Мониторинг публичных закупок

Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
27.01.2018 г. вступил в силу Закон № 2265, которым внесены изменения в Закон о публичных закупках в части проведения мониторинга закупок. Давайте вместе рассмотрим, в чем именно заключается такой мониторинг, кто, как и для чего его осуществляет.

Кто уполномочен осуществлять мониторинг закупок

Прежде всего разберемся, что именно понимается под мониторингом закупок в рамках принятого Закона.

Мониторинг закупки — это анализ соблюдения заказчиком законодательства в сфере публичных закупок на всех стадиях закупки с целью предотвращения нарушения законодательства в сфере публичных закупок.

Для чего вообще нужен такой мониторинг?

Как отметил первый заместитель министра экономического развития и торговли: «Мы хотим, чтобы мониторинг базировался на индикаторах, которые автоматически подсвечивают подозрительные закупки. Система мониторинга позволит заказчикам учиться на своих ошибках без финансовых потерь, ведь если они вовремя будут устранять нарушение, административные штрафы не будут применяться. Если же заказчик откажется реагировать на замечание, Госаудитслужба сможет принимать более строгие меры».

В соответствии с п. 3 разд. I Закона № 2265 контроль в сфере публичных закупок в рамках своих полномочий, определенных Конституцией, Законом о публичных закупках и другими законами Украины, осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственного финансового контроля.

Таким центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственного финансового контроля, является Госаудитслужба и ее подразделения. Действует эта служба на основании Закона № 2939.

До недавнего времени в этом Законе были предусмотрены следующие виды госфинконтроля:

— государственный финансовый аудит;

— инспектирование (ревизия плановая и внеплановая);

— проверка государственных закупок*.

* Процедура проведения Госаудитслужбой и ее территориальными органами проверок государственных закупок определена Порядком № 631.

При этом закупки у заказчиков проверялись в пределах каждого из указанных видов контроля.

Но Закон № 2265 внес изменения в ч. 2 ст. 2 Закона № 2939, в результате чего количество видов госфинконтроля увеличено до четырех, а именно:

— государственный финансовый аудит;

— инспектирование;

— проверки закупок;

— мониторинг закупок.

В то же время обновленной ст. 5 Закона № 2939 также предусмотрено, что контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок осуществляется путем проведения мониторинга закупки в порядке, установленном Законом о публичных закупках, проведения проверки закупок, а также во время государственного финансового аудита и инспектирования.

Но учтите, что в отличие от трех других видов контроля, таких как аудит, инспектирование и проверка, которые проводят по местонахождению подконтрольного учреждения или по месту расположения объекта права собственности, мониторинг закупки осуществляют по местонахождению органа госфинконтроля.

Не следует забывать и о других органах контроля — Антимонопольном комитете Украины (далее — АМКУ) и Счетной палате.

АМКУ и Счетная палата осуществляют контроль в сфере публичных закупок в рамках своих полномочий, определенных Конституцией и законами Украины.

Особое внимание Законом № 2265 уделено взаимодействию АМКУ и Госаудитслужбы при наличии обжалований. Давайте рассмотрим их подробнее.

Если АМКУ принял к рассмотрению жалобу от субъекта обжалования в порядке, установленном Законом о публичных закупках, то Госаудитслужба в таком случае не принимает решение о начале мониторинга закупки относительно тех нарушений, обстоятельств, оснований, которые были или являются предметом рассмотрения АМКУ независимо от принятого этим органом обжалования решения по таким нарушениям, обстоятельствам, основаниям.

В случае если АМКУ принял к рассмотрению жалобу от субъекта обжалования в порядке, установленном Законом о публичных закупках, уже после принятия решения о начале мониторинга закупки или после опубликования заключения, то в течение следующего рабочего дня со дня размещения жалобы субъектом обжалования в Prozorro руководитель органа Госаудитслужбы или его заместитель до момента опубликования решения органа обжалования должен остановить решение органа госфинконтроля.

В то же время орган Госаудитслужбы должен обнародовать в Prozorro соответствующее уведомление об остановке мониторинга.

Вместе с тем и заказчик до момента опубликования решения органа обжалования должен остановить выполнение обязательств относительно устранения нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок, изложенных в заключении, в отношении тех нарушений, обстоятельств, оснований, которые стали предметом рассмотрения органом обжалования.

При этом после того как АМКУ обнародует в Prozorro свое решение, заказчик выполняет обязательство об устранении нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок, приведенных в заключении, в той части, которая не была предметом рассмотрения органом обжалования.

Если решение органа обжалования будет обжаловано в судебном порядке, то решение о начале мониторинга закупки орган Госаудитслужбы не должен принимать в отношении тех именно нарушений, обстоятельств, оснований, которые были или являются предметом судебного разбирательства.

Также обратим внимание на следующее.

Как определенно Законом № 2265, в случае наличия оснований, определенных ч. 2 ст. 71 Закона о публичных закупках, которые содержат признаки нарушений и которые не были предметом рассмотрения АМКУ и/или обжалования в судебном порядке решения АМКУ, решение о начале мониторинга закупки в отношении других признаков нарушений принимается после обнародования решения АМКУ на веб-портале Уполномоченного органа в порядке, установленном ст. 18 Закона о публичных закупках, или после вступления решения суда в законную силу.

Что из этого следует? А то, что в случае, если все-таки имеются основания для назначения мониторинга, то есть в действиях/бездействии заказчика усматриваются признаки нарушений, и именно эти нарушения не были предметом рассмотрения АМКУ и/или не было обжаловано в судебном порядке решение АМКУ, то решение о начале мониторинга закупки относительно таких признаков нарушений орган Госаудитслужбы принимает все равно после того, как АМКУ обнародует на веб-портале свое решение, или же после вступления решения суда в законную силу, в случае обжалования в суде решения органа обжалования.

Как осуществляется мониторинг закупок

Законом № 2265 дополнен Закон о публичных закупках новой ст. 71 «Порядок осуществления мониторинга публичных закупок».

Решение о начале мониторинга закупки принимает руководитель органа Госаудитслужбы или его заместитель при наличии одного или нескольких из следующих оснований:

1) данные автоматических индикаторов рисков**;

** Методику определения автоматических индикаторов рисков, их перечень и порядок применения должна утвердить Госаудитслужба по согласованию с Минэкономразвития.

2) информация, полученная от органов государственной власти, органов местного самоуправления, о наличии признаков нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок;

3) уведомления в средствах массовой информации, которые содержат сведения о наличии признака нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок;

4) обнаруженные органом государственного финансового контроля признаки нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок в информации, обнародованной в Prozorro;

5) информация, полученная от общественных объединений, о наличии признаков нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок, обнаруженных по результатам общественного контроля в сфере публичных закупок в соответствии со ст. 9 Закона о публичных закупках.

Для анализа данных, свидетельствующих о признаках нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок, могут использоваться:

— информация, обнародованная в Prozorro;

— информация, которая содержится в единых государственных реестрах;

— информация в базах данных, открытых для доступа центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере государственного финансового контроля;

— данные органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, заказчиков и участников процедур закупок, которые могут быть получены органами Госаудитслужбы в порядке, установленном законом.

Решение о начале мониторинга закупки обнародуется в течение двух рабочих дней со дня его принятия в Prozorro органом Госаудитслужбы с указанием уникального номера объявления о проведении процедуры закупки, присвоенного Prozorro, и даты его обнародования на веб-портале Уполномоченного органа и/или уникального номера уведомления о намерении заключить договор и даты его обнародования на веб-портале Уполномоченного органа, а также описания оснований для осуществления мониторинга закупки.

Напомним, что Уполномоченным органом в сфере публичных закупок является Минэкономразвития.

Важно! Решение о начале мониторинга закупки не останавливает проведения процедур закупок, определенных Законом о публичных закупках.

Остановить процедуру закупки в соответствии с Законом о публичных закупках система может исключительно только тогда, когда осуществляется обжалование в АМКУ.

Следовательно, даже если государственные аудиторы будут осуществлять мониторинг закупки, заказчик должен дальше продолжать эту закупку, придерживаясь установленных Законом о публичных закупках сроков для принятия соответствующих решений.

Срок осуществления мониторинга закупки не может превышать 15 рабочих дней с даты обнародования решения о начале мониторинга закупки в Prozorro.

В течение срока проведения мониторинга закупки орган Госаудитслужбы имеет право через Prozorro требовать у заказчика пояснения относительно принятия решений и/или совершения действий или бездействия, которые являются предметом исследования в рамках мониторинга закупки.

Все такие запросы о предоставлении пояснений автоматически обнародуются в Prozorro.

Заказчик в течение трех рабочих дней со дня обнародования запроса о предоставлении пояснений относительно принятия решений и/или совершения действий или бездействия, которые являются предметом исследования в рамках мониторинга закупки, должен предоставить соответствующие пояснения через Prozorro.

В пределах срока осуществления мониторинга закупки заказчик имеет право по собственной инициативе предоставлять пояснения относительно принятия решений и/или совершения действий или бездействия, которые являются предметом исследования в рамках мониторинга закупки.

Также отметим, что отдельные основания для мониторинга дублируют основания для проверки закупок, предусмотренные Порядком № 631 (ср. ).

Так, например, в п. 4 Порядка № 631 есть такое основание, как возникновение потребности в проверке сведений о нарушении объектом контроля законодательства в сфере государственных закупок, которые поступили в контролирующий орган, если объект контроля не предоставил пояснения и их документальное подтверждение на обязательный письменный запрос контролирующего органа в течение трех рабочих дней со дня его поступления.

Следовательно, как видим, и для мониторинга, и для проверки основаниями может быть информация о нарушении, полученная Госаудитслужбой то ли от органов государственной власти, то ли от общественных объединений.

Также обратим ваше внимание на такое основание, как уведомления в средствах массовой информации, которые содержат сведения о нарушении заказчиком законодательства о публичных закупках.

Исходя из этого заказчикам следует внимательно пересматривать новости средств массовой информации на предмет того, нет ли информации о них в отношении нарушений проведения процедур закупок. И если вдруг заказчик такую информацию о себе увидит — пусть ожидает мониторинга.

Оформление результатов мониторинга закупок

По результатам мониторинга закупки должностное лицо органа Госаудитслужбы составляет и подписывает заключение о результатах мониторинга закупки (далее —заключение).

Такое заключение утверждается руководителем органа Госаудитслужбы или его заместителем. Оно подлежит обнародованию в Prozorro в течение трех рабочих дней со дня его составления.

Форма заключения пока еще не утверждена. Ее должна утвердить Госаудитслужба.

В заключении обязательно должны указываться:

1) наименование заказчика, относительно которого осуществлялся мониторинг закупки, его идентификационный код юридического лица в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины, местонахождение;

2) наименование предмета закупки и его ожидаемая стоимость;

3) уникальный номер объявления о проведении процедуры закупки, присвоенный Prozorro, и дата его обнародования на веб-портале Уполномоченного органа и/или уникальный номер уведомления о намерении заключить договор и дата его обнародования на веб-портале Уполномоченного органа;

4) описание нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок, выявленного по результатам мониторинга закупки;

5) обязательство об устранении нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок.

В заключении может указываться дополнительная информация, определенная органом Госаудитслужбы как необходимая для более детального описания результатов мониторинга закупки.

Заметим, что если по результатам мониторинга закупки не обнаружено нарушений законодательства в сфере публичных закупок, в заключении приводится информация об отсутствии нарушения (нарушений).

Если заказчику не понятно содержание заключения, то он имеет право в течение трех рабочих дней со дня обнародования заключения единоразово обратиться в орган Госаудитслужбы, который проводил мониторинг, за разъяснением содержания заключения и его обязательств, определенных в заключении.

В течение пяти рабочих дней со дня обнародования органом Госаудитслужбы заключения заказчик обнародует через Prozorro информацию и/или документы, которые свидетельствуют об устранении нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок, изложенных в заключении, или аргументированные возражения к заключению, или информацию о причинах невозможности устранения обнаруженных нарушений.

В случае подтверждения органом Госаудитслужбы факта устранения заказчиком нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок, изложенных в заключении, о чем этот орган указывает в Prozorro в течение пяти рабочих дней со дня обнародования заказчиком соответствующей информации в Prozorro, служебное (должностное) лицо заказчика, уполномоченное лицо заказчиком не привлекается к административной ответственности за нарушение законодательства в сфере закупок по нарушениям, которые были устранены заказчиком в соответствии с заключением.

Напомним, что административная ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок предусмотрена ст. 16414 КУоАП.

Так, этой статьей предусмотрена ответственность за такие нарушения:

— осуществление закупки товаров, работ и услуг без применения определенных законодательством процедур закупок;

— оценка предложений конкурсных торгов (квалификационных предложений), тендерных предложений не по критериям и методике оценки для определения наилучшего предложения конкурсных торгов (квалификационного предложения), тендерного предложения, которое содержится в документации конкурсных торгов (квалификационной документации), тендерной документации;

— заключение с участником, ставшим победителем торгов, договора о закупке по ценам и объемам, которые не отвечают требованиям документации конкурсных торгов (квалификационной документации), тендерной документации;

— необнародование или нарушение порядка обнародования информации о закупках в соответствии с требованиями законодательства;

— непредоставление информации, документов и материалов в случаях, предусмотренных законом.

Эти нарушения влекут за собой наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц от 700 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 11900 до 17000 грн.).

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за одно из указанных правонарушений, влекут за собой наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц от 1000 до 1500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 17000 до 25500 грн.).

Продолжим о заключении.

В случае несогласия заказчика с информацией, изложенной в заключении, он имеет право обжаловать заключение в суд в течение 10 рабочих дней со дня его обнародования, о чем указывается в Prozorro в течение следующего рабочего дня со дня обжалования заключения в суде.

Если заказчик не устранил нарушение, определенное в заключении, и такое нарушение будет иметь негативное влияние для бюджетов, а также заключение не обжаловано в суде, орган Госаудитслужбы проводит проверку закупки в соответствии с Законом № 2939.

Руководитель органа Госаудитслужбы или его заместитель принимает решение о назначении проверки закупки, которое обнародуется в течение двух рабочих дней со дня его принятия. При этом процедура закупки на период проведения проверки закупки не останавливается.

В случае выявления во время мониторинга закупки нарушений относительно несоответствия опубликованных в Prozorro условий договора о закупке Содержанию тендерного предложения по результатам аукциона (в том числе цены за единицу товара), победителю процедуры закупки или цене предложения участника в случае применения переговорной процедуры орган Госаудитслужбы может проводить проверку закупки в соответствии с Законом № 2939.

Руководитель органа Госаудитслужбы или его заместитель принимает решение о назначении проверки закупки, которое обнародуется в течение двух рабочих дней со дня его принятия. При этом действие договора о закупке на период проведения проверки закупки не останавливается.

Нормативные документы

Конституция — Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.

КУоАПКодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 2265Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законы Украины относительно осуществления мониторинга закупок» от 21.12.2017 г. № 2265-VIII.

Закон о публичных закупкахЗакон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

Закон № 2939Закон Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII.

Порядок № 631Порядок проведения проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами, утвержденный постановлением КМУ от 01.08.2013 г. № 631.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше