Работать с расходами будущих периодов бюджетные учреждения начали еще с 2015 года, когда в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611, был добавлен субсчет 851 «Расходы будущих периодов».
При использовании этого субсчета учреждения руководствовались корреспонденцией субсчетов, приведенной в п. 7.16 Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.
Поскольку с 01.01.2017 г. указанные нормативно-правовые документы утратили силу, у читателей, оформивших в 2016 году подписку на газету «Бюджетная бухгалтерия», возникли вопросы относительно учета и списания расходов будущих периодов. Поэтому дальше объясним, как необходимо осуществлять такие расходы в 2017 году.
Так, Планом счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 31.12.2013 г. № 1203, для учета и обобщения информации относительно осуществленных расходов в отчетном периоде, которые подлежат отнесению на расходы в будущих отчетных периодах, предназначен счет 29 «Расходы будущих периодов». Этот счет имеет такие субсчета:
— 2911 «Расходы будущих периодов распорядителей бюджетных средств»;
— 2921 «Расходы будущих периодов государственных целевых фондов».
По дебету субсчета 2911 бюджетные учреждения отражают накопление расходов будущих периодов (в момент их возникновения), по кредиту — списание (распределение) расходов будущих периодов и включение их в состав расходов отчетного периода.
Именно на новый субсчет 2911 распорядители бюджетных средств должны были в январе 2017 года перенести остаток со старого субсчета 851, который учитывался на конец 2016 года, в соответствии с Методическими рекомендациями по сопоставлению субсчетов бухгалтерского учета и перенесению остатков, утвержденными приказом Минфина от 21.12.2016 г. № 1127.
Отметим, что в расходы будущих периодов включают суммы осуществленных расходов в отчетном периоде, которые подлежат отнесению на расходы в будущих отчетных периодах. Такие расходы подлежат равномерному включению в состав расходов, связанных с выполнением бюджетным учреждением своих полномочий, а также с организацией и предоставлением услуг, изготовлением продукции, выполнением работ.
В частности, к расходам будущих периодов бюджетные учреждения могут отнести такие расходы: оплаченные авансом арендные платежи (за несколько отчетных периодов), подписку на периодические издания (квартал, полугодие, год) и т. п.
Каким же образом применять субсчет 2911?
Действительно, в Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219 (далее — Типовая корреспонденция), отсутствуют корреспонденции субсчетов с применением субсчета 2911.
Но стоит отметить, что перечень хозяйственных операций, приведенный в Типовой корреспонденции, не исчерпывающий. Поэтому в случае осуществления хозяйственной операции, которая не указана в Типовой корреспонденции, бюджетное учреждение должно руководствоваться прежде всего Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.
Именно такой вывод подтверждает текст, приведенный в Типовой корреспонденции после всех таблиц с хозяйственными операциями. Вот что там указано:
«Субъекты государственного сектора в случае необходимости могут применять корреспонденцию субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами, не предусмотренную Типовой корреспонденцией субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами с сохранением единых методологических основ, определенных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе и другими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету в государственном секторе, которая определяется в распорядительном документе об учетной политике».
Наверное, не все обратили внимание на это дополнение в Типовой корреспонденции, потому и возник подобный вопрос.
Учитывая вышеуказанное, те хозяйственные операции, которые не приведены в Типовой корреспонденции, бюджетные учреждения могут предусмотреть в своем распорядительном документе об учетной политике. Для этого целесообразно составить Рабочую схему корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета, в которую включить только те хозяйственные операций, которые касаются конкретного бюджетного учреждения. Такой документ желательно оформить как приложение к приказу об учетной политике бюджетного учреждения (при необходимости можно вносить в него изменения и дополнения).
Теперь рассмотрим примеры, когда бюджетное учреждение оформило подписку на периодические издания (такие издания не являются для него библиотечными фондами).
Пример 1. Бюджетное учреждение в 2016 году осуществило подписку на газету «Бюджетная бухгалтерия» на первое полугодие 2017 года. Стоимость подписки газеты за месяц — 149 грн. Средства в сумме 894 грн. за подписку газеты на первое полугодие 2017 года перечислены в декабре 2016 года.
В бухгалтерском учете эти операции отражены так:
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн. | |
дебет | кредит | |||
В 2016 году | ||||
1 | Осуществлена подписка на газету «Бюджетная бухгалтерия» на первое полугодие 2017 года | 364 | 321 | 894 |
2 | Расходы на подписку на 2017 год, осуществленные в 2016 году, отнесены на расходы будущих отчетных периодов | 851 | 364 | 894 |
В 2017 году | ||||
3 | Перенесены остатки расходов будущих периодов | 2911 «Расходы будущих периодов распорядителей бюджетных средств» | 851 | 894 |
Остаток субсчета 851 «Расходы будущих периодов» показывает сумму расходов, которую необходимо списать и включить в состав расходов текущего отчетного периода. | ||||
4 | Списаны на расходы текущего периода расходы, ранее учтенные в расходах будущих периодов (ежеквартально по решению учреждения) | 8013 «Материальные расходы» | 2911 «Расходы будущих периодов распорядителей бюджетных средств» | 447 |
Периодичность списания таких расходов бюджетное учреждение должно указать в распорядительном документе об учетной политике. | ||||
5 | Отнесены расходы текущего периода на финансовые результаты выполнения сметы (в конце года) | 5511 «Финансовые результаты выполнения сметы отчетного периода» | 8013 «Материальные расходы» | 894 |
Теперь рассмотрим другую ситуацию — когда учреждение в текущем 2017 году оформило подписку на периодические издания на текущий год.
Пример 2. Бюджетное учреждение в январе 2017 года оформило подписку на газету «Бюджетная бухгалтерия» на январь, февраль и март 2017 года. Стоимость подписки газеты «Бюджетная бухгалтерия» за месяц — 149 грн. Средства в сумме 447 грн. за подписку газеты перечислены в январе 2017 года.
В бухгалтерском учете эти операции отражены так:
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн. | |
дебет | кредит | |||
1 | Осуществлена подписка на газету «Бюджетная бухгалтерия» на январь, февраль и март 2017 года | 6211 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» | 2313 «Регистрационные счета» | 447 |
2 | Списана на расходы текущего периода (ежеквартально по решению учреждения) стоимость подписки | 8013 «Материальные расходы» | 6211 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» | 447 |
В заключение стоит отметить: ст. 3 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI предусмотрено, что бюджетный период для всех бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины, равняется одному календарному году, который начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года.
В то же время ст. 13 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV предусмотрено, что отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год и предусмотрено составление ежеквартально промежуточной отчетности нарастающим итогом с начала отчетного года.
Поэтому отчетный период может рассматриваться как квартал, так и год.
Исходя из этого, бюджетному учреждению в зависимости от специфики своей деятельности в приказе об учетной политике стоит четко определить, что в расходы будущих периодов следует включать суммы осуществленных расходов в отчетном периоде, подлежащих отнесению на расходы в будущих отчетных периодах ежеквартально (или ежегодно).