(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
6/12
Бюджетная бухгалтерия
Бюджетная бухгалтерия
Декабрь , 2017/№ 45

Медицинское обслуживание иностранных граждан

http://tinyurl.com/y37vsfuv
На территории, которую обслуживает наша поликлиника, проживает много иностранных граждан. Они обращаются к нам за получением медицинской помощи. Как мы должны оказывать медицинскую помощь таким гражданам: бесплатно или только на платной основе? Существует ли установленный Минздравом порядок определения стоимости таких услуг, как консультации врачей-специалистов, наблюдение за беременностью, рентгенодиагностика, лабораторные исследования и т. п.?

Прежде всего давайте выясним, кто же такие иностранные граждане.

Основным нормативным документом, который регулирует правовой статус, закрепляет основные права, свободы и обязанности иностранцев, проживающих на территории Украины, является Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 22.09.2011 г. № 3773-VI (далее — Закон № 3773).

Как определено в п. 6 ст. 1 этого Закона, иностранец — это лицо, которое не имеет гражданства Украины и является гражданином (подданным) другого государства или государств.

Иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также имеют такие же обязанности, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины.

Иностранцы и лица без гражданства могут:

— в установленном порядке иммигрировать в Украину на постоянное проживание;

— прибыть в Украину для трудоустройства на определенный срок работы;

— прибыть в Украину для осуществления определенной деятельности (проповедь религиозных вероучений, в деятельности филиалов, отделений, представительств и т. п.) на определенный срок деятельности;

— прибыть в Украину для обучения на определенный срок обучения;

— временно находиться на территории Украины.

Иностранцы и лица без гражданства, которые иммигрировали на постоянное проживание или прибыли для временного пребывания по определенным причинам, не запрещенным действующим законодательством, получают свидетельства соответственно на постоянное или временное проживание.

В соответствии со ст. 1 Закона № 3773 свидетельство на постоянное проживание — это документ, который удостоверяет лицо иностранца или лицо без гражданства и подтверждает право на постоянное проживание в Украине. В свою очередь, свидетельство на временное проживание — это документ, который удостоверяет лицо иностранца или лицо без гражданства и подтверждает законные основания для временного проживания в Украине.

Все основания выдачи таких свидетельств приведены в ст. 5 Закона № 3773.

Кроме этого, иностранец или лицо без гражданства может быть признан беженцем или лицом, которое нуждается в дополнительной защите, или им может быть предоставлена временная защита в порядке, установленном законом (п. 1 ст. 6 Закона № 3773).

Порядок регулирования общественных отношений в сфере признания лица беженцем, лицом, которое нуждается в дополнительной или временной защите, определен Законом Украины «О беженцах и лицах, которые нуждаются в дополнительной или временной защите» от 08.07.2011 г. № 3671-VI.

Иностранцам и лицам без гражданства, которые постоянно проживают или временно находятся на территории Украины, медицинские услуги предоставляются в соответствии с нормами Порядка предоставления медицинской помощи иностранцам и лицам без гражданства, которые постоянно проживают или временно находятся на территории Украины, обратившимся с заявлением о признании беженцем или лицом, которое нуждается в дополнительной защите, относительно которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса относительно признания беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, и которые признаны беженцами или лицами, нуждающимися в дополнительной защите, утвержденного постановлением КМУ от 19.03.2014 г. № 121 (далее — Порядок № 121).

Этот Порядок регулирует механизм предоставления заведениями здравоохранения государственной и коммунальной формы собственности медицинской помощи:

— иностранцам и лицам без гражданства, которые временно находятся на территории Украины;

— иностранцам и лицам без гражданства, которые постоянно проживают на территории Украины;

— иностранцам и лицам без гражданства:

а) которые обратились с заявлением о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите;

б) относительно которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса относительно признания беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите;

в) которые признаны беженцами или лицами, нуждающимися в дополнительной защите.

При этом иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Украины, иностранцам и лицам без гражданства, которые признаны беженцами или лицами, нуждающимися в дополнительной защите, медицинская помощь предоставляется за счет бюджетных средств, предусмотренных на эту цель в государственном и местных бюджетах.

Также медицинское обследование иностранцев и лиц без гражданства, которые обратились с заявлением о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, иностранцев и лиц без гражданства, относительно которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса относительно признания беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, и предоставление им экстренной медицинской помощи осуществляются на бесплатной основе (за счет бюджетных средств, предусмотренных в государственном и местных бюджетах).

Что касается иностранцев, которые временно находятся на территории Украины, то здесь ситуация иная.

Так, как определено в п. 2 Порядка № 121, иностранцам и лицам без гражданства, которые временно находятся на территории Украины, медицинская помощь, в частности экстренная, предоставляется на платной основе, если законодательством или международными договорами Украины не предусмотрено иное.

Напомним: на сегодняшний день заведения и учреждения здравоохранения имеют право предоставлять только те виды платных услуг, которые есть в Перечне платных услуг, которые могут предоставляться в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения, высших медицинских учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, утвержденном постановлением КМУ от 17.09.96 г. № 1138.

Пунктом 22 этого Перечня предусмотрен такой вид платной услуги, как медицинское обслуживание, в частности, с применением телемедицины, иностранных граждан, которые временно находятся на территории Украины, в том числе по договорам страхования.

Стоимость медицинской помощи, предоставленной иностранцу или лицу без гражданства, которые временно находятся на территории Украины, определяется заведением здравоохранения, ее предоставившим, в установленном Минздравом порядке.

На сегодня Минздрав издал только нормативный документ, по которому можно определить стоимость экстренной медицинской помощи. Речь идет о Порядке установления цен (тарифов) на экстренную медицинскую помощь, которая предоставляется иностранным гражданам государственными и коммунальными заведениями здравоохранения Украины, утвержденном приказом Минздрава от 11.11.97 г. № 328 (далее — Порядок № 328).

Относительно других услуг, то есть тех, которые не являются экстренной помощью, то до сих пор никаких нормативных документов не принято.

Кстати, по отрасли здравоохранения вообще нет определенного законодательством порядка расчета стоимости любых платных медицинских услуг. Причем не только для иностранцев, но и для граждан Украины.

Поэтому медицинские заведения самостоятельно определяют стоимость платных медицинских услуг на основании стоимости всех расходов, связанных с их предоставлением.

В качестве «отправной точки» можно воспользоваться Порядком № 328.

Этим Порядком, в частности, предусмотрено, что стоимость услуги состоит из прямых и непрямых расходов.

К прямым относятся расходы, которые можно исчислить прямыми расчетами. Это расходы на:

— оплату труда;

— отчисление на социальное страхование и в целевые фонды;

— питание больных;

— приобретение медикаментов, перевязочных и дезинфицирующих средств и других материалов;

— амортизацию медицинского или другого оборудования, которое используется для предоставления услуги;

— приобретение мягкого инвентаря;

— прочие расходы.

Непрямые расходы — это расходы, которые связаны с деятельностью заведения в целом и не могут быть исчислены прямым счетом.

К непрямым расходам относятся:

— канцелярские, хозяйственные расходы;

— командировки и служебные разъезды;

— амортизация основных фондов, кроме медицинского и другого оборудования, которое учтено в прямых расходах;

— прочие непрямые расходы.

Также не следует забывать и об утверждении тарифов на платные медицинские услуги.

В соответствии с п. 12 постановления КМУ «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов относительно регулирования цен (тарифов)» от 25.12.96 г. № 1548 тарифы на платные услуги, которые предоставляют лечебно-профилактические государственные и коммунальные заведения здравоохранения, кроме заведений здравоохранения МВД, регулируют (устанавливают) Совет министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 13 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 г. № 5007-V (далее — Закон № 5007) государственное регулирование цен осуществляется Кабмином, органами исполнительной власти, государственными коллегиальными органами и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями путем установки обязательных для применения субъектами хозяйствования:

— фиксированных цен;

— предельных цен;

— предельных уровней торговой надбавки (наценки) и снабженческо-сбытовой надбавки (снабженческого вознаграждения);

предельных нормативов рентабельности;

— размера снабженческого вознаграждения;

— размера доплат, скидок (понижающих коэффициентов).

Заметим, что государственное регулирование цен не означает, что администрации должны провести калькулирование тарифов. Стоимость платных услуг определяет само лечебно-профилактическое заведение исходя из тех расходов, которые фактически оно несет на предоставление соответствующей услуги.

Администрации, как правило, реализуют свои полномочия относительно регулирования цен и тарифов путем установки предельного уровня рентабельности, а также рассматривают и утверждают тарифы, установленные лечебно-профилактическими заведениями.

Установить цены на все платные услуги лечебно-профилактических заведений администрации не могут, ведь невозможно учесть специфику деятельности каждого из заведений и специфику предоставления соответствующих платных услуг.

Поэтому тарифы на платные медицинские услуги, предоставляемые государственными и коммунальными заведениями здравоохранения, определяются лечебно-профилактическими заведениями, которые непосредственно оказывают такие услуги. Совет министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации утверждают определенные тарифы, а также осуществляют их регулирование путем установки предельного размера рентабельности.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии со ст. 28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся такие делегированные полномочия, как осуществление контроля за соблюдением цен и тарифов.

В свое время Госинспекция по контролю за ценами в письме от 17.05.2008 г. № 200/6-10/1799 обращала внимание на случаи, когда предельные уровни рентабельности на местном уровне не утверждены. Исходя из этого письма, в тех случаях, если государственное регулирование тарифов на платные медицинские услуги, которые предоставляют лечебно-профилактические государственные и коммунальные заведения здравоохранения, не введено, тарифы на платные медицинские услуги устанавливаются на рыночных принципах.

Как правило, сначала цены утверждаются приказом руководителя учреждения в соответствии с расчетом всех расходов, которые связаны с предоставлением платной медицинской услуги. А потом уже они подаются на утверждение местным госадминистрациям.

Также давайте рассмотрим нюансы оплаты медицинской помощи по страховым договорам.

В соответствии с п. 5 Порядка № 121 в случае заключения иностранцем или лицом без гражданства, которые временно находятся на территории Украины, со страховщиком-резидентом договора страхования (полиса, свидетельства, сертификата), гарантирующего оплату стоимости медицинской помощи, оплата указанной стоимости осуществляется страховщиком-резидентом путем перечисления средств заведению здравоохранения, которое предоставило медицинскую помощь, при условии предъявления документа для оплаты.

В случае заключения договоров о взаимном признании договоров страхования между страховщиком-резидентом и страховщиком-нерезидентом гарантирование оплаты стоимости медицинской помощи, предоставленной иностранцам или лицам без гражданства, которые временно находятся на территории Украины, осуществляется страховщиком-резидентом при наличии у иностранца или лица без гражданства соответствующего договора страхования.

Также оплата стоимости медицинской помощи, предоставленной заведениями здравоохранения, может осуществляться указанной в договоре страхования компанией по координации предоставления медицинской помощи, которая осуществляет деятельность в Украине.

При этом обратим внимание на то, что в случае когда стоимость медицинской помощи, предоставленной иностранцу или лицу без гражданства, которые временно находятся на территории Украины, превышает страховую сумму, предусмотренную договором страхования, иностранец либо лицо без гражданства платят разницу заведению здравоохранения, которое ее предоставило.

В случае отказа иностранца, который временно находится на территории Украины, от оплаты предоставленной ему медицинской помощи, вопрос относительно компенсации заведению здравоохранения расходов, связанных с ее предоставлением, решается при участии соответствующих иностранных представительств в Украине.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
иностранные граждане, медицинское обслуживание, предоставление услуг добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье