Кому индексировать зарплату в июне 2017 года

Гуль Татьяна, эксперт по вопросам оплаты труда
Напомним, что с 01.12.2015 г. по обновленным правилам индексации только лишь в месяце повышения должностных окладов работников необходимо провести сравнительные расчеты и определить право работника на дальнейшую индексацию.

Нормы Порядка № 1078 предписывают: в случае, если увеличивается должностной оклад (тарифная ставка), значение индекса потребительских цен (ИПЦ) в месяце, в котором происходит повышение, принимается за 1 или 100 %, а для проведения дальнейшей индексации заново осуществляют исчисление ИПЦ с месяца, следующего за месяцем повышения указанных денежных доходов населения ( п. 5 Порядка № 1078).

При этом сумма индексации в месяце повышения тарифных ставок (окладов) не начисляется, если размер повышения зарплаты превышает сумму индексации, которая сложилась в месяце повышения. Если сумма зарплатного повышения не превышает сумму возможной индексации в месяце повышения, сумма индексации в таком месяце определяется как разница между суммой индексации и размером зарплатного повышения ( абз. 4 и 5 п. 5 Порядка № 1078). То есть определяется так называемая индексация-разница, которая выплачивается работнику до очередного повышения окладов.

Какая ситуация складывается с индексацией зарплаты в июне 2017 года для работников бюджетной сферы? Проанализируем наиболее распространенные группы/категории.

Работники с оплатой труда по ЕТС

С 1 января 2017 года были повышены должностные оклады работникам с оплатой труда по Единой тарифной сетке (ЕТС). При этом повышение окладов согласно постановлению № 1037 с 01.01.2017 г. произошло для работников 2 — 25-го тарифных разрядов.

С 1 января 2017 года повышение оклада не произошло у работников 1-го тарифного разряда. У них размер должностного оклада остался на уровне декабря 2016 года (1600 грн.). Однако, по мнению Минсоцполитики (см. письмо от 03.05.2017 г. № 38/0/66-17 // «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 20), «базовым» месяцем для работников 1-го тарифного разряда (так же, как и для работников 2 — 25-го тарифных разрядов) будет январь 2017 года. Объясняется это тем, что c 1 января 2017 года в штатных расписаниях бюджетных учреждений с оплатой по ЕТС должны быть установлены новые размеры окладов, рассчитанных исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда по ЕТС, установленного в размере прожиточного минимума для трудоспособного лица на 1 января календарного года. Такое требование касается всех без исключения работников, в том числе и 1-го тарифного разряда. Кроме того, с 1 января 2017 года был внедрен новый механизм определения МЗП и ее размер равен 3200 грн.

Поэтому для того, чтобы обеспечить единый подход (подчеркнем: по мнению Минсоцполитики!) при расчете сумм индексации, для всех работников 1 — 25-го тарифных разрядов с оплатой по ЕТС ИПЦ рассчитывается с февраля 2017 года. То есть «базовым» месяцем будет январь 2017 года.

Что ж, таково официальное мнение трудооплатного ведомства. От себя можем только сказать: Порядком № 1078 предусмотрено, что «базовым» месяцем для индексации зарплаты является месяц повышения должностного оклада. Никаких дополнительных условий для изменения «базового» месяца нет.

Напомним, что право на индексацию зарплаты возникает, когда ИПЦ нарастающим итогом превысит порог индексации (103 %). На индексацию июньской зарплаты влияет индекс инфляции за апрель 2017 года. Он составил 100,9 %.

Учитывая, что ИПЦ нарастающим итогом с учетом апрельского индекса превысил порог индексации (1,010февраль х 1,018март х 1,009апрель х 100 = 103,7 % > 103 %), в июне 2017 года зарплату работников с оплатой по ЕТС индексируют на коэффициент индексации 3,7 %. Сумма текущей индексации составит 62,31 грн.

Госслужащие + работники с функциями по обслуживанию госорганов

С 1 января 2017 года согласно постановлению № 15 повышены должностные оклады госслужащим и работникам, выполняющим функции по обслуживанию госорганов. С февраля 2017 года для таких работников начали заново рассчитывать прирост ИПЦ до превышения порога индексации (103 %).

Прирост ИПЦ нарастающим итогом в апреле 2017 года превысил порог индексации (1,010февраль х 1,018март х 1,009апрель х 100 = 103,7 % > 103 %). Поэтому в июне 2017 года (месяце, следующем за месяцем, в котором опубликовали индекс инфляции за апрель 2017 года) наступает право на индексацию с учетом коэффициента индексации 3,7 % (103,7 - 100). Сумма текущей индексации в июне составляет 62,31 грн. (1684 грн. х 3,7 %).

Рабочие, обслуживающие госорганы и ОМС

С 1 января 2017 года были повышены должностные оклады рабочим, обслуживающим органы госвласти и органы местного самоуправления (ОМС). Так, с 01.01.2017 г. новые размеры «схемных» должностных окладов, указанные в приложениях 1 — 3 к приказу № 77, определены с учетом пропорционального повышения должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда, так называемого базового тарифа по ЕТС, размер которого повышен в соответствии с постановлением № 1037.

То есть январь 2017 года (месяц увеличения оклада) стал новым «базовым» месяцем. Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для таких рабочих начался с февраля 2017 года. Право на индексацию зарплаты возникает, когда ИПЦ нарастающим итогом превысит порог индексации (103 %). На индексацию июньской зарплаты влияет индекс инфляции за апрель 2017 года. Он составил 100,9 %.

Таким образом, учитывая, что ИПЦ нарастающим итогом (с учетом апрельского ИПЦ) превысил порог индексации (1,010февраль х 1,018март х 1,009апрель х 100 = 103,7 % > 103 %), в июне 2017 года зарплату рабочих, обслуживающих органы госвласти и ОМС, индексируют на коэффициент индексации 3,7 %. Сумма текущей индексации составит 62,31 грн.

Должностные лица и служащие ОМС

В мае 2017 года состоялось повышение должностных окладов для работников ОМС (как должностных лиц, так и служащих). Так, Кабмин постановлением № 353 внес изменения в приложения 48 — 55 к постановлению № 268. Согласно этим изменениям должностным лицам и служащим установлены новые размеры должностных окладов. Теперь наименьший оклад для должностного лица ОМС составляет 2000 грн., для служащего ОМС — 1895 грн. Напомним, что до этого последний раз должностные оклады работникам ОМС повышались в декабре 2015 года согласно постановлению № 1013 и наименьший должностной оклад составлял 1723 грн.

Поскольку должностные оклады для должностных лиц и служащих ОМС были повышены в мае 2017 года, этот месяц стал месяцем повышения должностных окладов, т. е. «базовым», и с июня 2017 года начинается отсчет прироста ИПЦ.

При этом надо определить дальнейшую судьбу индексации, т. е. сравнить сумму индексации, которая складывается в месяце повышения, с размером зарплатного повышения. Все бы ничего, но постановление № 353 вступило в силу 26 мая 2017 года. Именно с этой даты установлены новые оклады. Зарплата за отработанное время до повышения определялась исходя из старых окладов. Резонно возникает вопрос: как определить сумму зарплатного повышения, если должностной оклад повысили не с 1-го числа текущего месяца и какой размер возможной индексации использовать в сравнительных расчетах?

Ответ на такой вопрос в прошлом году был предоставлен специалистом Минсоцполитики для хозрасчетных предприятий (см. газету «Оплата труда», 2016, № 6, с. 7). Считаем, что его можно использовать и для бюджетных учреждений.

Итак, если оклад был повышен не с 1-го числа текущего месяца, то сумму повышения зарплаты надо определять исходя из условий полностью отработанного месяца. То есть надо сравнить зарплату за полностью отработанный месяц до повышения с зарплатой за полностью отработанный месяц после повышения. При этом в сравнении участвуют все постоянные составляющие заработной платы.

Не забудьте: сумму индексации включают в зарплату за отработанное время при сравнении с минзарплатой 3200 грн. (см. письмо Минсоцполитики от 13.02.2017 г. № 317/0/101-17/282). Это имеет значение при расчете доплаты до МЗП. Ведь если размер зарплаты за отработанное время окажется меньше размера МЗП, работнику будет начислена доплата до «минималки». То есть сперва мы определяем сумму индексации, а затем рассчитываем (при необходимости) доплату до МЗП. Исходя из этого можно сделать вывод, что в сравнительных расчетах доплата до МЗП не будет принимать участия.

Кроме этого, не забывайте, что в мае новый оклад был установлен в конце месяца. Поэтому при начислении индексации за май 2017 года надо применить «пропорциональную» норму, т. е. начислить индексацию пропорционально отработанным дням за период до повышения должностного оклада.

Пример 1. Главному специалисту ОМС с 26.05.2017 г. установлен должностной оклад в размере 3200 грн. (до повышения оклад составлял 1723 грн.). Кроме этого, ему установлена надбавка за 13-й ранг в размере 55 грн., надбавка за выслугу лет в размере 15 %, премия в размере 30 % оклада. В мае 2017 года отработаны все дни, предусмотренные графиком работы.

Определим размер зарплатного повышения, т. е. рассчитаем сумму зарплаты за полностью отработанный месяц до и после повышения с учетом всех постоянных составляющих.

Размер зарплаты до повышения составит:

1723 + 55 + 266,70 + 516,90 = 2561,60 (грн.),

где 266,70 — размер надбавки за выслугу лет ((1723 + 55) х 15 %);

516,90 — ежемесячная премия (1723 грн. х 30 %).

Размер зарплаты после повышения составит:

3200 + 55 + 488,25 + 960 = 4703,25 (грн.),

где 488,25 — размер надбавки за выслугу лет ((3200 + 55) х 15 %);

960 — ежемесячная премия (3200 грн. х 30 %).

В приведенном примере повышение зарплаты в расчете на полный месяц составит 2141,65 грн. (4703,25 - 2561,60). Его нужно сравнить с суммой возможной текущей индексации.

Сумма возможной текущей индексации за май 2017 года (полный месяц) составит:

1684 x 13,6 % = 229,02 (грн.),

где 13,6 % — коэффициент индексации зарплаты в мае 2017 года для «базового» декабря 2015 года.

Сумма повышения должностного оклада исходя из условий полностью отработанного месяца больше суммы возможной текущей индексации за полный месяц (2141,65 грн. > 229,02 грн.). И если бы оклад повысили с 1-го числа, то сумму индексации в мае 2017 года мы бы не начисляли. Однако, поскольку должностной оклад главного специалиста ОМС повысили не с 1-го числа месяца, то до 26.05.2017 г. сумму индексации нужно начислить по старым условиям. Поэтому рассчитанную сумму текущей индексации за полный месяц определим пропорционально рабочим дням, приходящимся на период до повышения оклада, т. е. до 26.05.2017 г.:

229,02 грн. : 20 р. дн. х 16 р. дн. = 183,22 грн.,

где 20 — количество рабочих дней по графику работы в мае;

16 — количество фактически отработанных дней до 26.05.2017 г.

С 26 мая 2017 года индексацию не начисляем. При этом май 2017 года стал «базовым» месяцем. Для последующей индексации с июня 2017 года начинают расчет ИПЦ нарастающим итогом.

Пример 2. Деловоду ОМС с 26.05.2017 г. установлен оклад в размере 1895 грн. (до повышения размер должностного оклада составлял 1723 грн.). Ему также установлена надбавка за выслугу лет в размере 20 %.

Сумма возможной индексации за май 2017 года так же, как и в первом примере, составляет 229,02 грн. Вместе с тем эту сумму начисляем пропорционально отработанным дням до повышения. Ее размер составит 183,22 грн. (229,02 грн. : 20 р. дн. х 16 р. дн.).

Далее определим размер зарплаты до и после повышения. Сумма зарплаты до повышения составит:

1723 + 344,60 = 2067,60 (грн.),

где 344,60 — размер надбавки за выслугу лет (1723 грн. х 20 %).

Размер зарплаты после повышения составит:

1895 + 379 = 2274 (грн.),

где 379 — размер надбавки за выслугу лет (1895 грн. х 20 %).

В приведенном примере сумма повышения зарплаты за полный месяц (2274 - 2067,60 = 206,40 (грн.)) меньше суммы возможной индексации за полный месяц (229,02 грн.). Поэтому сумму индексации с учетом повышения (индексацию-разницу) за полный месяц определяем так:

229,02 - 206,40 = 22,62 (грн.).

Поскольку повышение должностного оклада произошло с 26.05.2017 г., сумму индексации за период с 26.05.2017 г. по 31.05.2017 г. нужно рассчитать пропорционально рабочим дням, приходящимся на этот период:

22,62 грн. : 22 р. дн. x 4 р. дн. = 4,52 (грн.).

Рассчитаем общую сумму зарплаты работника за май 2017 года:

1378,40 + 275,68 + 183,22 + 379 + 75,80 + 4,52 + 903,38 = 3200 (грн.),

где 1378,40 — сумма оплаты по окладу до повышения (1723 грн. : 20 р. дн. x 16 р. дн.);

275,68 — сумма надбавки за выслугу лет до повышения (1378,40 грн. х 20 %);

379 — сумма оплаты по окладу после повышения (1895 грн. : 20 р. дн. x 4 р. дн.);

75,80 — сумма надбавки за выслугу лет после повышения (379 грн. х 20 %);

183,22 — сумма индексации за период с 1 до 26 мая (229,02 грн. : 20 р. дн. х 16 р. дн.);

4,52 — сумма индексации-разницы после повышения (22,62 грн. : 20 р. дн. х 4 р. дн.);

903,38 — доплата до МЗП.

Май 2017 года стал «базовым» месяцем. Для последующей индексации с июня 2017 года начинают расчет ИПЦ нарастающим итогом. В следующих месяцах, до очередного повышения оклада, у работника сохранится рассчитанная сумма индексации (индексация-разница) в размере 22,62 грн. Тогда за полностью отработанный июнь 2017 года общая сумма дохода составит:

1895оклад + 379надбавка за выслугу лет + 22,62индексация + 903,38доплата до МЗП = 3200 (грн.).

Что касается индексации июньской зарплаты, то для должностных лиц и большинства служащих ОМС ее не будет. Дело в том, что наименьшая сумма повышения должностного оклада составляет для должностных лиц ОМС 277 грн. (2000 - 1723). Поскольку сумма повышения оклада должностных лиц ОМС с наименьшим окладом превышает возможную индексацию (277 > 229,02), должностные лица ОМС утрачивают право на индексацию по новым окладам. Май 2017 года становится «базовым» месяцем, и в июне 2017 года права на индексацию зарплаты не будет.

Такая же ситуация сложится и у большинства служащих, должностные оклады которых по-новому составляют 2049 грн. (оператор компьютерного набора) и выше, например, секретарь руководителя (оклад 2089 грн.); кассир или заведующий военно-учетным бюро (оклад 2118 грн.) и т. д.

А вот у служащих с наименьшим новым окладом (1895 грн.) и без других постоянных составляющих зарплаты (надбавок, доплат и премий) в июне 2017 года возможно начисление индексации-разницы. Наименьшая сумма повышения должностного оклада для них составляет 172 грн. (1895 - 1723). А поскольку сумма повышения оклада таких работников с наименьшим окладом не превышает возможную индексацию (229,02 > 172), в июне за полностью отработанный месяц им надо начислить индексацию-разницу в сумму 57,02 грн. (229,02 - 172). При этом май 2017 года для них также становится новым «базовым» месяцем.

Нормативные документы

Порядок № 1078 — Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

Постановление № 1037постановление КМУ «Об оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 28.12.2016 г. № 1037.

Постановление № 15постановление КМУ «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» от 18.01.2017 г. № 15.

Постановление № 1013постановление КМУ «Об упорядочении структуры заработной платы, особенностях проведения индексации и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты» от 09.12.2015 г. № 1013.

Постановление № 353постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268 и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины» от 24.05.2017 г. № 353.

Постановление № 268 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Приказ № 77 — приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше