Темы статей
Выбрать темы

Совместная работа близких лиц в ОМС

Мацокин Андрей, главный редактор журнала «Держслужбовець»
Имеет ли право работать начальником ЖКП невестка сельского головы? По уставу ЖКП подчиняется непосредственно сельскому голове. В то же время сельский голова проживает в городе, а невестка — в поселке, общее хозяйство не ведут. Распространяется ли ограничение относительно совместной работы близких лиц в органах местного самоуправления на такую ситуацию?

В соответствии с Законом Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. № 1700-VII (далее — Закон № 1700) ограничение относительно работы близких лиц (ст. 27 Закона № 1700) распространяется, в частности, на депутатов местных советов, сельских, поселковых, городских голов, должностных лиц местного самоуправления.

Близкими лицами для целей указанного Закона являются лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом и имеют взаимные права и обязанности с субъектом, указанным выше (кроме лиц, взаимные права и обязанности которых с субъектом не имеют характера семейных), в том числе лица, которые совместно проживают, но не находятся в браке, а также — независимо от указанных условий — муж, жена, отец, мать, отчим, мачеха, сын, дочь, пасынок, падчерица, родной брат, родная сестра, дед, бабушка, прадед, прабабушка, внук, внучка, правнук, правнучка, зять, невестка, тесть, теща, свекор, свекровь, усыновитель или усыновленный, опекун или попечитель, лицо, находящееся под опекой или попечительством упомянутого субъекта.

То есть в соответствии с Законом № 1700 указанные лица не могут иметь в прямом подчинении близких им лиц или быть прямо подчиненными в связи с выполнением полномочий близким им лицам. Лица, претендующие на занятие указанных должностей, обязаны сообщить руководству органа, на должность в котором они претендуют, о работающих в этом органе близких им лицах.

В то же время ст. 27 имеет определенные исключения относительно такого ограничения.

Так, положения абз. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 Закона № 1700 не распространяются, в частности на:

— близких лиц, которые прямо подчинены друг другу в связи с приобретением одним из них статуса выборного лица;

лиц, работающих в сельских населенных пунктах (кроме тех, которые являются районными центрами), а также горных населенных пунктах.

Статьей 133 Конституции Украины определено, что систему административно-территориального устройства Украины составляют: АР Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села.

В соответствии с Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства Украинской ССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР от 12.03.81 г. № 1654-X «к городским населенным пунктам принадлежат города республиканского, областного, районного подчинения и поселки городского типа, к сельским — села и поселки независимо от их административной подчиненности».

Поэтому если населенный пункт является именно сельским (селом или поселком), то ограничение относительно совместной работы на близких лиц не распространяется.

В контексте приведенных исключений следует заметить, что, несмотря на то что указанные в них субъекты не подпадают под действие ограничения, это не значит, что на них не распространяются общие требования относительно урегулирования конфликта интересов:

— потенциального — наличия у лица личного интереса в сфере, в которой оно выполняет свои служебные или представительские полномочия, что может повлиять на объективность или непредвзятость принятия им решений, или на совершение или несовершение действий во время выполнения указанных полномочий;

— реального — противоречия между личным интересом лица и его служебными или представительскими полномочиями, что влияет на объективность или непредвзятость принятия решений, или на совершение или несовершение действий во время выполнения указанных полномочий.

С учетом ситуации, указанной в вопросе, потенциальный конфликт интересов у близких лиц будет существовать всегда, поскольку в сфере служебных/представительских полномочий есть личный интерес, способный повлиять на объективность или непредвзятость решения, или на совершение или несовершение действий во время выполнения указанных полномочий.

Следовательно, указанным лицам стоит принимать меры, предусмотренные Законом № 1700 для его урегулирования. При этом к ним в зависимости от конкретной ситуации может быть применена любая из предусмотренных Законом (ст. 29 — 34) мер урегулирования конфликта интересов:

1) устранение лица от выполнения задания, совершения действий, принятия решения или участия в его принятии в условиях реального или потенциального конфликта интересов;

2) применение внешнего контроля за выполнением лицом соответствующего задания, совершением им определенных действий или принятием решений;

3) ограничение доступа лица к определенной информации;

4) пересмотр объема служебных полномочий лица;

5) перевод лица на другую должность;

6) увольнение лица.

В случае же если конфликт интересов не может быть урегулирован одним из указанных способов, урегулирование ситуации прямого подчинения должно быть осуществлено на основании ч. 1 ст. 34 Закона № 1700 путем перевода на другую должность лица, в действиях которого имеется конфликт интересов (то есть лица, которое занимает высшую должность).

В случае отсутствия согласия такого лица на перевод на другую должность к нему применяется такая мера урегулирования конфликта интересов, как увольнение.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше