30.07.2018

Учреждение имеет скважину? Не забывайте о рентной плате!

Определенная часть бюджетных учреждений имеет скважину на балансе. Конечно, имея такой объект добычи подземной воды, учреждение гарантирует себе автономность при использовании воды. Но для того чтобы добывать подземную воду, нужно получить определенные разрешительные документы, а также периодически отчитываться и уплачивать в бюджет определенную плату. Что это за документы? Кто их выдает и как получить? Какой порядок расчета и уплаты в бюджет рентной платы? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этом материале.

Многие бюджетные учреждения имеют на балансе скважину и добывают из нее питьевую подземную воду. При этом отметим, что направления использования подземной воды могут быть достаточно разными: как для обеспечения собственных потребностей учреждения, использования в хозяйственной деятельности (изготовления продукции, предоставления услуг), так и для поставки другим потребителям. Именно от этого зависит, возникают ли обязательства по уплате определенных платежей в бюджет. Поэтому если учреждение добывает подземную воду, стоит обдумать все эти нюансы заранее.

Что вообще относят к подземным водам? Подземные воды — воды, находящиеся ниже уровня земной поверхности в толщах горных пород верхней части земной коры во всех физических состояниях.

Такое определение приведено в ст. 1 Водного кодекса. Подземные воды бывают питьевые и технические.

Питьевая вода — вода, предназначенная для потребления человеком (водопроводная, фасованная, из бюветов, пунктов разлива, шахтных колодцев и каптажей источников), для использования потребителями для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, бытовых и хозяйственных нужд, а также для производства продукции, которая требует ее использования, состав которой по органолептическим, микробиологическим, паразитологическим, химическим, физическим и радиационным показателям соответствует гигиеническим требованиям.

Питьевая вода не считается пищевым продуктом в системе питьевого водоснабжения и в пунктах соответствия качества питьевой воды. Именно это определяет ст. 1 Закона Украины «О питьевой воде, питьевом водоснабжении и водоотведении» от 10.01.2002 г. № 2918-III.

Питьевые подземные воды — подземные воды, предназначенные для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения, а также пищевой промышленности и животноводства; качественные характеристики питьевых подземных вод в естественном состоянии или после специальной водоподготовки должны соответствовать требованиям, установленным соответствующими государственными стандартами, нормативами экологической безопасности водопользования и санитарными нормами.

Что касается технических подземных вод — это подземные воды, предназначенные для удовлетворения технических и технологических нужд; качественные характеристики технических подземных вод в естественном состоянии или после специальной водоподготовки должны соответствовать требованиям действующих отраслевых нормативов или технических условий водопользователя.

Эти определения, а также другие вопросы по эксплуатации подземных вод урегулированы в Инструкции по применению Классификации запасов и ресурсов полезных ископаемых государственного фонда недр месторождений питьевых и технических подземных вод, утвержденной приказом Государственной комиссии Украины по запасам полезных ископаемых от 04.02.2000 г. № 23.

Поскольку подземные воды являются частью водных ресурсов Украины, их добычу необходимо осуществлять с учетом определенных правил и требований, определенных законодательными и нормативно-правовыми актами, в частности, Водным кодексом, Кодексом о недрах, НКУ и т. п. Именно этими документами предусмотрено, что субъекты хозяйствования (в том числе и бюджетные учреждения) для добычи и использования подземной воды должны получить определенные разрешительные документы.

Поэтому далее определим, какие документы должно иметь учреждение в случае добычи подземной воды.

Учреждение имеет на балансе скважину. Какие разрешения на добычу подземной воды необходимо получить?

Разрешение на специальное водопользование

Согласно ст. 46 Водного кодекса водопользование может быть общим и специальным. В нашем случае водопользование является специальным, поскольку забор воды из водных объектов осуществляется с применением сооружений или технических устройств, использованием воды и сбросом загрязняющих веществ в водные объекты, включая забор воды и сброс загрязняющих веществ с обратными водами с применением каналов (ст. 48 Водного кодекса).

Специальное водопользование осуществляют юридические и физические лица:

— в первую очередь для удовлетворения питьевых нужд населения;

— также для хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных, сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических, рыбохозяйственных (в том числе для целей аквакультуры);

— других государственных и общественных нужд.

Также в ст. 48 Водного кодекса определено, что не относятся к специальному водопользованию:

— пропуск воды через гидроузлы (кроме гидроэнергетических);

— сброс воды из водных объектов в соответствии с установленными для них режимами работы для поддержания экологических расходов в реке и с целью предотвращения возникновения гидродинамических аварий;

— подача (перекачивание) воды водопользователям в маловодные регионы;

— устранение вредного действия вод (подтопление, засоление, заболачивание);

— использование подземных вод для изъятия полезных компонентов;

— изъятие воды из недр вместе с добычей полезных ископаемых;

— выполнение расчистки русел рек, каналов и дна водоемов, строительных, дноуглубительных и взрывных работ;

— добыча полезных ископаемых (кроме подземных вод) и водных растений;

— прокладка трубопроводов и кабелей;

— проведение буровых, геологоразведочных работ;

— забор и/или использование воды в объеме до 5 м3 в сутки, кроме используемой для производства (входящей в состав) напитков и фасованной питьевой воды;

— другие работы, которые выполняются без забора воды и сброса обратных вод.

Спецводопользование является платным и осуществляется на основании разрешения на специальное водопользование (далее — спецводопользование).

Такое разрешение получают первичные водопользователи, то есть имеющие собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды (ст. 42 Водного кодекса). То есть бюджетное учреждение, осуществляющее добычу воды из скважины, является первичным водопользователем.

Важно! Если учреждение является первичным водопользователем, осуществляющим специальное использование воды, оно должно получить специальное разрешение на такое использование.

Процедура выдачи разрешений на спецводопользование регулируется Порядком № 321.

Разрешение на специальное водопользование выдают территориальные органы Госводагентства, а в случае использования воды водных объектов в зоне отчуждения и зоне безусловного (обязательного) отселения территории, которая подверглась радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, — Госводагентство.

Для получения разрешения на специальное водопользование юридическое или физическое лицо, физическое лицо — предприниматель должно обратиться с заявлением, к которому прилагают определенные документы. Этот перечень является исчерпывающим и приведен в ст. 49 Водного кодекса, а именно это:

— обоснование потребности в воде с помесячным нормативным расчетом водопользования и водоотведения;

— описание и схема мест забора воды и сброса обратных вод;

— нормативы предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты со сточными водами (с расчетом на каждый выпуск (сброс) отдельно);

— утвержденные индивидуальные технологические нормативы использования питьевой воды (для предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по централизованному водоснабжению и/или водоотведению);

— копия правоустанавливающих документов на водные объекты (для арендаторов водных объектов).

Как указано в ст. 49 Водного кодекса, разрешение на спецводопользование предоставляют безвозмездно. При этом срок его выдачи составляет не более 30 календарных дней со дня поступления на рассмотрение заявления и соответствующих документов.

Для того чтобы получить указанное разрешение, первичным водопользователям стоит обратиться с заявлением в Центр предоставления административных услуг.

Разрешения на спецводопользование выдают на краткосрочный период (до 3 лет) или долгосрочный период (от 3 до 25 лет). При этом в разрешении, в частности, указывают:

— лимиты забора и использования воды;

— лимиты сброса загрязняющих веществ;

— условия специального водопользования;

— срок его действия.

Следовательно, все субъекты хозяйствования, которые намереваются добывать воду из скважины (в том числе и бюджетные учреждения), должны получить разрешение на спецводопользование.

Разрешение на пользование недрами

Подземные воды считаются не только частью водного фонда Украины (ст. 3 Водного кодекса), но и относятся к полезным ископаемым (п.п. 14.1.91 НКУ).

Так, полезные ископаемые — естественные минеральные образования органического и неорганического происхождения в недрах, в том числе любые подземные воды, а также техногенные минеральные образования в местах удаления отходов производства и потерь продуктов переработки минерального сырья, которые могут быть использованы в сфере материального производства и потребления непосредственно или после первичной переработки.

Поэтому, кроме разрешения на спецводопользование, субъект хозяйствования должен также получить специальное разрешение на пользование недрами. Об этом, в частности, указано в ст. 21 Кодекса о недрах, а именно: недра в пользование для добычи подземных вод (кроме минеральных) предоставляются без предоставления горного отвода на основании специальных разрешений.

Вышеупомянутое правило не касается только добычи подземных вод (кроме минеральных) землевладельцами и землепользователями (ст. 23 Кодекса о недрах), которые:

1) добывают воду в пределах предоставленных им земельных участков для всех нужд, кроме производства фасованной питьевой воды, при условии, что объем добычи подземных вод по каждому из водозаборов не превышает 300 м3 в сутки;

2) являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, часть сельскохозяйственного товаропроизводства которых за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75 %, которые добывают подземные воды (кроме минеральных) для сельскохозяйственных, производственных, а также собственных хозяйственно-бытовых нужд.

Итак, указанные землевладельцы и землепользователи могут добывать подземную воду (кроме минеральной) без получения такого разрешения. Все другие субъекты хозяйствования, имеющие скважину и не соответствующие таким критериям, должны получить такое разрешение.

Добавим, что вопрос выдачи разрешений на пользование недрами урегулирован Порядком № 615. По общим правилам Госгеонедр выдает разрешение субъекту хозяйствования на условиях аукциона. При этом без проведения аукциона специальное разрешение предоставляют в случаях, приведенных в п. 8 указанного Порядка.

В частности, без проведения аукциона разрешение предоставляют в случае геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки, добычи подземных вод (кроме минеральных) для всех нужд, кроме производства фасованной питьевой воды, при условии, что объем добычи питьевых подземных вод из водозаборов превышает 300 м3 в сутки (п.п. 6 п. 8 Порядка № 615).

Таким образом, субъект хозяйствования (бюджетное учреждение), который добывает воду из скважины при этих условиях, получает такое разрешение на пользование недрами без проведения аукциона. При этом для получения разрешения без проведения аукциона заявитель подает заявление вместе с документами, указанными в приложении 1 к Порядку № 615.

Внимание! Продуктивность водозабора подземных вод (до 300 м3, что освобождает субъектов хозяйствования от необходимости получения разрешения на пользование недрами) на взыскание платы за пользование недрами не влияет.

Другие требования относительно добычи подземной воды из скважины

Кроме получения вышеуказанных документов, действующее законодательство содержит еще и другие требования к субъектам хозяйствования, осуществляющим добычу подземных вод.

Лицензия на хозяйственную деятельность

Так, осуществление хозяйственной деятельности субъектом хозяйствования по централизованному водоснабжению и водоотведению (кроме централизованного водоснабжения и водоотведения по нерегулируемому тарифу) подлежит лицензированию.

Это требование предусмотрено такими законодательными актами:

Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222-VIII (п. 28 ч. 1 ст. 7);

Законом Украины «О питьевой воде, питьевом водоснабжении и водоотведении» от 10.01.2002 г. № 2918-III (ст. 16).

Добавим, что такую лицензию необходимо получить тем учреждениям, которые осуществляют хозяйственную деятельность по централизованному водоснабжению и водоотведению (касается тех учреждений, для которых такое право предусмотрено законодательством и закреплено в уставных документах).

Паспорт артезианской скважины

Такой документ должны иметь субъекты хозяйствования (юридические лица и физические лица — предприниматели), являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, в пределах которых расположены и эксплуатируются артезианские скважины. Паспорт на артезианскую скважину составляют по форме, утвержденной совместным приказом Министерства экологии и природных ресурсов и Минрегионразвития, строительства и ЖКХ от 06.04.2016 г. № 145/84.

Другие документы

Также стоит знать, что указанными разрешениями не ограничивается перечень документов, которые должно иметь бюджетное учреждение для добычи подземных вод. В частности, учреждению необходимо иметь:

— государственный акт на право постоянного пользования или на право собственности на землю;

— технический проект на размещение водопроводных сетей, сооружений и оборудования;

— нормативный расчет водоснабжения;

— ситуационный и генеральный планы и другие документы.

Учитывая это, перед тем как обустроить скважину на земельном участке, учреждению стоит собрать информацию о полном пакете документов. По этому вопросу целесообразно в первую очередь обратиться в организацию, которая занимается бурением скважин в вашей местности.

Средства измерения добытых подземных вод

Каждое водозаборное сооружение должно быть оборудовано средствами измерения. Требование относительно обустройства скважин средствами измерения объема добытых подземных вод определено в п. 5 Порядка № 963.

Следовательно, для того, чтобы водопользователи имели возможность подтвердить, какой объем подземной воды добывают на скважине за сутки, она должна быть обустроена средствами измерения объема добытых подземных вод. Такие средства должны пройти государственную метрологическую аттестацию или поверку в поверочных лабораториях предприятий и организаций, уполномоченных на проведение государственных испытаний или поверок.

Государственный реестр артезианских скважин

В соответствии с пп. 2, 3 Порядка № 963 все скважины подлежат внесению в Государственный реестр артезианских скважин. В такой Реестр включают сведения об артезианских скважинах, в том числе недействующих, на основании данных, которые содержатся в паспортах артезианских скважин.

Также п. 8 Порядка № 963 предусмотрено, что сведения об объеме добытых подземных вод водопользователи вносят в автоматизированную систему учета добытых подземных вод. Процедура передачи таких данных определена в Порядке внесения сведений об объеме добытых подземных вод водопользователями в автоматизированную систему учета добытых подземных вод, утвержденном приказом Министерства экологии и природных ресурсов от 23.03.2016 г. № 110.

Данные из таких измерительных приборов об объемах добытых подземных вод в автоматическом режиме должны передаваться в Минприроды. В то же время если учреждение использует средства измерения без оборудования, которое дает возможность автоматически передавать такую информацию в Минприроды, то оно обязано вносить сведения об объеме добытых подземных вод самостоятельно через сеть Интернет один раз в сутки через Персональный кабинет водопользователя автоматизированной системы учета с использованием ЭЦП. По крайней мере такие правила определены в п. 6 Порядка № 110.

Мы уже упоминали о том, что пользование недрами и спецводопользование являются платными. Поэтому, добывая воду, бюджетные учреждения являются плательщиками рентной платы, которая состоит в частности из:

— рентной платы за специальное использование воды (ст. 255 НКУ);

— рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых (ст. 252 НКУ).

Далее рассмотрим вопросы, с которыми чаще всего сталкиваются бюджетные учреждения при исчислении и уплате указанных платежей.

Кто является плательщиком рентной платы на спецводопользование?

В начале этого года мы рассказывали на страницах нашей газеты* о том, что вторичные водопользователи исключены из перечня плательщиков рентной платы за спецводопользование.

* «Плата за спецводопользование-2018: бюджетные учреждения, на выход!» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 4, с. 18).

Это связано с тем, что с этого года плательщиками рентной платы за спецводопользование остались только (п. 255.1 НКУ):

1) первичные водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, которые используют и/или передают вторичным водопользователям воду, полученную путем забора воды из водных объектов (в том числе водоносных горизонтов);

2) субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, которые используют воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Из определения плательщиков рентной платы за спецводопользование четко следует, что ими являются исключительно первичные водопользователи. Учитывая определение первичных пользователей (ст. 42 Водного кодекса), таковыми являются те учреждения, которые имеют собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды.

Важно! Если учреждение является первичным водопользователем, то оно является плательщиком рентной платы за спецводопользование.

Обратите внимание: не уплачивают рентную плату за спецводопользование согласно п. 255.2 НКУ те водопользователи, которые используют воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения, в том числе удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юрлиц и предпринимателей. Вместе с тем фискалы имеют свою точку зрения относительно правильного пользования этой нормой (см. ответ на вопрос в табл. 3)

Что касается учреждений-водопользователей, использующих объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, то они исчисляют рентную плату за спецводопользование на общих основаниях из всего объема использованной воды (п.п. 255.11.12 НКУ).

Как рассчитать рентную плату на спецводопользование?

Согласно п. 255.3 НКУ объектом обложения рентной платой за специальное использование воды является фактический объем воды, который используют водопользователи.

Объем фактически использованной воды водопользователи исчисляют самостоятельно на основании данных первичного учета согласно показаниям измерительных приборов.

При отсутствии измерительных приборов объем фактически использованной воды определяется водопользователем по технологическим данным (продолжительность работы агрегатов, объем выработанной продукции или предоставленных услуг, расход электроэнергии, пропускная способность водопроводных труб за единицу времени и т. п.). В случае отсутствия измерительных приборов, если возможность их установки существует, рентная плата уплачивается в двукратном размере.

Но не забывайте о том, что в случае превышения водопользователями установленного годового лимита использования воды рентная плата исчисляется и уплачивается в пятикратном размере исходя из фактических объемов использованной воды сверх установленного лимита использования воды, ставок рентной платы и коэффициентов (п.п. 255.11.13 НКУ).

Для расчета рентной платы за спецводопользование учреждения-водопользователи используют такую информацию:

— из какого источника поступает вода (надземного или подземного), а также наименование подземного источника или область (район) расположения подземного источника;

— какое значение имеет источник воды: общегосударственное или местное;

— установленный лимит использования воды*;

* Напомним, что в случае превышения водопользователями установленного годового лимита использования воды рентная плата исчисляется и уплачивается в пятикратном размере (п.п. 255.11.13 НКУ).

Такой порядок расчета рентной платы на спецводопользование применяется в случае отсутствия у водопользователя разрешения на специальное водопользование с установленными в нем лимитами использования воды, а именно рентная плата взимается за весь объем использованной воды, подлежащий оплате как за сверхлимитное использование (п.п. 255.11.15 НКУ).

— ставки рентной платы на спецводопользование и коэффициенты, которые к ней применяются;

— объем добытой воды за отчетный период.

Кто является плательщиком рентной платы за пользование недрами?

Перечень плательщиков рентной платы за пользование недрами определен в п.п. 252.1 НКУ, в частности:

— плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в части добычи подземных вод являются субъекты хозяйствования, в том числе граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели, которые приобрели право пользования объектом (участком) недр на основании полученных специальных разрешений на пользование недрами в пределах конкретных участков недр с целью осуществления хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых, в том числе во время геологического изучения (или геологического изучения с дальнейшей опытно-промышленной разработкой) в пределах указанных в таких разрешениях объектов (участков) недр (п.п. 252.1.1 НКУ);

— плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых являются землевладельцы и землепользователи, кроме субъектов предпринимательства, которые в соответствии с законодательством относятся к фермерским хозяйствам, осуществляющим хозяйственную деятельность по добыче подземных вод на основании разрешений на специальное водопользование (п.п. 252.1.4 НКУ).

Вместе с тем в некоторых случаях добычу подземных вод законодатель не признает объектом обложения такой рентной платой, в частности:

— добыча подземной воды для собственного потребления из скважины глубиной менее 20 м (п.п. 252.4.1 НКУ);

— добыча объемов минеральных вод государственными детскими специализированными санаторно-курортными заведениями, в части объемов, которые используются для лечения на их территории (п.п. 252.4.7 НКУ).

Как рассчитать рентную плату за пользование недрами?

Для расчета рентной платы за пользование недрами учреждению необходимо знать такие показатели:

— объем добытых полезных ископаемых (подземных вод) в налоговом (отчетном) периоде;

— стоимость единицы полезных ископаемых, добытых в налоговом (отчетном) периоде (то есть стоимость 1 м3 подземной воды);

— ставку платы за недра и коэффициенты, которые к ней применяются.

Как заполнить Налоговую декларацию по рентной плате?

Теперь перейдем к наиболее интересному — рассмотрим, как бюджетным учреждениям рассчитать показатели, необходимые для исчисления рентной платы за спецводопользование и рентной платы за пользование недрами, и заполнить на их основании Налоговую декларацию по рентной плате (далее — Декларация), утвержденную приказом № 719 (ср. ).

Стоит знать: бюджетные учреждения, которые добывают подземные воды, вместе с Декларацией заполняют:

— Расчет по рентной плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых (приложение 1);

— Расчет по рентной плате за специальное использование воды (приложение 5).

Собственно заполнение основной части Декларации заключается в заполнении строки 4, данные которой состоят из показателей, приведенных:

— в строке 4.1 — в ней определяют налоговое обязательство за отчетный квартал 2018 года путем переноса значения строки 13 приложения 1 в отчетную (отчетную новую) декларацию за этот период (или сложения суммы указанных строк — в случае подачи нескольких приложений);

— в строке 4.4 — в ней определяют налоговое обязательство за отчетный квартал 2018 года путем переноса значения строки 13 приложения 5 в отчетную (отчетную новую) декларацию за этот период (или сложения суммы указанных строк — в случае подачи нескольких приложений).

Что касается других строк Декларации, учреждения их заполняют так:

— строки 4.1.1 и 4.4.1 — в случае исправления ошибок прошлых отчетных периодов;

— строки 4.1.2 и 4.4.2 — если такие ошибки повлекли недоплату налога (в связи с чем начисляется штраф);

— строки 4.1.3 и 4.4.3 — если такие исправления выполнены по истечении 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства за период, в котором допущена ошибка. Последнее приводит к необходимости начисления пени, сумму которой и отражают в указанной строке;

в строке 5 — нужно указать в специально отведенном месте количество приложений 1 и 5, которые вы заполнили и подаете вместе с Декларацией.

Обычно больше всего вопросов возникает при заполнении приложений 1 и 5, ведь в них учреждения приводят детализированные данные.

Имейте в виду: в приложениях заполняют все строки всех разделов с учетом примечаний. В случае незаполнения строки из-за отсутствия значения ее прочеркивают (в случае подачи в бумажном виде) или не заполняют (в случае подачи средствами электронной связи). Стоимостные показатели Декларации и приложений указывают в гривнях с копейками.

Поскольку приказ № 719 не содержит никаких правил и пояснений относительно заполнения Декларации и приложений к ней, далее для удобства приведем основные правила заполнения приложений 1 (табл. 1) и 5 (табл. 2). Также в табл. 3 вы можете ознакомиться с разъяснениями специалистов ГФС относительно особенностей подачи и заполнения приложений 1 и 5 к Декларации.

Порядок заполнения приложения 1

Таблица 1

№ строки

Название строки

Какие данные указывают

Порядковий № Податкової декларації

Номер декларации, к которой прилагается этот расчет. Ставим номер декларации непосредственно из формы самой декларации, к которой прилагаем такой расчет.

Обратите внимание: при подаче в течение календарного года в контролирующий орган каждой следующей налоговой декларации (отчетной, отчетной новой, уточняющей) налогоплательщик увеличивает ее порядковый номер (независимо от того, в какой контролирующий орган подается такая декларация: по основному месту учета или не по основному). В том числе это касается случаев, когда плательщик по некоторым видам рентной платы отчитывается ежемесячно, а по другим (таким, как рента за спецводопользование) — ежеквартально (см. также категорию 121.06 ЗІР)

Розрахунок №

Порядковый номер расчета (арабскими цифрами), начиная с 1 (единицы), последовательно в порядке возрастания

1

Податковий період

В строке 1.1 — отчетный (налоговый) период, за который подается декларация: квартал — І, ІІ, ІІІ, ІV и год.

В этом квартале в графе 1.1 указываете «ІІІ квартал 2018 года».

В строке 1.2 — при уточнении показателей ранее поданной декларации за предыдущий отчетный (налоговый) период указывается уточняемый налоговый период: квартал — І, ІІ, ІІІ, ІV и год

2

Податковий номер платника податків або серія та номер паспорта

Код по ЕГРПОУ плательщика налога или регистрационный (учетный) номер налогоплательщика, который присваивается контролирующими органами, или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика — физического лица

3

Код органу місцевого самоврядування за КОАТУУ

Код органа местного самоуправления по Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (далее — КОАТУУ) по местонахождению контролирующего органа, в который подается декларация, указанный в строке 2 декларации, к которой прилагается расчет

4

Категорія запасів корисної копалини, використаних для виробництва товарної продукції гірничого підприємства

Один из кодов, приведенных в перечне категорий запасов добытых полезных ископаемых участков недр, которые определяют объект обложения рентной платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых (приложение 12 к декларации)

5

Ділянка надр, з якої видобуто корисну копалину

При добыче подземных вод строки 5.1 — 5.4 заполняют на основании разрешения на специальное водопользование или на основании специального разрешения на пользование недрами в случае его получения, а именно:

в строке 5.1 — код органа местного самоуправления по КОАТУУ по местонахождению участка недр, из которого добыты полезные ископаемые;

в строке 5.2 — название области (по специальному разрешению);

в строке 5.3 — район (по специальному разрешению);

в строке 5.4 — название участка недр (по специальному разрешению)

6

Дозвільний документ

При добыче подземных вод и получении плательщиком разрешения на специальное водопользование и разрешения на добычу полезных ископаемых указывают информацию о наименовании органа, которым выдан разрешительный документ, и полном наименовании (фамилия, имя, отчество) налогоплательщика согласно регистрационным документам и в строках 6.1.1 — 6.1.4 заполняют данные на основании разрешения на пользование недрами в случае его получения, а именно:

в строке 6.1.1 — номер специального разрешения на пользование недрами;

в строке 6.1.2 — дата выдачи специального разрешения на пользование недрами (дд.мм.гггг.);

в строке 6.1.3 — срок действия специального разрешения на пользование недрами (в годах)

При указании информации о виде пользования участком недр проставляют отметку в строке 6.1.5 — в случае добычи полезных ископаемых, или в строке 6.1.6 — при геологическом изучении, в том числе опытно-промышленной разработке, или в строке 6.1.7 — в случае пользования недрами в пределах континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.

Обратите внимание: в случае добычи подземных вод на основании разрешения на добычу полезных ископаемых плательщики ставят отметку в строке 6.1.5. Плательщики, которые осуществляют добычу подземных вод только на основании разрешения на специальное водопользование, строку 6.1.5 не заполняют. Такие плательщики приводят соответствующие данные в строках 6.2.1 и 6.2.2.

Что касается строк 6.3.1 — 6.3.2, в них приводят информацию относительно протокола согласования центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр (далее — центральный орган исполнительной власти), в том числе во время выполнения работ в акваториях водных объектов (номер; дата согласования — дд.мм.гггг). Указанные строки заполняют плательщики, проекты на проведение работ которых согласованы центральным органом исполнительной власти в порядке, определенном в соответствии со ст. 86 Водного кодекса

7

Державна експертиза запасів корисних копалин ділянки надр

В строках 7.1 — 7.4 приводят информацию о проведенной государственной экспертизе запасов полезных ископаемых участка недр (номер, дата составления — дд.мм.гггг., год утверждения запасов полезных ископаемых).

Плательщики, которые не проводили геолого-экономическую оценку запасов полезных ископаемых, строки 7.1 — 7.3 не заполняют.

Обратите внимание: в строке 7.4 — коэффициент рентабельности горнодобывающего предприятия, определенный согласно п. 252.16 НКУ, приводят с точностью до четырех десятичных знаков.

Обычно коэффициент рентабельности берут из материалов геолого-экономической оценки запасов полезных ископаемых участка недр. В то же время обычные бюджетные учреждения таких оценок проводить не должны. Поэтому налоговики сами приводят в начале каждого года размер этого коэффициента.

Так, в письме от 06.03.2018 г. № 6696/7/99-99-12-03-04-17 налоговики предложили в 2018 году при расчете рентной платы за добычу воды применять коэффициент 0,33 (33 %), поскольку именно такой коэффициент предлагала использовать Государственная комиссия Украины по запасам полезных ископаемых в письме от 19.02.2018 г. № 197/02

8

Вид корисної копалини

Приводят информацию о названиях добытых полезных ископаемых, а именно:

в строке 8.1 — вид (название) полезного ископаемого, указанного в специальном разрешении. В случае добычи подземных вод строка заполняется на основании разрешения на специальное водопользование или разрешения на добычу полезных ископаемых в случае его получения;

в строке 8.2 — один из кодов, приведенных в Кодификаторе полезных ископаемых (приложение 13 к Декларации), и название полезного ископаемого, которое соответствует указанному коду;

в строке 8.3 — один из кодов, приведенных в Перечне полезных ископаемых, которые добываются горными предприятиями и определяют объект обложения платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых (приложение 14 к Декларации), и название полезного ископаемого, соответствующего указанному коду;

в строке 8.4 — название регламентирующего документа по вопросам стандартизации для соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья), требования которого применяются плательщиком при добыче полезного ископаемого;

в строке 8.5 — название товарной продукции горного предприятия (марка, сорт и т. п.) согласно документу, регламентирующему свойства продукции

9

Об’єкт оподаткування

Указывают объем добытого полезного ископаемого в учетных единицах (массы или объема) с точностью до трех десятичных знаков (с учетом единицы учета добытого полезного ископаемого, определенного для соответствующей ставки рентной платы). То есть в этой строке учреждение указывает объем воды, добытой из скважины за отчетный период, м3.

При этом объем (количество) добытого полезного ископаемого (минерального сырья), в том числе подземных вод, плательщики определяют в порядке, установленном п. 252.3 НКУ

10

Вартість одиниці товарної продукції гірничого підприємства

Основные правила определения стоимости единицы соответствующего вида полезного ископаемого (то есть базы налогообложения) определены в пп. 252.6 — 252.8 НКУ.

Такой показатель исчисляют по наибольшей из таких величин:

1) по фактическим ценам реализации соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья), то есть исходя из размера дохода, полученного от реализации полезного ископаемого (п.п. 252.7.1 НКУ). Правила определения фактической цены определены для разных видов полезных ископаемых в п. 252.8 НКУ;

2) по расчетной стоимости соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья), кроме углеводородного сырья. В таком случае плательщик ориентируется на расходы, понесенные на добычу полезных ископаемых, которая скорректирована на уровень рентабельности горного предприятия при добыче соответствующих видов полезных ископаемых (п.п. 252.7.2 НКУ).

Внимание! Определять стоимость единицы добытого полезного ископаемого, сравнивая две величины, можно только в том случае, когда учреждение добывает воду для реализации. Если добытую воду используют лишь для собственных хозяйственных нужд, то ни о какой реализации здесь и речи нет. А следовательно, учреждения — плательщики рентной платы за пользование недрами, которые добывают воду для собственных хозяйственных нужд, для определения базы налогообложения должны использовать лишь данные о расчетной стоимости. Кстати, с этим соглашаются и налоговики (категория 130.01 ЗІР). Они утверждают, что, рассчитывая стоимость единицы добытой воды, которая используется исключительно для собственных нужд, следует ориентироваться исключительно на сумму расходов на добычу и первичную переработку воды с целью приведения ее к требованиям соответствующих стандартов.

Правила исчисления расчетной стоимости добытой воды описаны в п. 252.11 НКУ. Согласно нормам этого пункта расчетная стоимость добытого сырья состоит из расходов, понесенных на его добычу за налоговый период. Таким образом, чтобы рассчитать стоимость единицы (1 м3) добытой воды, которая используется для собственных нужд, учреждению нужно собрать все фактические расходы на ее добычу.

Это могут быть:

— материальные расходы, такие как электроэнергия;

— расходы на оплату труда лиц, задействованных в добыче воды;

— амортизация скважины и другого оборудования (насосов), расходы на их ремонт и т. п.

Подробный перечень таких расходов приведен в п. 252.11 НКУ. Однако он ориентирован на горные предприятия, для которых добыча полезных ископаемых является основным видом деятельности. Поэтому остальные плательщики (в том числе и бюджетные учреждения) должны принять во внимание только те расходы, которые можно «привязать» именно к добыче воды.

Для расчета стоимости единицы соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья) (Цр) следует воспользоваться формулой, приведенной в п. 252.16 НКУ:

где Рмп — расходы, исчисленные согласно пп. 252.11 — 252.15 НКУ, в гривнях;

Крмпе — коэффициент рентабельности горного предприятия (десятичная дробь);

Vмп — объем (количество) товарной продукции горного предприятия — добытых полезных ископаемых (минерального сырья) за налоговый (отчетный) период.

Иначе говоря, в строках 10.1 или 10.2 учреждение расшифровывает расходы, понесенные при добыче воды

11

Коригуючий коефіцієнт

Указывают корректирующий коэффициент, определенный в п. 252.22 НКУ.

Обратите внимание: при добыче подземных вод такой коэффициент не установлен

12

Ставка рентної плати

Приводят ставку, определенную в п. 252.20 НКУ. За добычу подземных вод установлена ставка 5%

13

Податкове зобов’язання за податковий (звітний) період

Для расчета налоговых обязательств следует воспользоваться формулой, приведенной в п. 252.18 НКУ:

Пзн = Vф х Скк х Свнз х Кпп,

где Vф — объем (количество) соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья) в налоговом (отчетном) периоде (в единицах массы или объема);

Скк — стоимость единицы соответствующего вида добытого полезного ископаемого (минерального сырья);

Свнз — величина ставки платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, в процентах. При добыче подземных вод она составляет 5 %;

Кпп — корректирующий коэффициент, установленный в п. 263.10 НКУ. При добыче подземных вод такой коэффициент не определен.

Учитывая это, расчет налоговых обязательств учреждения осуществляют так: (стр. 9 х стр. 10 х стр. 11 х стр. 12)

14 —

17

Заполняют в случае уточнения показателей ранее поданной декларации за предыдущий отчетный (налоговый) период

Теперь рассмотрим детально, как бюджетным учреждениям заполнять приложение 5.

Порядок заполнения приложения 5

Таблица 2

№ строки

Название

Какие данные указывать

Порядковий № Податкової декларації

Номер декларации, к которой прилагается этот расчет. Ставим номер декларации непосредственно из формы самой декларации, к которой прилагаем такой расчет.

Обратите внимание: при подаче в течение календарного года в контролирующий орган каждой следующей налоговой декларации (отчетной, отчетной новой, уточняющей) налогоплательщик увеличивает ее порядковый номер (независимо от того, в какой контролирующий орган подается такая декларация: по основному месту учета или не по основному). В том числе это касается случаев, когда плательщик по некоторым видам рентной платы отчитывается ежемесячно, а по другим (таким, как рента за спецводопользование) — ежеквартально (см. также категорию 121.06 ЗІР)

Розрахунок №

Порядковый номер расчета (арабскими цифрами), начиная с 1 (единицы), последовательно в порядке возрастания

Звітний/Звітний новий/Уточнюючий

Ставим отметку «Х» в нужной графе. При подаче расчета за ІІІ квартал 2018 года отметку «Х» ставим в графе «Отчетный»

1

Податковий період

В строке 1.1 — отчетный (налоговый) период, за который подается декларация: квартал — І, ІІ, ІІІ, ІV и год.

В этом квартале в графе 1.1 указываете «III квартал 2018 года»;

в строке 1.2 — при уточнении показателей ранее поданной декларации за предыдущий отчетный (налоговый) период указывается налоговый период, который уточняется: квартал — І, ІІ, ІІІ, ІV и год

2

Податковий номер платника податків або серія та номер паспорта

Код по ЕГРПОУ плательщика налога или регистрационный (учетный) номер налогоплательщика, присваиваемый контролирующими органами, или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика — физического лица

3

Код органу місцевого самоврядування за КОАТУУ

Код органа местного самоуправления по КОАТУУ. Такой код указывают в строке 2 декларации, к которой прилагается расчет (по местонахождению водного объекта)

4

Найменування органу, яким видано дозвільний документ

Информация о полученном документе на специальное водопользование (наименование органа, которым выдан разрешительный документ, номер разрешительного документа, дата выдачи — дд.мм.гггг., срок действия в годах)

5

Код органу місцевого самоврядування за КОАТУУ за місцезнаходженням водного об’єкта

Код органа местного самоуправления по КОАТУУ по местонахождению водного объекта

6

Код водного об’єкта

Код водных объектов определяете согласно приложению 16 к декларации. Последний разряд кода должен отличаться от «0».

Для каждого типа водного объекта заполняется отдельный расчет

7

Установлений річний ліміт використання води

Размер установленного годового лимита использования воды в м3 согласно полученному разрешительному документу или договору о поставке воды

8

Об’єкт оподаткування з початку року

Указываете фактический объем использованной воды, определенной по коду типа водного объекта (строка 6), который учитывается при определении налогового обязательства по рентной плате с начала года, в м3.

Эту строку исчисляют как сумму строк 8.1 и 8.2

8.1

в межах установленого річного ліміту

Объем использованной воды в пределах установленного годового лимита согласно полученному разрешительному документу, который учитывается при определении налогового обязательства с начала года, в м3

8.2

понад установлений річний ліміт

Объем использованной сверх установленного годового лимита воды согласно полученному разрешительному документу, который учитывается при определении налогового обязательства с начала года, в м3

9

Ставка рентної плати

Ставки рентной платы, указанные в п. 255.5 НКУ, приводят в гривнях с копейками за 100 м3

10

Коефіцієнти, що застосовуються до ставок рентної плати

Указывают коэффициенты, которые применяет плательщик налога к ставкам рентной платы, согласно ст. 255 НКУ

10.1

відповідно до пункту 255.6 статті 255 розділу IX Кодексу

Эти строки заполняют только те плательщики, которые имеют право применять коэффициенты (0,005 или 0,3). Так, это касается жилищно-коммунальных предприятий (п. 255.6 НКУ) и теплоэлектростанций с прямоточной системой водоснабжения (п. 255.7 НКУ).

Таким образом, бюджетные учреждения в этих строках ставят прочерк

відповідно до пункту 255.7 ст. 255 розділу IX Кодексу

10.3

відповідно до підпункту 255.11.10 пункту 255.11 статті 255 розділу IX Кодексу

В случае отсутствия измерительных приборов, если возможность их установления существует, — 2

10.4

відповідно до підпункту 255.11.13 пункту 255.11 статті 255 розділу IX Кодексу

В случае превышения водопользователями установленного годового лимита использования воды — 5

11

Податкове зобов’язання з початку року

Налоговое обязательство с начала года, которое определяют в соответствии с формулой в этой строке. При этом к ставкам рентной платы применяют показатель «V», который составляет:

— для водных ресурсов, которые входят исключительно в состав напитков, — 1;

— для водных ресурсов для потребностей рыбоводства — 10000;

— за специальное использование поверхностных и подземных вод, шахтной, карьерной и дренажной воды — 100.

Рассчитывают так: ((стр. 8.1 х стр. 9) + (стр. 8.2 х стр. 9) х стр. 10.4) х (стр. 10.1, или стр. 10.2, или стр. 10.3) / V

12

Податкове зобов’язання з початку року за попередній звітний період

Налоговое обязательство с начала года за предыдущий налоговый (отчетный) период: за I квартал, либо за полугодие, либо за 9 месяцев

13

Податкове зобов’язання за податковий (звітний) квартал

Налоговое обязательство, которое необходимо уплатить за отчетный квартал, то есть за III квартал 2018 года

14 — 17

Заполняют в случае уточнения показателей ранее поданной декларации за предыдущий отчетный (налоговый) период

Также предлагаем вам ознакомиться с разъяснениями специалистов ГФС, размещенными в ЗІР, которые касаются порядка уплаты рентной платы за пользование недрами и рентной платы за специспользование воды, а также подачи и заполнения приложений 1 и 5 к декларации.

Таблица 3

Вопрос

Ответ

Являются ли плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых СХ, осуществляющие добычу подземных вод (из скважины, колодца и т. п.), в том числе в случае использования воды

для собственных хозяйственных нужд или передачи ее для нужд населения?

В соответствии с п.п. 252.1.1 НКУ плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых являются СХ, в том числе граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели, которые приобрели право пользования объектом (участком) недр на основании полученных специальных разрешений на пользование недрами (далее — специальное разрешение) в пределах конкретных участков недр с целью осуществления хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых, в том числе во время геологического изучения (или геологического изучения с дальнейшей опытно-промышленной разработкой) в пределах указанных в таких специальных разрешениях объектах (участках) недр.

Плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых являются землевладельцы и землепользователи, кроме субъектов предпринимательства, которые в соответствии с законодательством относятся к фермерским хозяйствам, осуществляющим хозяйственную деятельность по добыче подземных вод на основании разрешений на специальное водопользование (п.п. 252.1.4 НКУ).

Подпунктом 252.20 НКУ утверждена, в частности, ставка рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых для подземных вод в процентах от стоимости товарной продукции горного предприятия — добытого полезного ископаемого (минерального сырья).

Объектом обложения рентной платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых по каждому предоставленному в пользование участку недр, который определен в соответствующем специальном разрешении, является объем товарной продукции горного предприятия — добытого полезного ископаемого (минерального сырья), которое является результатом хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых в налоговом (отчетном) периоде, приведенной в соответствие со стандартом, установленным отраслевым законодательством (п. 252.3 НКУ).

В то же время к объекту обложения рентной платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых не относятся не включенные в государственный баланс запасов полезных ископаемых полезные ископаемые местного значения и торф, добытые землевладельцами и землепользователями для собственного потребления, если их использование не предусматривает получения экономической выгоды с передачей или без передачи права собственности на них, общей глубиной разработки до двух метров, и пресные подземные воды до 20 метров (п.п. 252.4.1 НКУ)

Таким образом, СХ, осуществляющие добычу подземных вод (из скважины, колодца и т. п.), являются плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, в том числе в случае использования воды для собственных хозяйственных нужд или передачи ее для нужд населения, за исключением тех СХ, которые на основании разрешений на специальное водопользование, без получения разрешений на пользование недрами (законодательно не предусмотрено), добывают пресные подземные воды общей глубиной разработки до 20 метров, использование которых не предусматривает получения экономической выгоды

Кто является плательщиком рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в случае передачи в аренду земельного участка со скважиной (объем добычи подземных вод из которой не превышает 300 м3 в сутки) одним СХ (собственником) другому для добычи подземных вод?

В соответствии с п.п. 252.1.1 НКУ плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых являются СХ, в том числе граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели, которые приобрели право пользования объектом (участком) недр на основании полученных специальных разрешений на пользование недрами (далее — специальное разрешение) в пределах конкретных участков недр с целью осуществления хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых, в том числе во время геологического изучения (или геологического изучения с дальнейшей опытно-промышленной разработкой) в пределах указанных в таких специальных разрешениях объектах (участках) недр.

Плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых являются землевладельцы и землепользователи, кроме субъектов предпринимательства, которые в соответствии с законодательством относятся к фермерским хозяйствам, осуществляющим хозяйственную деятельность по добыче подземных вод на основании разрешений на специальное водопользование (п.п. 252.1.4 НКУ).

Объектом обложения рентной платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых по каждому предоставленному в пользование участку недр, определенному в соответствующем специальном разрешении, является объем товарной продукции горного предприятия — добытого полезного ископаемого (минерального сырья), которое является результатом хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых в налоговом (отчетном) периоде, приведенной в соответствие со стандартом, установленным отраслевым законодательством (п. 252.3 НКУ).

Согласно п.п. 252.4.1 НКУ к объекту обложения рентной платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых не относятся не включенные в государственный баланс запасов полезных ископаемых полезные ископаемые местного значения и торф, добытые землевладельцами и землепользователями для собственного потребления, если их использование не предусматривает получения экономической выгоды с передачей или без передачи права собственности на них, общей глубиной разработки до двух метров, и пресные подземные воды до 20 метров.

В то же время ст. 23 Кодекса о недрах определено, что землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений и горного отвода добывать полезные ископаемые местного значения и торф общей глубиной разработки до двух метров, а также подземные воды (кроме минеральных) для всех потребностей, кроме производства фасованной питьевой воды, при условии, что объем добычи подземных вод по каждому из водозаборов не превышает 300 м3 в сутки.

Статьей 49 Водного кодекса определено, что специальное водопользование является платным и осуществляется на основании разрешения на специальное водопользование.

В разрешении на специальное водопользование устанавливаются лимит забора воды, лимит использования воды и лимит сброса загрязняющих веществ.

Таким образом, СХ, который арендует земельный участок со скважиной и осуществляет добычу подземных вод (объем добычи подземных вод из которой не превышает 300 м3 в сутки), является плательщиком рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и должен получить все разрешительные документы, предусмотренные действующим законодательством для специального использования подземных водных объектов и добычи запасов подземных вод

Являются ли плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых СХ, добывающие подземные воды, если продуктивность водозаборов подземных вод не превышает 300 м3 в сутки?

В соответствии с п.п. 252.1.1 НКУ плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых являются СХ, в том числе граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели, которые приобрели право пользования объектом (участком) недр на основании полученных специальных разрешений на пользование недрами (далее — специальное разрешение) в пределах конкретных участков недр с целью осуществления хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых, в том числе во время геологического изучения (или геологического изучения с дальнейшей опытно-промышленной разработкой) в пределах указанных в таких специальных разрешениях объектов (участков) недр.

Плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых являются землевладельцы и землепользователи, кроме субъектов предпринимательства, которые в соответствии с законодательством относятся к фермерским хозяйствам, осуществляющим хозяйственную деятельность по добыче подземных вод на основании разрешений на специальное водопользование (п.п. 252.1.4 НКУ).

Объектом обложения рентной платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых по каждому предоставленному в пользование участку недр, определенному в соответствующем специальном разрешении, является объем товарной продукции горного предприятия — добытого полезного ископаемого (минерального сырья), которое является результатом хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых в налоговом (отчетном) периоде, приведенной в соответствие со стандартом, установленным отраслевым законодательством (п. 252.3. НКУ).

Согласно п.п. 252.4.1 НКУ к объекту обложения рентной платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых не относятся не включенные в государственный баланс запасов полезных ископаемых полезные ископаемые местного значения и торф, добытые землевладельцами и землепользователями для собственного потребления, если их использование не предусматривает получения экономической выгоды с передачей или без передачи права собственности на них, общей глубиной разработки до двух метров, и пресные подземные воды до 20 метров.

В то же время ст. 23 Кодекса Украины о недрах определено, что землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений и горного отвода добывать полезные ископаемые местного значения и торф общей глубиной разработки до двух метров, а также подземные воды (кроме минеральных) для всех потребностей, кроме производства фасованной питьевой воды, при условии, что объем добычи подземных вод по каждому из водозаборов не превышает 300 м3 в сутки.

Таким образом, субъекты хозяйствования, осуществляющие добычу подземных вод (независимо от продуктивности водозаборов подземных вод) для получения экономической выгоды от их использования, являются плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых по местонахождению участка недр, из которого добыты полезные ископаемые

Являются ли плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых СХ, осуществляющие добычу подземных вод (из скважины, колодца и т. п.), в том числе в случае использования воды

для собственных хозяйственных нужд или передачи ее для нужд населения?

В соответствии с п.п. 252.1.1 НКУ плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых являются СХ, в том числе граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели, которые приобрели право пользования объектом (участком) недр на основании полученных специальных разрешений на пользование недрами (далее — специальное разрешение) в пределах конкретных участков недр с целью осуществления хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых, в том числе во время геологического изучения (или геологического изучения с дальнейшей опытно-промышленной разработкой) в пределах указанных в таких специальных разрешениях объектов (участках) недр.

Плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых являются землевладельцы и землепользователи, кроме субъектов предпринимательства, которые в соответствии с законодательством относятся к фермерским хозяйствам, осуществляющим хозяйственную деятельность по добыче подземных вод на основании разрешений на специальное водопользование (п.п. 252.1.4 НКУ).

Подпунктом 252.20 НКУ утверждена, в частности, ставка рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых для подземных вод в процентах от стоимости товарной продукции горного предприятия — добытого полезного ископаемого (минерального сырья).

Объектом обложения рентной платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых по каждому предоставленному в пользование участку недр, определенному в соответствующем специальном разрешении, является объем товарной продукции горного предприятия — добытого полезного ископаемого (минерального сырья), которое является результатом хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых в налоговом (отчетном) периоде, приведенной в соответствие со стандартом, установленным отраслевым законодательством (п. 252.3 НКУ). В то же время к объекту обложения рентной платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых не относятся не включенные в государственный баланс запасов полезных ископаемых полезные ископаемые местного значения и торф, добытые землевладельцами и землепользователями для собственного потребления, если их использование не предусматривает получения экономической выгоды с передачей или без передачи права собственности на них, общей глубиной разработки до двух метров, и пресные подземные воды до 20 метров (п.п. 252.4.1 НКУ).

Таким образом, СХ, осуществляющие добычу подземных вод (из скважины, колодца и т. п.), являются плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, в том числе в случае использования воды для собственных хозяйственных нужд или передачи ее для нужд населения, за исключением тех СХ, которые на основании разрешений на специальное водопользование, без получения разрешений на пользование недрами (законодательно не предусмотрено), добывают пресные подземные воды общей глубиной разработки до 20 метров, использование которых не предусматривает получения экономической выгоды

Необходимо ли первичному водопользователю в случае отсутствия в отчетном периоде объекта обложения рентной платой за специальное использование воды подавать в контролирующий орган налоговую декларацию по рентной плате вместе с приложением (ями) 5 (в части рентной платы за специальное использование воды) или заявление об отсутствии объекта налогообложения?

Для первичного водопользователя наличие действующего разрешения на специальное водопользование определяет его обязанность подавать в контролирующий орган по основному или неосновному месту учета декларации вместе с приложением (ями) 5 (в части рентной платы за специальное использование вод), в том числе в случае отсутствия объекта налогообложения в некоторых отчетных (налоговых) периодах. При этом нормами НКУ не предусмотрено предоставление в контролирующий орган первичным водопользователем заявления об отсутствии объекта обложения рентной платой за специальное использование воды в отчетном периоде.

Для СХ, у которого закончился срок действия разрешения на специальное водопользование или в случае его аннулирования и прекращено использование воды (то есть объект налогообложения отсутствует), последним налоговым периодом, за который подается декларация вместе с приложением (ями) 5 (в части рентной платы за специальное использование вод), является отчетный период, в котором закончился срок действия разрешения на специальное водопользование

Какой первый отчетный (налоговый) период для подачи налоговой декларации по рентной плате в случае приобретения земельного участка со скважиной для добычи подземной воды (в том числе если скважина законсервирована)?

В соответствии с п.п. 252.1.4 НКУ плательщиками рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых являются землевладельцы и землепользователи, кроме субъектов предпринимательства, которые в соответствии с законодательством относятся к фермерским хозяйствам, осуществляющим хозяйственную деятельность по добыче подземных вод на основании разрешений на специальное водопользование.

Объектом обложения рентной платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых по каждому предоставленному в пользование участку недр, определенному в соответствующем специальном разрешении, является объем товарной продукции горного предприятия — добытого полезного ископаемого (минерального сырья), который является результатом хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых в налоговом (отчетном) периоде, приведенной в соответствие со стандартом, установленным отраслевым законодательством (п. 252.3 НКУ)

В то же время согласно п. 255.1 НКУ плательщиками рентной платы за специальное использование воды, в частности являются первичные водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица, постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, которые используют и/или передают вторичным водопользователям воду, полученную путем забора воды из водных объектов.

Статьей 49 Водного кодекса определено, что специальное водопользование является платным и осуществляется на основании разрешения на специальное водопользование.

То есть СХ, который имеет в собственности земельный участок со скважиной для добычи подземной воды (в том числе если скважина была законсервирована), для осуществления специального водопользования должен иметь разрешение на специальное водопользование.

Объектом обложения рентной платой за специальное использование воды является фактический объем воды, который используют водопользователи (п. 255.3 НКУ).

Базовый налоговый (отчетный) период для рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и специальное использование воды в соответствии с п. 257.1 НКУ равен календарному кварталу.

Плательщик рентной платы до окончания предельного срока подачи налоговых деклараций за налоговый (отчетный) период, определенный ст. 257 НКУ, подает в соответствующий контролирующий орган по форме, установленной в порядке, предусмотренном ст. 46 НКУ, налоговую декларацию, которая содержит, в частности, приложения:

— по рентной плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых — по местонахождению участка недр, из которого добыты полезные ископаемые, в случае размещения такого участка недр в пределах территории Украины (п.п. 257.3.1 НКУ);

— по рентной плате за специальное использование воды — по местонахождению водных объектов по основному или неосновному месту учета (п.п. 257.3.4 НКУ, п. 63.3 НКУ).

Налоговые декларации по рентной плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых подаются ее плательщиком, начиная с календарного квартала, следующего за кварталом, в котором такой плательщик получил или переоформил специальное разрешение на пользование недрами (п.п. 252.23 НКУ).

Таким образом, СХ, который приобрел земельный участок со скважиной для добычи подземной воды (в том числе если скважина законсервирована), является плательщиком рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и специальное использование воды и должен подавать налоговую декларацию по рентной плате начиная с календарного квартала, следующего за кварталом, в котором такой плательщик получил или переоформил разрешение на специальное водопользование

В каких отчетных периодах одновременно с налоговой декларацией по рентной плате (в части рентной платы за специальное использование воды) подается копия разрешения на специальное водопользование /

договора на поставку воды и статистическая отчетность об использовании воды № 2ТП-водгосп?

В соответствии с п.п. 255.11.19 НКУ плательщики рентной платы за специальное использование воды подают одновременно с налоговыми декларациями контролирующим органам копии разрешения на специальное водопользование, договора на поставку воды и статистической отчетности об использовании воды.

Плательщик рентной платы до окончания определенного разд. II НКУ предельного срока подачи налоговых деклараций за налоговый (отчетный) период, который равен календарному кварталу, подает в соответствующий контролирующий орган по форме, установленной в порядке, предусмотренном ст. 46 НКУ, налоговую декларацию, содержащую, в частности, приложение по рентной плате за специальное использование воды (п.п. 257.3.4 НКУ).

Согласно п. 1.3 разд. І Порядка ведения государственного учета водопользования, утвержденного приказом Министерства экологии и природных ресурсов от 16.03.2015 г. № 78, государственный учет водопользования осуществляется путем подачи водопользователями отчетов об использовании воды по форме № 2ТП-водгосп (годовая) (далее — Отчет)

Пунктом 1.5 разд. І указанного Порядка определено, что во время государственного учета водопользования систематизируют данные о водопользователях, которые осуществляют деятельность, связанную с забором и/или использованием воды, сбросом обратных (сточных) вод и загрязняющих веществ, и:

— осуществляют забор воды из поверхностных и подземных водных объектов в объеме от 20 м3 воды в сутки;

— забирают воду из водопроводных сетей или других систем водоснабжения в объеме от 20 м3 воды в сутки (в среднем в течение календарного года) и передают обратные (сточные) воды в системы водоотведения;

— забирают воду для орошения в объеме от 20 м3 воды в сутки (в среднем в течение оросительного периода);

— имеют сезонный режим работы и забирают воду в объеме от 20 м3 воды в сутки (в среднем в течение периода его работы в пределах календарного года);

— имеют оборотные системы водоснабжения общей мощностью 1000 м3 воды в сутки и более независимо от количества забранной (полученной) воды;

— используют воду для производства напитков независимо от количества воды;

— осуществляют сброс (независимо от объема) обратных (сточных) вод непосредственно в водные объекты и подземные горизонты;

— отнесены к отрасли гидроэнергетики;

— пользуются водными объектами для рыбохозяйственных потребностей (кроме судов флота рыбной промышленности).

Пунктом 1.9 разд. І указанного Порядка определено, что отчетным периодом является календарный год. Водопользователи, указанные в п. 1.5 разд. І этого Порядка, не позднее 1 февраля следующего за отчетным года подают Отчеты в организации, которые относятся к сфере управления Госводагентства.

Копии Отчетов с отметкой о получении (штампом организации, которая приняла Отчет, и датой принятия) подаются плательщиками рентной платы за специальное использование воды вместе с налоговыми декларациями указанного сбора в территориальные органы ГФС (п. 1.11 разд. І Порядка).

Таким образом, при подаче плательщиком рентной платы за специальное использование воды первой налоговой декларации по рентной плате (в части рентной платы за специальное использование воды) вместе с ней подается копия разрешения на специальное водопользование, а в дальнейшем такая копия подается в случае внесения изменений в разрешение на специальное водопользование.

При этом копии заключенных с первичными водопользователями договоров на поставку воды вместе с налоговыми декларациями по рентной плате не подаются.

Копия Отчета с отметкой о получении (штампом организации, которая относится к сфере управления Госводагентства, которая приняла Отчет, и датой принятия) подается плательщиком рентной платы за специальное использование воды вместе с декларацией по рентной плате за год

Кто является плательщиком рентной платы за специальное использование воды в случае передачи в аренду земельного участка со скважиной одним СХ (собственником) другому

(в том числе бюджетному учреждению) для добычи подземных вод?

В соответствии с п. 255.1 НКУ плательщиками рентной платы за специальное использование воды являются:

1) первичные водопользователи — СХ независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица, постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, которые используют и/или передают вторичным водопользователям воду, полученную путем забора воды из водных объектов;

2) СХ независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица, постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, которые используют воду для потребностей гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства

Если водопользователи, которые полностью содержатся за счет средств государственного и местных бюджетов, используют объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, рентная плата исчисляется на общих основаниях из всего объема использованной воды (п.п. 255.11.12 НКУ).

Согласно п.п. 255.11.2 НКУ рентная плата исчисляется исходя из фактических объемов использованной воды (подземной, поверхностной) водных объектов, установленных в разрешении на специальное водопользование, лимитов использования воды, ставок рентной платы и коэффициентов.

Статьей 49 Водного кодекса определено, что специальное водопользование является платным и осуществляется на основании разрешения на специальное водопользование.

Разрешение на специальное водопользование выдается территориальными органами центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере развития водного хозяйства.

Выдача (отказ в выдаче, переоформление, выдача дубликата, аннулирование) разрешения на специальное водопользование осуществляется в соответствии с Законом Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» в установленном Кабмином порядке.

Выдача (переоформление, выдача дубликата, аннулирование) разрешения на специальное водопользование осуществляется безвозмездно.

Таким образом, СХ, арендующий земельный участок со скважиной (арендатор) и осуществляющий добычу подземных вод является плательщиком рентной платы и должен получить все разрешительные документы, предусмотренные действующим законодательством для специального использования подземных водных объектов и добычи запасов подземных вод.

При этом арендатор-водопользователь (бюджетная организация) является плательщиком рентной платы в случае использования воды для осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах.

Следует отметить, что в случае отсутствия у арендатора-водопользователя, в том числе бюджетного учреждения, разрешения на специальное водопользование с установленными в нем лимитами использования воды, рентная плата взимается за весь объем использованной воды, которая подлежит оплате как за сверхлимитное использование в соответствии с п.п. 255.11.15 НКУ

Каковы особенности исчисления и заполнения приложения 5 «Расчет по рентной плате за специальное использование воды» к налоговой декларации по рентной плате СХ, имеющими скважины и осуществляющими забор и/или использование воды в объеме до 5 м3 в сутки, и не имеющими разрешений на специальное водоиспользование с установленными годовыми лимитами использования воды и/или измерительных приборов?

В соответствии с п. 255.1 НКУ плательщиками рентной платы за специальное использование воды являются, в частности, первичные водопользователи — СХ независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица, постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, которые используют и/или передают вторичным водопользователям воду, полученную путем забора воды из водных объектов.

Согласно ч. 1 ст. 48 Водного кодекса специальное водопользование — это, в частности, забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды.

Абзацем 12 ч. 3 ст. 48 Водного кодекса установлено, что не относятся к специальному водопользованию забор и/или использование воды в объеме до 5 м3 в сутки, кроме используемой для производства (входящей в состав) напитков и фасованной питьевой воды.

Пунктом 5 Порядка № 963 установлено, что водопользователи обустраивают артезианские скважины, которые эксплуатируются, средствами измерения объема добытых подземных вод, которые прошли в установленном законодательством порядке государственную метрологическую аттестацию или поверку в поверочных лабораториях предприятий и организаций, уполномоченных на проведение государственных испытаний или поверок

Обязанность плательщика рентной платы возникает у СХ, идентифицирующихся как первичные водопользователи — субъекты, ключевым признаком которых является наличие водозаборных сооружений и соответствующего оборудования для забора воды (ч. 3 ст. 42 Водного кодекса), а также наличие соответствующего разрешения на специальное водопользование (ч. 1 ст. 49 Водного кодекса), которым дано право осуществления хозяйственной деятельности по специальному водопользованию путем забора воды.

Таким образом, если СХ не имеет разрешения на специальное водопользование и добывает подземную воду в объеме до 5 м3 в сутки, то такой СХ не является плательщиком рентной платы и не подает расчет по рентной плате за специальное использование воды (приложение 5 к декларации)

Должен ли первичный водопользователь, имеющий разрешение на специальное водопользование и использующий воду исключительно для собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд или

для удовлетворения питьевых и санитарно- гигиенических нужд населения и/или собственных хозяйственных нужд подавать налоговую декларацию по рентной плате (в части рентной платы за специальное использование воды) и уплачивать рентную плату за специальное использование воды?

Действующий порядок определения основных элементов и исчисления налоговых обязательств по рентной плате, установленный ст. 255 НКУ, предусматривает, что рентная плата не взимается за объемы воды, использующиеся определенными в п. 255.4 этого Кодекса потребителями.

Вместе с тем в условиях действия единого тарифа централизованного водоснабжения, установленного согласно Порядку формирования тарифов на централизованное водоснабжение и водоотведение, утвержденному постановлением НКРЭКП от 10.03.2016 г. № 302, не предусмотрены процедуры учета объемов поставки воды по разной себестоимости («с» или «без» учета рентной платы).

До утверждения отдельных тарифов определение основных элементов и исчисления налоговых обязательств по рентной плате осуществляется путем составления для каждого водного объекта трех приложений 5 к отчетной налоговой декларации по рентной плате за:

1) объемы воды, которые по результатам коммерческого учета коммунальных услуг по водоснабжению предоставлены для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд потребителям, не являющимся СХ в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения, но относящимся к потребителям, определенным в п.п. 255.4.1 НКУ, налоговые обязательства по рентной плате декларируются с указанием в приложении 5 к декларации:

— объемов, которые в отчетном (налоговом) периоде поставлены для удовлетворения питьевых нужд — строка 8;

— поскольку налоговое обязательство (строка 11) не возникает, то для целей функционирования алгоритма контроля в строке 10.2 указывается величина «0» (ноль);

2) объемы воды, которые используются первичными водопользователями на собственные технологические потребности, включая потери и расходы для обеспечения осуществления хозяйственной деятельности по выработке, созданию и/или предоставлению жилищно-коммунальных услуг, налоговые обязательства по рентной плате декларируются с указанием в приложении 5 к декларации:

— объемов, которые в отчетном (налоговом) периоде использованы для собственных технологических потребностей — строка 8;

— коэффициента 0,3 — строка 10.2 (в соответствии с п. 255.7 НКУ);

— ставки рентной платы для соответствующего водного объекта — строка 9;

3) объемы воды, которые поставлены потребителям, не являющимся СХ в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения и не относящимся к потребителям, определенным в п.п. 255.4.1 НКУ, налоговые обязательства по рентной плате декларируются с указанием в приложении 5 к декларации:

— объемов, которые в отчетном (налоговом) периоде поставлены для нужд вторичных потребителей — строка 8;

— поскольку налоговое обязательство (строка 11) исчисляется по ставке, определенной НКУ, то для целей функционирования алгоритма контроля в строке 10.2 указывается величина «1» (один);

— ставки рентной платы для соответствующего водного объекта — строка 9

Таким образом, первичный водопользователь, имеющий разрешение на специальное водопользование и использующий воду исключительно для собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд или для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения и/или собственных хозяйственных нужд является плательщиком рентной платы за специальное использование воды и должен подавать налоговую декларацию по рентной плате и уплачивать рентную плату.

Аналогичное разъяснение налоговиков по этому вопросу приведено в письме ГФС от 08.05.2018 г. № 1388/4/99-99-12-02-03-13

Сроки подачи и уплаты

Подают декларацию за III квартал 2018 года в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (то есть не позднее 09.08.2018 г.), в орган ГФС по местонахождению участка недр, из которого добыты полезные ископаемые (если речь идет о добыче воды, то по местонахождению скважины).

Внимание: в случае, если ваше место учета не совпадает с местонахождением скважины, придется подать копии декларации и приложений 1 и 5 в орган ГФС по месту своей налоговой регистрации.

Уплатить рентную плату за III квартал 2018 года следует в течение 10 календарных дней после окончания предельного срока подачи декларации в орган ГФС по местонахождению скважины, то есть не позднее 17.08.2018 г. (п. 257.5 НКУ).

Как показать расходы по уплате рентной платы

В соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, расходы на уплату налоговых, неналоговых и других платежей на безвозвратной основе, взимание которых предусмотрено законодательством (включая плату за административные услуги), в том числе расходы на уплату рентной платы за специальное использование воды, осуществляют по КЭКР 2800 «Прочие текущие расходы».

В бухгалтерском учете расходы по уплате рентной платы бюджетные учреждения отражают такими записями:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Начислена рентная плата за воду, которая используется:

— для собственной деятельности

8411

6311

— для хозяйственной деятельности (предоставление платных услуг, изготовление продукции)

8115

6311

2

Перечислена в бюджет рентная плата за воду

6311

2313

Нормативные документы и сокращения

Водный кодекс — Водный кодекс Украины от 06.06.95 г. № 213/95-ВР.

Кодекс о недрах — Кодекс Украины о недрах от 27.07.94 г. № 132/94-ВР.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Порядок № 615Порядок предоставления специальных разрешений на пользование недрами, утвержденный постановлением КМУ от 30.05. 2011 г. № 615.

Порядок № 321 — Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.2002 г. № 321.

Порядок № 963 — Порядок государственного учета артезианских скважин, обустройства их средствами измерения объема добытых подземных вод, утвержденный постановлением КМУ от 08.10.2012 г. № 963.

Приказ № 719приказ Минфина «Об утверждении формы Налоговой декларации по рентной плате» от 17.08.2015 г. № 719.

ЗІР — Общедоступный ресурс информационного справочника ГФС (http://zir.sfs.gov.ua).

СХ — субъект хозяйствования.