Темы статей
Выбрать темы

Средний заработок работника- контрактника: сохраняем на все время действия особого периода

Владимир БУДЗ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
В январе 2016 года водитель учебно-методического центра профессионально-технического образования сообщил руководству учреждения, что он заключил контракт о прохождении военной службы сроком до окончания особого периода. На этом основании работник был освобожден от работы и за весь период его службы (в течение года) за ним сохранялись место работы и средний заработок. Но год прошел, и в связи с этим возникает вопрос: правомерны ли наши действия по дальнейшему начислению и выплате работнику среднего заработка (после окончания года службы)? (вопрос из электронной почты редакции: bb@id.factor.ua)

Да, ваши действия правомерны. Объясним свой вывод.

Действующее законодательство предусматривает гарантии по сохранению места работы, должности и среднего заработка за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта во время действия особого периода сроком до его окончания или до дня фактического увольнения. Такие гарантии для призывников и контрактников установлены ч. 3 ст. 119 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. (далее — КЗоТ).

Заметим, что с 07.01.2017 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка прохождения военной службы» от 06.12.2016 г. № 1769-VIII, который внес изменения в ст. 119 КЗоТ. Отныне гарантии по сохранению рабочего места, должности и среднего заработка распространяются на работников, призванных на военную службу лиц офицерского состава. Но эти изменения не влияют на применение норм ч. 3 ст. 119 КЗоТ в рассматриваемой ситуации.

Следовательно, если работник принял решение идти служить по контракту, работодатель обязан сохранять за ним место работы, должность и средний заработок. Как долго? До окончания особого периода или до дня фактического увольнения.

Определение особого периода предоставлено в законах Украины «Об обороне Украины» от 06.12.91 г. № 1932-XII и «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 г. № 3543-XII (далее — Закон № 3543). Под ним следует понимать период, который наступает с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его исполнителям относительно скрытой мобилизации либо с момента введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий.

Заметим: военного времени и военных действий в Украине официально в настоящее время нет. А последних мобилизованных должны были демобилизовать до конца октября 2016 года в соответствии с Указом Президента Украины от 26.09.2016 г. № 411/2016.

Принимая это во внимание, вполне закономерно возникает вопрос: действует ли на сегодня в нашей стране особый период?

На этот вопрос дало ответ Минобороны в письме от 20.10.2016 г. № 316/1/906. Согласно этому письму решение относительно проведения демобилизации Президентом Украины не принималось. Напомним, что в соответствии со ст. 11 Закона № 3543 Президент Украины принимает решение о демобилизации с внесением его на утверждение Верховной Радой Украины.

Следует отметить, что действительно Указ о демобилизации Президент Украины не издавал и соответственно не подавал его на утверждение Верховной Радой Украины. Таким образом, особый период в Украине продолжается. Об этом отметил и Высший административный суд Украины в постановлении от 16.02.2015 г. по делу № 800/582/14, в котором предметом судебного разбирательства был в частности, и вопрос относительно наличия особого периода в государстве вне времени проведения мобилизации. И хотя указанное решение не вступило в законную силу в связи с подачей заявления о его пересмотре, Минобороны придерживается правовой позиции относительно продолжения особого периода, указанного в этом решении.

А это значит, что и в дальнейшем за работниками учреждений, организаций, призванными на срочную военную службу или вступившими на военную службу по контракту, работодатель обязан сохранять место работы, должность и средний заработок до окончания особого периода.

Вопрос же относительно того, с какими событиями связано окончание особого периода, остается открытым, ведь Законом № 3543 не определено четкого порядка его прекращения. Ответа на этот вопрос, к сожалению, не знает и Минобороны.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации работнику-контрактнику, который отслужил один год и продолжает проходить военную службу до окончания особого периода, следует и в дальнейшем начислять и выплачивать средний заработок согласно ч. 3 ст. 119 КЗоТ.

В конце предостережем работодателей от нарушений законодательства в отношении несоблюдения установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к выполнению обязанностей по несению военной службы. За такие нарушения согласно абз. 5 ч. 2 ст. 265 КзоТ предусмотрен штраф в 10-кратном размере минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, относительно которого совершено нарушение. На сегодня это ни много ни мало — 32000 грн. Следовательно, будьте предельно внимательны при соблюдении гарантий для своих призывников и контрактников.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше