочих дней в соответствии со ст. 73 КЗоТ.

3. Рассчитываем продолжительность ежегодного основного отпуска госслужащего, на который он имеет право за рабочий год с 15.09.2015 г. по 14.09.2016 г.:

335 х 0,0843 = 28,2405 ≈ 28 (к. дн.).

Как видим, пребывание госслужащего в отпуске «за свой счет» по решению руководителя госоргана лишило такого госслужащего двух календарных дней ежегодного основного отпуска за рабочий год.

Расчет отпускных. В абз. 6 п. 2 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100, указано: время, в течение которого работники согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работали и за ними не сохранялся заработок либо сохранялся частично, исключается из расчетного периода.

При этом отпуск без сохранения зарплаты по решению руководителя предусмотрен на законодательном уровне ( п. 9 Заключительных положений Закона № 76). Следовательно, календарные дни такого неоплачиваемого отпуска (как и календарные дни отпуска «за свой счет» согласно ст. 25 и 26 Закона № 504) исключают из общего количества календарных дней расчетного периода, определенного для исчисления отпускных.

Пример 2. Госслужащий находился в неоплачиваемом отпуске по решению руководителя с 04.07.2016 г. по 24.07.2016 г. Он уходит в ежегодный отпуск продолжительностью 10 календарных дней с 19.09.2016 г. Как определить расчетный период для исчисление отпускных?

Расчетным периодом для отпуска в сентябре 2016 года является май — август 2016 года. Определим количество календарных дней в расчетном периоде:

123 - 6 - 21 = 96 (к. дн.),

где 123 — общее количество календарных дней в расчетном периоде май — август 2016 года;

6 — количество праздничных и нерабочих дней, установленных ст. 73 КЗоТ, которые приходятся на расчетный период;

21 — количество календарных дней отпуска «за свой счет» (за период c 04.07.2016 г. по 24.07.2016 г. включительно), оформленного по решению руководителя на основании п. 9 Заключительных положений Закона № 76.

Как видим, при таком расчете количества календарных дней за расчетный период время нахождения госслужащего в отпуске «за свой счет» среднюю зарплату для расчета отпускных не уменьшит.

Расчет больничных и декретных. Среднедневная зарплата для определения суммы больничных (декретных) исчисляется путем деления начисленной за расчетный период (12 календарных месяцев) зарплаты, на которую начислялся ЕСВ, на количество календарных дней за расчетный период без учета календарных дней, не отработанных по уважительным причинам ( п. 3 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266). При этом к уважительным причинам относятся:

— временная нетрудоспособность;

— отпуск в связи с беременностью и родами;

— отпуск для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего и шестилетнего возраста по медицинскому заключению;

отпуск без сохранения заработной платы.

Как видим, в качестве уважительной причины указан отпуск без сохранения зарплаты. Таким образом, из общего количества календарных дней за расчетный период период отпуска «за свой счет» по решению руководителя госоргана исключается. В связи с этим размер фактической среднедневной зарплаты занижен не будет.

Однако следует учесть, что период нахождения в отпуске «за свой счет» не включается в страховой стаж для расчета больничных. Напомним, что больничные оплачиваются в зависимости от страхового стажа работника:

— 50 % средней зарплаты — страховой стаж до 3 лет;

— 60 % средней зарплаты — страховой стаж от 3 до 5 лет;

— 70 % средней зарплаты — страховой стаж от 5 до 8 лет;

— 100 % средней зарплаты — страховой стаж свыше 8 лет.

Кроме того, следует учесть, что в случае, если работник на протяжении 12 месяцев перед наступлением страхового случая имеет страховой стаж меньше 6 месяцев, то он имеет право на пособие в таких размерах:

1) больничные — исходя из начисленной зарплаты, но в расчете на месяц не выше размера минимальной зарплаты, установленной законом на момент наступления болезни;

2) пособие по беременности и родам — исходя из начисленной зарплаты, но в расчете на месяц не выше двукратного размера минимальной зарплаты и не меньше размера минимальной зарплаты, установленной законом на момент наступления отпуска в связи с беременностью и родами.

Таким образом, пребывание госслужащего в отпуске «за свой счет» по решению руководителя госоргана может сказаться на размере получаемых им больничных / пособия по беременности и родам. Особенность расчета пособий в данном случае бухгалтер должен учесть в обязательном порядке.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше