Темы статей
Выбрать темы

Плата за спецводопользование-2018: бюджетные учреждения, на выход!

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
С 1 января 2018 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины. В частности, благодаря этим изменениям вторичные водопользователи изъяты из перечня плательщиков рентной платы за спецводопользование. О том, что в связи с этим необходимо знать бюджетным учреждениям, которые в 2017 году уплачивали указанную рентную плату, мы расскажем в этом материале.

Как было до 01.01.2018 г.

До 1 января 2018 года рентную плату за спецводопользование уплачивали как первичные, так и вторичные водопользователи. Это определено в п. 255.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) (речь идет о редакции указанного пункта НКУ, которая действовала до 01.01.2018 г.).

Так, плательщиками рентной платы за спецводопользование были водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие отделения подразделения без создания юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, которые используют воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и используют воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Напомним. Первичные водопользователи — это субъекты хозяйствования (юрлица, их обособленные подразделения, постоянные представительства нерезидентов, а также лица-предприниматели), которые используют и/или передают вторичным водопользователям воду, полученную путем забора воды из водных объектов.

Вторичные водопользователи — это субъекты хозяйствования, которые используют воду, полученную от другого водопользователя. То есть вторичные водопользователи сами не добывают воду из водных объектов.

При этом не были отнесены к перечню плательщиков рентной платы за спецводопользование водопользователи, использующие воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения (совокупности людей, которые находятся на данной территории в тот или другой период времени, независимо от характера и длительности проживания, в пределах их жилищного фонда и приусадебных участков), в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и плательщиков единого налога.

Для целей этой статьи под термином «санитарно-гигиенические нужды» подразумевается использование воды в туалетных, душевых, ванных комнатах и умывальниках и использование для содержания помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.

Что касается бюджетных учреждений, то они уплачивали рентную плату за спецводопользование лишь в случае, если такую воду использовали для хозяйственной деятельности. Такой порядок был определен в отдельном п.п. 255.11.12 НКУ.

Так, если водопользователи, полностью содержащиеся за счет средств государственного и местных бюджетов, используют объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, рентная плата исчислялась на общих основаниях исходя из всего объема использованной воды с учетом объема потерь воды в их системах снабжения.

При этом под хозяйственной деятельностью понимается деятельность лица, которая связана с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направлена на получение дохода и проводится таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в пользу первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам (п.п. 14.1.36 НКУ).

Учитывая это, бюджетные учреждения уплачивали рентную плату за спецводопользование в таких случаях:

1) если арендодатель (бюджетное учреждение) имел договор на поставку воды и не использовал объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, а арендатор (бюджетное учреждение) использовал объемы воды для осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах без заключения отдельного договора на поставку воды. При этом плательщиком рентной платы было бюджетное учреждение (арендодатель) за объемы фактически использованной арендатором воды с учетом объема потерь воды в системах снабжения;

2) если арендодатель (бюджетное учреждение) имел договор на поставку воды и использовал объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, а арендатор (бюджетное учреждение) не использовал объемы воды для осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах и не имеел отдельно заключенного договора на поставку воды. При этом арендодатель (бюджетное учреждение) был плательщиком рентной платы за весь объем фактически использованной воды (в том числе и воды, использованной арендатором);

3) использование воды арендатором (который не является бюджетным учреждением), в том числе на другие, кроме исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, цели без заключения им отдельного договора на поставку воды. В таком случае рентную плату уплачивал арендодатель (бюджетное учреждение) за объемы воды, фактически использованные арендатором, даже если такой арендодатель (бюджетное учреждение) не использовал объемы воды для осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах;

4) если бюджетное учреждение имело договор на поставку воды и использовало объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах. В таком случае рентную плату исчисляли на общих основаниях, исходя из всего объема фактически использованной воды с учетом объема потерь воды в их системах снабжения.

В связи с этим бюджетные учреждения не уплачивали рентную плату за спецводопользование в следующих случаях:

1) при предоставлении в аренду помещений бюджетным учреждением (арендодателем) другому бюджетному учреждению (арендатору), если арендодатель и арендатор не использовали объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах. В этом случае рентная плата за объемы фактически использованной воды такими учреждениями не уплачивалась;

2) при предоставлении в аренду помещений бюджетным учреждением (арендодателем) другому субъекту хозяйствования, которое не является бюджетным учреждением (арендатору), в случае если арендодатель получал воду в соответствии с заключенным договором на поставку воды и не использовал объемы воды для осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, а арендатор использовал воду без заключения отдельного договора на поставку воды для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд. При таких условиях рентную плату ни арендодатель (бюджетное учреждение), ни арендатор (не являющийся бюджетным учреждением) не уплачивали;

3) если арендатор (не являющийся бюджетным учреждением) самостоятельно заключал договор на поставку воды, то в случае использования им воды в том числе на другие, кроме удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, целей, этот арендатор был плательщиком рентной платы за объемы фактически использованной им воды с учетом объема потерь воды в системах снабжения. В случае использования воды этим арендатором для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, арендатор (не являющийся бюджетным учреждением) не был плательщиком рентной платы;

4) в случае если бюджетное учреждение имело договор на поставку воды и использовало объемы воды исключительно для собственных нужд (в том числе для приготовления еды в столовых для работников или пищеблоках для больных), без получения дохода в денежной, материальной или нематериальной формах.

Как стало с 01.01.2018 г.

С 01.01.2018 г. перечень плательщиков рентной платы за спецводопользование существенно изменился. Такие изменения были внесены в п. 255.1 НКУ согласно Закону Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» от 21.12.2016 г. № 1797-VIII.

Суть этих изменений сводится к следующему: плательщиками рентной платы за спецводопользование стали лишь первичные водопользователи, то есть лишь те лица, которые фактически забирают воду из водных объектов (водоканалов) или добывают воду из недр земли (имеют скважины).

Вторичные водопользователи, то есть субъекты хозяйствования, которые используют воду, полученную от другого водопользователя, с начала 2018 года не являются плательщиками рентной платы за спецводопользование.

Заметьте, что для бюджетных учреждений не предусмотрено никаких ограничений, которые бы не позволяли пользоваться обновленной нормой п. 255.1 НКУ. То есть ни факт получения дохода от хозяйственной деятельности, ни условия использования воды для санитарно-гигиенических нужд в 2018 году не являются предпосылкой для уплаты рентной платы за спецводопользование.

Что необходимо сделать в этом году

Шаг 1

Напоминаем, что освобождение вторичных водопользователей (в том числе и бюджетных учреждений) от уплаты рентной платы с 01.01.2018 г. не освобождает их от обязанности предоставить последнюю декларацию по рентной плате за ІV квартал 2017 года. Конечно, эта обязанность касается тех, кто был отнесен к числу плательщиков такой платы, о которых было указано выше.

Итак, декларацию следует предоставить не позднее 09.02.2018 г. Задекларированные в ней обязательства следует уплатить не позднее 19.02.2018 г.

Обратите внимание! Если у бюджетного учреждения — плательщика рентной платы в некоторых отчетных периодах в течение года отсутствовал объект налогообложения в связи с использованием объемов воды в таких периодах исключительно для собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, такой субъект хозяйствования все равно должен предоставить в контролирующий орган налоговую отчетность до конца отчетного года. Это связано с тем, что налоговая отчетность по рентной плате предоставляется нарастающим итогом. На этот момент обращали внимание контролеры в письме ГФСУ от 30.01.2017 г. № 2069/7/99-99-12-03-04-17 (ср. ).

Напомним, что за непредоставление или несвоевременное предоставление этой декларации плательщика ожидает штраф в размере 170 грн. или даже 1020 грн. (за повторное в течение года такое нарушение) (п. 120.1 НКУ).

Шаг 2

Кроме того, чтобы не предоставлять отчетность по рентной плате за спецводопользование в 2018 году, на наш взгляд, бюджетным учреждениям целесообразно предоставить контролерам заявление о том, что они больше не являются плательщиками рентной платы за спецводопользование.

Такое заявление можно составить в произвольной форме. Предоставить его лучше вместе с декларацией за последний отчетный период 2017 года, но не позднее предельного срока предоставления декларации по рентной плате за І квартал 2018 года.

Конечно, требование о предоставлении этого заявления не подкреплено ни одним нормативно-правовым актом. Однако о необходимости предоставления такого заявления контролеры указывали в упомянутом выше письме ГФСУ от 30.01.2017 г. № 2069/7/99-99-12-03-04-17.

Поэтому если вы хотите, чтобы фискалы вас больше не беспокоили по поводу непредоставленной отчетности по рентной плате, то лучше предоставить такое заявление. Кстати, на основании такого заявления они могут исключить бюджетное учреждение из числа плательщиков рентной платы за спецводопользование. Поэтому откладывать на потом предоставление такого заявления не стоит. Чем раньше предоставите заявление, тем раньше фискалы исключат вас из числа плательщиков рентной платы за спецводопользование.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше