Закупка электроэнергии: чего ожидать заказчикам в 2018 году

В избранном В избранное
Печать
Дуброва Ярослава, консультант по вопросам публичных закупок
Бюджетная бухгалтерия Ноябрь, 2017/№ 44
Чем ближе новый 2018 год, тем больше ажиотаж среди заказчиков по вопросам закупки электроэнергии. Действительно, этот вопрос актуален, поскольку летом этого года вступил в силу Закон № 2019, который изменяет алгоритм таких закупок. Что в связи с этим изменится для заказчиков? Частично ответы на некоторые вопросы приведены в письмах Минэкономразвития и НКРЭКУ (см. на с. 7 и 9 этого номера газеты соответственно). В этом материале мы рассмотрим этот вопрос более подробно, ведь, как говорят: предупрежден — вооружен.

Нужно знать, что с 11.06.2017 г. вступил в силу Закон № 2019, кроме некоторых его положений. Какие изменения внесены им в порядок закупок электроэнергии?

Так, аналогично изменениям, касающимся закупок природного газа, изменилась и закупка электроэнергии. Как разделены законодателем виды деятельности по поставке природного газа, его транспортировке и распределению, так в настоящее время Законом № 2019 разделены виды деятельности, касающиеся поставки, передачи и распределения электроэнергии.

Наверное, большинство заказчиков помнят начало прошлого года, когда рынок природного газа вроде бы и должен быть конкурентным, потому что законодатель так прописал, но фактически конкуренции как таковой не было.

Поскольку, во-первых, старые лицензии, выданные до внесения соответствующих изменений в законодательство о лицензировании, фактически стали недействительными, а относительно так называемой конкуренции на отдельных торгах, возникали вопросы: не была ли она искусственно создана, чтобы состоялись открытые торги.

Во-вторых, хотя потом кое-кто и начал говорить о наличии-таки конкуренции в 2016 году в лице НАК «Нефтегаз Украины», но это всего-навсего субъективные предположения, поскольку из анализа участников открытых торгов через Prozorro следует, что НАК «Нефтегаз Украины» «не ходил» на открытые торги. При этом, если проанализировать действующее законодательство в части того, в каких именно случаях НАК «Нефтегаз Украины» имел право в тот период поставлять природный газ потребителям, которые не являются бытовыми, то такие предположения сразу и исчезнут.

Поэтому и не удивительно, что заказчики, нагоревавшись в прошлом году при закупках природного газа, теперь уже держат руку на пульсе и интересуются: как закупать электроэнергию на 2018 год — по открытым торгам или еще можно по переговорной процедуре закупки.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 2019 рынок электрической энергии функционирует на конкурентных принципах, кроме деятельности субъектов естественных монополий, с ограничениями, установленными данным Законом.

При этом функционирование рынка электрической энергии осуществляется, в частности, по следующим принципам:

— добросовестной конкуренции;

— равенства прав на продажу и покупку электрической энергии;

— свободного выбора электропоставщика потребителем;

— недискриминационного и прозрачного доступа к системе передачи и системе распределения;

— недискриминационного участия в рынке электрической энергии;

— независимого государственного регулирования;

— недискриминационного цено- и тарифообразования, которое отражает экономически обоснованные расходы;

— ответственности участников рынка за несоблюдение правил рынка, правил рынка «на сутки вперед» и внутрисуточного рынка, кодекса системы передачи, кодекса систем распределения, кодекса коммерческого учета, правил розничного рынка, других нормативно-правовых актов и нормативных документов, которые регулируют функционирование рынка электрической энергии, и условий договоров, которые заключаются на этом рынке.

Справка. Розничный рынок электрической энергии — это система отношений, возникающих между потребителем электрической энергии и электропоставщиком в процессе поставки электрической энергии, а также другими участниками рынка, которые предоставляют связанные с поставкой электрической энергии услуги (п. 77 ч. 1 ст. 1 Закона № 2019).

Электрическая энергия — энергия, которая производится на объектах электроэнергетики и является товаром, предназначенным для купли-продажи (п. 26 ч. 1 ст. 1 Закона № 2019).

Особенности договорных отношений на рынке электрической энергии

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 4 Закона № 2019 участники рынка электрической энергии осуществляют свою деятельность на рынке электрической энергии на договорных принципах. Для обеспечения функционирования рынка электрической энергии заключаются, в частности, следующие виды договоров:

— двусторонний договор купли-продажи электрической энергии (двусторонний договор);

— о предоставлении услуг по распределению;

— о предоставлении услуг по передаче;

— о присоединении к системе передачи;

— о присоединении к системе распределения;

— о поставке электрической энергии потребителю;

— о поставке электрической энергии поставщиком «последней надежды».

При этом, как предусмотрено ч. 1 ст. 56 Закона № 2019, поставка электрической энергии потребителям осуществляется электропоставщиками, которые получили соответствующую лицензию, по договору поставки электрической энергии потребителю.

Договор поставки электрической энергии потребителю заключается между электропоставщиком и потребителем и предусматривает поставку всего объема фактического потребления электрической энергии потребителем в определенный период времени одним электропоставщиком. Поставка электрической энергии потребителям осуществляется по свободным ценам (ч. 2 ст. 56 Закона № 2019).

Важно! Положения ч. 2 ст. 56 Закона № 2019 вступают в силу через 18 месяцев со дня опубликования Закона № 2019. Этот Закон опубликован 10.06.2017 г. То есть договоры по новым правилам купли-продажи электроэнергии заказчики будут заключать с 10.12.2018 г.

Обратите внимание на то, что поставку электроэнергии электропоставщики осуществляют с соблюдением правил розничного рынка. Такие правила должен утвердить Регулятор рынка — НКРЭКУ.

Условия поставки электрической энергии, права и обязанности электропоставщика и потребителя определяются договором поставки электрической энергии потребителю. При этом стоит отметить, что так же, как и при закупке природного газа, при закупке электроэнергии законодатель предусмотрел существенные условия договора, которые должны быть определены в договоре и согласованы его сторонами. Так, в договоре поставки электрической энергии потребителю определяют:

1) наименование и местонахождение электропоставщика;

2) перечень услуг, которые предоставляются электропоставщиком;

3) цену электрической энергии и предоставляемых услуг;

4) показатели качества электропоставки, в частности, качества электрической энергии;

5) виды услуг по техническому обслуживанию, которые предлагаются электропоставщиком;

6) условия и порядок возмещения (компенсации), которые применяются в случае несоблюдения электропоставщиком показателей качества услуг, определенных договором, в частности, в случае выставления неправильного счета и/или несвоевременного выставления счета;

7) порядок и средства сообщения актуальной информации о действующих тарифах, стоимости услуг по техническому обслуживанию, ожидаемых изменениях цен и условий поставки электрической энергии;

8) порядок организации коммерческого учета электрической энергии и предоставления данных коммерческого учета электрической энергии;

9) порядок представления обращений, претензий, жалоб потребителем и порядок их рассмотрения электропоставщиком, методы инициирования процедур решения споров;

10) срок действия договора, условия прекращения, пролонгации и расторжения договора, в частности, в одностороннем порядке потребителем в случае изменения электропоставщика, а также условия досрочного расторжения договора с указанием наличия или отсутствия санкции (штрафа) за досрочное расторжение договора;

11) обязательство электропоставщика, касающееся предоставления потребителю информации о защите прав потребителей, в частности, в расчетных документах (счетах);

12) права и обязанности электропоставщика и потребителя в случае невозможности исполнения своих обязательств и в случае временной остановки поставки;

13) другие положения в зависимости от специфики и вида услуг, которые предоставляются электропоставщиком.

Вместе с тем законодатель предусмотрел, что общие положения и условия договора должны быть справедливыми и прозрачными, изложенными четко и понятно, не содержать процедурных препятствий, которые усложняют осуществление прав потребителя.

Важно! В соответствии с ч. 8 ст. 56 Закона № 2019 до заключения договора поставки электрической энергии электропоставщик должен предоставить потребителю информацию о существенных условиях договора и об имеющемся выборе порядка и форм выставления счета и осуществления расчетов.

При этом согласно ч. 10 ст. 56 Закона № 2019 ни одно положение договора поставки электрической энергии потребителю не должно создавать ограничений его права на изменение электропоставщика. Кроме того, договор не может содержать положений, налагающих дополнительные финансовые обязательства на потребителя, который осуществляет указанное право. В ином же случае такое положение считается недействительным с момента заключения договора.

Справка. Примерный договор поставки электрической энергии потребителю, типовой договор поставки электрической энергии потребителю поставщиком «последней надежды» утверждает Регулятор.

Заметим, что расчеты за электрическую энергию и услуги, которые предоставляются на рынке электрической энергии, между участниками этого рынка осуществляются в денежной форме в соответствии с заключенными договорами в порядке, определенном Законом № 2019, правилами рынка, правилами рынка «на сутки вперед» и внутрисуточного рынка.

Так, покупатели электрической энергии, которые покупают электрическую энергию у электропоставщиков, вносят плату за полученную электрическую энергию исключительно на текущий счет со специальным режимом использования электропоставщика в одном из уполномоченных банков.

При этом перечень текущих счетов со специальным режимом использования электропоставщиков, оператора системы передачи и оператора рынка утверждает и обнародует Регулятор.

Что нужно знать об электропоставщиках

Электропоставщик — это субъект хозяйствования, осуществляющий продажу электрической энергии по договору поставки электрической энергии потребителю (п. 30 ч. 1 ст. 1 Закона № 2019).

Электропоставщик должен четким и прозрачным способом информировать своих потребителей:

1) о стоимости и условиях предоставления услуг;

2) о методах оплаты, которые не должны допускать дискриминации между потребителями. Системы предварительной оплаты должны быть справедливыми и адекватно отражать прогнозное потребление;

3) о праве потребителей безвозмездно избирать и изменять электропоставщика;

4) об изменении любых условий договора поставки электрической энергии потребителю не позже чем за 20 дней до их применения с учетом информации о праве потребителя расторгнуть договор. Электропоставщики обязаны сообщать потребителям в порядке, установленном законом, о любом увеличении цены и об их праве прекратить действие договора, если они не принимают новые условия.

Что нужно знать о распределении электрической энергии

Как предусмотрено ч. 1 ст. 45 Закона № 2019, распределение электрической энергии осуществляет оператор системы распределения. Деятельность по распределению электрической энергии подлежит лицензированию в соответствии с законодательством.

Справка. Распределение электрической энергии (далее — распределение) — это транспортировка электрической энергии от электроустановок производителей электрической энергии или электроустановок оператора системы передачи по сетям оператора системы распределения, кроме поставки электрической энергии (п. 78 ч. 1 ст. 1 Закона № 2019).

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 45 Закона № 2019 оператор системы распределения предоставляет услуги по распределению электрической энергии по недискриминационным принципам в соответствии с данным Законом, кодексом систем распределения и другими нормативно-правовыми актами, которые регулируют функционирование рынка электрической энергии.

В то же время на основании ч. 3 ст. 46 Закона № 2019 оператор системы распределения обязан:

— обнародовать на своем официальном веб-сайте информацию об условиях предоставления услуг по распределению электрической энергии и услуг по присоединению к системе распределения, показатели качества услуг и иную информацию в соответствии с законодательством;

— прекращать и возобновлять электропитание потребителя по обращению электропоставщика в порядке, определенном кодексом системы распределения.

Обратите внимание на то, что оплату за услуги по распределению осуществляют по тарифам, которые регулирует НКРЭКУ в соответствии с утвержденной методикой. Тарифы на услуги по распределению электрической энергии операторы систем распределения обнародуют в порядке и сроки, определенные нормативно-правовыми актами, регулирующими функционирование рынка электрической энергии.

При этом отношения, касающиеся технического обеспечения распределения электрической энергии, оператор системы распределения регулирует с потребителем в порядке, определенном кодексом систем распределения, на договорных принципах.

И если сегодня заказчики еще закупают электроэнергию вместе с услугами по распределению, то с 10.12.2018 г. уже будет другой порядок. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 47 Закона № 2019 оператору системы распределения запрещается осуществлять деятельность по производству и/или передачу, и/или поставку электрической энергии, кроме случаев, определенных ч. 11 этой статьи.

Еще раз напомним: положения ч. 1 ст. 47 Закона № 2019 вступают в силу через 18 месяцев со дня опубликования данного Закона. Как мы отмечали выше, Закон № 2019 был опубликован 10.06.2017 г.

Учитывая это, отделение видов деятельности по поставке и распределению электроэнергии состоится с 10.12.2018 г. То есть один и тот же субъект хозяйствования не будет иметь права осуществлять одновременно деятельность по поставке и распределению электроэнергии.

Что нужно знать заказчику о себе как потребителе

Как предусмотрено п. 84 ч. 1 ст. 1 Закона № 2019, потребитель — это физическое лицо, в том числе физическое лицо — предприниматель, или юридическое лицо, которое покупает электрическую энергию для собственного потребления.

Потребитель имеет право, в частности:

— покупать электрическую энергию для собственного потребления по двусторонним договорам и на организованных сегментах рынка, при условии заключения им договора об урегулировании небалансов и договора о предоставлении услуг по передаче электрической энергии с оператором системы передачи, а в случае присоединения к системе распределения — договора о предоставлении услуг по распределению электрической энергии с оператором системы распределения; или покупать электрическую энергию на розничном рынке у электропоставщиков или у производителей, которые осуществляют производство электрической энергии на объектах распределенной генерации, по правилам розничного рынка;

— изменять электропоставщика на условиях, определенных данным Законом и правилами розничного рынка;

— на возмещение убытков, нанесенных в результате невыполнения его контрагентами условий договоров, заключенных на рынке электрической энергии.

Потребитель меняет электропоставщика на безвозмездной основе в порядке, определенном правилами розничного рынка (ч. 1 ст. 59 Закона № 2019).

При этом порядок изменения электропоставщика должен определять, в частности:

1) условия и процедуры изменения электропоставщика;

2) положение об обеспечении должного и достоверного коммерческого учета потребителя при изменении электропоставщика;

3) положение об обмене информацией при изменении электропоставщика;

4) права и обязанности электропоставщиков, оператора системы передачи и/или оператора системы распределения, потребителя при изменении электропоставщика.

Также обратите внимание на то, что изменение электропоставщика по инициативе потребителя должно быть завершено в срок не более трех недель со дня сообщения таким потребителем о намерении изменить электропоставщика.

При этом, как указано в ч. 4 ст. 59 Закона № 2019, электропоставщик обязан обеспечивать поставку электрической энергии потребителю на условиях действующего договора до прекращения его действия.

Справка. Споры между потребителем и электропоставщиком во время изменения электропоставщика рассматриваются в соответствии с порядком рассмотрения жалоб и разрешения споров, утвержденным Регулятором. Наличие споров между электропоставщиком и потребителем не является основанием для задержки в исполнении договора поставки электрической энергии потребителю новым электропоставщиком.

Стоит отметить, что законодатель предусмотрел определенные механизмы защиты прав потребителей. Так, с целью обеспечения защиты прав потребителей участники рынка не должны применять недобросовестные методы конкуренции к потребителю. А положения и условия договоров с потребителями должны быть прозрачными и доступными для понимания. При этом поставка электрической энергии должна осуществляться на недискриминационных принципах. И заметьте, что отключение потребителей осуществляется исключительно в порядке, определенном Законом № 2019 и правилами розничного рынка.

Справка. Защита прав потребителей электрической энергии, а также механизм защиты этих прав регулируются Законом № 2019, Законами Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII, «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. № 2210-III, другими нормативно-правовыми актами.

Поставщик «последней надежды»

Так же, как и при закупке природного газа, законодатель предусмотрел возможность осуществления поставки электроэнергии потребителям поставщиком «последней надежды».

Справка. Поставщик «последней надежды» — это определенный в соответствии с Законом № 2019 электропоставщик, который при обстоятельствах, установленных данным Законом, не имеет права отказать потребителю в заключении договора поставки электрической энергии на ограниченный период времени (п. 66 ч. 1 ст. 1 Закона № 2019).

Согласно ч. 1 ст. 64 Закона № 2019 поставщик «последней надежды» предоставляет услуги по поставке электрической энергии потребителям в случае:

1) банкротства, ликвидации предыдущего электропоставщика;

2) завершения срока действия лицензии, остановки или аннулирования лицензии по поставке электрической энергии потребителям предыдущего электропоставщика;

3) невыполнения или ненадлежащего выполнения электропоставщиком правил рынка, правил рынка «на сутки вперед» и внутрисуточного рынка, что сделало невозможным поставку электрической энергии потребителям;

4) неизбрания потребителем электропоставщика, в частности после расторжения договора с предыдущим электропоставщиком;

5) в иных случаях, предусмотренных правилами розничного рынка.

Справка. Определение поставщика «последней надежды» осуществляется решением КМУ по результатам конкурса, проведенного в порядке, утвержденном Кабмином.

Обратите внимание на то, что поставщик «последней надежды» обязан поставлять электрическую энергию потребителям по цене, которая формируется им в соответствии с методикой (порядком), утвержденной Регулятором. Такая цена включает, в частности, цену покупки электрической энергии на рынке электрической энергии, цену (тариф) на услуги поставщика «последней надежды», цены (тарифы) на услуги оператора системы передачи и оператора системы распределения в соответствии с заключенными договорами о предоставлении соответствующих услуг.

При этом Методику (порядок) расчета цены электрической энергии, которую применяет поставщик «последней надежды» при формировании цены поставки электрической энергии потребителям, утверждает Регулятор.

Поставщик «последней надежды» осуществляет поставку электрической энергии в порядке, определенном правилами розничного рынка, на условиях типового договора поставки электрической энергии поставщиком «последней надежды», который утверждает Регулятор. Соответствующий договор поставщик «последней надежды» должен обнародовать на своем официальном веб-сайте.

Справка. Поставщик «последней надежды» поставляет электрическую энергию потребителю в течение срока, который не может превышать 90 дней. По завершению указанного срока поставщик «последней надежды» прекращает электропоставку потребителю.

Также заметьте: электропоставщик, неспособный поставлять электрическую энергию, должен сообщить о дате прекращения поставки электрической энергии поставщику «последней надежды», потребителям, Регулятору, оператору системы передачи и оператору системы распределения.

При этом поставщик «последней надежды» осуществляет поставку с момента прекращения поставки электрической энергии предыдущим электропоставщиком. Договор поставки электрической энергии между поставщиком «последней надежды» и потребителем считается заключенным с начала фактической поставки электрической энергии такому потребителю.

Порядок замены электропоставщика на поставщика «последней надежды» определяется правилами розничного рынка.

Поставщик «последней надежды» должен сообщить потребителю условия поставки, цены на электрическую энергию, а также о праве потребителя на выбор электропоставщика. Поставщик «последней надежды» обязан обнародовать указанную информацию на своем официальном веб-сайте.

Важно! Положения ст. 64 Закона № 2019 вступают в силу через 12 месяцев со дня опубликования Закона № 2019. Поскольку Закон № 2019 был опубликован 10.06.2017 г., то с 10 июня следующего года заказчики могут закупать электрическую энергию у поставщика «последней надежды» при наличии указанных выше обстоятельств.

Внимание — на лицензии

Как предусмотрено п. 13 Заключительных и переходных положений Закона № 2019, до избрания потребителями (кроме бытовых и малых небытовых потребителей) электропоставщика поставка электрической энергии таким потребителям осуществляется поставщиком по регулируемому тарифу по розничным тарифам, которые регулируются НКРЭКУ в соответствии с утвержденной им методикой.

В случае если потребитель не избрал нового электропоставщика в течение 18 месяцев со дня вступления в силу Закона № 2019, то есть до 11.12.2018 г., поставку электрической энергии такому потребителю осуществляет поставщик «последней надежды» в соответствии со ст. 64 этого Закона.

Заметим: хозяйственная деятельность по передаче, распределению электрической энергии, поставке электрической энергии потребителю осуществляется на рынке электрической энергии при условии получения соответствующей лицензии.

При этом лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по передаче электрической энергии местными (локальными) электрическими сетями и поставке электрической энергии по регулируемому тарифу подлежат аннулированию не позднее чем через 18 месяцев со дня вступления в силу Закона № 2019 (ср. 025069200). До аннулирования указанных лицензий деятельность по распределению и поставке электрической энергии осуществляется на основании действующих лицензий, которые были выданы до дня вступления в силу Закона № 2019.

Деятельность по распределению электрической энергии через 18 месяцев со дня вступления в силу Закона № 2019 осуществляется на основании новых лицензий на осуществление деятельности по распределению электрической энергии.

Что еще интересного на десерт

В 2019 году вступят в силу нормы Закона № 2019, которые дополнительно расширят возможность потребителям выбирать способ закупки электроэнергии. Так, в новой модели рынка электроэнергии заказчики смогут свободно избирая контрагентов, заключать двусторонние договоры в произвольной форме и на условиях, которые определяются по договоренности сторон. При этом соответствующий двусторонний договор должен устанавливать:

1) предмет договора;

2) цену электрической энергии и/или порядок ее расчета (формирования);

3) объем электрической энергии и графики почасового объема купли-продажи электрической энергии;

4) сроки и порядок поставки электрической энергии;

5) порядок сообщения о договорных объемах купли-продажи электрической энергии по заключенному двустороннему договору;

6) порядок и форму расчетов;

7) сроки и порядок оформления актов приема-передачи объемов купли-продажи электрической энергии;

8) права, обязанности и ответственность сторон;

9) срок действия договора.

Вместе с тем заказчики также смогут покупать электроэнергию на организованных сегментах рынка (например, рынок «на сутки вперед») по договорам купли-продажи с оператором рынка на условиях, равных для всех участников такого рынка, и по цене, сформированной по результатам проведенных торгов.

Важно! Такие возможности в новой модели рынка заказчики получат со дня вступления в силу соответствующих положений Закона № 2019, а именно с 01.07.2019 г.

Проводить ли сейчас открытые торги на электроэнергию

Правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения потребностей государства и территориальной громады устанавливает Закон № 922.

Так, согласно абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 922 законодатель установил стоимостные пределы (пороги) применения Закона № 922 в части проведения соответствующих процедур закупок для заказчиков бюджетников, а именно:

если стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тыс. грн., а работ — 1,5 млн грн.;

а также стоимостные пределы для применения Закона № 922 заказчиками, которые осуществляют деятельность в отдельных сферах хозяйствования:

если стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 1 млн грн., а работ — 5 млн грн.

При этом Законом № 922 предусмотрено, что основная процедура закупок — это открытые торги, а переговорная процедура закупки применяется как исключение при наличии оснований, предусмотренных в ч. 2 ст. 35 данного Закона. Одно из таких оснований — это отсутствие конкуренции (в том числе по техническим причинам) на соответствующем рынке, в результате чего договор о закупке может быть заключен лишь с одним поставщиком, при отсутствии при этом альтернативы (п. 2 ч. 2 ст. 35 Закона № 922).

В то же время в Законе № 922 законодатель установил, что относится к товарам, а что к услугам, и как заказчик должен определять предмет закупки.

Учитывая указанное, подытожим наше исследование и сделаем выводы.

Итоги

1. Начиная с 10.12.2018 г. будет разграничена деятельность, касающаяся поставки и распределения электроэнергии.

2. Начиная с 10.12.2018 г. заказчики заключают два разных договора: договор о закупке электроэнергии (как товара) с поставщиком электроэнергии и договор о закупке услуг по распределению с оператором распределения.

При этом в первом случае предметом закупки будет товар, а договор заключают по результатам открытых торгов (или допороговая закупка, в зависимости от стоимостных пределов предмета закупки). Во втором же случае предмет закупки — услуги, а договор будут заключать по результатам переговорной процедуры закупки (или по результатам допороговой закупки, в зависимости от стоимостных пределов предмета закупки услуг по распределению).

3. Для обеспечения потребности в электроэнергии на 2018 год заказчики при закупке электроэнергии с услугами на ее поставку применяют переговорную процедуру закупки (при наличии оснований для ее применения).

Нормативные документы и сокращения

Закон № 2019Закон Украины «О рынке электрической энергии» от 13.04.2017 г. № 2019-VIII.

Закон № 922Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

НКРЭКУ, Регулятор — Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить