Темы статей
Выбрать темы

О заключении, выполнении, изменении и расторжении договора о закупке

Письмо от 30.12.2016 г. № 3302-06/42560-06

Министерство экономического развития и торговли Украины на многочисленные обращения субъектов сферы публичных закупок относительно применения законодательства в сфере закупок сообщает.

Закон Украины «О публичных закупках» (далее — Закон) устанавливает правовые и экономические основы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения потребностей государства и территориальной громады.

О заключении договора о закупке

Учитывая требования пункта 29 части первой статьи 1 Закона, тендерная документация разрабатывается и утверждается заказчиком и должна содержать перечень составляющих, определенных частью второй статьи 22 Закона. При этом тендерная документация не должна содержать требований, которые ограничивают конкуренцию и приводят к дискриминации участников.

Так, тендерная документация должна содержать, в частности, проект договора о закупке с обязательным указанием порядка изменений его условий.

В то же время согласно части первой статьи 23 Закона физическое/юридическое лицо имеет право не позже чем за 10 дней до окончания срока подачи тендерного предложения обратиться через электронную систему закупок к заказчику за разъяснениями относительно тендерной документации и/или обратиться к заказчику с требованием устранить нарушения во время проведения процедуры закупки. Все обращения за разъяснениями и обращения об устранении нарушений автоматически обнародуются в электронной системе закупок без идентификации лица, которое обратилось к заказчику. Заказчик должен в течение трех рабочих дней со дня их обнародования предоставить разъяснение к обращению и обнародовать его на веб-портале Уполномоченного органа в соответствии со статьей 10 данного Закона.

В свою очередь, порядок обжалования процедур закупок определен статьей 18 Закона. В соответствии с абзацем первым части второй статьи 18 Закона жалобы, касающиеся тендерной документации и/или принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые состоялись до окончания срока, установленного для представления тендерных предложений, могут подаваться в орган обжалования с момента обнародования объявления о проведении торгов, но не позже чем за четыре дня до даты, установленной для подачи тендерных предложений.

Таким образом, в случае, если физическое или юридическое лицо, которое намеревается подать тендерное предложение, не соглашается с требованиями тендерной документации или имеет предложения о внесении изменений в тендерную документацию, в том числе в проект договора о закупке, такое лицо может обратиться к заказчику относительно внесения изменений в тендерную документацию, или обжаловать положения тендерной документации в органе обжалования, или обратиться в суд, учитывая статью 124 Конституции Украины.

При этом, поскольку тендерное предложение подается в соответствии с требованиями тендерной документации, статьей 30 Закона установлена обязанность заказчика отклонить тендерное предложение в случае, если оно не отвечает условиям тендерной документации.

В свою очередь, согласно части второй статьи 32 Закона заказчик заключает договор о закупке с участником, который признан победителем торгов в течение срока действия его предложения, не позже чем через 20 дней со дня принятия решения о намерении заключить договор о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации и предложением участника-победителя.

Частью четвертой статьи 36 Закона установлено, что условия договора о закупке не должны отличаться от содержания тендерного предложения по результатам аукциона (в том числе цены за единицу товара) победителя процедуры закупки или цены предложения участника в случае применения переговорной процедуры. Существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев, определенных частью четвертой статьи 36 Закона.

Согласно части первой статьи 36 Закона договор о закупке заключается в соответствии с нормами Гражданского кодекса Украины (далее — ГК Украины) и Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХК Украины) с учетом особенностей, определенных этим Законом.

Учитывая изложенное, в случае определения заказчиком победителя по результатам рассмотрения и оценки тендерного предложения, признанного наиболее экономически выгодным, которому заказчик сообщил о намерении заключить договор, между ними заключается договор о закупке именно в соответствии с требованиями тендерной документации и предложения участника-победителя.

О выполнении, изменении и расторжении договора о закупке

Частью первой статьи 629 ГК Украины установлено, что договор является обязательным для выполнения сторонами. Сроком договора является время, в течение которого стороны могут осуществить свои права и исполнить свои обязанности в соответствии с договором согласно части первой статьи 631 ГК Украины.

Статьей 638 ГК Украины установлено, что договор является заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям договора. Существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые определены законом как существенные или являются необходимыми для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто согласие.

При этом в соответствии с частью первой статьи 651 ГК Украины изменение или расторжение договора допускается только при согласии сторон, если иное не установлено договором или законом.

Статьей 526 ГК Украины установлено, что обязательство должно выполняться должным образом, в частности, в соответствии с условиями договора.

Вместе с тем частью первой статьи 525 ГК Украины установлено, что односторонний отказ от обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются, если иное не установлено договором или законом.

Порядок изменения и расторжения хозяйственных договоров предусмотрен статьей 188 ХК Украины. Вместе с тем, исходя из содержания части первой статьи 653 ГК Украины, в случае изменения договора обязательства сторон изменяются в соответствии с измененными условиями.

Кроме того, обращаем внимание, что разделом V ХК Украины установлена ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования.

Так, в соответствии с частью первой статьи 216 ХК Украины участники хозяйственных отношений несут хозяйственно-правовую ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования путем применения к правонарушителям хозяйственных санкций на основаниях и в порядке, предусмотренных этим Кодексом, другими законами и договором.

В соответствии с частями первой и второй статьи 217 ХК Украины хозяйственными санкциями признаются меры влияния на правонарушителя в сфере хозяйствования, в результате применения которых для него наступают неблагоприятные экономические и/или правовые последствия. В сфере хозяйствования применяются такие виды хозяйственных санкций: возмещение убытков; штрафные санкции; оперативно-хозяйственные санкции.

Вместе с тем согласно части четвертой статьи 217 ХК Украины, в частности, хозяйственные санкции применяются в установленном законом порядке по инициативе участников хозяйственных отношений.

Статьей 218 ХК Украины определены основания хозяйственно-правовой ответственности. Так, участник хозяйственных отношений отвечает за невыполнение или ненадлежащее выполнение хозяйственного обязательства либо нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности, если не докажет, что им приняты все зависящие от него меры для недопущения хозяйственного правонарушения.

В случае, если иное не предусмотрено законом или договором, субъект хозяйствования за нарушение хозяйственного обязательства несет хозяйственно-правовую ответственность, если не докажет, что надлежащее выполнение обязательства оказалось невозможным в результате действия непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств при данных условиях осуществления хозяйственной деятельности. Не считаются такими обстоятельствами, в частности, нарушение обязательств контрагентами правонарушителя, отсутствие на рынке нужных для выполнения обязательства товаров, отсутствие у должника необходимых средств.

Таким образом, поскольку проект договора составляется заказчиком самостоятельно во время разработки тендерной документации, заказчикам следует учитывать возможность применения хозяйственных санкций за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, руководствуясь при этом принципами осуществления закупок, в частности такими, как максимальная экономия и эффективность, предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений, и предусматривать соответствующие условия их применения в проекте договора о закупке.

Одновременно отмечаем, что письма министерств не устанавливают норм права, носят исключительно рекомендательный и информативный характер.

Директор Департамента регулирования государственных закупок А. Стародубцев

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше