Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Программы социально-экономического и культурного развития

Елена БАЛУЕВА, эксперт Ассоциации сельских, поселковых и объединенных громад Украины (АСПОГУ) по вопросам местных бюджетов и стратегического планирования Татьяна СТАНКУС, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
Бюджетная бухгалтерия Февраль, 2017/№ 5
Печать
Одной из задач местных советов является утверждение различных программ социально-экономического развития территорий, находящихся в их ведении. Само создание таких программ и их выполнение в большей мере показывают, как местная власть заботится о людях и развитии территорий. Поэтому грамотное принятие программ социально-экономического и культурного развития является актуальным и важным вопросом в наши дни. Эта статья посвящена вопросам, возникающим при разработке, утверждении и выполнении программ социально-экономического и культурного развития территорий.

Основные принципы утверждения программ социально-экономического и культурного развития

Начнем с того, что местная программа экономического и социального развития — это документ, в котором определяются цели и приоритеты экономического и социального развития на краткосрочный период, как правило на год, средства и пути их достижения, формируется взаимосогласованная и комплексная система направлений и мероприятий органов местного самоуправления, направленных на эффективное решение проблем экономического и социального развития, характеризуются ожидаемые изменения в состоянии экономики и социальной сферы.

Вместе с программой социально-экономического развития разрабатываются местные целевые программы, которые являются ее составляющими. Такие программы разрабатываются на всех уровнях местного самоуправления.

Действующее законодательство наделяет органы местного самоуправления полномочиями разрабатывать программы социально-экономического развития и местные целевые программы.

Так, согласно ч. 22 п. 1 ст. 26 Закона № 280 утверждение программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевых программ по другим вопросам местного самоуправления относится к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов и решаются они на пленарных заседаниях соответствующих советов.

Статья 27 данного Закона закрепляет полномочия исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов в сфере социально-экономического и культурного развития, планирования и учета, в частности, подготовка программ социально-экономического и культурного развития сел, поселков, городов, целевых программ по другим вопросам самоуправления, представление их на утверждение совета, организация их выполнения, представление совету отчетов о ходе и результатах выполнения этих программ.

Кроме того, одним из основных принципов государственного прогнозирования и разработки программ экономического и социального развития, определенных Законом № 1602, является принцип самостоятельности, который заключается в том, что местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий отвечают за разработку, утверждение и выполнение прогнозных и программных документов экономического и социального развития соответствующих административно-территориальных единиц. Более подробно об этих принципах мы поговорим далее.

На государственном уровне структура и принципы разработки программ социально-экономического развития, целевых программ в Украине регулируются действующим законодательством, но ни один из нормативно-правовых актов напрямую не определяет четкую структуру и методологию разработки именно местных программ. Поэтому органам местного самоуправления с целью установления единого порядка разработки и повышения эффективности реализации местных программ, рационального и эффективного использования средств, направленных на их выполнение, целесообразно разработать и утвердить местные нормативно-правовые акты (Положение о порядке разработки, утверждения и выполнения городских целевых (комплексных) программ, программы экономического и социального развития), учитывая нормы Закона № 1621, Порядка № 106, Методических рекомендаций № 367, постановления № 621 и т. п.

Практика разработки и утверждения таких Положений достаточно широко применяется органами местного самоуправления, но, к сожалению, еще не стала общепринятой. К тому же, разработчики местных целевых программ и программ социально-экономического развития часто, не имея специальной подготовки в этой специфической деятельности, не придерживаются методологии, определенной действующим законодательством. К сожалению, эти факторы негативно влияют на качество программ, снижают их эффективность.

Кроме того, часто пренебрегают одним из главных условий эффективности и успешности реализации программ — участием громады в их разработке. Общественность к процессу разработки, принятия местных программ и контроля за их выполнением должным образом не приобщается. Обсуждения проектов программ и результатов их выполнения почти не проходят, а если и проходят, то чисто формально.

Несовершенство принципов разработки, функционирования и выполнения местных программ социально-экономического развития, направленных на решение наиболее актуальных и острых проблем регионального развития, создает прецеденты разработки неэффективной политики, неэффективного, а порою и нецелевого использования бюджетных средств.

Правильно разработанная и успешно реализованная программа экономического и социального развития общества позволяет повысить уровень развития экономики и на этой основе обеспечить рост уровня и улучшение качества жизни населения.

Следует отметить, что программа социально-экономического развития — лишь один из компонентов местного планирования. Она непосредственно связана со стратегией развития общества и с местным бюджетом. Идеальной является ситуация, когда в обществе разработана и утверждена качественная, согласованная обществом стратегия развития, на основании которой формируются программы социально-экономического развития, содержащие конкретные мероприятия, направленные на реализацию целей стратегии с дальнейшим отражением этих мероприятий в местном бюджете.

Проблема заключается в том, что на практике часто сначала местный совет формирует и утверждает бюджет, а потом вдогонку принимаются целевые программы и программа социально-экономического развития.

Поэтому расходы на выполнение программ социально-экономического развития должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете. Утверждение всех местных бюджетов в соответствии с ч. 2 ст. 77 БКУ должно состояться до 25 декабря (включительно) года, предшествующего плановому. Поэтому программы следует разработать к этому периоду.

Также обратим внимание на то, что необходимо четко понимать разницу между бюджетными программами, которые являются составляющими программно-целевого метода бюджетирования, и программами социально-экономического развития регионов.

Исходя из норм БКУ, бюджетные программы — это одна из особых составляющих программно-целевого метода.

Параметры бюджетной программы (цель, задачи, результативные показатели и т. п.) утверждаются в установленном порядке паспортом бюджетной программы. Бюджетные программы выполняют в течение одного бюджетного периода, который составляет один календарный год.

Программы же социально-экономического и культурного развития, которые утверждаются в соответствии со ст. 26 и 43 Закона № 280 отдельным решением соответствующего совета, могут выполняться на протяжении нескольких лет. В случае необходимости средства на их реализацию предусматриваются за счет бюджетных ассигнований, установленных для соответствующих бюджетных программ.

Виды программ социально-экономического развития

Давайте рассмотрим основные виды программ социально-экономического развития.

К первоочередным программам, как правило, относятся такие:

— программа развития образования, науки;

— программа «Здравоохранение»;

— программа развития культуры, физкультуры и спорта;

— программа социальной защиты молодежи, пенсионеров, инвалидов;

— программа развития промышленного производства и сокращения безработицы;

— программа развития сельскохозяйственного производства и сокращения безработицы в сельской местности;

— программа использования топливно-энергетических ресурсов;

— программа рационального использования природных ресурсов (земли, воды, лесов и т. п.);

— программа развития транспорта и связи;

— программа развития торговли и бытового обслуживания.

Конечно, кроме указанных видов программ, органы местного самоуправления могут принимать и другие необходимые программы в конкретном регионе.

Рассмотрим, на что направлена каждая из вышеперечисленных программ.

Программа развития образования и науки предусматривает обоснование состояния и перспектив развития заведений образования.

Принципиальное значение имеет определение количества необходимых для общества заведений образования, а также решение вопросов о финансировании школ, высших учебных заведений и т. п.

В процессе обоснования необходимо предусмотреть средства на заработную плату работников, для издания учебников, пособий, создания надлежащей материальной базы, осуществления компьютеризации учебы.

Программа «Здравоохранение» предусматривает создание условий для обеспечения охраны здоровья людей, для работы сотрудников больниц, поликлиник, других медицинских заведений.

В кризисных условиях разрушена экономическая основа существования медицинских заведений. Усиливаются тяжелые заболевания, чувствуются тяжелые последствия Чернобыльской катастрофы, потому в программе должны быть предусмотрены средства для содержания заведений здравоохранения, обеспечения лечения и питания больных.

Программа развития промышленного производства и сокращения безработицы предусматривает интенсификацию производства на предприятиях всех форм собственности, разработку прогноза стабилизации и повышения производственной активности, удовлетворения нужд людей в местных изделиях.

В этой программе определяют значение конкретных производственно-экономических показателей, обоснование производственной продукции с учетом рынка реализации этой продукции, наличия на рынке широкой номенклатуры иностранных изделий.

Обязательным элементом программы является изучение состояния рынка и перспектив его развития. Организация производства, возобновление товаров, которые нужны для района, установление экономических связей с другими предприятиями обеспечивают предприятия необходимыми ресурсами, способствуют сохранению коллективов людей, занятых на предприятии.

В этих условиях для обоснования содержания программы возникает необходимость в осуществлении территориальных маркетинговых исследований, изучении возможностей для развития предприятия в пределах конкретного региона, в пределах отдельного территориального экономического образования.

На основе маркетинговых исследований должны формироваться новые межрегиональные и межгосударственные рынки сбыта продукции, которые будут стимулировать изготовление товаров с учетом международных стандартов.

Составляющей программы является обоснование объемов инвестиций в отдельные отрасли экономики, в том числе инвестиций из внутренних источников и иностранных инвестиций. Инвестирование экономики — это один из составных процессов интенсификации производства, сопровождается внедрением новых технологических процессов, повышением качества и конкурентоспособности продукции. На такой основе можно достичь высокой эффективности производства.

Программа сокращения безработицы предусматривает на базе расширения и активизации производственной деятельности создание новых рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса, привлечение безработных к производственной деятельности, переквалификацию кадров, повышение квалификации специалистов.

В составе программы — выявление набора профессий, которые имеют спрос на рынке труда, организация целенаправленной подготовки и повышения квалификации кадров учебными заведениями, создание условий для привлечения молодежи в сферу производства, уменьшение безработицы среди молодежи, улучшение работы центров занятости в городах и районах.

Программа рационального использования топливно-энергетических ресурсов направлена на решение таких основных проблем, как планирование нужд в этих ресурсах с учетом направлений и норм использования, обоснование путей экономии ресурсов, внедрение новой техники и технологии, осуществление экономического и организационного влияния на обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов, своевременных расчетов за использование ресурсов.

Разработка программ должна выявить резервы в использовании топливно-энергетических ресурсов, пути внедрения нетрадиционных видов ресурсов.

Программа развития транспорта и связи направлена на обоснование рационального использования разных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного. Устанавливает рациональные транспортные маршруты перевозки пассажиров и груза. Важное значение имеет распределение грузопотоков между разными видами транспорта и обоснование рациональных маршрутов работы транспорта. В программе отображают мероприятия, направленные на обновление материальной базы транспорта, повышение эффективности перевозок. В рыночных условиях важное значение имеют народнохозяйственные подходы к формированию тарифов, учитывая то, что увеличение тарифов может привести к разрыву хозяйственных связей.

В программе должны быть приведены результаты обоснования мероприятий, направленных на расширение сферы связи, обеспечение надежной работы учреждений связи, основные технико-экономические показатели использования средств связи в плановом периоде.

Программа развития торговли и бытового обслуживания направлена на развитие торговли и улучшение бытового обслуживания населения на территории региона, обеспечение населения городов и сел необходимыми продовольственными и промышленными товарами. Система торговли должна внедрять разнообразные формы торговли, типы торговых учреждений при наличии значительного ассортимента товаров. В программе следует предусмотреть мероприятия по значительному увеличению малого бизнеса в торговле и в системе бытового обслуживания населения. Эта программа должна обеспечить высокую культуру и эффективность работы торговых организаций, удовлетворить нужды людей.

Программа рационального использования природных ресурсов (земли, воды, лесов и т. п.) предусматривает разработку и внедрение мероприятий, направленных на рациональное использование земли в сельском хозяйстве, а также для размещения промышленных предприятий, строительства объектов социальной сферы в городах; совершенствование системы управления водным хозяйством, совершенствование методов планирования расходов воды на предприятиях разных отраслей народного хозяйства, в жилищно-коммунальном хозяйстве, обоснование рациональных норм водопользования, внедрение достижений научно-технического прогресса, новой техники и технологии; разработку и внедрение мероприятий, направленных на рациональное использование лесных ресурсов, охрану и сохранение лесов; разработку и внедрение мероприятий, направленных на уменьшение влияния производственной сферы на окружающую среду, обеспечение охраны атмосферного воздуха, внедрение методов очистки газовых и других выбросов.

Обычно каждый регион имеет свои особенности, и всех под одну гребенку грести нельзя. Поэтому выбирайте и утверждайте именно те программы, которые нужны в вашей местности.

Порядок принятия программ социально-экономического развития

Общие требования к составлению и утверждению программ социально-экономического развития определены Законом № 1602 и постановлением № 621.

Закон № 1602 определяет правовые, экономические и организационные принципы формирования целостной системы прогнозных и программных документов экономического и социального развития Украины, отдельных отраслей экономики и отдельных административно-территориальных единиц как составляющей общей системы государственного регулирования экономического и социального развития государства.

Данным Законом устанавливается общий порядок разработки, утверждения и выполнения указанных прогнозных и программных документов экономического и социального развития, а также права и ответственность участников государственного прогнозирования и разработки программ экономического и социального развития.

Программы экономического и социального развития — это государственные целевые программы экономического, социального развития, программы экономического, социального развития областей, районов, городов и объединенных территориальных громад.

Основными принципами, на которых базируется государственное прогнозирование и разработка программ экономического и социального развития, являются:

принцип целостности — обеспечивается разработкой взаимосогласованных прогнозных и программных документов экономического и социального развития Украины, отдельных отраслей экономики и отдельных административно-территориальных единиц на коротко- и среднесрочный периоды и на более длительный период;

принцип объективности — заключается в том, что прогнозные и программные документы экономического и социального развития разрабатываются на основе данных органов государственной статистики, центральных органов исполнительной власти, которые обеспечивают формирование и реализуют государственную политику в сфере экономического и социального развития, других центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также отчетных данных из официальных изданий Национального банка Украины;

принцип научности — обеспечивается разработкой прогнозных и программных документов экономического и социального развития на научной основе, постоянным усовершенствованием методологии и использованием мирового опыта в сфере прогнозирования и разработки программ экономического и социального развития;

принцип гласности — заключается в том, что прогнозные и программные документы экономического и социального развития являются доступными для общественности. Информирование о целях, приоритетах и показателях этих документов обеспечивает субъектов предпринимательской деятельности необходимыми ориентирами для планирования собственной производственной деятельности;

принцип самостоятельности — заключается в том, что местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий отвечают за разработку, утверждение и выполнение прогнозных и программных документов экономического и социального развития соответствующих административно-территориальных единиц. Прогнозирование и разработка программ экономического и социального развития обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

принцип равенства — заключается в соблюдении прав и учете интересов местного самоуправления и субъектов хозяйствования всех форм собственности;

принцип соблюдения общегосударственных интересов — заключается в том, что органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны осуществлять разработку прогнозных и программных документов экономического и социального развития исходя из необходимости обеспечения реализации общегосударственной социально-экономической политики и экономической безопасности государства.

В соответствии со ст. 11 Закона № 1602 в местных программах экономического и социального развития должны быть отражены:

1) анализ социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы за предыдущий и текущий годы и характеристика главных проблем развития ее экономики и социальной сферы;

2) состояние использования естественного, производственного, научно-технического и трудового потенциала, экологическая ситуация в соответствующей административно-территориальной единице;

3) возможные пути решения главных проблем развития экономики и социальной сферы соответствующей административно-территориальной единицы;

4) система мероприятий местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно реализации социально-экономической политики с определением сроков выполнения и исполнителей;

5) основные показатели социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы;

6) данные о получении и использовании доходов от распоряжения объектами права коммунальной собственности, эффективности использования объектов права коммунальной собственности, показатели развития предприятий и организаций, которые являются объектами права коммунальной собственности.

Типовая структура программы социально-экономического развития утверждена постановлением № 621. Рассмотрим ее.

Так, в программы социально-экономического развития должны входить:

1. Анализ экономического и социального развития за предыдущий период.

1.1. Динамика развития экономики, состояние использования естественного, производственного, научно-технического и трудового потенциала.

1.2. Главные проблемы развития экономики и социальной сферы.

2. Цели и приоритеты экономического и социального развития в следующем году.

3. Пути решения главных проблем развития экономики и социальной сферы и достижения поставленных целей.

4. Финансовые ресурсы.

4.1. Источники формирования.

4.2. Финансирование мероприятий.

4.3. Финансовое состояние субъектов хозяйствования.

5. Рыночные преобразования.

5.1. Реформирование отношений собственности.

5.2. Развитие предпринимательства.

5.3. Формирование конкурентной среды на региональных рынках*.

* Только для программ экономического и социального развития АР Крым и области.

5.4. Регулирование цен**.

** Только для программ экономического и социального развития АР Крым, области, городов Киева и Севастополя.

5.5. Развитие рыночной инфраструктуры.

6. Механизмы регулирования.

6.1. Управление объектами коммунальной собственности.

6.2. Инвестиционная деятельность.

6.3. Закупка продукции (товаров, работ, услуг) для региональных нужд.

6.4. Реализация государственных целевых программ и региональных программ.

7. Развитие реального сектора экономики.

7.1. Структурные изменения.

7.2. Топливно-энергетический комплекс.

7.3. Промышленность.

7.4. Агропромышленный комплекс.

7.5. Транспорт и связь.

7.6. Научно-техническая сфера.

7.7. Производство потребительских товаров и услуг.

8. Внешнеэкономическая деятельность.

9. Социальная сфера.

9.1. Демографическая ситуация.

9.2. Занятость населения и рынок труда.

9.3. Денежные доходы населения и заработная плата.

9.4. Социальное обеспечение.

9.5. Пенсионная реформа.

9.6. Жилищно-коммунальное хозяйство.

10. Гуманитарная сфера.

10.1. Здравоохранение.

10.2. Образование.

10.3. Культура.

10.4. Физическая культура и спорт.

10.5. Туристическо-рекреационная отрасль.

11. Природопользование и безопасность жизнедеятельности человека.

11.1. Развитие минерально-сырьевой базы.

11.2. Охрана окружающей естественной среды.

11.3. Техногенная безопасность.

11.4. Охрана труда.

Также программа должна быть дополнена следующими приложениями:

1. Основные показатели (согласно установленным Минэкономики образцам).

2. Мероприятия по обеспечению выполнения задач программ экономического и социального развития АР Крым, области, района, города на следующий год.

3. Перечень государственных целевых и региональных программ, которые предусматривается финансировать в будущем году.

4. Перечень объектов строительства, которые предусматривается финансировать в будущем году за счет бюджетных средств.

5. Закупка продукции (товаров, работ, услуг) для региональных нужд.

6. Показатели развития предприятий и организаций коммунальной собственности.

Рассмотрим пример структуры городской программы социально-экономического развития на 2017 год:

Вступление

І

Оценка тенденций экономического и социального развития города за 2016 год

ІІ

Цели и приоритеты экономического и социального развития в 2017 году

ІІІ

Пути решения главных проблем развития экономики и социальной сферы и достижения поставленных целей

IV

Финансовые ресурсы

4.1

Налогово-бюджетная политика

V

Рыночные преобразования

5.1

Развитие предпринимательства и регуляторная политика

VI

Механизмы регулирования

6.1

Управление объектами коммунальной собственности и земельные отношения

6.2

Деятельность предприятий коммунальной формы собственности

6.3

Инвестиционная деятельность (внешние отношения), градостроение и жилищная политика

VII

Развитие реального сектора экономики

7.1

Энергообеспечение и энергосбережение

7.2

Промышленность, инновационное развитие

7.3

Транспорт и связь

7.4

Потребительский рынок

VIII

Социальная сфера

8.1

Поддержка семьи, детей и молодежи

8.2

Занятость населения и рынок труда

8.3

Доходы населения

8.4

Социальное обеспечение

8.5

Жилищно-коммунальное хозяйство и тарифная политика

IX

Гуманитарная сфера

9.1

Охрана здоровья населения

9.2

Образование

9.3

Культура

9.4

Физическая культура и спорт

9.5

Информационное пространство и гражданское общество

X

Природопользование и безопасность жизнедеятельности человека

10.1

Охрана окружающей природной среды

10.2

Общественный порядок и техногенная безопасность человека

10.3

Охрана труда

ХІ

Результаты выполнения Программы

Приложения

1

Мероприятия по реализации Программы экономического и социального развития города на 2017 год

2

Перечень инвестиционных проектов и основных капитальных вложений (модернизация, переоснастка и т. п.), которые предусматривается реализовывать в 2017 году

3

Основные показатели экономического и социального развития на 2015 — 2017 годы

4

Перечень городских целевых (комплексных) программ по отраслям, финансирование которых в 2017 году будет осуществляться за счет средств городского бюджета и других источников финансирования

5

Перечень объектов капитального строительства на территории города за счет всех источников финансирования в 2017 году по основным заказчикам

6

Показатели доходной части бюджета города на 2017 год

7

Мероприятия по выполнению городского бюджета в 2017 году

8

Перечень объектов, расходы на которые в 2017 году будут проводиться за счет средств бюджета развития и других средств городского бюджета

Очень важным моментом при разработке местных программ является определение системы показателей выполнения программ. При формальном подходе к этому вопросу вместо количественных и качественных индикаторов декларируются общие фразы, наподобие планируем «способствовать», «улучшать», «углублять», «расширять» «усовершенствовать», «обеспечивать», не указывая ни намерений на начало года, ни целевых значений на момент выполнения. Как результат, не понятно, как будет определяться уровень успешности реализации программы.

Общее представление о структуре и этапах социально-экономической программы может дать так называемый паспорт программы. Не следует его путать с паспортом бюджетной программы, который является одной из составляющих программно-целевого метода.

Приведем в таблице условный пример паспорта программы социально-экономического развития города.

Наименование программы

Программа комплексного социально-экономического развития города на 2016 — 2020 годы

Принципы для разработки программы

Законы Украины: «О местном самоуправлении в Украине», «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях», «О стимулировании развития регионов», «Об основных принципах (стратегиях) экологической политики Украины на период до 2020 г.»., «Об основах градостроительства», «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины», «О приоритетных задачах в сфере градостроительства» и «О программе проведения жилищно-коммунальной реформы». Постановления Кабинета Министров Украины: «О концепциях развития жилищно-коммунального хозяйства в Украине», «О Генеральной схеме планирования территорий Украины»

Заказчик

Городской совет

Разработчик программы

Департамент экономической политики городского совета

Главная цель программы

Достижение постоянного экономического роста и переход на качественно новый уровень жизни населения

Сроки реализации программы

2016 — 2020 годы

Более важные целевые индикаторы и показатели программы

Среднемесячные денежные доходы на душу населения. Среднемесячные начисления заработной платы на одного рабочего. Уровень официально зарегистрированной безработицы по отношению к трудоспособному населению. Индекс промышленного производства. Темпы роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования

Исполнители программы и основных мероприятий

Исполнительный комитет городского совета

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Снижение уровня официально зарегистрированной безработицы по отношению к трудоспособному населению до 1,5 %. Рост промышленного производства за время действия программы в 1,2 раза. Рост объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 1,9 раза

Система организации контроля за выполнением программы

Общее руководство и контроль за выполнением Программы возлагаются на городского голову. Текущее руководство — на заместителя городского головы по экономическим вопросам

Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы, всего, в том числе:

832,41 млн грн.

средств бюджета города

534,63 млн грн.

средств государственного бюджета

280,97 млн грн.

других средств

16,81 млн грн.

Финансирование мероприятий местных программ социально-экономического развития может осуществляться из разных источников. Основным источником остается местный бюджет, но значительная часть может финансироваться также за счет поступлений из бюджетов вышестоящих уровней, в том числе и государственного, а также за счет внешних и внутренних инвесторов.

В процессе выполнения местных программ в них могут вноситься изменения путем принятия соответствующих решений местным советом, при этом при необходимости вносятся изменения и в местный бюджет.

Подводя итоги, надо отметить, что сегодня наличие должным образом разработанной и утвержденной программы социально-экономического развития общества является необходимым условием получения дополнительного финансового ресурса в виде субвенций из государственного бюджета.

В современных условиях социально-экономическое развитие территории является важной стратегической составляющей местного управления, наравне с административно-правовым регулированием и бюджетной (финансовой и инвестиционной) политикой.

Нормативные документы

Закон № 280 — Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Закон № 1602 — Закон Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины» от 23.03.2000 г. № 1602-ІІІ.

Закон № 1621 — Закон Украины «О государственных целевых программах» от 18.03.2004 г. № 1621-IV.

Постановление № 621 — постановление КМУ «О разработке прогнозных и программных документов экономического и социального развития и составлении проекта государственного бюджета» от 26.04.2003 г. № 621.

Порядок № 106 — Порядок разработки и выполнения государственных целевых программ, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 106.

Методические рекомендации № 367 — Методические рекомендации относительно порядка разработки региональных целевых программ, мониторинга и отчетности по их выполнению, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 04.12.2006 г. № 367.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц