Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Бюджетные новости — 2017

Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
Бюджетная бухгалтерия Январь, 2017/№ 3
В избранном В избранное
Печать

Утверждение местных бюджетов

Изменениями в БКУ, внесенными Законом № 1789, уточнено, что местные бюджеты утверждаются решением соответствующего местного совета до 25 декабря (включительно) года, предшествующего плановому.

То есть и 25-го декабря также можно утвердить местный бюджет.

Внесение изменений в решение о местном бюджете

Теперь и факт перевыполнения, и факт недовыполнения местного бюджета устанавливаются по итогам квартала.

Напомним: до внесения изменений Законом № 1789 в БКУ факт перевыполнения доходной части общего фонда местного бюджета определялся по итогам первого полугодия и следующих отчетных периодов с начала текущего бюджетного периода.

Факт перевыполнения доходной части общего фонда местного бюджета признается на основании официальных заключений местного финоргана при условии превышения доходов общего фонда местного бюджета (без учета межбюджетных трансфертов), учтенных в росписи местного бюджета на соответствующий период, не меньше чем на 5 %.

Решение о внесении изменений в решение о местном бюджете принимается соответствующим местным советом на основании официального заключения местного финоргана о перевыполнении или недовыполнении доходной части общего фонда, об объеме остатка средств общего и специального фондов (кроме собственных поступлений бюджетных учреждений) соответствующего бюджета.

Расходы на профессионально-техническое образование

Хорошая новость для заведений профессионально-технического образования — пересмотрен порядок финансирования таких заведений.

Так, в 2017 году из государственного бюджета осуществляются расходы на профессионально-техническое образование (на оплату услуг по подготовке квалифицированных рабочих на условиях государственного заказа в профессионально-технических учебных заведениях социальной реабилитации и адаптации государственной собственности, а также по профессиям общегосударственного значения, перечень которых утверждается Кабмином).

На сегодня Правительство определило перечень из 19 профессий общегосударственного значения, подготовка кадров по которым будет осуществляться в профессионально-технических учебных заведениях за средства государственного бюджета. Эти профессии приведены в Перечне № 818.

Расходы на оплату услуг по подготовке квалифицированных рабочих на условиях регионального заказа в профессионально-технических и других учебных заведениях государственной и/или коммунальной собственности, которые расположены на территории городов областного значения, согласно внесенным Законом № 1789 изменениям осуществляются из бюджетов этих городов областного значения областных центров.

Расходы на профессионально-техническое образование (на оплату услуг по подготовке квалифицированных рабочих на условиях регионального заказа в профессионально-технических и других учебных заведениях государственной и/или коммунальной собственности (кроме заведений, определенных в п.п. «е» п. 2 ч. 1 ст. 89 БКУ)) осуществляются из областных бюджетов.

В то же время в п. 201 разд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ указано, что из областных бюджетов могут осуществляться расходы, определенные п.п. «е» п. 2 ч. 1 ст. 89 этого Кодекса, в части подготовки квалифицированных рабочих на условиях регионального заказа для потребностей всей области.

При этом по обращению городского совета (города областного значения — областного центра) областной совет принимает решение о передаче средств на осуществление таких расходов городскому совету (города областного значения — областного центра) и утверждает в областном бюджете объемы межбюджетных трансфертов из областного бюджета городскому бюджету (города областного значения — областного центра).

Объемы указанных межбюджетных трансфертов определяются по формуле, которая утверждается соответствующим областным советом в приложении к решению об областном бюджете.

Финансирование льгот из местных бюджетов

На местные бюджеты переводятся расходы на предоставление льгот связи, других предусмотренных законодательством льгот, которые предоставляются ветеранам войны, ветеранам труда, жертвам нацистских преследований, ветеранам военной службы, ветеранам органов внутренних дел, ветеранам налоговой милиции и др.

Конкретный перечень льготников приведен в п.п. 204 п. 1 ст. 91 БКУ.

Образовательная субвенция

Согласно внесенным Законом № 1789 изменениям образовательная субвенция теперь направляется не на оплату всех текущих расходов перечисленных в ст. 1032 БКУ типов учебных заведений, а лишь на оплату труда с начислениями педагогических работников в таких типах учебных заведений.

К перечню заведений, имеющих право на получение образовательной субвенции, добавились профессионально-технические учебные заведения государственной и коммунальной собственности в части обеспечения расходов на получение полного общего среднего образования.

Напомним: перечень должностей педагогических работников приведен в Перечне должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденном постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963.

В составе такой субвенции предусматривается резерв средств, объем которого не может превышать 1 % общего объема субвенции.

Кабмин по согласованию с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета осуществляет распределение резерва образовательной субвенции и может определять направления использования таких средств.

Раньше средства указанного резерва направлялись на осуществление расходов, которые не могли быть учтены при применении формулы.

Медицинская субвенция

Медицинская субвенция теперь направляется на расходы местных бюджетов для оплаты текущих расходов, кроме расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

Как и в случае с образовательной субвенцией, в составе указанной субвенции предусматривается резерв средств, объем которого не может превышать 1 % общего объема субвенции.

Кабмин по согласованию с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета осуществляет распределение резерва медицинской субвенции и может определять направления использования таких средств.

Содержание учебных заведений и заведений культуры

Продлено действие на 2017 год п. 20 разд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ в части возможности содержания за счет бюджетов сел, поселков, городов районного значения заведений дошкольного образования и учебно-воспитательных комплексов «дошкольное учебное заведение — общеобразовательное учебное заведение», «общеобразовательное учебное заведение — дошкольное учебное заведение» (при условии, что общеобразовательное учебное заведение — I степени), а также сельских, поселковых и городских дворцов и домов культуры, клубов, центров досуга, других клубных заведений и библиотек.

При этом, как и раньше, по обращению сельского, поселкового, городского (города районного значения) совета районный (городской) совет принимает решение о передаче средств на осуществление таких расходов сельскому, поселковому, городскому (города районного значения) совету и в районном (городском) бюджете утверждает объемы межбюджетных трансфертов из районного бюджета бюджетам местного самоуправления (из бюджета города областного значения бюджетам административно подчиненных ему сел, поселков и городов).

Объемы таких межбюджетных трансфертов определяются по формуле, которая утверждается соответствующим районным (городским) советом в приложении к решению о местном бюджете, и не могут быть меньше, чем объемы таких межбюджетных трансфертов или расходов районного (городского) бюджета (если расходы для указанных учреждений осуществлялись из районных (городских) бюджетов) на содержание таких учреждений, предусмотренные на 2016 год.

Возврат средств местных бюджетов Донецкой и Луганской областей

Согласно внесенным Законом № 1789 изменениям органы Казначейства осуществляют возврат средств, ошибочно или излишне зачисленных в местные бюджеты населенных пунктов Донецкой и Луганской областей, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия, перечень которых утвержден КМУ, по представлению органов, контролирующих поступления бюджета, согласованному, соответственно, с Донецкой и Луганской областными военно-гражданскими администрациями.

При определении таких населенных пунктов следует руководствоваться Перечнем № 1085.

Начиная с 1 января 2017 года остатки средств местных бюджетов таких населенных пунктов, которые учитываются по состоянию на каждую отчетную дату на счетах в органах Казначейства, засчитываются в специальный фонд соответствующих областных бюджетов Донецкой и Луганской областей.

Остатки средств перечисляются органами Казначейства ежемесячно (до 10-го числа месяца, следующего за отчетным), отображаются ими в бухгалтерском учете и отчетности о выполнении местных бюджетов по классификации финансирования бюджета и направляются на объекты и мероприятия, которые формируются с учетом положений абз. 2 и 4 п. 24 разд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ.

Минфин: бесплатное получение информации и доступ к автоматизированным информационным и справочным системам

Обновленным п. 40 разд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ определено, что во время осуществления полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства в части мониторинга пенсий, помощей, льгот, субсидий, других социальных выплат Минфин имеет право на бесплатное получение информации, которая содержит банковскую тайну, персональные данные, и на доступ к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и банкам данных, держателем (администратором) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления.

Уточнено, что для получения и обработки таких персональных данных теперь Минфин вообще не требует получения на это согласия физических лиц. Раньше было предусмотрено условие — если такое согласие предоставлено другому центральному органу исполнительной власти во время подачи такой информации. Как видим, сейчас такого условия уже нет.

Решение о бюджетах ОТГ, которые объединятся в 2017 году

Пунктом 9 ст. 8 Закона № 157 определено, что бюджеты территориальных громад, которые объединились, выполняются отдельно до окончания бюджетного периода с учетом особенностей, установленных этим пунктом.

Для бюджетов ОТГ, которые объединятся в 2017 году, Законом № 1789 предусмотрено исключение.

Так, сельский, поселковый, городской совет, избранный ОТГ в 2017 году, имеет право принять решение относительно утверждения бюджета ОТГ на 2017 год, который будет включать показатели бюджетов соответствующих объединившихся территориальных громад.

В случае принятия решения относительно утверждения такого бюджета ОТГ на 2017 год сельским, поселковым, городским советом, избранным ОТГ в 2017 году, принимаются решения об утрате силы решений о бюджете соответствующих объединившихся территориальных громад.

Также указано, что до 1 января 2018 года советы районов, в которых образована ОТГ, осуществляют передачу из общей собственности территориальных громад сел, поселков, городов в собственность таких ОТГ соответствующих бюджетных учреждений, расположенных на их территории, согласно разграничению расходов между бюджетами, определенному БКУ.

Освобождение родителей от платы за питание детей в 2017 году

Категории лиц, которые полностью освобождаются от платы за питание в ДУЗ, определены ст. 35 Закона о дошкольном образовании, п. 1 постановления № 1243, пп. 2.4 и 2.6 Порядка № 667.

К таким категориям относятся:

1) родители или лица, которые их заменяют, в семьях, в которых совокупный доход на каждого члена за предыдущий квартал не превышал уровня обеспечения прожиточного минимума (гарантированного минимума), который ежегодно устанавливается законом о Государственном бюджете Украины для определения права на освобождение от платы за питание ребенка в государственных и коммунальных ДУЗ;

2) родители детей или лица, которые их заменяют, из семей, получающих помощь в соответствии с Законом № 1768;

3) родители детей в санаторных ДУЗ (группах) для детей с малыми и затухающими формами туберкулеза;

4) родители детей специальных ДУЗ (групп) для детей, требующих коррекции физического или умственного развития;

5) родители детей с инвалидностью;

6) в иных случаях, предусмотренных законодательством, в частности:

— дети, лишенные родительской опеки, которые находятся на попечении и воспитываются в семьях;

— дети-сироты;

— дети работников органов внутренних дел, погибших во время выполнения служебных обязанностей, и др.

Поэтому в 2017 году, как и в прошлые годы, от платы за питание детей в ДУЗ освобождаются, в частности, родители или лица, которые их заменяют, в семьях, в которых совокупный доход на каждого члена семьи за предыдущий квартал не превышал уровня обеспечения прожиточного минимума (гарантированного минимума).

Уровень обеспечения прожиточного минимума ежегодно устанавливается законом о Государственном бюджете.

При этом, как указано в абз. 3 ст. 9 Закона о Госбюджете-2017, уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированного минимума) для определения права на освобождение от платы за питание ребенка в государственных и коммунальных детских ДУЗ согласно Закону о дошкольном образовании в 2017 году увеличивается в соответствии с ростом прожиточного минимума.

Основанием для освобождения родителей от платы за питание в соответствии с п. 2.5 Порядка № 667 являются:

— справки о совокупном доходе каждого члена семьи за предыдущий квартал, выданные по месту получения доходов;

— справка о составе семьи, выданная жилищно-коммунальными организациями, сельскими (поселковыми) советами.

Напомним: освобождение родителей от платы или уменьшение размера платы за питание детей в ДУЗ проводится ежегодно и может пересматриваться в течение года, но не более одного раза, и вводится в месячный срок после предоставления указанных документов.

Давайте рассчитаем показатель гарантированного минимума на 2017 год.

Этот показатель зависит от уровня гарантированного минимума на 2016 год. Напомним: в 2016 году он равнялся 461 грн.

Теперь обратимся к Закону о Госбюджете-2017.

Так, в ст. 7 этого Закона определено, что в 2017 году размер прожиточного минимума на одно лицо в расчете на месяц составляет с 1 января 2017 года — 1544 грн., с 1 мая — 1624 грн., с 1 декабря — 1700 грн.

Рассчитаем средний размер прожиточного минимума на 2017 год. Он равняется 1623 грн. (1544 грн. + 1624 грн. + 1700 грн.) : 3 = 1622,67 грн. ≈ 1623 грн.

В 2016 году этот показатель составлял 1408 грн.

По сравнению с 2016 годом рост этого показателя составляет 1,153 (1623 грн. : 1408 грн.).

Теперь рассчитаем непосредственно гарантированный минимум в 2017 году:

461 грн. х 1,153 = 531,53 грн. ≈ 532 грн.

Поэтому, если с января 2017 года средний доход на каждого члена семьи за предыдущий квартал не превышает 532 грн., то такие семьи освобождаются от платы за питание детей в ДУЗ.

Осуществление расходов на семьи патронатных воспитателей

Законом № 1794 предусмотрено, что из бюджетов городов республиканского АР Крым и областного значения, районных бюджетов, бюджетов ОТГ, в частности, осуществляются расходы на семьи патронатных воспитателей. Эта норма будет действовать до 1 января 2019 года.

Напомним, что раньше из этих бюджетов были предусмотрены расходы лишь на приемные семьи.

К сведению: семейный патронат — это профессиональная комплексная услуга, которая предусматривает временный уход за ребенком и его воспитание в случае, когда такой ребенок оказался в сложных жизненных обстоятельствах и требует защиты, в семье патронатного воспитателя и одновременное предоставление специалистами социальной сферы интенсивных поддерживающих услуг семье ребенка для восстановления его здорового функционирования.

Семья патронатного воспитателя — это супружеская пара, в которой один из членов на профессиональной основе исполняет обязанности патронатного воспитателя.

При этом патронатный воспитатель — это специально подготовленный работник, который на договорной основе с уполномоченным заведением осуществляет уход за детьми, воспитание временно устроенных в его семью детей (от 3 до 6 месяцев), и несет ответственность за их жизнь и состояние здоровья во время такого пребывания.

Также из указанных бюджетов осуществляются расходы на государственные программы социальной защиты, в частности, на оплату услуг по осуществлению патроната над ребенком и выплату социальной помощи на содержание ребенка в семье патронатного воспитателя.

Кроме того, с учетом внесенных Законом № 1794 изменений в п.п. 3 п. 1 ст. 91 БКУ, к расходам, которые могут осуществляться из всех местных бюджетов, относятся, в частности, расходы на оплату услуг по осуществлению патроната над ребенком и выплате социальной помощи на содержание ребенка в семье патронатного воспитателя. Но следует отметить, что эта норма вступит в силу аж с 1 января 2019 года, когда утратит силу вышеупомянутый пункт.

Поэтому с 1 января 2019 года такие расходы можно будет осуществлять из всех бюджетов.

Финансирование Высшего совета правосудия

Изменения, внесенные в БКУ Законом № 1800, связаны с созданием нового конституционного органа — Высшего совета правосудия.

Кстати Закон № 1798 подписан Президентом 3 января 2017 года. В связи с подписанием данного Закона и был принятый Закон № 1800, которым, в частности, урегулированы вопросы финансирования этого нового органа.

Так, в частности, изменениями, внесенными в ст. 33 БКУ, определено, что Высший совет правосудия до 1 марта года, который предшествует плановому, подает Кабмину предложения относительно приоритетных задач финансового обеспечения судебной власти и ее независимости.

Также в п. 111 ст. 38 БКУ указано, что вместе с проектом закона о Государственном бюджете Украины, одобренным Кабмином, подается информация относительно учета предложений Высшего совета правосудия к проекту закона о Государственном бюджете Украины по статьям, связанным с обеспечением функционирования судов и деятельности судей, органов и учреждений системы правосудия (с мотивированным обоснованием).

Средства на реализацию инвестиционных программ и проектов регионального развития

Законом № 1789 внесены изменения в БКУ, в соответствии с которыми государственный фонд регионального развития создается в составе государственного бюджета, без уточнения фонда — общего или специального.

Особое внимание уделено развитию спортивной инфраструктуры и энергоэффективности.

Так, в п. 2 ст. 241 БКУ указано, что на реализацию инвестиционных программ и проектов регионального развития, которые имеют целью развитие спортивной инфраструктуры и энергоэффективности государственных и коммунальных учебных и медицинских заведений, предусматривается не менее 10 % средств государственного фонда регионального развития по каждому из таких направлений.

При этом следует отметить, что согласно Закону о Госбюджете-2017 приостановлено действие на 2017 год абз. 1 п. 1 ст. 241 БКУ, в котором указано, что при составлении проекта Государственного бюджета Украины и прогноза Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода государственный фонд регионального развития определяется в объеме не менее 1 % прогнозного объема доходов общего фонда проекта Государственного бюджета Украины на соответствующий бюджетный период.

Индексация арендной платы

Закон о Госбюджете-2017 не содержит нормы о приостановлении действия ст. 10 Закона об аренде в части индексации арендной платы, как это было предусмотрено в прошлом году. Поэтому в 2017 году индексировать арендную плату нужно на общих основаниях.

Нормативные документы

БКУ Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон о Госбюджете-2017 Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» от 21.12.2016 г. № 1801-VIII.

Закон № 1789 Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» от 20.12.2016 г. № 1789-VIII.

Закон № 1800 Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно уточнения распорядителей бюджетных средств» от 21.12.2016 г. № 1800-VIII.

Закон № 1794 Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» от 20.12.2016 г. № 1794-VIII.

Закон № 1798 — Закон Украины «О высшем совете правосудия» от 21.12.2016 г. № 1798-VIII.

Закон о дошкольном образовании — Закон Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III.

Закон № 1768 — Закон Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» от 01.06.2000 г. № 1768-III.

Закон № 157 — Закон Украины «О добровольном объединении территориальных громад» от 05.02.2015 г. № 157-VIII.

Закон об аренде — Закон Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-ХII.

Постановление № 1243 — постановление КМУ «О неотложных вопросах деятельности дошкольных и интернатных учебных заведений» от 26.08.2002 г. № 1243.

Перечень № 1085 — Перечень населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия, утвержденный распоряжением КМУ от 07.11.2014 г. № 1085.

Порядок № 667 — Порядок установления платы для родителей за пребывание детей в государственных и коммунальных дошкольных и интернатных учебных заведениях, утвержденный приказом МОН от 21.11.2002 г. № 667.

Перечень № 818 — Перечень профессий общегосударственного значения, подготовка по которым осуществляется за средства государственного бюджета, утвержденный постановлением КМУ от 16.11.2016 г. № 818.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц