Темы статей
Выбрать темы

О расчете средней зарплаты работникам центров социальных служб для семьи, детей и молодежи

Письмо от 11.05.2017 г. № 1398/0/101-17

Департамент заработной платы и условий труда рассмотрел письмо <…> и сообщает.

С принятием Закона Украины «О государственной службе» состоялась отмена статуса должностных лиц органа местного самоуправления для работников центров социальных служб для семьи, детей и молодежи (далее — центры).

В соответствии с частью третьей статьи 36 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) в случае реорганизации предприятия, учреждения, организации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) действие трудового договора работника продолжается.

В таком случае в трудовые книжки работников вносят лишь запись относительно реорганизации предприятия, учреждения, организации (пункт 2.15 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Минтруда, Минюста, Минсоцзащиты от 29.07.93 г. № 58).

Поскольку в соответствии с частью третьей статьи 36 КЗоТ в случае реорганизации действие трудового договора продолжается, то исчисление средней заработной платы для оплаты времени отпусков в этом случае проводится с учетом пункта 2 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок), а именно исходя из начисленной работникам заработной платы за 12 календарных месяцев работы, которые предшествуют месяцу предоставления отпуска.

Если работниками отработаны менее 12 календарных месяцев, то исчисление средней заработной платы осуществляется исходя из выплат за фактическое время работы, то есть с первого числа месяца после оформления до первого числа месяца, в котором предоставляется отпуск.

Что касается применения абзацев седьмого и восьмого пункта 2 Порядка, то указанными абзацами четко определено, что они применяются в случаях изменения структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работникам органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с актами законодательства.

Относительно применения пункта 10 Порядка, то им определено, что в случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов в учреждении, организации в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в коллективных договорах (соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, заработная плата, включая премии и прочие выплаты, которые учитываются при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения.

Основными условиями для проведения корректировки в учреждениях, организациях бюджетной сферы и органах исполнительной власти и местного самоуправления является повышение окладов в соответствии с актами законодательства.

Коэффициент, на который необходимо откорректировать выплаты, которые учитываются при исчислении средней заработной платы, рассчитывается путем деления оклада (тарифной ставки), установленного после повышения, на оклад (тарифную ставку) до повышения.

В случае изменения должностного оклада (тарифной ставки) работнику в связи с переводом на другую вышеоплачиваемую работу (должность) и т. п. корректировка средней заработной платы не осуществляется.

Учитывая указанное, корректировка средней заработной платы проводится в связи с повышением окладов в соответствии с актами законодательства и при условии, что работник занимает одну и ту же должность до повышения окладов и после их повышения.

Кроме того, следует учитывать, что положения отмеченного пункта направлены на недопущение снижения среднего заработка в сравнении с начисленной по новым условиям оплаты труда заработной платой работников, а не на необоснованное завышение средней заработной платы.

Учитывая, что у работников центров новые условия оплаты труда введены в связи с изменением статуса работников (отмена статуса должностных лиц органа местного самоуправления), изменением структуры заработной платы, считаем, что корректировка у указанных работников не проводится.

Комментарий редакции

Работники центров СССДМ, утратившие статус госслужащих: что с корректировкой среднего заработка?

Нужно ли корректировать среднюю зарплату экс-госслужащим центров социальных служб для семьи, детей и молодежи (далее — ЦСССДМ) в связи с переходом на новые условия оплаты труда? Этот вопрос стал одним из «горячих» в начале текущего года и срочно требовал решения.

В устных разъяснениях специалисты Минсоцполитики обещали подумать, и «думы» эти уж совсем затянулись…

В марте этого года наша редакция обратилась с письменным запросом в главное трудооплатное ведомство прояснить ситуацию по исчислению отпускных работникам таких центров после перехода их на оплату труда по Единой тарифной сетке (ЕТС).

Прошло три месяца… И вот мы получили ответ в комментируемом письме. Стал ли он на этот раз исчерпывающим? Вы можете судить сами.

Мы же со своей стороны представим свои пояснения и видение ситуации согласно действующих норм Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100).

Однако вначале приведем сам запрос. Вот он:

«Руководящие работники ЦСССДМ с 1 мая 2016 года утратили статус государственных служащих в соответствии с Законом Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VІІІ.

В соответствии с постановлением КМУ от 22.07.2016 г. № 462 (действующее с 29.07.2016 г.) должностные оклады и условия оплаты труда таких работников определяются по Единой тарифной сетке.

На выполнение п. 3 этого постановления новые условия оплаты труда работников ЦСССДМ (республиканского, областного, гг. Киева и Севастополя, районных, городских, районных в городах), в том числе бывших госслужащих, определены в приложении 3 к приказу Минсоцполитики от 18.05.2015 г. № 526 (вступили в силу с 27.09.2016 г. в соответствии с приказом Минсоцполитики от 16.08.2016 г. № 883).

На новые условия оплаты труда (по ЕТС) работники (бывшие госслужащие) областного ЦСССДМ переведены с 1 декабря 2016 года.

Должностной оклад начальника отдела областного ЦСССДМ составлял:

— апрель — ноябрь 2016 года — 1723 грн. (на период предупреждения об изменении существенных условий труда согласно ст. 32 КЗоТ за работником сохранялись прежние условия оплаты труда как госслужащего, размер оклада в соответствии с приказом Минтруда от 05.04.2006 г. № 104*);

* Приказ Минсоцполитики от 05.04.2006 г. № 104, которым определялись старые условия оплаты труда работников ЦСССДМ утратил силу 14.04.2017 г. (согласно приказу Минсоцполитики от 15.02.2017 г. № 236).

— с 1 декабря 2016 года — 3444 грн. (15-й тарифный разряд по ЕТС, состоялся фактический переход на новые условия оплаты труда и одновременно первое повышение оклада по ЕТС в соответствии с постановлением КМУ от 23.11.2016 г. № 840);

— с 1 января 2017 года — 4128 грн. (следующее повышение должностного оклада по 15-му тарифному разряду ЕТС в соответствии с постановлением КМУ от 28.12.2016 г. № 1037).

Этот работник в апреле 2017 года идет в ежегодный отпуск.

Применяются ли в данном случае нормы абз. 7 — 8 п. 2 Порядка № 100 (период до изменения структуры зарплаты с одновременным повышением окладов исключается из расчетного периода)?

Корректируется ли его заработок за апрель — ноябрь 2016 года для расчета отпускных?

Как определить коэффициент повышения должностного оклада для корректировки отпускных в этой ситуации?»

Теперь кратко напомним хронологию событий, связанных с появлением трудооплатных норм для работников ЦСССДМ, которые в мае 2016 года утратили статус госслужащих (должностных лиц ОМС):

29 июля 2016 года вступило в силу постановление КМУ от 22.07.2016 г. № 462, которым установлены новые условия оплаты труда руководящих работников: директоров центров и начальников отделов (установлены диапазоны тарифных разрядов по ЕТС);

5 августа 2016 года вступил в силу приказ Минсоцполитики от 29.06.2016 г. № 709, которым утверждены новые типовые штаты и структура ЦСССДМ;

27 сентября 2016 года вступил в силу приказ Минсоцполитики от 16.08.2016 г. № 883, согласно которому новые условия оплаты труда всех работников ЦСССДМ определяют по приказу Минсоцполитики от 18.05.2015 г. № 526 (в частности, новым приложением 3 к этому приказу установлены конкретные тарифные разряды для всех должностей);

8 декабря 2016 года согласно постановлению КМУ от 30.11.2016 г. № 889 утратило силу распоряжение КМУ от 18.01.2003 г. № 9-р, которое устанавливало отнесение к определенным категориям должностей госслужбы и должностей в ОМС.

Как видим, процесс перехода на «ЕТС-оплатные» рельсы в 2016 году растянулся во времени, особенно по причине юридической несостыковки норм для должностей в ОМС. Ведь на должностных лиц ОМС новый Закон о госслужбе не распространяется, однако и распоряжение КМУ № 9-р оставалось для них в силе (до 08.12.2016 г.).

Местные советы самостоятельно принимали решение о дате вступления в силу обновленных штатных расписаний и соответственно предупреждали работников в двухмесячный срок до этой даты об изменении существенных условий труда. Поэтому и сами даты перехода на новые условия труда в обновленных еще и по структуре, и по штатной численности ЦСССДМ — отличаются в каждом из таких центров (областные, городские, районные, районные в городах).

Кроме того, в большинстве случаев внедрение новых условий оплаты труда (без статуса госслужбы, без надбавок за ранг) и переход на оклады по ЕТС происходило одновременно с переводом работников на новые должности согласно структурно -обновленных штатных расписаний. Например, работников ЦСССДМ перевели: с должности главного специалиста — бухгалтера на должность ведущего бухгалтера (или бухгалтера), с должности главного специалиста — на должность психолога и т. д.

При этом есть должности, наименование которых не менялось в связи с новыми условиями, например, директор центра или начальник отдела (как в нашей ситуации). Вот здесь как раз и состоит загвоздка с корректировкой зарплаты для отпускных. Почему?

Все дело в нормах Порядка № 100, которым такие ситуации не урегулированы. Смотрите сами. Сначала разберемся с расчетным периодом.

Расчетный период

Для расчета отпускных расчетный период в общем случае — это 12 месяцев, предшествующих месяцу предоставления отпуска.

Применить специальные нормы — абзацы 7 — 8 п. 2 Порядка № 100 в нашей ситуации не получится. Для того чтобы исключить из расчетного периода период до изменения условий оплаты труда, должны одновременно выполняться 3 условия:

— первое — происходит изменение структуры зарплаты;

— второе — повышаются должностные оклады;

— третье — все это (изменение структуры зарплаты с одновременным ростом окладов) касается работников органов государственной власти и органов местного самоуправления.

С первым и вторым условием проблем нет. Действительно, у бывших госслужащих ЦСССДМ в связи с переходом на новые условия оплаты труда меняется структура зарплаты: им больше не выплачивают, например, надбавку за ранг, надбавку за выслугу лет как госслужащим (должностным лицам ОМС). При этом для экс-госслужащих новые оклады (по ЕТС) значительно больше, чем старые госслужебные (установленные до 1 мая 2016 года). То есть оклады повышаются.

Однако третье условие не выполняется. ЦСССДМ не являются ни органом госвласти, ни ОМС. Поэтому «отсекать» из 12 месяцев период до изменения условий оплаты труда не нужно. Подтверждают это и специалисты Минсоцполитики в комментируемом письме (вывод читаем «между строк»):

«Что касается применения абзацев седьмого и восьмого пункта 2 Порядка, то указанными абзацами четко определено, что они применяются в случаях изменения структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работникам органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с актами законодательства».

Значит, независимо от того, что работники ЦСССМД перешли на новые условия оплаты труда, рассчитывать отпускные следует в общем порядке. Например, если работник ЦСССДМ берет отпуск с 10.07.2017 г., то расчетным периодом будет июль 2016 года — июнь 2017 года.

При этом следует соблюдать правила, установленные п. 10 Порядка № 100. И вот здесь самое интересное.

Корректировка зарплаты

Если в расчетном периоде были законодательные повышения должностных окладов, то зарплату до повышения нужно корректировать на коэффициент повышения окладов. Этого требуют нормы абз. 1 — 2 п. 10 Порядка № 100. И Минсоцполитики в комментируемом письме обращает на это внимание:

«Основными условиями для проведения корректировки в учреждениях, организациях бюджетной сферы и органах исполнительной власти и местного самоуправления являются повышения окладов в соответствии с актами законодательства».

В тоже время есть освобождающая от корректировки норма — абз. 3 п. 10 Порядка № 100 — и касается она работников, которые переведены на другие должности. Так, если оклад работника увеличивается в связи с переводом на другую работу (должность), то корректировку среднего заработка не проводят.

Поэтому обратите внимание на такой важный момент: если дата перевода на другую должность (выше- или нижеоплачиваемую) совпадает с датой законодательного повышения окладов, зарплату в периоде до перевода на другую должность не корректируют (это период между законодательными повышениями окладов). Именно так применение норм абз. 1 — 3 п. 10 Порядка № 100 для этой ситуации специалисты Минсоцполитики разъяснили в письме от 20.04.2017 г. № 1227/0/101-17/282 (см. газету «Оплата труда», 2017, № 11, с. 4).

В качестве аргумента чиновники приводят тот факт, что тогда получается, что у работника по новой должности есть новый оклад, а старого оклада по этой новой должности нет, поэтому и не корректируем зарплату до перевода. Подробнее об этом см. комментарий специалиста Минсоцполитики «Перевод на нижеоплачиваемую должность и законодательное повышение окладов в одном месяце»: учитываем особенности корректировки «средней» (газета «Оплата труда», 2017, № 11, с. 6).

Подтверждает это и комментируемое письмо:

«Корректировка средней заработной платы проводится в связи с повышением окладов согласно актам законодательства и при условии, что работник занимает одну и ту же должность до повышения окладов и после их повышения».

Следовательно, ситуации, когда законодательно оклады повышаются и должность у работника не меняется, норма абз. 3 п. 10 Порядка № 100 не применяется. То есть надо определить соответствующий коэффициент корректировки зарплаты. Никаких других исключений Порядок № 100 не содержит.

Действующие нормы Порядка № 100 не устанавливают причин, по которым повышаются оклады согласно актам законодательства. Нет других уточнений и в абз. 3 п. 10 Порядка № 100, например, для случая, когда у работника меняется статус должности, при этом наименование самой должности остается таким же.

Кстати, заметим: Минсоцполитики в письме от 12.12.2016 г. № 489/0/22-16/13 (см. «Оплата труда», 2017, № 2/1, с. 12) разъяснило, что процедура изменения статуса госслужащего Законом Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII не предусмотрена. При этом изменение статуса должности не может считаться изменением существенных условий труда, поскольку это не предусмотрено законодательством. Но если в результате изменения статуса госслужащего меняются, в частности, система и размеры оплаты труда, льготы, режим работы, то работника нужно уведомить об изменении существенных условий труда не позднее чем за 2 месяца до введения этих изменений (ч. 3 ст. 32 КЗоТ). Если работник не согласен с новыми условиями труда, то трудовой договор прекращают по п. 6 ст. 36 КЗоТ.

Также в этом письме Минсоцполитики указало, что изменение существенных условий труда при продолжении работы по той же специальности, квалификации или должности не требует перевода работника. Процедура перевода вводится, если работнику предлагается другая работа (должность).

Однако в комментируемом письме Минсоцполитики для такой ситуации «выдумывает» новые правила. И к тому же предлагает «включить логику» для применения п. 10 Порядка № 100. Процитируем:

«Кроме того, следует учитывать, что положение указанного пункта направлены на недопущение снижения среднего заработка в сравнении с начисленной по новым условиям оплаты труда заработной платой работников, а не на необоснованное завышение средней заработной платы».

Как раз с этим никто и не спорит: с «направленностью» норм Порядка № 100, с недопущением снижения среднего заработка и подтягиванием его под новую зарплату при выходе работника в отпуск. Действительно, суммы отпускных с учетом применения коэффициента корректировки для «допереходной» зарплаты получаются существенные.

Однако «норма» для того и существует, чтобы строго следовать ее требованиям, а не подходить с точки зрения «обоснованно/необоснованно» и философствовать на эту тему. И для того чтобы применить конкретную норму — надо сначала прописать ее в Порядке № 100. Однако на сегодняшний день этот документ требует уточнения по многим вопросам.

Итак, что резюмирует Минсоцполитики в комментируемом письме:

«Учитывая, что у работников центров новые условия оплаты труда введены в связи с изменением статуса работников (отмена статуса должностных лиц органа местного самоуправления), изменением структуры заработной платы, считаем, что корректировка у указанных работников не проводится».

Добавим, что текст комментируемого письма был продублирован специалистами Минсоцполитики затем и в письме от 18.05.2017 г. № 1454/0/101-17/28. Это был ответ на запрос одного из городских ЦСССДМ, который перешел на новые условия труда также с 1 декабря 2016 года.

В дополнение к вышеизложенному озвучим итоги от редакции по комментируемому письму.

Понятно, что не совсем корректно сформулирован такой вывод специалистами Минсоцполитики в комментируемом письме. Ведь наш запрос был по конкретной ситуации с переходом областного ЦСССДМ на новые условия по ЕТС с 1 декабря 2016 года, а не с 1 января 2017 года (когда было последнее повышение окладов по ЕТС). А значит, гарантированно по нормам Порядка № 100 для корректировки есть уже один месяц — декабрь 2016 года, зарплату за который надо «подтянуть» на коэффициент повышения окладов по ЕТС с 1 января 2017 года.

Кроме того, считаем, что в отношении работников, у которых остались те же наименования должности (без перевода на другие должности), вывод из комментируемого письма в части некорректирования «допереходной» зарплаты не подкреплен нормами Порядка № 100. Свои аргументы по этому поводу мы обосновали выше, опираясь на нормы Порядка № 100.

И вам принимать окончательное решение: следовать ли рекомендациям из комментируемого письма или действовать по нормам Порядка № 100. Поэтому возможны 2 варианта подхода к расчету среднего заработка в данной ситуации. «Отцифруем» их по условиям нашего примера.

Напомним: начальнику отдела ЦСССДМ отпуск предоставили в апреле 2017 года. Значит, расчетным периодом для исчисления отпускных будет апрель 2016 года — март 2017 года.

Вариант 1 — по комментируемому письму — не корректировать зарплату до изменения условий.

Подчеркнем: этот вариант будет правильным (с точки зрения норм Порядка № 100) для работников, которые переведены на другие должности одновременно с переходом на новые условия труда.

Тогда в расчетном периоде (апрель 2016 года — март 2017 года):

— зарплату за апрель — ноябрь 2016 года — не корректируют (учитывают в фактически начисленном размере). Это будет зарплата, начисленная по «госслужебным» правилам;

— зарплату за декабрь 2016 года — корректируют на коэффициент 1,1986 (4128 : 3444), то есть на январский коэффициент повышения окладов по 15-му тарифному разряду ЕТС;

— зарплату за январь — март 2017 года — не корректируют (учитывают в фактически начисленном размере), поскольку после января 2017 года законодательного повышения окладов не было.

Вариант 2 — по нормам Порядка № 100 — корректировать зарплату до изменения условий.

Если следовать нормам Порядка № 100 для работников, у которых наименование должности не поменялось при переходе на новые условия оплаты труда, тогда в расчетном периоде (апрель 2016 года — март 2017 года):

— зарплату за апрель — ноябрь 2016 года — корректируют на коэффициент повышения окладов в декабре 2016 года и январе 2017 года. Общий коэффициент корректировки для зарплаты этого периода будет равен 2,3958 (4128 : 1723);

— зарплату за декабрь 2016 года — корректируют на коэффициент 1,1986 (4128 : 3444), то есть на январский коэффициент повышения окладов по 15-му тарифному разряду ЕТС;

— зарплату за январь — март 2017 года — не корректировать (учитывать в фактически начисленном размере), ведь повышения окладов по ЕТС после января 2017 года не было (заметим: не будут законодательно повышаться оклады по ЕТС и до конца 2017 года).

Также не забывайте, что корректировке подлежат все выплаты, включаемые в расчет отпускных, в том числе суммы индексации, средней зарплаты, сохраняемой за время отпусков, периода временной нетрудоспособности и т. д. (см. письмо Минсоцполитики от 04.05.2017 р. № 1344/0/101-17/282 // «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 22, с. 7).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше