Темы статей
Выбрать темы

Публичные закупки: спрашивали — отвечаем

Ярослава ДУБРОВА, консультант по вопросам публичных закупок

Об отражении информации в приложении к годовому плану

Дошкольному учебному заведению решениям сессии выделены плановые назначения в сумме 230 тыс. грн. на выполнение работ по реконструкции системы теплоснабжения. Работы будут выполнять разные исполнители. Как правильно указать такую информацию в приложении к годовому плану закупок (допороговая закупка): одной строкой «Реконструкция системы» на сумму 230 тыс. грн. или необходимо расписать по каждому потенциальному договору:

— работы по реконструкции — 150 тыс. грн.;

— технадзор за объектом — 5 тыс. грн.;

— прочее по объекту — 75 тыс. грн.

Как определено в п. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 922, работы — это проектирование, строительство новых, расширение, реконструкция, капитальный ремонт и реставрация существующих объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения, работы по нормированию в строительстве, геологоразведочные работы, техническое переоснащение действующих предприятий и сопутствующие работам услуги, в том числе геодезические работы, бурение, сейсмические исследования, аэро- и спутниковая фотосъемка и прочие услуги, которые включаются в сметную стоимость работ, если стоимость таких услуг не превышает стоимость самих работ.

Из анализа составляющих, которые включены законодателем в определение термина «работы», следует, что работами в понимании Закона № 922 являются как непосредственно проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, реставрация объектов и сооружений, техническое переоснащение предприятий, так и услуги, которые сопровождают такие работы, например, технадзор за объектом строительства. При этом указаные услуги включаются в сметную стоимость работ, если их стоимость не превышает стоимости этих работ.

Указанные работы будут отдельными предметами закупок.

Предмет закупки определяется заказчиком в порядке, установленном Уполномоченным органом.

В соответствии с разд. III Порядка № 454 определение предмета закупки работ заказчик осуществляет согласно п. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 по объектам строительства и с учетом ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013, а также отраслевых строительных норм ГБН Г.1-218-182:2011 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечень работ», утвержденных приказом Государственной службы автомобильных дорог Украины от 23.08.2011 г. № 301, с указанием в скобках предмета закупки в соответствии с показателями второй — пятой цифр ДК 021:2015.

Напомним, что Закон № 922 применяется при закупке работ, если их ожидаемая стоимость равна или превышает 1,5 млн грн.

Следовательно, при определении предмета закупки работ необходимо отталкиваться от понятия «объект строительства» с учетом ожидаемой стоимости для всего объема работ по каждому отдельному виду работ, перечень которых указан в определении термина «работы» в п. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 922.

При этом сопутствующие работам услуги, если их стоимость не превышает стоимости работ, тоже считаются работами, а следовательно, для них применяется стоимостный предел в 1,5 млн грн.

Как указано в вопросе, общая стоимость работ на таком объекте составляет 230 тыс. грн., а именно:

— работы по реконструкции — 150 тыс. грн.;

— технадзор за объектом — 5 тыс. грн.;

— прочее по объекту — 75 тыс. грн.

Обратите внимание: работы по реконструкции, технадзор за объектом — это разные по своей сути работы на объекте. Они выполняются в разных часовых диапазонах и в разной последовательности. Поэтому нет ничего странного, что их выполняют разные учреждения (организации). Заказчик для выполнения таких работ заключает разные договоры с разными контрагентами.

Больше информации о включении указанных работ в сметную стоимость такого объекта содержится в письме Минэкономразвития от 25.11.2016 г. № 3302-01/38216-06 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 47).

Исходя из вышесказаного , такие работы необходимо понимать как разные предметы закупок работ. В приложении к годовому плану закупок планировать их следует отдельно.

Может ли филиал принимать участие в процессе закупки

Мы проводим закупки от имени заказчика — бюджетного учреждения как его филиал. При этом по результатам закупок заключаем самостоятельно хозяйственные договоры от имени юридического лица — заказчика.

Для осуществления электронных закупок при регистрации на электронной площадке необходимо указать название филиала, а также полное название юридического лица. Что это значит и надо ли нам при регистрации на электронной площадке указывать название филиала?

Как предусмотрено п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 922, заказчики — это органы государственной власти, органы местного самоуправления и органы социального страхования, созданные в соответствии с законом, а также юридические лица (предприятия, учреждения, организации) и их объединения, которые обеспечивают потребности государства или территориального общества, если такая деятельность не осуществляется на промышленной или коммерческой основе, при наличии одного из предусмотренных в этом пункте признаков.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 ГКУ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, которое расположено вне его местонахождения и осуществляет все или часть его функций.

При этом согласно ч. 3 ст. 95 ГКУ филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом юридического лица, которое их создало, и действуют на основании утвержденного им положения.

Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности (ч. 4 ст. 95 ГКУ).

Таким образом, филиалы без статуса юридического лица не могут быть заказчиком. Следовательно, в данном случае заказчиком является юридическое лицо, филиал же действует от имени заказчика — юридического лица в случае предоставления ему соответствующих полномочий.

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона № 922 для организации и проведения процедур закупок заказчик создает тендерный комитет (комитеты) или назначает уполномоченное лицо (лиц). Тендерный комитет действует на принципах коллегиальности и непредвзятости.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона № 922 тендерный комитет или уполномоченное лицо (лица):

— планирует закупки, составляет и утверждает годовой план закупок;

— осуществляет выбор процедуры закупки;

— проводит процедуры закупок;

— обеспечивает равные условия для всех участников, объективный и честный выбор победителя;

— обеспечивает составление, утверждение и хранение соответствующих документов по вопросам публичных закупок, определенных данным Законом;

— обеспечивает обнародование информации и отчета о публичных закупках в соответствии с Законом;

— осуществляет другие действия, предусмотренные данным Законом.

Следовательно, заказчик — юридическое лицо может создать как у себя непосредственно тендерный комитет или назначить уполномоченное лицо или лиц для организации и проведения процедур публичных закупок, так и в филиале.

При этом на электронной площадке необходимо зарегистрироваться именно заказчику, то есть юридическому лицу. В то же время, учитывая то, что от имени такого заказчика закупки будет проводить филиал, название заказчика при регистрации указывают вместе с названием филиала.

Вместе с тем в формах документов, которые обнародуют по таким закупкам, указывают название заказчика в лице филиала.

При этом ГКУ предусмотрен институт представительства при осуществлении правовых сделок.

Поэтому договоры от имени юридического лица может заключать филиал, указывая о представительстве в преамбуле договора.

Следует отметить, что Уполномоченный орган по вопросам закупок — Минэкономразвития на отдельные вопросы закупок филиалами предоставил ответы в письме «Относительно осуществления закупок филиалами и участия филиалов в процедурах закупок» от 30.09.2016 г. № 3302-06/31458-07.

Можно ли изменять цены каждый месяц на 10 %

Больница в январе 2017 года провела через электронную систему допороговую закупку продуктов питания по 29 позициям. По результатам закупки заключен договор с победителем торгов, в котором указано, что наименование, единицы измерения, количество товара, цена за единицу товара, стоимость товара определяются спецификацией товара, которая является приложением к этому договору.

В феврале внесены изменения в договор следующего содержания: «Цены на товар, который является предметом договора закупки, не могут быть безосновательно изменены в течение срока действия договора. Цена за единицу товара может быть увеличена не более чем на 10 % в случае колебания цены такого товара на рынке, при условии, что указанное изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре. При этом поставщиком предоставляются соответствующие заключения анализа рынка цен в регионе на продукты питания, предоставленные компетентными государственными органами (а именно: справки Управления статистики или Торгово-промышленной палаты об уровне цен на этот товар)».

Поставщиком при проведении тендера были занижены цены почти по всем наименованиям товаров. Сейчас поставщик — победитель просит поднять цены на некоторые продукты питания или же досрочно расторгнуть договор.

Как правильно поступить в данной ситуации? Будет ли правомерным повышать цены на отдельные виды товаров каждый месяц на 10 %? Каким законодательным актом руководствоваться в таком случае?

При проведении допороговых закупок заказчики-бюджетники руководствуются Законом № 922. При этом к публичным закупкам относят как послепороговые публичные закупки, так и допороговые.

Вместе с тем нормы ст. 36 Закона № 922 относительно внесения изменений в существенные условия договора распространяются исключительно на «послепороговые» публичные закупки. То есть ограничение относительно увеличения цены за единицу товара в пределах 10 % касается договоров, заключенных по результатам проведения процедур закупок.

В то же время заметим: согласно абз. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 922 во время осуществления закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых меньше стоимости, установленной в абз. 2 и 3 этой части, заказчики должны соблюдать принципы осуществления публичных закупок, установленных данным Законом.

Стоимостные пороги для заказчика-бюджетника в Законе № 922 установлены такие: для товара (товаров), услуги (услуг) — 200 тыс. грн., работ — 1,5 млн грн.

Принципы осуществления закупок установлены ч. 1 ст. 3 Закона № 922. В частности, одним из них является максимальная экономия и эффективность.

Поэтому к заключенному договору и дополнительным соглашениям о внесении изменений в такой договор применяют Закон № 922 в части соблюдения заказчиком принципов публичных закупок.

При этом если поставщик информирует заказчика о повышении цены на некоторые продукты питания, то стороны договора (заказчик и поставщик) руководствуются условиями заключенного договора, а также положениями ГКУ и ХКУ в части внесения изменений в договор. Поэтому если для заказчика потребность в продуктах питания актуальна, не нужно досрочно разрывать договор, а вместо этого необходимо действовать в рамках прописанных в нем условий.

Таким образом, стороны могут повышать цены на отдельные виды товаров каждый месяц на 10 %, но такое повышение должно быть обоснованным и документально подтвержденным.

Также заметим: поставщик должен подтвердить колебание цены на рынке продуктов питания. Но при этом не забывайте о принципе экономии при осуществлении закупок.

О проведения дополнительной закупки

В начале года бюджетное учреждение провело процедуру закупки (открытые торги) по предмету закупки — бензин. В начале февраля на закупку было выделено 20 тыс. грн., а теперь дополнительно выделяют еще 30 тыс. грн. Как в Prozorro внести изменения в приложение к годовому плану закупок? Нужно сложить эти суммы и показать итоговую потребность в бензине за год или это оформлять как новый предмет закупки и не суммировать такие суммы?

В первую очередь стоит обратить внимание заказчиков, что залогом эффективности закупок товаров, работ или услуг в первую очередь является эффективное планирование таких закупок.

Как именно нужно планировать публичные закупки (то есть определенный механизм/алгоритм), в законодательстве по вопросам публичных закупок не прописано. Но законодатель определил стоимостные пределы предмета закупки для заказчиков-бюджетников: товары/услуги — 200 тыс. грн., работы — 1,5 млн грн., после достижение которых заказчик должен применить Закон № 922 и проводить соответствующие процедуры электронных публичных закупок.

В случае если стоимость предмета закупки меньше вышеупомянутых пределов, то заказчик может или заключить прямой договор вне системы Prozorro, или провести допороговую электронную закупку через Prozorro.

Так, абз. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 922 предусмотрено, что во время осуществления закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых меньше стоимости, установленной в абз. 2 и 3 этой части, заказчики должны соблюдать принципы осуществления публичных закупок, установленные данным Законом, и могут использовать электронную систему закупок с целью отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуги (услуг) и исполнителя работ для заключения договора.

При этом перед тем, как проводить ту или иную закупку (или заключать прямой договор по «допорогам»), заказчик должен запланировать такую закупку в годовом плане закупок или приложении к годовому плану закупок. Это зависит от ожидаемой стоимости предмета закупки: в годовом плане — послепороговые закупки, а в приложении — допороговые.

Напомним, что форма годового плана закупок утверждена приказом № 490. При этом приложение заполняют на электронной площадке в электронной системе закупок по той же форме, что и годовой план закупок и обнародуют на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок (www.prozorro.gov.ua) в том же порядке, что и годовой план закупок.

Одновременно не забывайте: соблюдать принципы осуществления публичных закупок, как послепороговых, так и допороговых, которые законодатель предусмотрел в ст. 3 Закона № 922, заказчик должен постоянно в течение всей закупки, а следовательно, и при планировании публичных закупок, с учетом специфики каждой закупочной стадии.

Таким образом, если заказчик в начале года не мог объективно предусмотреть потребность в закупке бензина на год (20 тыс. грн. + 30 тыс. грн.), руководствуясь при этом нормами БКУ, которые запрещают распорядителям бюджетных средств брать бюджетные обязательства без соответствующих бюджетных ассигнований, то такой заказчик мог провести процедуру закупки (например, как в нашей ситуации, при закупке бензина) на имеющиеся средства, предварительно запланировав такую закупку в годовом плане закупок.

Потом если заказчику нужно будет еще закупить бензин и ему в феврале выделяют 20 тыс. грн., а позже выделяют еще 30 тыс. грн., то опять надо исходить из того, мог ли заказчик предусмотреть потребность в закупке бензина на сумму 50 тыс. грн. на момент выделения 20 тыс. грн. Допустим, что заказчик имел возможность это сделать. Тогда стоит планировать в приложении к годовому плану закупок сразу ожидаемую стоимость 50 тыс. грн. Если же такой возможности не было, то сначала вносят изменения в приложение к годовому плану закупок на сумму 20 тыс. грн., а потом еще на 30 тыс. грн.

Заметьте, что правильное планирование — это важный аспект в закупке, в том числе и допороговой. Ведь согласно абз. 5 ч. 1 ст. 2 Закона № 922 в случае осуществления закупок товаров, работ и услуг без использования электронной системы закупок, при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн. и является меньшей стоимости, которая установлена в абз. 2 и 3 этой части, заказчики обязательно обнародуют отчет о заключенных договорах в системе электронных закупок в соответствии со ст. 10 данного Закона.

Как действовать заказчику, если поставщик увеличивает цену

более чем на 10 %

Между нашей организацией и газопоставщиком по результатам процедуры открытых торгов был заключен договор на поставку природного газа. Известно, что цены на рынке природного газа не стоят на месте, поэтому мы хотим предупредить риски относительно возможных нарушений при внесении изменений в закупочный договор в течение его действия.

Например, если цены на природный газ вырастут за один раз более чем на 10 % (допустим, на 15 %), то правомерно ли будет внести в этом случае изменения в договор о повышении цены двумя дополнительными соглашениями по 10 % каждый раз?

Как предусмотрено ч. 4 ст. 36 Закона № 922, существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме исключительных случаев, которые указаны в этой норме Закона. Рассмотрим некоторые из них.

Так, одним из таких случаев является п. 7 ч. 4 ст. 36 Закона № 922. В соответствии с этой нормой Закона стороны могут изменить существенные условия договора о закупке в случае изменения установленного согласно законодательству органами государственной статистики индекса потребительских цен, изменения курса иностранной валюты, изменения биржевых котировок или показателей Platts, регулируемых цен (тарифов) и нормативов, которые применяются в договоре о закупке, в случае установления в договоре о закупке порядка изменения цены.

Но заметим: в соответствии с Законом Украины «О рынке природного газа» от 09.04.2015 г. № 329-VIII рынок природного газа стал конкурентным еще с прошлого года. Следовательно, цены на природный газ свободные, а формирование таких цен зависит от рынка.

Учитывая указанное, на сегодня заказчик не может в нашей ситуации воспользоваться п. 7 ч. 4 ст. 36 Закона № 922 для увеличения цены природного газа.

Вместе с тем одним из исключительных случаев внесения изменений в существенные условия договора является изменение цены за единицу товара не более чем на 10 % в случае колебания цены такого товара на рынке, при условии, что такое изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре (п. 2 ч. 4 ст. 36 Закона № 922).

Как видим, законодатель предоставляет заказчику право повысить цену за единицу товара одноразово не более чем на 10 %, если стоимость такого товара на рынке изменилась. То есть на каждый случай изменения цены товара у заказчика должно быть документальное подтверждение, что на момент внесения таких изменений цена на рынке изменилась.

Если же цена товара на рынке подверглась одноразово изменениям более чем на 10 % (например, на 15 %), то заказчик может такое колебание использовать в качестве доказательства одноразово и изменить цену за единицу товара в пределах 10 %.

Итак, правомерным будет внести изменение в договор о повышении цены одним дополнительным соглашением в пределах 10 % один раз. Во второй раз один и тот же факт колебания цены товара на рынке для нового изменения договора заказчик не может применять. Для новых изменений договора должно произойти новое колебание цены за единицу товара.

Нормативные документы

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон № 922 — Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

Порядок № 454 — Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 г. № 454.

ДК 021:2015 — Национальный классификатор Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденный приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 г. № 1749.

Приказ № 490 — приказ Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок» от 22.03.2016 г. № 490.

ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 — ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства», утвержденный приказом Минрегионразвития от 05.07.2013 г. № 293.

Теги закупки
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше