Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Некоторые аспекты составления тендерной документации

Брюхович Дмитрий, эксперт по финансовым вопросам
Бюджетная бухгалтерия Декабрь, 2018/№ 45
Печать
Составление тендерной документации — нелегкое задание для заказчиков. Но без нее невозможно провести ни одну процедуру закупки. Не удивительно, что именно в этом документе заказчики допускают много ошибок и неточностей. Почему так происходит? Одна из причин — это постоянные обновления и изменения в законодательстве. Для того, чтобы вы, как заказчики, не пропустили последние новости в законодательстве, мы подготовили для вас этот материал.

Тендерная документация (далее — ТД) — это фундамент закупки, и от того, насколько она соответствует требованиям Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922) и понятна для участников, по большей части зависит, стоит ли заказчику надеяться на ожидаемый результат проведения торгов, а именно — состоится ли наконец долгожданное заключение договора о закупке.

Поэтому чтобы не упустить при составлении ТД важные моменты, далее обратим на них внимание.

1. Есть ли типовая форма ТД?

По этому поводу напомним членам тендерного комитета, что приказом Минэкономразвития от 13.04.2016 г. № 680 утверждена Примерная тендерная документация для процедур закупок — открытые торги и конкурентный диалог. Поэтому рекомендуем внимательно ознакомиться с советами и комментариями относительно разработки ТД, размещенными на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок — prozorro.gov.ua в разделе «Обучение» — «Доступно о публичных закупках» по ссылке:

http://infobox.prozorro.org/knowledge-base/view/623?q=.

2. Как избежать дискриминационных требований?

При составлении ТД важно избегать требований, которые могут быть признаны дискриминационными, как участниками, так и проверяющими или контролирующими органами. Анализ многих ТД разных заказчиков показал, что такие «спорные» требования в большей части содержатся либо в описании предмета закупки, либо в способе документального подтверждения соответствия участников требованиям заказчика, установленным в ТД.

3. Как правильно определить характеристику предмета закупки?

Достаточно часто возникают сложности при разработке технических заданий (спецификаций)/описания предмета закупки. Чаще всего это связано с отсутствием у заказчика профильных технических специалистов.

Для этого пригодится «Библиотека примерных спецификаций», содержащая полезную техническую информацию об основных предметах закупок, которые чаще всего закупаются, в частности, бюджетными учреждениями. С этим ресурсом можно ознакомиться на веб-портале prozorro.gov.ua. в разделе «Библиотека примерных спецификаций» по ссылке:

http://infobox.prozorro.org/specifications?page=1&count=25&search_in_all=false.

4. Как избежать перегруженности требований к участникам?

Действительно, одним из слабых мест многих ТД является перегруженность ссылками на различные нормативно-правовые акты. С одной стороны, такая детализация ограждает заказчика от обвинений в неконкретности требований к участникам, с другой — обязывает самих заказчиков внимательно следить за изменениями, происходящими в действующем законодательстве Украины.

Например, многие заказчики требуют в разделе «Инструкция по подготовке тендерного предложения» ТД наложения на тендерное предложение электронной цифровой подписи (далее— ЭЦП) уполномоченного лица участника.

Поэтому здесь обратите внимание, что с 07.11.2018 г. утратил силу Закон Украины «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 г. № 852-IV и вступил в силу Закон Украины «Об электронных доверительных услугах» от 05.10.2017 г. № 2155-VIII (далее — Закон № 2155). В связи с этим при разработке и утверждении ТД необходимо учитывать эти изменения и пользоваться терминологией и требованиями Закона № 2155.

Теперь коротко об основных изменениях, внесенных Законом № 2155.

Отметим, что этот Закон по своему духу близок своему предшественнику. Основная его цель — повысить доверие к электронной идентификации субъектов хозяйственных отношений, которые все больше переходят в электронную плоскость. Кстати, ярким примером этого является успешное внедрение в 2016 году закупки товаров, работ и услуг за публичные средства через авторизованные электронные площадки в сети Интернет.

СПРАВКА

Перечень авторизованных электронных площадок размещен на веб-портале prozorro.gov.ua по ссылке:

https://www.prozorro.gov.ua/majdanchiki-prozorro.

Таким образом, Законом № 2155 введены два новых понятия — «усовершенствованная электронная подпись» и «квалифицированная электронная подпись». Чем они отличаются? Эти подписи отличаются степенью доверия к средствам электронной идентификации. Объяснение таких степеней доверия и их классификацию приведем в таблице.

Уровень электронной подписи в зависимости от степени доверия

Каким критериям должен соответствовать

Вид электронной подписи согласно ст. 15 Закона № 2155

низкий уровень доверия

Характеризует средства электронной идентификации в контексте схемы электронной идентификации, обеспечивающей ограниченную степень доверия к заявленным или утвержденным идентификационным данным и описывается со ссылкой на технические спецификации, стандарты и процедуры, которые к ней относятся, включая технические средства контроля, предназначением которых является снижение риска злоупотребления или опровержения идентичности

простая электронная подпись и печать

средний уровень доверия

Характеризует средства электронной идентификации в контексте схемы электронной идентификации, обеспечивающей существенную степень доверия к заявленным или утвержденным идентификационным данным и описывается со ссылкой на технические спецификации, стандарты и процедуры, которые к ней относятся, включая технические средства контроля, предназначением которых является существенное снижение риска злоупотребления или опровержения идентичности

усовершенствованная электронная подпись и печать

высокий уровень доверия

Характеризует средства электронной идентификации в контексте схемы электронной идентификации, обеспечивающей высшую степень доверия к заявленным идентификационным данным лица и описывается со ссылкой на технические спецификации, стандарты и процедуры, которые к ней относятся, включая технические средства контроля, предназначением которых является предотвращение злоупотребления полномочиями или подмены лица

квалифицированная электронная подпись и печать

Поскольку результатом торгов в электронном виде, в случае их положительного завершения, является заключение договора о закупке, на основании которого будут расходоваться публичные средства, рекомендуем заказчикам устанавливать в ТД требование о подписи тендерного предложения именно квалифицированной электронной подписью. Именно этот вид электронной подписи приравнивается к собственноручной (ч. 4 ст. 18 Закона № 2155).

Также напомним, что ответственные лица тендерного комитета заказчика согласно требованиям Закона № 922 должны обнародовать на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок (prozorro.gov.ua) достаточно большой перечень информации. В частности, такими являются протоколы заседаний тендерных комитетов, договоры о закупке и т. п., которые содержат собственноручные подписи. Учитывая это, при обнародовании таких документов соответствующим уполномоченным или должностным лицам заказчика также рекомендуем использовать квалифицированную электронную подпись.

5. Как быстро и в каких организациях необходимо получить «новые» — квалифицированные электронные подписи?

Этот вопрос волнует как заказчиков, так и участников торгов.

Ответ на него содержится в п. 5 «Заключительных и переходных положений» Закона № 2155, а именно:

«Электронная цифровая подпись и усиленный сертификат открытого ключа, который ее подтверждает, выданные в соответствии с требованиями Закона Украины «Об электронной цифровой подписи» до вступления в силу этого Закона, используются пользователями электронных доверительных услуг, квалифицированными поставщиками электронных доверительных услуг, которые продолжают их обслуживать, соответственно как квалифицированная электронная подпись и квалифицированный сертификат электронной подписи до окончания срока действия усиленного сертификата открытого ключа, но не позднее двух лет со дня вступления в силу этого Закона».

То есть электронные цифровые подписи и усиленные сертификаты открытого ключа, который их подтверждает, выданные до 06.11.2018 г. включительно, приравниваются к квалифицированным электронным подписям и квалифицированным сертификатам электронных подписей соответственно и могут использоваться до окончания срока их действия, но не позднее 06.11.2020 г. включительно.

В случае окончания срока действия указанных подписей или при необходимости получения новых квалифицированных электронных подписей и квалифицированных сертификатов электронных подписей (например, для должностных лиц, только что принятых на работу) следует обращаться к квалифицированным поставщикам электронных услуг. К ним автоматически приравнены аккредитованные центры сертификации ключей, которые выдавали электронные цифровые подписи и усиленные сертификаты открытого ключа до вступления в силу Закона № 2155.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше