Темы статей
Выбрать темы

Возмещение эксплуатационных услуг — собственные поступления?

Станкус Татьяна, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Между бюджетным учреждением и арендатором заключены договор аренды и договоры на возмещение коммунальных расходов и расходов на содержание арендованного имущества (эксплуатационные услуги). Правильно ли считать плату за эксплуатационные услуги, которую получает бюджетное учреждение от арендаторов, собственными поступлениями такого учреждения?

Давайте сначала разберемся, что это вообще такое — эксплуатационные услуги.

Для этого обратимся к ст. 13 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06.2004 г. № 1875. В ней определено, что в зависимости от функционального назначения жилищно-коммунальные услуги разделяются на:

1) коммунальные услуги (централизованное снабжение холодной и горячей водой, водоотведение, газо- и электроснабжение, централизованное отопление, а также вывоз бытовых отходов и т. п.);

2) услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий (уборка внутридомовых помещений и придомовой территории, санитарно-техническое обслуживание, обслуживание внутридомовых сетей, содержание лифтов, освещение мест общего пользования, текущий ремонт, вывоз бытовых отходов и т. п.);

3) услуги по управлению домом, сооружением или группой домов (содержание на балансе, заключение договоров на выполнение услуг, контроль за выполнением условий договора и т. п.);

4) услуги по ремонту помещений, домов, сооружений (замена и усиление элементов конструкций и сетей, их реконструкция, восстановление несущей способности несущих элементов конструкций и т. п.).

Именно услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий из этого перечня и являются эксплуатационными услугами.

В приложении к постановлению КМУ «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги» от 01.06.2011 г. № 869 приведен перечень услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий.

Так, к эксплуатационным услугам, в частности, относятся уборка придомовых территорий, техническое обслуживание лифтов, техническое обслуживание внутридомовых систем, дератизация, дезинсекция и т. п.

Также выясним, следует ли включать эксплуатационные услуги в плату за аренду имущества или же их нужно выделять и взыскивать их стоимость с арендаторов отдельно. Для этого обратимся к п. 3 Методики расчета арендной платы за государственное имущество и пропорции ее распределения, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786. Согласно этому пункту в плату за аренду индивидуально определенного имущества не включаются расходы на содержание арендованного имущества и плата за услуги, которые в соответствии с заключенными соглашениями обязываются предоставлять арендатору государственное предприятие, организация, хозяйственное общество, на балансе которых находится это имущество.

Итак, плата за эксплуатационные услуги не должна входить в арендную плату, а должна взиматься отдельно.

Плату за эксплуатационные услуги нельзя взимать с арендатора по договору аренды. Для ее взимания должно быть другое основание — отдельный договор о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предоставление коммунальных услуг арендатору.

Типовая форма такого договора утверждена приказом Фонда госимущества «Об утверждении договоров аренды» от 23.08.2000 г. № 1774 (далее — приказ № 1774).

Кроме того, в п. 5.13 Типового договора аренды индивидуально определенного (недвижимого или иного) имущества, которое относится к государственной собственности, утвержденного приказом № 1774, установлена обязанность арендатора осуществлять расходы, связанные с содержанием арендованного имущества. В течение 15 рабочих дней после подписания договора аренды необходимо заключить с балансодержателем договор о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного имущества и предоставление коммунальных услуг арендатору.

Как видим, для того, чтобы спать спокойно, взимая плату за эксплуатационные услуги с арендаторов, вам в обязательном порядке следует заключить с ними договор о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предоставление коммунальных услуг арендатору. Взимание платы за эксплуатационные услуги с арендатора без заключения такого договора является неправомерным.

Заметим, что в этом договоре одновременно может быть предусмотрено и взимание платы за коммунальные услуги, и взимание платы за эксплуатационные услуги.

Эксплуатационные услуги, как и все другие виды услуг, предоставляются на основании договоров с поставщиками таких услуг.

Документом, подтверждающим факт предоставления услуг, является соответствующий акт.

Критерии распределения и оплаты эксплуатационных услуг выбираются по обоюдному согласию сторон.

Расчет стоимости эксплуатационных услуг, которую должен уплатить арендатор, проводится, как правило, пропорционально размеру арендованной площади к общей площади здания.

Информацию о площади арендованного помещения и площади всего здания берут из соответствующих документов (технический паспорт здания и т. п.).

Если арендатор занимает помещение почасово и в нем его вещи не находятся все остальное время, то и оплату эксплуатационных услуг ему целесообразно рассчитывать пропорционально тем часам, в которые он фактически занимает помещение.

Теперь о зачислении средств арендатора за эксплуатационные услуги. Исчерпывающий перечень собственных поступлений бюджетных учреждений приведен в п. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (ср. ).

Так, плата за коммунальные или эксплуатационные услуги может считаться собственными поступлениями бюджетных учреждений только в том случае, если бюджетное учреждение самостоятельно оказывает такие услуги за плату.

Но при этом напомним, что бюджетные учреждения могут за плату предоставлять только те виды платных услуг, которые им разрешены к предоставлению нормативными документами. Для заведений здравоохранения это — Перечень платных услуг, которые предоставляются в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения и высших медицинских учебных заведениях, утвержденный постановлением КМУ от 17.09.96 г. № 1138, для учебных заведений — Перечень платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, которые относятся к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденный постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796, для заведений культуры — Перечень платных услуг, которые могут предоставляться государственными и коммунальными заведениями культуры, утвержденный постановлением КМУ от 12.12.2011 г. № 1271, и т. п.

Следует отметить, что большинство перечней не содержит коммунальных или эксплуатационных услуг, которые бы могли предоставлять бюджетные учреждения самостоятельно за плату.

Поэтому все же в случае предоставления арендаторам таких услуг идет речь о фактическом их предоставлении другими юридическими лицами (поставщиками коммунальных или эксплуатационных услуг), а арендаторы лишь возмещают их стоимость бюджетным учреждениям — арендодателям.

Таким образом, считать такое возмещение собственными поступлениями бюджетных учреждений нельзя. Эти суммы идут на восстановление кассовых и фактических расходов бюджетного учреждения — арендодателя в соответствии с экономической сутью платежа.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше