Темы статей
Выбрать темы

Оплата труда водителя школьного автобуса

Коновал Светлана, главный специалист отдела оплаты труда в бюджетной сфере Департамента заработной платы и условий труда
В штат общеобразовательного учебного заведения на должность водителя автобуса (длина автобуса до 7,5 м) принимается работник, который имеет:
— профессионально-техническое образование (закончил учебное заведение по подготовке водителей категории D);
— квалификацию водителя I класса (присвоена на предыдущем месте работы);
— стаж управления автотранспортными средствами (категории D) более 5 лет.
В связи с этим возникают вопросы:
— какой тарифный разряд необходимо установить такому работнику;
— сохраняется ли за ним классность, присвоенная на предыдущем месте работы;
— на какие еще надбавки и доплаты может рассчитывать указанный работник?

В соответствии с Типовыми штатными нормативами общеобразовательных учебных заведений, утвержденными приказом МОН от 06.12.2010 г. № 1205, должность водителя школьного автобуса вводится в тех школах, на балансе которых находится автотранспортное средство (автобус) для организованного подвоза учащихся на учебу и домой. В этом материале мы поговорим об особенностях оплаты труда «школьного» водителя, в частности об установлении должностного оклада такому работнику и надлежащих ему надбавках и доплатах.

Должностной оклад и квалификационные требования

Вопросы оплаты труда работников учебных заведений, в том числе водителей, урегулированы приказом МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557 (далее — приказ № 557).

Так, схема тарифных разрядов профессий работников автомобильного транспорта приведена в таблице 3 приложения 14 к этому приказу. Согласно ей водителям автобусов устанавливаются такие тарифные разряды:

Класс автомобиля

Габаритная длина автобуса, м

Тарифные разряды

Размеры должностных окладов (грн.) по состоянию на 01.03.2017 г.*

Особо малый

до 5

2

1744

Малый

до 7,5

3

1888

Средний

до 9,5

4

2032

Большой

свыше 9,5

5

2176

* Согласно постановлению КМУ «Об оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 28.12.2016 г. № 1037.

Квалификационные требования к профессии «водитель автотранспортных средств» определены п. 4 «Водитель автотранспортных средств» разд. II «Профессии рабочих и простейшие профессии работников автомобильного транспорта» Справочника квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск № 69 «Автомобильный транспорт», утвержденного приказом Минтранссвязи от 14.02.2006 г. № 136 (далее — Справочник № 136).

Так, претендент на должность водителя школьного автобуса должен иметь: полное общее среднее образование; профессионально-техническое образование (учебное заведение по подготовке водителей транспортных средств); специальную подготовку по типовым учебным планам и программам подготовки водителей транспортных средств категории D1 или D, а также пройти квалификационную аттестацию. Кроме того, обязательным условием является непрерывный трехлетний стаж управления соответствующим транспортным средством и соответствующая подготовка на право управления транспортными средствами категории D1 или D.

Следовательно, работнику, который принимается на должность водителя школьного автобуса (длина автобуса до 7,5 м) и имеет профессионально-техническое образование (закончил учебное заведение по подготовке водителей категории D) и стаж управления автобусами более 5 лет, устанавливается 3-й тарифный разряд по ЕТС.

Надбавка за классность

В соответствии с п.п. 4 п. 4 приказа № 557 водителям школьных автобусов устанавливается надбавка за классность в процентах установленной тарифной ставки (должностного оклада) в зависимости от присвоенной квалификации:

— водителям II класса — 10 %;

— водителям I класса — 25 %.

Этой же нормой предусмотрено, что надбавка за классность выплачивается за отработанное время.

Заметим, что согласно Справочнику № 136 для присвоения квалификации водитель должен иметь:

для II класса — разрешение на управление транспортными средствами категорий «B», «BE», «C», «CE» или «DE» («D»), а также непрерывный стаж работы водителем III класса в этом заведении не менее 3 лет;

для присвоения I класса — разрешение на управление транспортными средствами категорий «B», «BE», «C», «CE», «D», «DE», а также непрерывный стаж работы водителем II класса в этом заведении не менее 2 лет.

Классность водителям присваивается во время приема на работу путем проведения квалификационной аттестации. По результатам аттестации квалификационной комиссией оформляется решение о присвоении квалификации водителю автотранспортного средства. И уже на основании этого решения руководитель заведения, учреждения издает приказ об установлении водителю надбавки за классность.

Относительно сохранения классности, присвоенной водителю на предыдущем месте работы, отметим следующее. Конкретный порядок присвоения и подтверждения классов водителям автотранспортных средств (автобусов) на сегодня не утвержден. Кроме того, действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено правовой нормы относительно сохранения классности водителям, присвоенной работодателем на предыдущем месте работы. Учитывая эти обстоятельства, в случае принятия водителя на работу к новому работодателю подтверждение или не подтверждение уже имеющегося класса не будет нарушением действующего законодательства.

Решение этого вопроса относится исключительно к компетенции нового работодателя. Это подтверждает и Минсоцполитики в письме от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12. То есть работодатель, учитывая соблюдение требований для присвоения I класса (наличие в водительском удостоверении отметок на право управления соответствующими категориями транспортных средств и необходимый стаж работы), может принять решение о сохранении (подтверждении) классности водителю, присвоенной работодателем на предыдущем месте работы.

Для этого водитель должен написать соответствующее заявление о сохранении (подтверждении) класса, присвоенного на предыдущем месте работы. В этом случае после окончания испытательного срока, во время которого проверяются знания и навыки водителя, квалификационная комиссия оценивает водителя на соответствие этой квалификации. По результатам работы комиссии руководитель учреждения принимает окончательное решение о сохранении или не сохранении класса.

Решение комиссии (повышение или понижение класса квалификации) утверждается приказом (распоряжением) работодателя об установлении квалификации определенного класса с внесением записи в трудовую книжку.

Следовательно, в рассматриваемом случае, если решение о сохранении 1-го класса комиссией будет принято, то на основании приказа руководителя заведения водитель школьного автобуса будет иметь право на установление надбавки за классность.

Надбавки за сложность и напряженность в работе, за высокие достижения в труде и за выполнение особо важной работы

В соответствии с п.п. «а» п.п. 2 п. 4 приказа № 557 работникам учебных заведений (в том числе и водителям) могут быть установлены надбавки в размере до 50 % должностного оклада (ставки заработной платы):

— за высокие достижения в труде;

— за выполнение особо важной работы (на срок ее выполнения);

— за сложность и напряженность в работе.

Предельный размер указанных надбавок (в сумме) для одного работника не должен превышать 50 % должностного оклада.

В случае несвоевременного выполнения заданий, ухудшения качества работы и нарушения трудовой дисциплины указанные надбавки отменяются или уменьшаются.

Также добавим, что водитель школьного автобуса имеет право на получение этих надбавок независимо от того, что ему установлена надбавка за классность. Ведь указанные надбавки никоим образом не связаны друг с другом и могут быть установлены одному работнику как отдельно, так и вместе. На это, в частности, обратили внимание специалисты Минобразования в письме от 18.02.2015 г. № 1/11-2072.

Доплата за ненормированный рабочий день

Согласно п.п. 4 п. 4 приказа № 557 водителям автотранспортных средств устанавливается доплата за ненормированный рабочий день в размере 25 % тарифной ставки за отработанное время. Но в этой норме, к сожалению, не уточнено, каких именно автотранспортных средств. Поэтому вполне логично возникает вопрос: имеют ли право водители автобусов на установление указанной доплаты?

Для ответа на этот вопрос в первую очередь следует определиться с самим понятием «автотранспортное средство». Его определение приведено в Законе Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III. Так, согласно ст. 1 этого Закона автомобильное транспортное средство — это колесное транспортное средство (автобус, грузовой и легковой автомобиль, прицеп, полуприцеп), которое используется для перевозки пассажиров, грузов или выполнения специальных рабочих функций.

Следовательно, принадлежность автобуса к автотранспортным средствам мы установили. А это значит, что водитель такого транспортного средства, в частности водитель школьного автобуса, имеет право на доплату за ненормированный рабочий день в размере 25 % должностного оклада в соответствии с п.п. 4 п. 4 приказа № 557.

Дополнительным аргументом относительно правомерности установления доплаты за ненормированный рабочий день водителям автобусов является разъяснение специалистов Минсоцполитики в письме от 24.09.2013 г. № 825/13/156-13. И хотя оно касается оплаты труда водителей автобусов, которые заняты обслуживанием органов исполнительной власти, на наш взгляд, его можно применить и в случае с водителями автобусов, которые работают в других бюджетных сферах, в частности в заведениях образования.

Согласно этим разъяснениям рабочее время и время отдыха водителей автотранспортных средств регулируются Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденным приказом Минтранссвязи от 07.06.2010 г. № 340. Так, в соответствии с п. 2.10 этого Положения водителям легковых автомобилей (кроме такси) при необходимости может устанавливаться ненормированный рабочий день, т. е. сверх нормальной длительности рабочего времени. Следует ли из этого то, что водителю автобуса не может устанавливаться такой режим рабочего времени?

По нашему мнению, ненормированный рабочий день водителям автобусов установить можно, ведь при применении ненормированного рабочего дня прежде всего следует руководствоваться Рекомендациями относительно порядка предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда, утвержденными приказом Минтруда от 10.10.97 г. № 7. А согласно этим Рекомендациям учреждение, заведение самостоятельно в коллективном договоре определяет перечень профессий и должностей, к которым может применяться ненормированный рабочий день (с учетом ориентировочного перечня). Поэтому руководитель, в частности, учебного заведения может включить должность водителя школьного автобуса в этот перечень. И при таком условии «школьный» водитель будет иметь право на доплату за ненормированный рабочий день.

Заметим, что согласно разъяснений Минсоцполитики в письме от 14.08.2009 г. № 438/13/84-09, водители автотранспортных средств (автобусов) имеют право на одновременное установление доплаты за ненормированный рабочий день и надбавки за сложность, напряженность в работе.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше