Темы статей
Выбрать темы

Минфин утвердил регистры аналитического учета

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Минфин приказом «Об утверждении форм карточек и книг аналитического учета субъектов государственного сектора и порядка их составления» от 29.06.2017 г. № 604 утвердил новые формы регистров аналитического учета и порядок их составления. Каковы же новые требования подготовил Минфин для бюджетных учреждений относительно ведения карточек и книг аналитического учета? На что стоит обратить внимание при ведении аналитического учета наличных операций, кассовых, фактических и капитальных расходов, ассигнований, доходов от реализации продукции (работ, услуг) и финансовых доходов? Именно об этом вы узнаете из этого материала.

Вот и дождались бюджетные учреждения обновленных регистров аналитического учета. Надеемся, что самые любознательные бухгалтеры уже ознакомились с проектом приказа № 604 на сайте Минфина (www.minfin.gov.ua) в подразделе «Проекты нормативно-правовых актов». При этом продолжали руководствоваться старыми формами карточек и книг аналитического учета, формы которых утверждены приказом № 100, подстраивая их самостоятельно к требованиям Плана счетов.

Теперь, имея утвержденные формы регистров аналитического учета, бюджетным учреждениям не нужно ломать голову, какие регистры применять для аналитического учета и правомерно ли использовать самостоятельно разработанные. А вот старые формы, утвержденные приказом № 100, утратили свою силу. Об этом сказано в п. 2 приказа № 604.

Не забудьте также внести изменения в свой приказ об организации бухгалтерского учета и сделать соответствующую ссылку на приказ № 604 (ср. ). Для тех, кто не знает как это правильно сделать, а также для тех, кто в этом году еще не составил такой документ, будет полезно прочитать материал «Учетная политика и организация бухучета в 2017 году» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 12).

Теперь перейдем к рассмотрению обновленных регистров аналитического учета. Сначала остановимся на общих изменениях, которых, кстати, не очень-то и много.

1. Увеличен перечень форм карточек и книг аналитического учета. Отныне их 9 (раньше было только 7), а именно: 7 обновленных форм и 2 новых.

Отметим, что обновленные формы карточек и книг не особо отличаются от своих предшественников, утвержденных приказом № 100. Поэтому надеемся, что при применении этих аналитических регистров у вас не возникнет никаких сложностей. При этом даже названия регистров аналитического учета почти не изменились. Ниже в таблице для наглядности мы сравнили названия карточек и книг, утвержденных приказом № 100 и приказом604.

Формы карточек и книг, утвержденные приказом № 100

Формы карточек и книг, утвержденные приказом № 604

Карточка аналитического учета наличных операций

Карточка аналитического учета наличных операций

Карточка аналитического учета кассовых расходов

Карточка аналитического учета кассовых расходов

Карточка аналитического учета фактических расходов

Карточка аналитического учета фактических расходов

Карточка аналитического учета полученных ассигнований

Карточка аналитического учета открытых (выделенных) ассигнований

Книга аналитического учета ассигнований, перечисленных подведомственным учреждениям

Книга аналитического учета открытых ассигнований (перечисленных средств) субъектам государственного сектора низшего уровня

Книга учета ассигнований и принятых обязательств

Книга аналитического учета ассигнований и взятых обязательств

Карточка аналитического учета капитальных расходов

Карточка аналитического учета капитальных расходов

Карточка аналитического учета доходов от реализации продукции (работ, услуг)

Карточка аналитического учета финансовых доходов (процентов, роялти, дивидендов)

Как и раньше, книги и карточки аналитического учета бюджетные учреждения заполняют в разрезе КЭКР и по видам поступлений. Для этого составляют отдельные карточки по общему и специальному фондам, а также по каждому виду поступлений специального фонда. Также все карточки и книги аналитического учета подписывают исполнитель и лицо, их проверившее.

2. Некоторые обновленные формы карточек и книг дополнены новыми реквизитами, а именно:

— «Код программной классификации и кредитования бюджета» (раньше это был реквизит «Код программной классификации»);

— «Код программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов (Типовой программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов / Типовой классификации расходов и кредитования для бюджетов местного самоуправления, которые не применяют программно-целевой метод)».

Добавим, что введение последнего реквизита обусловлено требованиями приказа Минфина «Об утверждении Структуры кодировки программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов и Типовой программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов / Временной классификации расходов и кредитования для бюджетов местного самоуправления, которые не применяют программно-целевой метод» от 02.12.2014 г. № 1195.

Также обратите внимание: во всех регистрах, утвержденных приказом № 604, добавлен новый реквизит — «Единица измерения».

3. Как мы отметили, приказом № 604 утверждены две новых формы регистров аналитического учета, в частности:

Карточка аналитического учета доходов от реализации продукции (работ, услуг);

Карточка аналитического учета финансовых доходов (процентов, роялти, дивидендов).

Далее расскажем более детально об особенностях применения и заполнения регистров аналитического учета (см. пояснение в таблице ниже).

№ п/п

Название формы

Особенности заполнения

1

Карточка аналитического учета наличных операций

Эту Карточку используют для отражения операций с наличными средствами в кассе бюджетного учреждения в разрезе кодов бюджетной классификации и видов поступлений (отдельно по общему и специальному фондам и видам поступлений специального фонда).

Такую Карточку открывают ежемесячно, записи в ней осуществляют на основании каждого отчета кассира. Также в разрезе кодов указывают остаток средств на конец дня.

В централизованных бухгалтериях составляют отдельные карточки по каждому бюджетному учреждению в разрезе указанных параметров и общую карточку по всем обслуживаемым бюджетным учреждениям.

Итоговая строка «Усього (за КПКВК (ТПКВКМБ/ТКВКБМС), видом надходжень)» является промежуточной. Ее выводят по каждому отчету кассира в разрезе КЭКР и видов поступлений.

Итог промежуточных граф выводят в строке «Усього», которая предназначена для контроля за правильностью осуществления записей и должна соответствовать данным отчета кассира

2

Карточка аналитического учета кассовых расходов

Эта Карточка предназначена для аналитического учета кассовых расходов в бюджетных учреждениях и централизованных бухгалтериях.

Такую Карточку ведут в разрезе КЭКР. При этом по каждому КПКРК (ТПКРКМБ/ТКРКБМС), по общему и специальному фондам, по каждому виду поступлений специального фонда составляют отдельные карточки. В централизованных бухгалтериях составляют отдельные карточки по каждому бюджетному учреждению в разрезе указанных параметров и общую карточку по всем обслуживаемым бюджетным учреждениям.

Такую Карточку открывают ежемесячно. Записи в ней осуществляют ежедневно на основании выписок Казначейства.

При этом суммы возмещенных кассовых расходов, которые поступили на счет бюджетного учреждения, записывают на обратной стороне карточки

3

Карточка аналитического учета фактических расходов

Эту Карточку бюджетные учреждения и централизованные бухгалтерии используют для аналитического учета фактических расходов.

Такую Карточку ведут ежемесячно в разрезе КЭКР. При этом по каждому КПКРК (ТПКРКМБ/ТКРКБМС), по общему и специальному фондам, по каждому виду поступлений специального фонда составляются отдельные карточки.

В централизованных бухгалтериях составляют отдельные карточки по каждому бюджетному учреждению в разрезе указанных параметров и общую карточку по всем обслуживаемым бюджетным учреждениям.

Записи о суммах фактических расходов бюджетного учреждения осуществляют на основании данных мемориальных ордеров (№ 4, 5,6, 8, 10, 12, 13).

В строке «Усього» определяют сумму фактических расходов за месяц. Также в отдельных строках указывают суммы фактических расходов за месяц и с начала года по вычету сумм возмещенных фактических расходов.

При этом суммы возмещенных фактических расходов, которые поступили на счет бюджетного учреждения, записывают на обратной стороне карточки

4

Карточка аналитического учета открытых (выделенных) ассигнований

Эту Карточку бюджетные учреждения применяют для аналитического учета открытых (выделенных) ассигнований.

Карточку открывают на год и ведут в разрезе КЭКР отдельно по каждому КПКРК (ТПКРКМБ/ТКРКБМС).

Имейте в виду: при получении ассигнований из специального фонда бюджета такую Карточку ведут отдельно по общему и специальному фондам.

Заполнение Карточки начинают со строки «Затверджено кошторисом на рік», где отражают сметные назначения в разрезе КЭКР. В течение года этот показатель корректируют на основании изменений, внесенных в смету в соответствии с Порядком № 228.

Записи об открытых (выделенных) ассигнованиях и доходах специального фонда, которые поступили от бюджетного учреждения высшего уровня, осуществляют на основании выписок Казначейства.

Также в Карточку записывают суммы, на которые уменьшены открытые (выделенные) ассигнования, со знаком «минус» или чернилами красного цвета. При ведении автоматизированного учета — только со знаком «минус».

И хотя Карточку открывают на год, ежемесячно в ней определяют итог ассигнований за месяц, всего ассигнований с начала года и остаток годовых бюджетных назначений

5

Книга аналитического учета открытых ассигнований (перечисленных средств) субъектам государственного сектора низшего уровня

Эту Книгу бюджетные учреждения и централизованные бухгалтерии используют для аналитического учета открытых ассигнований (перечисленных средств) бюджетным учреждениям низшего уровня. Такую Книгу открывают на год в разрезе бюджетных учреждений низшего уровня и ведут в разрезе КЭКР.

При этом по каждому КПКРК (ТПКРКМБ/ТКРКБМС) открывают отдельную книгу.

В первую очередь в строке «Затверджено кошторисом на рік» указывают сметные назначения, утвержденные бюджетным учреждениям низшего уровня в разрезе КЭКР. В течение года этот показатель корректируют на основании изменений, которые вносят в сметы в соответствии с Порядком № 228.

Записи об открытых ассигнованиях (перечисленных средствах) бюджетным учреждениям низшего уровня осуществляют на основании выписок Казначейства.

Также в Книге отражают суммы, на которые уменьшены открытые ассигнования (перечисленные средства), со знаком «минус» или чернилами красного цвета. При ведении автоматизированного учета для этого используют только знак «минус».

Ежемесячно в этой Книге определяют итог ассигнований за месяц, всего ассигнований с начала года и остаток годовых бюджетных назначений.

Обратите внимание: при открытии ассигнований (перечислении средств) из специального фонда бюджетным учреждениям низшего уровня ведут отдельную Книгу аналитического учета открытых ассигнований (перечисленных средств) бюджетным учреждениям низшего уровня

6

Книга аналитического учета ассигнований и взятых обязательств

Эта Книга предназначена для регистрации принятых бюджетными учреждениями обязательств (размещение заказа, заключение договора, приобретение товаров (услуг, работ)) в соответствии с бюджетными ассигнованиями и контроля за соответствием принятых обязательств бюджетным ассигнованиям.

Такую Книгу открывают на год на основании утвержденной сметы бюджетного учреждения в разрезе КЭКР и ведут отдельно по общему и специальному фондам сметы.

Существенно: для каждого КПКРК (ТПКРКМБ/ТКРКБМС) отводят отдельные страницы.

Заполнение Книги начинают со строки «Затверджено кошторисом на рік», указывают объем сметных назначений по КЭКР. В течение года этот показатель корректируют на основании изменений, внесенных в смету учреждения.

Также в Книге регистрируют каждое размещение заказа, заключение договора, приобретение товаров (услуг, работ), в результате которых бюджетным учреждением будут оплачены средства за полученные услуги, работы и/или материальные ценности. Сюда же заносят и информацию о долгосрочных договорах, оплата которых будет производиться в текущем бюджетном периоде.

Напомним: бюджетные учреждения при принятии бюджетных обязательств в органах Казначейства применяют Порядок № 309.

После каждого зарегистрированного документа, который подтверждает факт принятия обязательства, в Книге выводят остаток сметных назначений в разрезе КПКРК (ТПКРКМБ/ТКРКБМС) и КЭКР, в пределах которых бюджетное учреждение в дальнейшем может взять обязательство.

Имейте в виду: подтверждающие документы, оплата по которым в текущем бюджетном периоде не была осуществлена, переносят в Книгу следующего бюджетного периода

7

Карточка аналитического учета капитальных расходов

Эта Карточка предназначена для отражения приобретения необоротных активов (в том числе земли, нематериальных активов и т.п.), строительства, модернизации, реконструкции, реставрации и капитального ремонта зданий и сооружений. Также в этой Книге показывают расходы на сопроводительные работы, которые в соответствии с государственными строительными нормами являются составной частью общей стоимости строительных работ и работ по капитальному ремонту зданий, и транспортные расходы.

Такую Карточку ведут ежемесячно в разрезе КЭКР (графа 2), которые относятся к категории «Капитальные расходы» в соответствии с Инструкцией № 333. При этом данные о капитальных расходах указывают по общему и специальному фондам (графы 3 — 6). В централизованных бухгалтериях для обслуживаемых ими бюджетных учреждений составляют отдельные карточки по каждому бюджетному учреждению в разрезе указанных параметров и общую карточку по всем обслуживаемым учреждениям.

В графах 7 — 24 Карточки отражают суммы средств, направленных на увеличение стоимости необоротных активов по соответствующим субсчетам бухгалтерского учета.

В графе 23 «Інші» отражают суммы средств, которые не относятся на увеличение стоимости необоротных активов. Имеются в виду расходы на капитальный ремонт зданий, сооружений и объектов

Напомним: расходы на содержание объекта основных средств (проведение технического осмотра, технического обслуживания и ремонта), которые осуществляются для восстановления или поддержания будущих экономических выгод или потенциала полезности на первоначально оцененном уровне, признаются расходами отчетного периода. Такие требования предусмотрены п. 2 разд. ІІІ НП(С)БУ 121 и п. 4 разд. VI Методрекомендаций.

Имейте в виду: если при приобретении основных средств имели место расходы, которые подлежат включению в первоначальную стоимость, но которые были осуществлены за счет текущих расходов (расходы на доставку, монтаж, наладку и т. п.), то их отражать в Карточке аналитического учета капитальных расходов не нужно. Для того, чтобы правильно сформировать первоначальную стоимость будущего актива, целесообразно вести отдельный регистр аналитического учета — Карточку учета объектов необоротных активов в составе незавершенных капитальных инвестиций. Пример такой Карточки см. в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 16, с. 16.

8

Карточка аналитического учета доходов от реализации продукции (работ, услуг)

Это новый регистр аналитического учета для бюджетных учреждений.

Такую Карточку бюджетные учреждения ведут по отдельным видам собственных поступлений, которые в соответствии с ч. 4. ст. 13 БКУ относят к первой группе таких поступлений. А именно к таким поступлениям относится плата за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно законодательству.

То есть Карточку заполняют в разрезе таких доходов, как:

— плата за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности (подгруппа 1);

— поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности (подгруппа 2);

— плата за аренду имущества бюджетных учреждений (подгруппа 3);

— поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества, кроме недвижимого имущества (подгруппа 4).

Карточку открывают на год. Сначала по строке «Затверджено кошторисом на рік» указывают годовую сумму плановых поступлений по видам доходов от собственных поступлений. В течение года этот показатель корректируют на основании изменений, внесенных в смету.

Записи о начисленных доходах от реализации продукции (работ, услуг) осуществляют на основании первичных документов (договоров, соглашений) в разрезе контрагентов и по видам доходов

В свою очередь, информацию о полученных доходах от реализации продукции (работ, услуг) заносят на основании выписок Казначейства с регистрационных счетов.

При этом ежемесячно в Карточке определяют итог по строкам:

— «Усього нарахованих доходів за місяць»;

— «Усього отриманих доходів за місяць»;

— «Разом наростаючим підсумком з початку року»;

— «Залишок коштів на кінець звітного періоду»

Обратите внимание, что в эту Карточку не заносят информацию о собственных поступлениях, которые согласно ст. 13 БКУ относятся ко второй группе таких поступлений.

Напомним, что в состав второй группы собственных поступлений входят такие подгруппы:

подгруппа 1 — благотворительные взносы, гранты и подарки;

подгруппа 2 — средства, полученные от предприятий, организаций, физических лиц и от других бюджетных учреждений для выполнения целевых мероприятий, в том числе мероприятий по отчуждению для общественных потребностей земельных участков и размещенных на них прочих объектов недвижимого имущества, которые находятся в частной собственности физических или юридических лиц;

подгруппа 3 — средства, которые получают ВУЗы и ПТУЗы от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг; средства, полученные государственными и коммунальными ВУЗами, научными учреждениями и заведениями культуры как проценты, начисленные на остаток средств на текущих счетах, открытых в банках государственного сектора для размещения собственных поступлений, полученных как плата за услуги, которые предоставляются ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты;

подгруппа 4 — средства, полученные от реализации имущественных прав на фильмы, исходные материалы фильмов и фильмокопий, созданные за бюджетные средства по государственному заказу или на условиях финансовой поддержки.

Аналитический учет по таким собственным поступлениям ведут в других регистрах аналитического учета. Например, для отражения информации относительно поступления и использования благотворительных взносов от физических и юридических лиц учреждения могут использовать форму, приведенную в приложении к приказу Минздрава «Об осуществлении мероприятий по контролю за поступлением и использованием благотворительных пожертвований в заведениях здравоохранения» от 25.07.2017 г. № 848. Кроме того, для учета средств, полученных от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, можно использовать Карточку аналитического учета финансовых доходов (процентов, роялти, дивидендов).

9

Карточка аналитического учета финансовых доходов (процентов, роялти, дивидендов)

Эту Карточку ведут бюджетные учреждения, которые получают доходы от процентов, роялти, дивидендов.

Такую Карточку открывают на год и ведут в разрезе видов финансовых доходов (проценты, роялти, дивиденды).

Заполнение Карточки начинают со строки «Затверджено кошторисом на рік». Здесь отражают годовую сумму плановых поступлений с дальнейшей ее корректировкой при необходимости в течение года.

Записи в Карточку о начисленных финансовых доходах осуществляют на основании первичных документов по каждому виду финансовых доходов.

Также отдельно в Карточку заносят информацию о полученных финансовых доходах на основании выписок Казначейства (банка).

И хотя Карточку открывают на год, ежемесячно в ней определяют итог по строкам:

— «Усього нарахованих фінансових доходів за місяць»;

— «Усього отриманих фінансових доходів за місяць»;

— «Разом наростаючим підсумком з початку року»;

— «Залишок коштів на кінець звітного періоду»

Отметим, что в соответствии с Порядком № 1219 в состав финансовых доходов бюджетных учреждений входят доходы от процентов, роялти, дивидендов и средства, которые получают распорядители бюджетных средств от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, если им законом дано соответствующее право.

Бухгалтерский учет указанных доходов ведут на субсчете 7311 «Финансовые доходы распорядителей бюджетных средств». Но в Порядке № 604 указано, что Карточку аналитического учета финансовых доходов (процентов, роялти, дивидендов) ведут по видам финансовых доходов: проценты, роялти, дивиденды. То есть, как видите, нет никакого упоминания о том, что указанная Карточка предназначена также для аналитического учета средств, которые получают распорядители бюджетных средств от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг. Но несмотря на это, считаем, что бюджетные учреждения полностью могут применять эту Карточку для аналитического учета указанных средств. С этой целью, применение Карточки для учета полученных средств необходимо закрепить в приказе об организации бухгалтерского учета.

Надеемся, не заставит себя ждать очередная новая порция нормативно-правовых актов от Минфина. Имеем в виду обновленные формы мемориальных ордеров. Поэтому следите за свежими новостями на страницах нашей газеты.

Нормативные документы и сокращения

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.06.2010 г. № 2456-VI.

Порядок № 228Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Приказ № 100приказ Госказначейства «Об утверждении форм карточек и книг аналитического учета бюджетных учреждений и порядка их составления» от 06.10.2000 г. № 100.

Приказ № 604, Порядок № 604приказ Минфина «Об утверждении форм карточек и книг аналитического учета субъектов государственного сектора и порядка их составления» от 29.06.2017 г. № 604.

План счетовПлан счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2013 г. № 1203.

Порядок № 1219Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

Порядок № 309Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 02.03.2012 г. № 309.

Инструкция № 333Инструкция относительно применения экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

НП(С)БУ 121Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

МетодрекомендацииМетодические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

КПКРК коды программной классификации расходов и кредитования государственного бюджета или программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов.

ТПКРКМБ Типовая программная классификация расходов и кредитования местных бюджетов.

ТКРКБМС — Типовая классификация расходов и кредитования для бюджетов местного самоуправления, которые не применяют программно-целевой метод.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше