Государственная фискальная служба Украины на обращение Общества на получение индивидуальной налоговой консультации о взимании рентной платы за специальное использование воды (далее — Рентная плата) и определении объекта обложения Рентной платой, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс), сообщает.
Общество проинформировало, что осуществляет хозяйственную деятельность по централизованному водоснабжению и водоотведению и с 2018 года как первичный водопользователь является плательщиком Рентной платы и имеет ряд вопросов, а именно:
«1. Будет ли верным определение с 01.01.2018 г. объекта обложения Рентной платой всего объема полученной путем забора воды из водных объектов за исключением из объекта налогообложения:
1) объемов потерь воды в системах водоснабжения;
2) объемов воды, поставленной населению (физическим лицам) для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд;
3) объемов воды, поставленной юридическим лицам и физическим лицам — предпринимателям, использованной для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения, в том числе своих сотрудников;
4) объемов воды, поставленной в ОСМД, ЖСК, которые используют полученную воду для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения, в том числе для обслуживания мест общего пользования и придомовой территории;
5) объемов воды, в соответствии с отдельным договором поставленной теплоснабжающим организациям, которые полученную воду полностью подогревают и поставляют населению для удовлетворения их санитарно-гигиенических нужд в горячей воде.
2. Верным ли будет исключение с 01.01.2018 г. из объекта налогообложения объемов воды, использованных Обществом для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд?
3. Правомерно ли Общество, руководствуясь п.п. 14.1.59 п. 14.1 ст. 14 Кодекса, определяет себя предприятием жилищно-коммунального хозяйства?
4. Какой коэффициент должно применять Общество к ставкам рентной платы при исчислении суммы налоговых обязательств по Рентной плате с учетом п. 255.7 ст. 255 НК Украины?».
Об определении объекта налогообложения и освобождении от взимания Рентной платы (пп. 1, 2 обращения)
Основные элементы обложения Рентной платой определены в ст. 255 Кодекса.
В частности, п. 255.3 ст. 255 Кодекса установлено, что объектом обложения Рентной платой является фактический объем воды, используемый водопользователями. При этом термин «фактический объем воды, используемый» определен лишь в п.п. 255.11.2 п. 255.11 ст. 255 Кодекса как объем, указанный в разрешительном документе на осуществление специального водопользования как лимит забора воды из водного объекта (п.п. 4 п. 5 Порядка выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13.03.2002 г. № 321) без установления специального порядка учета таких объемов забора воды.
Перечень случаев, при которых фактический объем использованной плательщиком воды не исключается из объекта обложения Рентной платой, но на который плательщикам Рентной платы предоставлена налоговая преференция, заключаемая в предоставленном Кодексом праве не взимать Рентную плату в части объекта обложения Рентной платой, соответствующего использованным ими объемам воды, определенным п. 255.4 ст. 255 Кодекса. В частности, объемы воды, указанные в пп. 1 — 3 п. 4 обращения, являются частью объекта обложения Рентной платой, соответствующего объемам воды, предусмотренным условием п.п. 255.4.1 п. 255.4 ст. 255 Кодекса как использованные плательщиком Рентной платы для удовлетворения санитарно-гигиенических нужд без взимания Рентной платы.
Вместе с тем п. 255.4 ст. 255 Кодекса не предусматривает условия освобождения от обложения Рентной платой объемов воды, реализованных другому субъекту хозяйствования, использующему такую воду в предпринимательской деятельности, например подогрева для теплоснабжения.
Поскольку объемы воды, соответствующие условиям п. 255.4 ст. 255 Кодекса, являются объектом обложения Рентной платой, на который распространяется освобождение от налогообложения, то при декларировании такой части объекта обложения Рентной платой следует применить коэффициент в размере 0 (ноль), что при исчислении налоговых обязательств собственно и обеспечит соблюдение требований п. 255.4 ст. 255 Кодекса относительно освобождения от обложения Рентной платой.
Кроме того, п. 255.4 ст. 255 Кодекса не предусматривает освобождения от обложения Рентной платой объемов воды, которые в разрешительном документе включены в лимиты забора воды как объект обложения Рентной платой и с соблюдением требований Лицензионных условий на осуществление хозяйственной деятельности по централизованному водоснабжению, утвержденных постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг от 22.03.2017 г. № 307 (далее — Лицензионные условия), и Правил технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Украины, утвержденных приказом Государственного комитета Украины по жилищно-коммунальному хозяйству от 05.07.1995 г. № 30, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 21.07.1995 г. под № 231/767 (далее — Правила), используются плательщиком Рентной платы для обеспечения надлежащих технологических условий такой поставки, в частности, путем пополнения объемов воды в системах водоснабжения на объем их потерь.
Об определении жилищно-коммунальных предприятий (п. 3 обращения)
Для целей раздела IX «Рентная плата» Кодекса в п.п. 14.1.59 п. 14.1 ст. 14 Кодекса определен термин «жилищно-коммунальные предприятия» — субъекты хозяйствования, которые непосредственно производят, создают и/или предоставляют жилищно-коммунальные услуги. Виды экономической деятельности по обеспечению централизованного водоснабжения, осуществляемые Обществом, идентифицируются как «коммунальные услуги — результат хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение нужд физического или юридического лица в обеспечении холодной и горячей водой, водоотведением», которые являются составляющей жилищно-коммунальных услуг (ч. 1 ст. 5 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах»).
Об особенностях декларирования налоговых обязательств по Рентной плате субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в сфере централизованного водоснабжения, в случае наличия более одного объекта обложения Рентной платой (п. 4 обращения)
Размер налогового обязательства по Рентной плате для каждой соответствующей части объекта обложения Рентной платой является результатом умножения (алгебраического произведения) 3 (трех) элементов такой платы — объектов налогообложения (объемы использованной воды), ставок платы, а также коэффициентов (п.п. 255.11.2 п. 255.11 ст. 255 Кодекса). При этом коэффициенты в ст. 255 Кодекса имеют признаки как налоговых преференций, так и финансовых санкций.
Например, п. 255.4 ст. 255 Кодекса определяет преференцию в форме освобождения от налогообложения части объекта обложения Рентной платой, соответствующей объемам воды, использованным для обеспечения питьевых и санитарно-гигиенических нужд. При этом при декларировании налоговых обязательств по Рентной плате для указанной части объекта обложения Рентной платой, специальный порядок учета которой Кодексом не установлен, но 2 (два) элемента — объекты налогообложения и ставка Рентной платы — имеют числовое значение, третий элемент — коэффициент необходимо применить в размере 0 (ноль), что в результате умножения (алгебраического произведения) таких величин собственно и обеспечит соблюдение требований п. 255.4 ст. 255 Кодекса относительно освобождения от налогообложения, то есть нулевое налоговое обязательство по Рентной плате.
Часть объекта обложения Рентной платой, соответствующая разнице между таким определенным п.п. 255.11.2 п. 255.11 ст. 255 Кодекса объектом и его частью, Рентная плата за который не взимается, согласно Лицензионным условиям и Правилам делится на две части, отличающиеся по целевому назначению и технологической направленности.
К первой части объекта обложения Рентной платой относятся две составляющие, возникающие на разных технологических ступенях формирования услуги по централизованному водоснабжению (далее — Технологическая часть). Первая составляющая Технологической части объекта обложения Рентной платой включает объемы воды, использованные, например, Обществом для надлежащего обеспечения условий водоснабжения в части потерь и технологических расходов по приведению объемов воды к нормативам питьевой воды. Вторая составляющая Технологической части объекта обложения Рентной платой — объемы воды, использованные Обществом, например, для надлежащего обеспечения условий водоснабжения при транспортировке сетью, в частности пополнение сети объемами воды в части компенсации технологических потерь с целью поддержания регламентированного рабочего давления сети для надлежащего обеспечения условий водоснабжения при предоставлении коммунальной услуги.
Порядок расчета величины Технологической части объекта обложения Рентной платой для субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по централизованному водоснабжению и/или водоотведению, установлен Методикой расчета технологических расходов питьевой воды предприятиями, предоставляющими услуги по централизованному водоснабжению и/или водоотведению, утвержденной приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 25.06.2014 г. № 181, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 03.09.2014 г. под № 1064/25841.
Во вторую часть объекта обложения Рентной платой включаются объемы воды, использованные Обществом, например, для предоставления всем категориям потребителей услуги по поставке питьевой воды (далее — Товарная часть). Особого внимания в этой части объекта обложения Рентной платой заслуживают объемы воды, на которые п. 255.4 ст. 255 Кодекса предоставлена налоговая преференция в форме освобождения от взимания Рентной платы.
Налоговые преференции для объемов воды в части объекта обложения Рентной платой ст. 255 Кодекса не предоставлены другим категориям потребителей, а налоговые обязательства Общества по Рентной плате, которые исчисляются в налоговой декларации с коэффициентом 1 (единица), а расходы по их выполнению согласно п. 1.6 Порядка формирования тарифов на централизованное водоснабжение и водоотведение, утвержденного постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг от 10.03.2016 г. № 302, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 19.04.2016 г. под № 593/28723 (далее — Порядок, Тариф), включаются в Тариф для обеспечения экономического возмещения потребителями Обществу его расходов по уплате Рентной платы, за часть объекта обложения Рентной платой, поставленную потребителям, которым не предоставлена налоговая преференция.
Общество, руководствуясь п. 2.1 Порядка, утвержденного в 2016 году и без изменений действующего и после наложения на Общество в 2018 году обязанности плательщика Рентной платы, при уточнении размера Тарифа на 2018 год, утвержденного постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг от 21.06.2018 г. № 539 «О внесении изменений в постановление Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, от 16.06.2016 г. № 1141», самостоятельно определило объемы воды, на которые согласно п. 1.6 Порядка Обществом понесены расходы, связанные с уплатой налогов в общепроизводственных расходах, что алогично 2016 году, — периоду, когда Общество применяло установленную п. 255.7 ст. 255 Кодекса налоговую преференцию в части объемов воды, составляющих Технологическую часть объекта обложения Рентной платой, и декларирует налоговые обязательства по Рентной плате относительно указанной части объекта обложения Рентной платой с применением в расчетах коэффициента 0,3.
Налоговая консультация согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация.