Темы статей
Выбрать темы

Документальное оформление переноса остатков по счетам

Шашерин Валерий, главный бухгалтер воинской части А4502 (г. Одесса)
В этой статье продолжим обсуждение темы перехода бюджетных учреждений на новый План счетов, начатое в предыдущей статье. Остановимся на одном из вариантов документального оформления этого процесса и на некоторых других моментах.

Как уже было отмечено в предыдущей статье, переход от Плана счетов № 611 к Плану счетов № 1203 должен был начаться еще в 2016 году и продолжиться на последующих этапах в 2017 году.

Подготовительный этап, пожалуй, самый важный. Он включает в себя проведение таких мероприятий:

— полная инвентаризация активов и обязательств перед составлением годовой отчетности в соответствии с Положением № 879 и внутренним Положением о проведении инвентаризации бюджетной организации. Результатом такой работы должны стать достоверные данные о наличии материальных средств, других активов, дебиторской и кредиторской задолженностей, остатков на счетах в органе Казначейства и банках (в разрешенных законодательством случаях). Выявленные в ходе инвентаризации инвентаризационные разницы должны быть по решению руководителя урегулированы. Как итог остатки на субсчетах учета (включая забалансовые) в бухгалтерском учете должны соответствовать данным инвентаризации и отражены в годовой бюджетной и финансовой отчетности учреждения;

— подготовка и утверждение руководителем организации приказа «Об организации бухгалтерского учета в 2017 году». Приложением к данному приказу будет Рабочий план счетов, составленный на основании Плана счетов № 1203. В Рабочем плане счетов должны быть отражены только те субсчета учета, которые реально используются бюджетной организацией.

Соответствие Плана счетов № 1203 старому Плану счетов № 611 по классам покажем в таблице:

План счетов № 611

План счетов № 1203

Класс

Название

Класс

Название

1

Необоротные активы

1

Нефинансовые активы

2

Запасы

3

Средства, расчеты и прочие активы

2

Финансовые активы

4

Собственный капитал

5

Капитал и финансовый результат

5

Долгосрочные обязательства

6

Обязательства

6

Текущие обязательства

7

Доходы

7

Доходы

8

Расходы

8

Расходы

0

Забалансовые счета

0

Забалансовые счета распорядителей бюджетных средств и государственных целевых фондов

План счетов исходя из особенностей каждой бюджетной организации должен быть детализирован путем введения к субсчетам аналитических счетов (по общему и специальному (по видам поступлений) фондам, по источникам поступления материальных активов).

В качестве примера приведем варианты такой детализации в воинских частях Вооруженных Сил Украины согласно ведомственным распоряжениям:

Класс

Название

Детализация основного счета

Название

1

Нефинансовые активы — счета учета материальных средств: необоротных активов и запасов (1014, 1015 и т.д)

/0

Поступления за счет средств общего фонда

/1

Поступления за счет средств специального фонда

/2

Поступления в централизованном порядке (внутриведомственной передаче)

/3

Неприкосновенные запасы

/4

Излишнее имущество

2

Финансовые активы — субсчет 2313 «Регистрационные счета»

2313/0/2101020

Регистрационный счет общего фонда по КПКВ 2101020

2313/1/2101020

Регистрационный счет специального фонда по КПКВ 2101020

И так далее по источникам поступления и по каждому КПКВ отдельно

5

Капитал и финансовый результат — субсчет 5512 «Накопленный финансовый результат исполнения сметы»

/0

Накопленный финансовый результат исполнения сметы по общему фонду

/1

Накопленный финансовый результат исполнения сметы по специальному фонду

Аналогично должны быть детализированы и остальные субсчета бухгалтерского учета, как для ведения самого учета, так и для составления бюджетной и финансовой отчетности. Вся детализация, применяемая в бюджетной организации, должна быть отражена в приказе об организации бухгалтерского учета. Например, так:

1.3. Ведение бухгалтерского учета в воинской части осуществляется согласно Рабочему плану счетов воинской части (приложение 1) и Рабочей корреспонденции счетов воинской части (приложение 9).

Для детализации учета денежных средств, материальных ценностей, денежных документов, расчетов разрешить использовать субсчета второго уровня в зависимости от источников поступлений, условий использования, а именно:

для поступлений и расчетов:

по общему фонду, дополнив цифрой 0;

по специальному фонду, дополнив цифрой 1;

в пределах главного распорядителя средств — цифрой 2;

по выплатам по расчетам по оплате труда: третий цифрой через черточку после признака источника поступления:

по денежным обеспечениям и другим выплатам военнослужащим, дополнив цифрой /1;

по заработной плате работников, дополнив цифрой /2;

по расчетам с работниками в связи с временной потерей трудоспособности, дополнив цифрой 3.

(и так далее)

Приведем фрагмент Плана счетов (как возможный вариант):

img 1

Следует обратить внимание, что на протяжении года в случае необходимости в Рабочий План счетов можно вносить изменения путем издания соответствующих приказов руководителем бюджетной организации на основании ходатайства главного бухгалтера (начальника финансово-экономической службы).

Этап переноса остатков с Плана счетов № 611 на План счетов № 1203.

Операция по переносу остатков и их переформатированию в новый План счетов является хозяйственной операцией, которая должна быть отражена соответствующим первичным документом, оформленным документально.

В качестве такого документа может быть бухгалтерская справка с приложением таблицы соответствия субсчетов бухгалтерского учета, действующих в 2016 и 2017 годах (как рекомендовано в статье на с. 22), или же Ведомость переноса остатков на балансовые и забалансовые счета.

Конкретной формы документа, которым нужно оформлять перенос остатков, действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено, поэтому каждое учреждение должно само принять решение о том, каким документом оформить эту операцию.

Как вариант можем предложить такой образец приказа руководителя организации о переносе остатков:

img 2

Результатом работы комиссии будет Ведомость переноса остатков, которая может иметь следующий вид:

img 3 img 4 img 5

Подобная Ведомость после ее утверждения руководителем организации будет тем первичным документом, на основании которого проводится бухгалтерская операция по переносу остатков.

Стоит отметить, что комиссию целесообразно создавать в больших учреждениях, где на учете много материальных ценностей и одному главбуху сложно справиться с большим объемом работы. Если же бюджетное учреждение небольшое, в создании комиссии нет необходимости. В любом случае, каждое учреждение само для себя должно решить, нужна комиссия или нет. В нормативных документах требования о ее создании нет.

Перенос остатков в бухгалтерском учете организации отражается в соответствующем мемориальном ордере. Для этой операции может быть использован мемориальный ордер формы № 274, увержденной приказом Госказначейства от 27.07.2000 г. № 68. К ордеру должна быть приложена Ведомость переноса остатков.

Записи в ордере могут быть такими (фрагмент) (см. с. 36).

img 6

Журнал-Главная с целью соблюдения принципа непрерывности отображения в бухгалтерском учете хозяйственных операций на 2017 год должен быть открыт по остаткам и перечню субсчетов конца 2016 года. Данные счета закрываются на основании данных мемориального ордера типовой формы № 274 путем соответствующих проводок согласно Ведомости переноса (прилагаемой к ордеру) и открываются по новым счетам согласно Рабочему плану счетов 2017 года, включая и те субсчета, которые имеют на начало года нулевое сальдо (например, по доходам и расходам общего фонда и т. п.).

На наш взгляд, в Журнале-Главная на январь 2017 года должны быть две записи:

— первая с остатками по всем действующим субсчетам до 1 января 2017 года, далее следует записать данные ордера, закрывающие данные субсчета (в Журнале-Главной будет одна запись по ордеру типовой формы № 274). В строке остатков по субсчетам на конец месяца должны будут стоять нулевые значения;

— вторая запись открывается снова январем 2017 года с записями данных ордера, открывающих новые субсчета по остаткам согласно Ведомости переноса. В строке «остатки по субсчетам на начало месяца» будут стоять нулевые значения, далее первым записывается мемориальный ордер типовой формы № 274 и вносятся по соответствующим субсчетам остатки, которые подлежат переносу согласно Ведомости.

После этой записи последующие записи по оборотам остальных мемориальных ордеров января 2017 года проводятся на общих основаниях.

В итоге по состоянию на 1 февраля 2017 года получим остатки по субсчетам на конец месяца с учетом сумм перенесенных остатков.

Аналитический учет с января 2017 года нужно вести по все еще действующим формам, утвержденным приказом Госказначейства «Об утверждении форм карточек и книг аналитического учета бюджетных учреждений и порядка их составления» от 06.10.2000 г. № 100 (ср. ), но по новым субсчетам бухгалтерского учета в госсекторе (книга аналитического учета кассовых расходов, книга аналитического учета фактических расходов и т. п.) отдельно по каждому коду программной классификации расходов в соответствии с КЭКР бюджета.

Завершающим этапом будет операция по переходу от бюджетной и финансовой отчетности за 2016 год, составленной согласно приказу № 44, к новой отчетности согласно НП(С)БУГС 101.

Такая трансформация отчетности должна быть проведена до срока предоставления отчетности на первую отчетную дату (1 апреля 2017 года), т. е. следует перейти от формы № 1 «Баланс» к форме № 1дс «Баланс».

Данные графы 4 «На конец отчетного периода (года)» формы № 1 «Баланс» должны быть трансформированы в графу 3 «На начало отчетного года» формы № 1дс «Баланс». Данные по активу и пассиву двух балансов на эти даты должны соответствовать друг другу.

Вариант такой трансформации может быть следующим:

Данные формы № 1 «Баланс» на конец 2016 года

Данные формы № 1дс «Баланс» на начало 2017 года

АКТИВ

Код рядка

На кінець звітного періоду (року) — гр. 4 форми

АКТИВ

Код рядка

На початок звітного періоду — гр. 3 форми

1. НЕОБОРОТНІ АКТИВИ

1. НЕФІНАНСОВІ АКТИВИ

Нематеріальні активи

Основні засоби:

Балансова (залишкова) вартість

110

залишкова вартість

010

394873,18

Накопичена амортизація

111

знос

011

1313332,83

Первісна (переоцінена) вартість

112

первісна вартість

012

1708206,01

Основні засоби

Нематеріальні активи:

Балансова (залишкова) вартість

120

323112,02

залишкова вартість

020

Знос

121

1241571,59

накопичена амортизація

021

Первісна (переоцінена) вартість

122

1564683,61

первісна вартість

022

Інші необоротні матеріальні активи

Незавершені капітальні інвестиції

030

Балансова (залишкова) вартість

130

71761,16

Запаси

040

253950,07

Знос

131

71761,24

Малоцінні та швидкозношувані предмети

050

250,20

Первісна (переоцінена) вартість

132

143522,40

Готова продукція

060

Незавершені капітальні інвестиції в необоротні активи

140

Інші нефінансові активи

070

Довгострокові фінансові інвестиції

145

Усього за розділом I

100

649073,45

11. ОБОРОТНІ АКТИВИ

11. ФІНАНСОВІ АКТИВИ

Матеріали і продукти харчування

150

253950,07

Довгострокова дебіторська заборгованість

110

Малоцінні та швидкозношувані предмети

160

250,20

Довгострокові фінансові інвестиції

120

Інші запаси

170

Поточна дебіторська заборгованість:

Дебіторська заборгованість

180

за розрахунками з бюджетом

130

Розрахунки з постачальниками, підрядниками за товари, роботи й послуги

181

за розрахунками за товари, роботи, послуги

140

Розрахунки із податків і зборів

182

за наданими кредитами

150

Розрахунки із страхування

183

за виданими авансами

160

Розрахунки з відшкодування завданих збитків

184

за розрахунками із соціального страхування

170

Розрахунки за спеціальними видами платежів

185

за внутрішніми розрахунками

180

Розрахунки з підзвітними особами

186

інша поточна дебіторська заборгованість

190

Розрахунки за іншими операціями

187

Поточні фінансові інвестиції

200

Розрахунки за операціями з внутрівідомчої передачі запасів

190

Грошові кошти та їх еквіваленти бюджетних установ та державних цільових фондів в:

Розрахунки за окремими програмами

200

національній валюті, у тому числі в:

210

Витрати майбутніх періодів

205

касі

211

Короткострокові векселі одержані

210

казначействі

212

110539,84

Інші кошти

220

установах банків

213

Грошові документи

221

іноземній валюті

220

Грошові кошти в дорозі

222

Кошти бюджетів та інших клієнтів на:

Рахунки в банках

240

єдиному казначейському рахунку

230

Рахунки загального фонду

241

рахунках в установах банків, у тому числі:

240

Рахунки спеціального фонду

242

у національній валюті

241

Рахунки в іноземній валюті

243

в іноземній валюті

242

Інші поточні рахунки

244

Інші фінансові активи

250

Рахунки в казначействі загального фонду

250

Усього за розділом II

280

110539,84

Рахунки в казначействі спеціального фонду

260

110539,84

III. ВИТРАТИ МАЙБУТНІХ ПЕРІОДІВ

290

Спеціальні реєстраційні рахунки для обліку коштів, отриманих як плата за послуги

261

110539,84

БАЛАНС

300

759613,29

Спеціальні реєстраційні рахунки для обліку коштів, отриманих за іншими джерелами власних надходжень

262

Спеціальні реєстраційні рахунки для обліку інших надходжень спеціального фонду

263

Спеціальні реєстраційні рахунки для обліку коштів, отриманих на виконання програм соціально-економічного та культурного розвитку регіонів

264

Інші рахунки в казначействі

270

Каса

280

Поточні фінансові інвестиції

285

111. ВИТРАТИ

Видатки та надання кредитів загального фонду

290

Видатки та надання кредитів спеціального фонду

300

Видатки за коштами, отриманими як плата за послуги

301

Видатки та надання кредитів за іншими джерелами власних надходжень

302

Видатки та надання кредитів за іншими надходженнями спеціального фонду

303

Видатки за коштами, отриманими на виконання програм соціально-економічного та культурного розвитку регіонів

304

Інші витрати

305

БАЛАНС

310

759613,29

ПАСИВ

Код рядка

На кінець звітного періоду (року)

ПАСИВ

Код рядка

На кінець звітного періоду

1. ВЛАСНИЙ КАПІТАЛ

I. ВЛАСНИЙ КАПІТАЛ ТА ФІНАНСОВИЙ РЕЗУЛЬТАТ

Фонд у необоротних активах

330

394873,18

Внесений капітал

330

394873,18

Фонд у малоцінних та швидкозношуваних предметах

340

250,20

Фонд дооцінки

340

Фонд у фінансових інвестиціях

345

Фінансовий результат

350

221425,57

Результат виконання кошторису за загальним фондом

350

49332,33

Капітал у підприємства

360

Результат виконання кошторису за спеціальним фондом

360

171843,04

Резерви

370

Капітал у дооцінках

370

Усього за розділом I

410

616298,75

11. ЗОБОВ’ЯЗАННЯ

II. ЗОБОВ’ЯЗАННЯ

Довгострокові зобов’язання

380

Довгострокові зобов’язання:

Короткострокові позики

390

за цінними паперами

420

Поточна заборгованість за довгостроковими зобов’язаннями

400

за кредитами

430

Короткострокові векселі видані

410

інші довгострокові зобов’язання

440

Кредиторська заборгованість

420

Поточна заборгованість за довгостроковими зобов’язаннями

450

Розрахунки з постачальниками, підрядниками за товари, роботи й послуги

421

Поточні зобов’язання:

143314,54

Розрахунки за спеціальними видами платежів

422

за платежами до бюджету

460

Розрахунки із податків і зборів

423

за розрахунками за товари, роботи, послуги

470

Розрахунки із страхування

424

за кредитами

480

Розрахунки із заробітної плати та інших виплат

425

за одержаними авансами

490

Розрахунки зі стипендіатами

426

за розрахунками з оплати праці

500

Розрахунки з підзвітними особами

427

за розрахунками із соціального страхування

510

Розрахунки за депозитними сумами

428

за внутрішніми розрахунками

520

143314,54

Розрахунки за іншими операціями

429

інші поточні зобов’язання

530

Розрахунки за операціями з внутрівідомчої передачі запасів

430

143314,54

Усього за розділом II

570

143314,54

Розрахунки за окремими програмами

440

III. ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ

580

Доходи майбутніх періодів

445

IV. ДОХОДИ МАЙБУТНІХ ПЕРІОДІВ

590

111. ДОХОДИ

БАЛАНС

600

759613,29

Доходи загального фонду

450

Примечание: — в строки 010, 011 и 012 формы № 1дс включены данные по общей сумме необоротных активов (строки 120, 121, 122, 130, 131 и 132 формы № 1); — в строку 350 формы № 1дс включены данные по финансовому результату исполнения сметы за 2016 год по общему и специальному фондам, а также сумма фонда в малоценных и быстроизнашивающихся предметах, который согласно Методрекомендациям с субсчета 411 переносится на субсчет 5512 «Накопленный результат исполнения сметы»

Доходи спеціального фонду

460

Доходи за коштами, отриманими як плата за послуги

461

Доходи за іншими джерелами власних надходжень

462

Доходи за іншими надходженнями спеціального фонду

463

Доходи за коштами, отриманими на виконання програм соціально-економічного та культурного розвитку регіонів

464

Інші доходи

465

БАЛАНС

470

759613,29

Ведение синтетического учета в 2017 году проводится по все еще действующим формам мемориальных ордеров, утвержденным приказом Госказначейства «Об утверждении Инструкции о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядка их составления» от 27.07.2000 г. № 68, но с внесением в них новых субсчетов.

В качестве примера приведем как возможный вариант форму мемориального ордера № 5 по выплате заработной платы в воинской части:

img 7

По такой же схеме могут быть переформатированы и другие мемориальные ордера, применяемые для ведения учета в бюджетной организации.

Выполнение всех этапов и процедур по переходу к Плану счетов бухгалтерского учета в государственном секторе позволит бухгалтерским службам бюджетных организаций на протяжении января осуществить такой переход и качественно вести учет по новым правилам в дальнейшем.

Нормативные документы:

План счетов № 611 — План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

План счетов № 1203 — План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2013 г. № 1203.

Порядок № 1219 Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

Приказ № 44 — приказ Минфина «Об утверждении Порядка составления финансовой, бюджетной и другой отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств» от 24.01.2012 г. № 44.

Методрекомендации — Методические рекомендации по сопоставлению субсчетов бухгалтерского учета и переноса остатков от 21.12.2016 г. № 1127;

НП(С)БУГС 101 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 101 «Предоставление финансовой отчетности», утвержденное приказом Минфина от 28.12.2009 г. № 1541.

Положение № 879Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше