Темы статей
Выбрать темы

Национальный перечень основных лекарственных средств: тонкости применения

Бондаренко Людмила, консультант
Как правильно толковать п. 11 постановления КМУ «Некоторые вопросы государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» от 25.03.2009 г. № 333 и следовать ему?

К сожалению, особенности украинского законодательства таковы, что не всегда нормативные акты дают четкие ответы на поставленные вопросы. Поэтому только внимательное их прочтение и правильное трактование являются залогом хорошей работы без штрафов и наказаний.

В начале 2018 года таким вопросом стал вопрос закупки за бюджетные средства лекарственных препаратов из Национального перечня основных лекарственных средств, утвержденного постановлением КМУ «Некоторые вопросы государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» от 25.03.2009 г. № 333 (далее — постановление № 333, Национальный перечень).

О нем мы узнали не вчера. Уже с середины 2017 года Национальный перечень вступил в силу, а 27.09.2017 г. его действие было приостановлено постановлением КМУ «Некоторые вопросы закупки лекарственных средств» от 27.09.2017 г. № 718 до 31.12.2017 г.

И вот уже сейчас, когда он снова в действии, мы более пристально вчитываемся в его п. 1¹: «С 1 января 2018 г. при условии удовлетворения в полном объеме потребности в лекарственных средствах, зарегистрированных в Украине в установленном законом порядке и включенных в Национальный перечень, утвержденный этим постановлением, заказчики могут закупать лекарственные средства, в установленном законом порядке зарегистрированные в Украине и не включенные в указанный Национальный перечень. При этом предпочтение отдается лекарственным средствам, включенным в отраслевые стандарты в сфере здравоохранения».

В целом все понятно: бюджетные организации обязаны закупать лекарственные средства, включенные в указанный перечень. Однако есть оговорка: при условии удовлетворения потребности в лекарственных средствах из Национального перечня в полном объеме можно закупать и другие лекарственные средства, не включенные в Национальный перечень.

И вот тут есть ключевые слова: «при условии удовлетворения в полном объеме». Что это значит? Давайте разберемся.

При планировании потребности в лекарственных средствах на 2018 год учреждения здравоохранения пользуются приказом МОЗ «Об утверждении Порядка определения объемов потребности в закупке лекарственных средств заведениями и учреждениями здравоохранения, которые полностью или частично финансируются из государственного и местных бюджетов» от 11.07.2017 г. № 782 (ср. ). При этом в первую очередь необходимо учитывать те лекарственные средства, которые включены в Национальный перечень и указаны в протоколах лечения (отраслевых стандартах в сфере здравоохранения).

И вот тогда, когда на все запланированные к приобретению лекарственные средства, включенные в Национальный перечень, выделены ассигнования в полном объеме, но все еще остается потребность в тех лекарственных средствах, которые не включены в Национальный перечень, то только в этих исключительных случаях учреждения имеют право приобретать медпрепараты не из Перечня. Однако, не забывая отдавать предпочтения тем из них, которые включены в отраслевые стандарты.

Другими словами, чтобы было понятнее: условно медучреждению нужно 150 видов медпрепаратов, из них 125 предусмотрены в Национальном перечне. В первую очередь необходимо покрыть полную потребность в этих 125 видах препаратов в полном объеме, в котором они требуются медучреждению. После полного покрытия такой потребности остальные 25 видов препаратов можно выбрать не из Национального перечня, отдавая предпочтение тем из них, которые включены в отраслевые стандарты.

Теперь давайте рассмотрим вопрос обеспечения населения бесплатными или льготными лекарственными средствами по рецептам врачей в случае амбулаторного лечения.

В данной теме основным документом, регламентирующим работу врачей и бухгалтерии, является постановление КМУ «Об упорядочении бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств по рецептам врачей в случае амбулаторного лечения отдельных групп населения и по определенным категориям заболеваний» от 17.08.98 г. № 1303 (далее — постановление № 1303), в которое так же в начале этого года были внесены некоторые изменения. А именно: постановлением КМУ «О внесении изменения в пункт 1 постановления Кабинета Министров Украины от 17 августа 1998 г. № 1303» от 13.12.2017 р. № 1009 оно дополнено важнейшим, с нашей точки зрения, абзацем: «Бесплатно и на льготных условиях отпускаются лекарственные средства, которые зарегистрированы в Украине в установленном порядке и включены в отраслевые стандарты в сфере здравоохранения».

Что это означает? А означает это то, что врачи, выписывая льготный рецепт, обязаны руководствоваться не только своим опытом и полученными знаниями, но и в обязательном порядке отраслевыми стандартами в сфере здравоохранения. Далее, учитывая привязку данного постановления к постановлению № 333, лекарственные средства, выписываемые на льготной основе, должны быть включены в Национальный перечень.

А вот для бухгалтера, который будет осуществлять возмещение оплаты по льготному рецепту, существует еще один не менее важный норматив. Это постановление КМУ «Вопросы декларирования изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства» от 02.07.2014 г. № 240. Обратите внимание на п.п. 2 п. 1 этого документа: «заведения и учреждения здравоохранения, которые полностью или частично финансируются из государственного и местных бюджетов, закупают лекарственные средства по ценам, которые не превышают уровня задекларированных изменений оптово-отпускных цен с учетом налогов и сборов, а также предельных снабженческо-сбытовых и торговых (розничных) надбавок, установленных постановлением Кабинета Министров Украины от 17 октября 2008 № 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения».

Это значит, что бухгалтер, получая к оплате льготный рецепт, обязан сверять цену лекарственного препарата с реестром оптово-розничных цен. И только после этого, убедившись, что цена не превышена, проводить возмещение аптечному пункту. Если же бухгалтер проведет возмещение рецепта по цене выше, чем указано в реестре, то сумму превышения по данному рецепту придется возместить из «кармана» бухгалтера. Именно такое решение в данном случае примут контролирующие органы. В связи с этим рекомендуем при установлении факта завышения цены по сравнению с ценой в реестре, вернуть такой рецепт в аптеку для приведения цены в соответствие.

И снова давайте вернемся к началу разговора, но в контексте льготного обеспечения населения лекарственными средствами по рецептам врачей. Согласно п. 1¹ постановления № 333 обеспечение льготными рецептами может быть не только лекарственными средствами из Национального перечня, но и не включенными в него лекарственными средствами.

Однако не стоит и в этот раз забывать о нашей ключевой фразе: «при условии удовлетворения в полном объеме». Помните? Мы уже обсудили этот пример в случае закупки лекарственных средств учреждениями здравоохранения.

В случае же выписки льготных рецептов «полным объемом» можно считать полное удовлетворение всех льготных категорий населения лекарственными средствами, включенными как в отраслевые стандарты, так и в Национальный перечень. Перечень льготных групп населения представлен в приложении 1 к постановлению № 1303. Поэтому прежде чем выписывать лекарственное средство, не включенное в Национальный перечь, необходимо убедиться, что все льготные категории населения, состоящие на учете в вашем лечебном учреждении, в полном объеме обеспечены теми лекарственными средствами, которые есть в Национальном перечне.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше