Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Оформляем отношения со сторожем недостроенного объекта

Татьяна СТАНКУС, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия» Елена БОРИСОВА, юрист
Бюджетная бухгалтерия Февраль, 2017/№ 5
Печать
На балансе сельского совета находится недостроенное здание детского садика. Работы произведены почти на 98 %, но проблема в том, что это здание никем не охраняется. Может ли сельсовет на недостроенный объект принять на работу охранников и запланировать им зарплату? По какому КВКРК следует запланировать эти расходы? Подходит ли для этих целей КВКРК 070101 «Дошкольные заведения образования»? (вопрос из электронной почты редакции: bb@id.factor.ua)

Насколько понятно из вопроса, детского садика как юридического лица еще не существует. Зато есть объект незавершенного капитального строительства, который учитывается на балансе сельского совета. В связи с этим все отношения необходимо оформлять с сельским советом, который является юридическим лицом.

В этом случае возможны два варианта оформления трудовых отношений со сторожем. Обратите внимание, что именно так следует правильно применять профессиональное название этой должности. Так, в соответствии с Государственным классификатором «Классификатор профессий ДК 003-2010», утвержденным приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327 (далее — Классификатор профессий), профессиональное название этой должности определяется именно как «сторож» (код профессии — 9152). Употребление на практике, а особенно при оформлении трудовых отношений, терминов «вахтер», «охранник» и т. п. не отвечает действующему законодательству.

Согласно п. 2.14 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной совместным приказом Минтруда, Минюста и Минсоцзащиты от 29.07.93 г. № 58, записи в трудовую книжку о названии работы, профессии или должности, на которую принят работник, выполняются в соответствии с названием профессий и должностей, приведенных в Классификаторе профессий (профессиональные названия указаны в приложениях «А» и «Б»).

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 5 Закона Украины «Об охранной деятельности» от 22.03.2012 г. № 4616-VI охранная деятельность является лицензированной деятельностью в Украине, потому услуги по охране может предоставлять исключительно субъект хозяйствования любой формы собственности, который осуществляет охранную деятельность на основании соответствующей лицензии.

Следовательно, рассмотрим первый вариант оформления отношений со сторожами.

Для осуществления надзора за объектом незавершенного капитального строительства, который находится на балансе сельского совета, такой совет может оформить со сторожем трудовой договор. Но чтобы оформить трудовые отношения с сельским советом, необходимо должность сторожа включить в штатное расписание исполнительного комитета сельского совета путем внесения изменений в штатное расписание, которые должны быть утверждены решением совета. Право на утверждение общей численности аппарата совета и его исполнительных органов установлено п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

В соответствии с указанной статьей необходимо также еще утвердить расходы на содержание этих работников (зарплату им следует выплачивать в пределах фонда оплаты труда).

Таким образом, дополнительные должности можно ввести в штатное расписание при наличии средств на оплату труда работников, которые будут их занимать.

При этом расходы на заработную плату сторожей следует проводить по КВКРК 010116 «Органы местного самоуправления».

При условии, если здание детского садика будет введено в эксплуатацию, садик зарегистрируют юридическим лицом и необходимость в должности сторожа не отпадет, такую должность можно будет включить в штат детсадика. При таких условиях расходы на заработную плату сторожа будут проводиться по КВКРК 070101 «Дошкольные заведения образования».

Следует помнить, что в этом случае между работником и работодателем устанавливаются трудовые отношения, и работодатель обязан будет выполнять все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством (придерживаться периодичности выплаты заработной платы, предоставления отпусков, оплачивать листки нетрудоспособности и т. п.).

Принимая во внимание, что потребность в надзоре за объектом капитального строительства имеет срочный характер, и в соответствии с ч. 2 ст. 23 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. (далее — КЗоТ) трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок, со сторожами целесообразно заключить срочные трудовые договоры — до введения объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Но, как видим, это достаточно «тернистый» путь, который, кстати, накладывает на работодателя определенные обязательства перед работником, установленные трудовым законодательством. А если таких сторожей необходимо принять несколько (2 — 3 человека), чтобы обеспечить постоянный надзор за объектом строительства? В действительности не каждый сельский совет сможет позволить себе такой «раздутый» штат. Что же делать?

Со сторожем можно заключить гражданско-правовой договор (далее — ГПД). И в этом случае мы можем говорить о втором варианте оформления отношений со сторожем для надзора за объектом незавершенного капитального строительства, который находится на балансе сельского совета.

При этом при заключении ГПД необходимо придерживаться требований Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

В частности, договор на предоставление услуг регулируется гл. 63 (ст. 901 — 907) Кодекса, и он не должен содержать в себе признаков трудовых отношений и ссылок на нормы КЗоТ и Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Сторонами договора в этом случае будут не работодатель и работник, а заказчик и исполнитель.

На лиц, предоставляющих услуги на основании ГПД, не распространяются нормы трудового законодательства относительно порядка принятия на работу, оснований увольнения, установления рабочего времени, оплаты и охраны труда, гарантий и компенсаций и т. п.

Исполнителю услуг по ГПД запись в трудовую книжку не вносится, табель учета рабочего времени по нему не ведется. Оплата услуг осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ. При этом порядок оплаты предоставленных услуг устанавливается в договоре. Исполнителю выплачивается не заработная плата, а вознаграждение, размер которого может быть меньше минимальной заработной платы, в отличие от заработной платы, выплачиваемой работнику, с которым оформлен трудовой договор.

Также отметим, что расходы в обоих случаях следует будет осуществлять по КЭКР 2111 «Заработная плата».

Следовательно, у вас есть по крайней мере два варианта оформления отношений со сторожем, который будет осуществлять надзор (не охрану!) за объектом незавершенного капитального строительства, поэтому выбирайте наиболее приемлемый для себя, учитывая оптимизацию расходов на оплату труда или оформление отношений.

Также отметим, что согласно законодательству вы можете оформить договор о предоставлении услуг по охране имущества с субъектом охранной деятельности. Но, как правило, в таких случаях оплата услуг персонала охраны значительно выше, чем оплата услуг сторожа, который осуществляет надзор за имуществом, однако и «спрос» с него меньший.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц