Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении формы заключения о результатах мониторинга закупки и порядка его заполнения

Государственная аудиторская служба Украины
Приказ от 23.04.2018 г. № 86
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 01.06.2018 г. под № 654/32106

В соответствии с частью двадцатой статьи 71 Закона Украины «О публичных закупках», пунктом 9 Положения о Государственной аудиторской службе Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 03 февраля 2016 года № 43, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

форму заключения о результатах мониторинга закупки;

Порядок заполнения формы заключения о результатах мониторинга закупки.

2. Департаменту контроля в сфере закупок Государственной аудиторской службы Украины обеспечить подачу этого приказа в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

3. Отделу коммуникаций, связей с общественностью и рассмотрения обращений граждан Государственной аудиторской службы Украины в десятидневный срок со дня государственной регистрации этого приказа в Министерстве юстиции Украины обеспечить его обнародование на официальном веб-сайте Государственной аудиторской службы Украины.

4. Этот приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Л. Гаврилова

СОГЛАСОВАНО:

Председатель Антимонопольного комитета Украины Ю. Терентьев

Утверждено приказом Государственной аудиторской службы Украины от 23.04.2018 г. № 86

img 1

Утвержден приказом Государственной аудиторской службы Украины от 23.04.2018 г. № 86

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 01.06.2018 г. под № 654/32106

Порядок заполнения формы заключения о результатах мониторинга закупки

I. Общие положения

1. Этот Порядок, разработанный в соответствии с частью двадцатой статьи 71 Закона Украины «О публичных закупках», определяет порядок заполнения формы заключения о результатах мониторинга закупки (далее — заключение).

2. В этом Порядке термины употребляются в значениях, приведенных в Законах Украины «О публичных закупках», «Об электронных документах и электронном документообороте».

3. Заключение составляется в форме электронного документа и заполняется в соответствии с установленной формой заключения о результатах мониторинга закупки, утвержденной приказом Государственной аудиторской службы Украины от 23 апреля 2018 года № 86 (далее — форма заключения) в электронной системе закупок.

4. После заполнения формы заключения заключение выгружается из электронной системы закупок в визуальную форму в формате текстового редактора для его подписания и утверждения.

5. Заключение подписывается и утверждается наложением электронной подписи с соблюдением требований законодательства в сфере электронного документооборота и электронной цифровой подписи.

6. Для обнародования подписанное и утвержденное заключение загружается в электронную систему закупок, на форму заключения накладывается электронная подпись должностного лица органа государственного финансового контроля, осуществившего мониторинг закупки.

II. Порядок заполнения вступительной части формы заключения

1. В пункте 1 указываются полное наименование заказчика, относительно которого осуществлялся мониторинг закупки, его идентификационный код юридического лица в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины, местонахождение.

2. В пункте 2 указываются наименование предмета закупки и его ожидаемая стоимость.

3. В пункте 3 указываются уникальный номер объявления о проведении процедуры закупки, присвоенный электронной системой закупок, и дата его обнародования на веб-портале Уполномоченного органа и/или уникальный номер уведомления о намерении заключить договор и дата его обнародования на веб-портале Уполномоченного органа.

4. В пункте 4 указывается, какая из определенных частью первой статьи 12 Закона Украины «О публичных закупках» процедур закупок применена заказчиком.

5. В пункте 5 указывается (указываются) основание (основания), определенное (определенные) статьей 71 Закона Украины «О публичных закупках», при наличии которого (которых) руководителем органа государственного финансового контроля или его заместителем принято решение о начале мониторинга закупки.

6. В пункте 6 вступительной части формы заключения указывается дата начала осуществления мониторинга закупки. Датой начала осуществления мониторинга закупки является дата обнародования решения о начале мониторинга закупки в электронной системе закупок органом государственного финансового контроля.

7. Информация, указанная в пунктах 1 — 4 этого раздела II этого Порядка, заполняется на основании данных электронной системы закупок.

8. Вступительная часть формы заключения заполняется электронной системой закупок автоматически.

III. Порядок заполнения констатирующей части формы заключения

1. В пункте 1 указываются:

1) дата окончания мониторинга закупки в соответствии с Законом Украины «О публичных закупках»;

2) вопрос, ставший предметом анализа соблюдения заказчиком законодательства в сфере публичных закупок, перечень проанализированных документов и информации, другие действия органа государственного финансового контроля, которые были предприняты в соответствии с законодательством для обеспечения проведения мониторинга закупки;

3) описание нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок, обнаруженного(ых) по результатам мониторинга закупки, с указанием:

структурной единицы нормативно-правового акта, нормы которой нарушены, его вида, наименования субъекта нормотворчества, даты принятия и его регистрационного индекса (кроме законов), заголовка, а в случае отсылки к зарегистрированному нормативно-правовому акту — также даты и номера его государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины. При указании структурной единицы закона указывается только ее заголовок (кроме законов о внесении изменений);

наименования и реквизитов документов, на основании которых сделано заключение о наличии нарушения (в случае необходимости также детализируются суть и обстоятельства допущения нарушения).

2. В пункте 2 делается заключение о наличии или отсутствии нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок по каждому из вопросов, которые анализировались.

3. В случае выявления нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок пункт 3 должен содержать ссылку на структурную единицу компетенционного нормативно-правового акта, на основании которой орган государственного финансового контроля обязывает заказчика устранить в установленном законодательством порядке такие нарушения, а также обязательства относительно их устранения.

Комментарий редакции

ГАСУ утвердила форму заключения о результатах мониторинга закупки

Придумать что-то новое — всегда хорошо, однако реализовать задумку — намного сложнее. Напомним, что Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законы Украины относительно осуществления мониторинга закупок» от 21.12.2017 г. № 2265-VIII вступил в силу 27.01.2018 г. Этот Закон и комментарий к нему были размещены в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 5.

Как указывается в пояснительной записке к этому Закону, основными его преимуществами являются введение:

— автоматических индикаторов рисков. Это обеспечит возможность автоматически осуществлять выбор процедуры закупки, которая содержит признаки нарушений законодательства в сфере закупок;

— исчерпывающего перечня оснований для проведения мониторинга закупок. Это позволит урегулировать вопрос полномочий органа государственного финансового контроля относительно принятия решения о начале мониторинга закупки;

— принципа невмешательства контролирующего органа в процесс проведения закупок, что будет способствовать незатягиванию процесса закупки;

— обязательной публикации информации в электронной системе закупок о начале и окончании мониторинга, о результатах его проведения, об обмене информацией между органом государственного финансового контроля и заказчиком на всех этапах проведения мониторинга.

Таким образом, для обеспечения максимальной открытости выявленные в ходе мониторинга нарушения предлагают оформлять в виде заключения. Этот документ опубликуют в электронной системе закупок вместе с описанием нарушений и обязательством по их устранению.

Одним из шагов к введению и эффективному функционированию мониторинга закупок в Украине является утверждение формы заключения.

Согласно ст. 71 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922) форму заключения и порядок его заполнения определяет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственного финансового контроля, т. е. Государственная аудиторская служба Украины (далее — ГАСУ).

Основные требования к содержанию такого заключения описаны в ч. 7 ст. 71 Закона № 922.

Так, в заключении обязательно указывают:

1) наименование заказчика, по которому осуществлялся мониторинг закупки, его идентификационный код юридического лица в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины, местонахождение;

2) наименование предмета закупки и его ожидаемую стоимость;

3) уникальный номер объявления о проведении процедуры закупки, присвоенный электронной системой закупок, и дату его обнародования на веб-портале Уполномоченного органа и/или уникальный номер уведомления о намерении заключить договор и дату его публикации на веб-портале Уполномоченного органа;

4) описание нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок, выявленного(ых) по результатам мониторинга закупки;

5) обязательства по устранению нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок.

Кстати, это обязательные пункты, которые должны быть указаны в заключении. Однако знайте: этот перечень не является исчерпывающим. Поэтому ГАСУ может указать в заключении дополнительную информацию, которую посчитает необходимой для более подробного описания результатов мониторинга закупки. Если же заказчику повезло и никаких нарушений во время мониторинга не выявлено, об этом также следует указать в заключении.

До недавнего времени вопрос о форме такого заключения оставался открытым. Поэтому в большинстве случаев ГАСУ отправляла письма с рекомендациями об устранении выявленных нарушений.

И вот наконец, ГАСУ во исполнение требований Закона № 922 утвердила комментируемый приказ. Далее рассмотрим самые интересные моменты.

Прежде всего обратите внимание на то, что заключение представляет собой электронный документ и имеет строго определенную форму, утвержденную комментируемым приказом.

Порядок его заполнения состоит из таких этапов:

1. Заполнение формы заключения. При этом вступительная часть заключения формируется в электронной системе автоматически.

2. Данный электронный документ с заполненной формой выгружают из электронной системы закупок для его дальнейшего подписания и утверждения. Следует заметить, что под подписанием и утверждением имеется в виду наложение на него электронной подписи в соответствии с законодательством.

3. Далее заключение обратно загружают в систему, на форму которого должностное лицо, проводившее мониторинг закупки, накладывает электронную цифровую подпись.

По своей структуре заключение имеет две части — вступительную и констатирующую.

Так, во вступительной части этого документа, помимо требований ч. 7 ст. 71 Закона № 922, также должна быть указана информация о:

— процедуре закупки, выбранной заказчиком;

— основании для принятия решения о начале мониторинга;

— дате начала проведения мониторинга (т. е. дата обнародования в электронной системе решения о проведении мониторинга).

В свою очередь, в констатирующей части необходимо указать, помимо описания нарушений и обязательств по их устранению, следующее:

— дату окончания мониторинга;

— вопрос, который стал предметом анализа на соблюдение заказчиком законодательства в сфере публичных закупок, перечень проанализированных документов и информации, иные действия органа государственного финансового контроля, принятые в соответствии с законодательством для обеспечения проведения мониторинга закупки;

— информацию о нормативно-правовых актах, нормы которых нарушены, на основании которых сделан вывод о наличии нарушения и на основании которых орган государственного финансового контроля обязует заказчика устранить выявленные нарушения.

На наш взгляд, одним из недостатков комментируемого приказа является то, что на законодательном уровне для заказчика не очерчен круг обязательств по устранению выявленных нарушений. Так, например, по результатам рассмотрения жалобы орган обжалования имеет право принять решение о наличии или отсутствии нарушений и о мерах, которые необходимо предпринять для их устранения (ч. 9 ст. 18 Закона № 922), в частности:

— обязать заказчика полностью или частично отменить свои решения;

— предоставить необходимые документы, разъяснения;

— устранить любые дискриминационные условия;

— привести тендерную документацию в соответствие с требованиями законодательства;

— при невозможности исправить допущенные нарушения отменить процедуру закупки.

По нашему мнению, такую положительную практику необходимо использовать также и в отношении мониторинга закупок.

Обратите внимание! Заключение ГАСУ — это не истина в последней инстанции, и вы имеете право обратиться в суд для обжалования. При этом реализовать это право заказчик может в течение 10 рабочих дней со дня опубликования такого заключения.

Кроме того, если вдруг вам что-то неясно в заключении (как по его содержанию, так и по поводу обязательств по устранению нарушений), смело обращайтесь в ГАСУ за разъяснениями в течение 3 рабочих дней со дня его опубликования. Однако помните — таким правом Закон № 922 разрешает заказчику воспользоваться лишь однократно.

Оксана КУЧЕРОВА, юрист

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше