Темы статей
Выбрать темы

Отчет неприбыльной организации: ищите подсказки для заполнения

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
К перечню налоговой отчетности, которую должны подавать бюджетные учреждения, относится Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации. В связи с приближением предельного срока подачи этого Отчета рассмотрим вопросы наших читателей, которые пришли в редакцию и касаются порядка его заполнения.

В прошлом году для неприбыльных учреждений и организаций, которые отвечают требованиям п.п. 133.4.1 НКУ, приказом Минфина от 17.06.2016 г. № 553 был утвержден Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации (далее — Отчет). Форма этого Отчета и комментарий к основным новациям относительно порядка его составления были опубликованы в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 30, с. 10.

Стоит напомнить: к неприбыльным организациям, которые отвечают требованиям п.п. 133.4.1 НКУ и не являются плательщиками налога, в частности, отнесены и бюджетные учреждения ( п.п. 133.4.6 НКУ). Поэтому требования относительно предоставления Отчета касаются и бюджетных учреждений.

Еще в прошлом году ГФСУ в письме (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 41, с. 14) детально разъяснила особенности подачи и заполнения Отчета.

Поскольку этот Отчет бюджетные учреждения составляют впервые за 2016 год, возникли определенные вопросы относительно его заполнения. Сразу после утверждения этого Отчета редакция нашей газеты направила запросы в ГФСУ и Минфин относительно составления и отражения в Отчете некоторых поступлений, полученных бюджетными учреждениями, но до сих пор официальных ответов мы не получили. Поэтому в данном материале мы предлагаем несколько вариантов заполнения определенных строк Отчета, а вы уже решайте сами, какой вам ближе.

В какой срок бюджетные учреждения должны подать Отчет за 2016 год?

Бюджетные учреждения, которые не являются плательщиками налога на прибыль предприятий в соответствии с п. 133.4 НКУ и внесены контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее — Реестр), подают Отчет в сроки, предусмотренные для подачи налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий ( п. 46.2 НКУ).

Для неприбыльных организаций, которые отвечают требованиям п. 133.4 НКУ и внесены в Реестр, установлен годовой налоговый (отчетный) период. Теперь это четко определено в п.п. 133.4.7 НКУ.

Учитывая это, бюджетные учреждения, которые отвечают требованиям, установленным в п.п. 133.4.1 НКУ, в частности внесены контролирующим органом в Реестр, Отчет подают за базовый отчетный (налоговый) год в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года. То есть подать Отчет за 2016 год необходимо не позднее 1 марта 2017 года.

Исключение из этого правила касается только случаев, предусмотренных п.п. 133.4.3 НКУ (ср. ). Имеются в виду случаи, когда неприбыльная организация при нарушении требований, определенных п. 133.4 НКУ, обязана подать Отчет в срок, определенный для месячного налогового (отчетного) периода (т. е. в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца).

Нужно ли бюджетному учреждению, кроме Отчета, обязательно подавать финансовую отчетность (Баланс, Отчет о результатах финансовой деятельности и Отчет о движении денежных средств) в органы ГФСУ?

Действительно, с 01.01.2017 г. ужесточены требования к налоговой отчетности и обязанности подачи финансовой отчетности неприбыльными организациями.

Так, раньше ГФСУ в письме утверждала: предоставление финансовой отчетности вместе с Отчетом осуществляется по желанию неприбыльной организации.

Однако с 01.01.2017 г. действующая редакция п. 46.2 НКУ выглядит так:

«Плательщик налога на прибыль подает вместе с соответствующей налоговой декларацией квартальную или годовую финансовую отчетность в порядке, предусмотренном для предоставления налоговой декларации с учетом требований ст. 137 этого Кодекса.

Финансовая отчетность, которая составляется и подается в соответствии с этим пунктом плательщиками налога на прибыль и неприбыльными предприятиями, учреждениями и организациями, является приложением к налоговой декларации по налогу на прибыль (отчету об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации) и ее неотъемлемой частью.

<…>

Неприбыльные предприятия, учреждения и организации, определенные пунктом 133.4 статьи 133 этого Кодекса, подают отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации по форме, утвержденной центральным органом исполнительной власти, которая обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику (профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов, образованные в порядке, определенном законом, отчитываются в случае нарушений пункта 133.4 статьи 133 этого Кодекса), и годовую финансовую отчетность».

Учитывая это, ГФСУ в письме «Об изменениях в обложении налогом на прибыль предприятий в 2017 году» от 08.02.2017 г. № 2991/7/99-99-15-02-01-17 утверждает следующее:

« Пунктом 46.2 ст. 46 Кодекса определено, что финансовая отчетность является приложением к налоговой декларации и ее неотъемлемой частью, подается как плательщиками налога на прибыль предприятий (вместе с декларацией по налогу на прибыль), так и неприбыльными предприятиями, учреждениями и организациями (вместе с отчетом об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации).

Таким образом, неприбыльные предприятия, учреждения и организации вместе с отчетом об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации за 2016 год подают в контролирующий орган годовую финансовую отчетность».

Как видим, никаких исключений для бюджетных учреждений действующей редакцией п. 46.2 НКУ не предусмотрено, потому и полностью понятна позиция органов ГФСУ относительно предоставления бюджетными учреждениями вместе с Отчетом также и финансовой отчетности за 2016 год, которая является неотъемлемой частью такого Отчета.

Учитывая это, в этом году бюджетным учреждениям необходимо подавать в ГФСУ не только Отчет, но и годовую финансовую отчетность: Баланс (форма № 1), Отчет о результатах финансовой деятельности (форма № 9д, № 9м), Отчет о движении денежных средств (т. е. ту отчетность, которая предоставлена органам Казначейства).

Вообще-то подать указанные формы налоговой и финансовой отчетности бюджетным учреждениям в орган ГФСУ было бы несложно, если бы программное обеспечение для этих форм совпадало. Теперь же главная проблема заключается в том, что программное обеспечение по составлению и предоставлению Отчета не совпадает с программным обеспечением для финансовой отчетности бюджетных учреждений.

Поэтому как вариант органы ГФСУ на местах предлагают бюджетным учреждениям с целью выполнения требований действующей редакции п. 46.2 НКУ подавать Отчет в электронной форме средствами электронной связи, а финансовую отчетностьв бумажном виде.

Напомним, что согласно п. 49.3 НКУ налоговая декларация подается по выбору налогоплательщика, если иное не предусмотрено этим Кодексом, одним из таких способов:

а) лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;

б) отправляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;

в) средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований законов относительно электронного документооборота и электронной цифровой подписи.

В случае отправки налоговой декларации по почте в адрес соответствующего контролирующего органа плательщик налога должен сделать это не позднее чем за 5 дней до окончания предельного срока подачи налоговой декларации, определенного ст. 49 НКУ, а при предоставлении налоговой отчетности в электронной форме — не позднее окончания последнего часа дня, в котором истекает такой предельный срок ( п. 49.5 НКУ).

Поэтому если бюджетное учреждение не имеет возможности лично подать в ГФСУ финансовую отчетность за 2016 год, ее можно отправить по почте не позднее 24 февраля. Требования относительно оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, которые отправляются плательщиками налога, определены Порядком оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденным постановлением КМУ от 28.07.97 г. № 799.

В каких строках части I Отчета бюджетные учреждения указывают суммы поступлений, которые зачисляют в специальный фонд, в частности:

— доходы от аренды имущества;

— доходы от реализации имущества?

Для отражения поступлений, которые бюджетные учреждения зачисляют в специальный фонд, в Отчете предусмотрены строки 1.3 — 1.6.

Для того чтобы точнее определить, в какой из указанных строк показать доходы от аренды и реализации имущества, целесообразно обратиться к ст. 13 БКУ, в которой определены составляющие части бюджета.

Так, в ч. 4 ст. 13 БКУ приведен перечень собственных поступлений бюджетных учреждений, которые получают дополнительно к средствам общего фонда бюджета и включают в специальный фонд бюджета.

В частности, первая группа собственных поступлений — поступления от платы за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно законодательству.

В составе первой группы выделяются такие подгруппы:

подгруппа 1 — плата за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности;

подгруппа 2 — поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности;

подгруппа 3 — плата за аренду имущества бюджетных учреждений;

подгруппа 4 — поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества).

Учитывая это, вполне понятно, что доходы от аренды и реализации имущества являются собственными поступлениями бюджетных учреждений и включаются в специальный фонд сметы. Поэтому такие поступления учреждения могут показать в строке 1.3 Отчета.

Также учреждение может показать такие поступления не в строке 1.3, а в строке 1.6 Отчета. При этом такой вариант также не будет ошибкой.

Поэтому бюджетное учреждение должно самостоятельно решить, в какой из строк — 1.3 или 1.6 — Отчета показать доходы от аренды и реализации имущества. Главное — не занести такие поступления одновременно и в строку 1.3, и в строку 1.6 Отчета, иначе такие суммы пройдут по нему два раза, т. е. будет задвоение показателей.

Имейте в виду: при отражении доходов, которые зачисляются в состав специального фонда, в Отчете указывают только те доходы, которые остаются в распоряжении бюджетного учреждения.

Таким образом, при получении таких видов собственных поступлений бюджетных учреждений, как арендная плата и средства от реализации имущества, в Отчете указывают ту часть, которую после распределения зачисляют в состав доходов специального фонда сметы учреждения. Что касается остальной части арендной платы и средств от реализации имущества, которую бюджетные учреждения перечисляют в доходы общего фонда бюджета, то такие суммы в Отчете не отражают.

Бюджетное учреждение в 2016 году получило благотворительные взносы в виде средств и имущества. В орган Казначейства в течение года были предоставлены справки о поступлениях в натуральной форме. В каких строках Отчета нужно показать такие поступления?

Напомним: все виды благотворительных взносов, грантов и подарков бюджетные учреждения относят к собственным поступлениям.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 13 БКУ в составе второй группы собственных поступлений (прочие источники собственных поступлений бюджетных учреждений) выделяют несколько подгрупп, в частности подгруппу 1благотворительные взносы, гранты и подарки.

Учитывая это, благотворительные взносы в виде средств и имущества являются собственными поступлениями бюджетных учреждений и включаются в специальный фонд сметы. Поэтому такие поступления учреждения могут показать в строке 1.3 Отчета.

Также учреждение может показать такие поступления не в строке 1.3, а в строке 1.15 Отчета. При этом такой вариант не будет ошибкой.

Поэтому бюджетное учреждение должно самостоятельно решить, в какой из строк — 1.3 или 1.15 — Отчета показать благотворительную помощь, полученную в течение 2016 года.

Главное — не занести такие благотворительные поступления одновременно и в строку 1.3, и в строку 1.15 Отчета, иначе такие суммы пройдут по нему два раза, т. е. будет задвоение показателей.

Бюджетное учреждение в течение 2016 года получало средства для выплаты больничных и чернобыльских. В какой строке Отчета необходимо показать такие суммы?

Сразу отметим: средства, которые бюджетное учреждение получало в течение 2016 года для выплаты больничных и выплат по Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» от 28.02.91 г. № 796-XII, в Отчете не отражают. Объясним, с чем это связано.

Для получения указанных средств бюджетное учреждение — работодатель открывает в соответствующем органе Госказначейства по месту обслуживания отдельный небюджетный счет по балансовому счету 3711 «Прочие счета клиентов Государственного казначейства» согласно Порядку открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденному приказом Минфина от 22.06.2012 г. № 758. Этот счет предназначен для учета движения средств по операциям на счетах распорядителей средств государственного и местных бюджетов, которые не могут быть отнесены к операциям по выполнению общего и/или специального фонда государственного и местных бюджетов и движению средств налога на добавленную стоимость в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку расходы на выплату помощи по временной нетрудоспособности не предусматриваются в смете бюджетных учреждений (ни по общему, ни по специальному фондам), такие средства не отражаются в Отчете о поступлении и использовании средств общего фонда (форма № 2д, № 2м) и отчетах по форме № 4 о поступлении и использовании средств специального фонда.

Учитывая это, у бюджетного учреждения нет оснований для отражения указанных сумм в Отчете.

В прошлом году наше бюджетное учреждение (орган местного самоуправления) получило активы от другого учреждения (тоже органа местного самоуправления) на основании решения о его реорганизации путем присоединения. Справку о поступлении в натуральной форме в орган Казначейства мы не предоставляли. В каких строках Отчета показывать такие активы? Нужно ли стоимость этих активов отражать в строке 1.11 Отчета?

Действительно, в Отчете предусмотрена строка 1.11 — стоимость активов (средств или имущества), полученных неприбыльной организацией в случае прекращения юридического лица (в результате его ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования).

Но в вашей ситуации активы передают в рамках операции по реорганизации путем присоединения. Процедурные вопросы реорганизации субъектов хозяйствования урегулированы ст. 104 — 110 ХКУ.

Как указано в ст. 104 этого Кодекса, в случае реорганизации юридических лиц имущество, права и обязанности переходят к их правопреемникам.

Следовательно, в случае присоединения к юридическому лицу — правопреемнику переходят все имущество, права и обязанности (обязательства) по договорам юридического лица, которое реорганизовано путем присоединения.

При получении таких активов ваше учреждение не понесло дополнительных расходов и не получило доходов, поскольку фактически активы переданы с баланса одного учреждения на баланс другого (с оформлением соответствующей документации).

Таким образом, считаем, что при получении этого имущества отсутствуют основания для отражения данной информации в Отчете.

Какие суммы расходов бюджетное учреждение должно указать в строках 2.1 и 2.2 Отчета: кассовые или фактические?

Сумы расходов бюджетные учреждения указывают в строках 2.1 и 2.2 Отчета исходя из фактически полученных средств. Поэтому эти суммы должны отвечать кассовым расходам, т. е. средствам, фактически полученным по общему и специальному фондам.

Имейте в виду: если в течение 2016 года бюджетное учреждение получало благотворительную помощь в виде средств и имущества и показало их использование в строке 2.6 Отчета, то будьте внимательны — не показывайте такие суммы одновременно в строках 2.2 и 2.6, иначе такие расходы дважды в него попадут.

Какой размер штрафа предусмотрен законодательством за нарушение срока подачи Отчета бюджетным учреждением?

Поскольку Отчет является налоговой декларацией в понимании НКУ, за нарушение срока его подачи ответственность определена п. 120.1 этого Кодекса.

Так, за неподачу или несвоевременную подачу налогоплательщиком либо другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги и сборы, налоговых деклараций (расчетов), а также другой отчетности, обязанность предоставления которой в контролирующие органы предусмотрена НКУ, налагается штраф:

170 грн. за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу;

1020 грн. за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу (те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому на протяжении года был применен штраф за такое нарушение).

Нормативные документы

ХКУ Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

БКУ Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

НКУ Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Письмо письмо ГФС «Об утверждении формы Отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации» от 17.10.2016 г. № 33649/7/99-99-15-02-01-17.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше