Темы статей
Выбрать темы

Ищем собственника дороги: есть ли документы

Брусенцова Яна, директор Департамента изданий для публично-правовой сферы, главный редактор изданий «Местное самоуправление» и «Радник старости», юрист, Ковшова Елена, заместитель главного редактора изданий «Местное самоуправление» и «Радник старости», аналитик
Поводом для написания статьи стал такой вопрос читателя: «Просим помочь в ситуации, сложившейся вокруг взятия на баланс дорог коммунального значения (грунтовые, асфальтированные), которые находятся в пределах села. В населенном пункте, находящемся на территории сельского совета, основную хозяйственную деятельность осуществляют частное предприятие «В» и ЧСП, которыми руководит одно и то же лицо, и оно утверждает, что эти дороги находятся на балансах его предприятий. Но подтверждающих документов этого факта такое лицо сельскому совету не предоставляет. Сельским советом был сделан запрос в Службу автомобильных дорог, Облавтодор, районную государственную администрацию, которые предоставили ответы. Из них следует, что дороги, которые находятся на территории сельского совета, у них на балансе не находятся. Другой информации сельский совет не имеет. После этого сельским советом было принято решение о признании дорог в населенном пункте бесхозными в соответствии со ст. 335 ГКУ, но государственная регистрационная служба отказала в регистрации этих дорог из-за отсутствия адреса и кадастровых номеров земельных участков, на которых расположены дороги. Поэтому решение сельского совета «О признании бесхозным недвижимого имущества (дороги) в населенных пунктах сельского совета» выполнить невозможно. По этой причине внеочередной сессией сельского совета это решение было отменено. Постоянной комиссией сельского совета предложено следующее: в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 26, пп. 1, 2 и 5 ст. 60 Закона № 280, пп. 2 и 3 ст. 122 Земельного кодекса Украины, разд. 3 ст. 16 и 18 Закона № 2862 взять недвижимое имущество (дороги в населенных пунктах) на баланс сельского совета как объекты коммунальной собственности. Правильно ли это? Как правильно согласно нормам действующего законодательства решить этот вопрос и взять на баланс эти дороги?». Вопрос, поступивший в редакцию, является сложным, но попробуем расставить все точки над «і» и найти на него ответ.

Понятие «дорога» и ее принадлежность к коммунальной собственности

Разбираться с вопросом нужно из определения того, что является дорогой. Заметим, что действующее законодательство отождествляет понятие «дорога» и «автомобильная дорога».

Автомобильная дорога, улица (дорога) — часть территории, в частности, в населенном пункте, со всеми расположенными на ней сооружениями (мостами, путепроводами, эстакадами, надземными и подземными пешеходными переходами) и средствами организации дорожного движения, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов и ограниченная по ширине внешним краем тротуаров или краем полосы отвода. Такое определение дает постановление КМУ «О Правилах дорожного движения» от 10.10.2001 г. № 1306.

Автомобильная дорога — линейный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для непрерывного, безопасного и удобного движения транспортных средств (ст. 1 Закона № 2862).

В то же время ст. 21 Закона № 3353 говорит, что автомобильная дорога, улица представляет собой часть территории, в том числе в населенном пункте, предназначенную для движения транспортных средств и пешеходов, со всеми размещенными на ней сооружениями.

Какие должны иметься составляющие, чтобы определить, что это дорога? То есть отдельный объект, который в нашем случае относится еще и к объектам недвижимого имущества? Обратимся снова к указанным нормативно-правовым актам.

Так, в соответствии с Законом № 2862 проезжая часть — часть автомобильной дороги, непосредственно предназначенная для движения транспортных средств. То есть в составе автомобильной дороги должна быть проезжая часть. Земляное полотно — грунтовая конструкция автомобильной дороги. Дорожное покрытие — укрепленные верхние слои дороги, которые воспринимают нагрузку от транспортных средств. То есть и покрытие, и земляное полотно в составе дороги тоже должны быть. И здесь Закон № 2862 не говорит о том, какое именно должно быть покрытие автомобильной дороги: асфальтированное, грунтовое и т. п. А еще Закон № 3353 наряду с видами дорог, определенными в ст. 5, выделяет такие виды дорог, как подъездные и грунтовые (см. ст. 12). Почему это важно?

Закон № 2862 определяет составляющие автомобильных дорог общего пользования (см. ст. 9). Кроме того, этот же законодательный акт (см. ст. 18) говорит об интересующих нас составляющих улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Ведь именно улицы и дороги городов и других населенных пунктов находятся в ведении ОМС и являются коммунальной собственностью согласно ст. 16 Закона № 2862, а в соответствии со ст. 17 этого же Закона — управление функционированием и развитием улиц и дорог городов и других населенных пунктов осуществляется соответствующими ОМС, в ведении которых они находятся. То есть эти дороги имеют составляющие как объекта в рамках, которые определяет Закон № 2862. Теперь далее.

Компетенция собственников автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов определена ст. 9 Закона № 3353. То есть автомобильные дороги в соответствии с требованиями действующего законодательства должны иметь собственника. В частности, на собственников дорог возложена обязанность по их оборудованию и ремонту.

Справка. Пункт 1.1 стандарта ДСТУ 3587-97 «Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию» определяет, что он распространяется на автомобильные дороги, улицы и дороги городов и населенных пунктов, железнодорожные переезды. Еще интереснее выглядит п. 1.3 этого же стандарта, который говорит о том, что требования этого стандарта являются обязательными для выполнения, а п.п. 3.1.1 говорит о том, что состояние покрытия проезжей части и других элементов дороги должно проверяться организациями, которые их эксплуатируют. То есть должен составляться акт обследования проезжей части и других элементов дороги.

На предприятии, которое будет заниматься этим самым эксплуатационным обслуживанием, приказом по предприятию должны быть определены конкретные работники (специалисты), на которых возложена обязанность проверки состояния покрытия, и конкретный перечень дорог, которые должны проверяться. Осуществлять это должны уполномоченные коммунальные предприятия относительно дорог коммунальной собственности, которые определяет ОМС. А для этого должно быть основание!

Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV предприятия, учреждения и организации в сфере благоустройства населенных пунктов обязаны, в частности, проводить согласно планам, утвержденным органами государственной власти, ОМС, инвентаризацию и паспортизацию закрепленных за ними объектов благоустройства (их частей), которые осуществляются в порядке, утвержденном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Основными обязанностями ОМС в части управления функционированием и развитием улиц и дорог городов и других населенных пунктов являются, в частности, осуществление статистического учета и паспортизации улиц и дорог городов и других населенных пунктов (ст. 19 Закона № 2862).

Подчеркнем: тратить средства местного бюджета на ремонт и содержание дорог, которые находятся в коммунальной собственности, ОМС должен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Украины. Поэтому, если у ОМС нет законного основания для взятия дороги, которая находится в пределах населенного пункта, на баланс, возникает уместный вопрос о том, законно ли совет осуществляет ремонт и содержание дороги, которая в действительности может иметь собственника, но совет его не установил.

В соответствии с требованиями действующего законодательства подтверждением права собственности на что-либо должен быть соответствующий документ. Вряд ли с этим фактом можно спорить. Ввиду того, что на огромное количество дорог по состоянию на сегодняшний день нет должным образом оформленных документов, по мнению редакции, это не значит, что в соответствии с законодательством их не должно быть.

Хорошо известно, что в свое время был запущен процесс распаивания имущества реорганизованных коллективных сельскохозяйственных предприятий. В составе имущества таких предприятий очень часто находились и дороги, которые не подлежали делению на части, а должны были передаваться на то время предприятиям-правопреемникам. Впоследствии такое имущество должно было быть передано на баланс ОМС. Об этом свидетельствует приказ Минагрополитики от 14.03.2001 г. № 62 (по состоянию на сегодняшний день утратил силу). Скорее всего, дороги, о которых идет речь в вопросе, были в составе паевого фонда бывшего КСП, поскольку в обращении к нашей редакции фигурируют предприятия, настаивающие на том, что дороги находятся на их балансе (правда, подтверждающих документов они не предоставили). И здесь снова возвращаемся к вопросу принадлежности дороги тому или иному субъекту. Согласно действующему законодательству, а именно ст. 16 Закона № 2862, действительно, улицы и дороги городов и других населенных пунктов находятся в ведении ОМС и являются коммунальной собственностью. Но все равно для отнесения той или иной дороги к коммунальной собственности должно быть основание!

Учитывая ситуацию, описываемую в вопросе, неизвестно, кто именно является собственником той или иной дороги. А если проанализировать Закон № 2862, то норма о том, что улицы и дороги городов и других населенных пунктов находятся в ведении ОМС и они являются коммунальной собственностью, является обобщенной нормой. Такая норма не дает полномочия ОМС принимать в коммунальную собственность имущество, которое лишь по его мнению принадлежит к коммунальной собственности, а по факту собственник такого имущества — неизвестен.

По мнению редакции, при решении вопроса о принадлежности той или иной дороги к коммунальной собственности этой нормой необходимо руководствоваться лишь при оформлении соответствующих документов на такую дорогу, но по установленным действующим законодательством процедурам.

Заметим, что важность определения момента перехода права собственности на недвижимые вещи и объясняется тем, что именно с этим моментом связан переход к приобретателю соответствующего объекта правомочностей, составляющих содержание субъективного права собственности, — права владения, права пользования и права распоряжения, которые должны быть подтверждены соответствующими документами. Иного действующее законодательство не предусматривает.

В настоящее время право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. По состоянию на сегодняшний день действует Закон № 1952 (ср. ). В частности, указанным документом предусмотрено право обращения ОМС к государственному регистратору для взятия на учет бесхозного недвижимого имущества. И, конечно, есть особенности, но о них мы скажем немного позже. А пока что обратимся к судебной практике.

Справка. Верховный Суд Украины в определении от 29.08.2007 г. по делу № 6-3224св07 пришел к заключению, что в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 234 ГПК дела о передаче бесхозной недвижимой вещи в коммунальную собственность суд рассматривает в порядке особого производства*. Однако согласно ч. 6 ст. 235 ГПК (в редакции, действовавшей на то время), если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает спор о праве, который разрешается в порядке искового производства, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они имеют право подать иск на общих основаниях.

* В соответствии со ст. 234 ГПК (в редакции, действовавшей на то время) особое производство — это вид неискового гражданского судопроизводства, в порядке которого рассматриваются гражданские дела о подтверждении наличия или отсутствия юридических фактов, имеющих значение для охраны прав и интересов лица или создания условий осуществления им личных неимущественных или имущественных прав либо подтверждения наличия или отсутствия неоспариваемых прав. В рамках особого производства суд рассматривает, в частности, дела о передаче бесхозной недвижимой вещи в коммунальную собственность. Дела особого производства суд рассматривает при участии заявителя и заинтересованных лиц.

Суть дела заключалась в том, что истец, а именно управление экономики соответствующего городского совета, обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что недвижимое имущество по указанному адресу, в том числе асфальтированные дороги, были поставлены на учет как бесхозные, о чем было сделано объявление в газете, и с того времени сведения о собственнике имущества в управление экономики не поступали. Но производственное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства возражало против заявления управления и заявило о своих правах на имущество и отметило, что указанное управлением имущество не является бесхозным, поскольку передано предприятию в соответствующем году для ведения хозяйственной деятельности, находится на балансе предприятия, которое им фактически владеет, пользуется и распоряжается. На основании постановления суда заявление управления экономики соответствующего городского совета о передаче бесхозного недвижимого имущества в собственность территориальной громады оставлено без рассмотрения.

Как видим, описанное судебное дело является хорошим примером того, что при отсутствии информации о собственнике того или иного коммунального имущества есть соответствующая процедура, установленная действующим законодательством, по которой такого собственника можно установить.

Речь идет о ст. 335 Гражданского кодекса Украины, регламентирующей вопрос приобретения права на бесхозную вещь. Так, бесхозной является вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен. Бесхозные недвижимые вещи берутся на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению ОМС, на территории которого они размещены. О взятии бесхозной недвижимой вещи на учет делается объявление в печатных средствах массовой информации.

Заметим, что по делу № 239/714/15-ц от 25.11.2015 г. суд своим определением пришел к заключению, что такая постановка на учет является административным актом, а не юридическим фактом, что влияет на гражданские правоотношения, объектом которых является эта недвижимость. Суд отметил, что значение взятия на учет недвижимой вещи заключается в том, что с этого момента начинается течение срока (один год), необходимого для предъявления соответствующего требования в суд. По истечении одного года со дня взятия на учет бесхозной недвижимой вещи она по заявлению органа, уполномоченного управлять имуществом соответствующей территориальной громады, может быть передана по решению суда в коммунальную собственность.

Справка. Юридический факт — это жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений (например, юридические факты окружают нас в повседневной жизни: рождение ребенка, окончание института, вступление в брак). При наличии норм права без юридического факта правоотношения невозможны.

Юридический факт — предпосылка правоотношений. Например, наличие норм права, регулирующих порядок наследования, не значит, что определенное лицо вступило в наследственные правоотношения и получило наследство. То есть необходимо наступление определенных обстоятельств, которые фиксируются в гипотезах норм права.

Административные акты — это принятые в процессе исполнительной деятельности, на основе и с целью выполнения законов Украины, односторонние властные решения, направленные на установление, изменение или прекращение конкретных правоотношений или имеющие обязанности для подчиненных органов и сотрудников органов исполнительной власти нормы, с целью организации и практического осуществления управления в разных сферах.

Одновременно обращаем внимание на разъяснение Минюста «Некоторые аспекты приобретения права собственности на объекты бесхозного недвижимого имущества» от 13.10.2011 г.:

«<…> Таким образом, законодательство определяет особые правила относительно приобретения права собственности на бесхозные недвижимые вещи. <…> Законодатель определил именно такой порядок для того, чтобы установить собственника или другое лицо, имеющее право требовать возврата такой вещи, или же заявить о своих правах на указанную вещь. <…>

Дело о передаче бесхозной недвижимой вещи в собственность территориальной громады рассматривается судом при участии заявителя с обязательным уведомлением всех заинтересованных лиц.

По иску органа, правомочного управлять коммунальным имуществом, суд, при условии если не будет установлен собственник или другое лицо, имеющее право потребовать возврата своей собственности или не заявившее о своем праве на недвижимое имущество, передает бесхозную недвижимую вещь в коммунальную собственность. <…>

Из содержания части первой указанной статьи 335 Гражданского кодекса Украины следует, что только то имущество, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, может считаться бесхозным. В таком контексте понятия «не имеет собственника» и «собственник неизвестен» объединяет одна общая категория — отсутствуюет лицо, которое бы могло оспорить право собственности на недвижимое имущество.

Считаю, что такое понятие, как «не имеет собственника», применяется в случае, если определенная вещь имеет статус недвижимого имущества, права относительно которого возникли у его собственника и были зарегистрированы в Реестре прав собственности на недвижимое имущество, однако по определенным причинам право собственности у соответствующего лица на указанное имущество прекратилось. То есть при фактическом существовании объекта недвижимого имущества его собственник отсутствует. <…>

По моему мнению, понятие «собственник неизвестен» применяется в случае, если имеет место фактическое существование объекта недвижимого имущества при отсутствии любой документации относительно него и информации о его собственнике. <…>»

По мнению редакции, ситуация, описанная в вопросе, имеет прямое отношение к случаю, когда собственник имущества неизвестен. Поскольку отсутствует как документация на дороги, так и информация об их собственнике, но есть фактическое существование объекта недвижимого имущества — в нашем случае это дороги. О том, что дороги, возможно, имеют собственника в лице руководителя указанных предприятий, о чем идет речь в вопросе, присланном в редакцию, — это лишь предположение совета.

Поэтому считаем, что совет должен следовать процедуре, описанной в действующем законодательстве, то есть осуществить действия, чтобы признать имущество бесхозным и приобрести его в коммунальную собственность по решению суда. По нашему мнению, лишь в этом случае есть правовое основание для того, чтобы взять ту или иную дорогу на баланс совета, ведь решение суда в таком случае — это то самое законное основание, о котором мы говорили.

Безусловно, такая процедура является сложной и требует времени и расходов. Стоит сказать, что с юридической точки зрения, при взятии советами дорог на баланс на основании только ст. 16 Закона № 2862 такие действия нельзя назвать правомерными, потому что они опираются только на собственные суждения совета относительно отнесения той или иной дороги как недвижимого имущества к коммунальной собственности.

Такой путь, бесспорно, является более легким и не таким расходным и длительным во времени, но не имеет правовых оснований. Ведь ст. 24 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР определено такое: ОМС и их должностные лица действуют лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины, и руководствуются в своей деятельности Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, КМУ, а в АР Крым — также нормативно-правовыми актами Верховной Рады и Совета министров АР Крым, принятыми в пределах их компетенции. Фактически ОМС не имеет полномочий относительно единоличного решения вопроса об отнесении того или иного недвижимого имущества к коммунальной собственности.

«Подводные камни» в вопросе передачи дорог в коммунальную собственность

Итак, поскольку на законодательном уровне ситуация, сложившаяся вокруг дорог, является неурегулированной и не установлен четкий алгоритм действий относительно принятия дорог в коммунальную собственность — по мнению редакции, еще раз повторим, что правильным является признание соответствующего недвижимого имущества бесхозным и приобретение его в собственность громады по решению суда. Но на этом пути есть и «подводные камни», которые можно найти в требованиях Закона № 1952.

Внимание! Не подлежат государственной регистрации вещные права и их обременения на полезные ископаемые, растения, а также на малые архитектурные формы, временные, некапитальные сооружения, расположенные на земельном участке, перемещение которых возможно без их обесценивания и изменения назначения, а также отдельно на сооружения, являющиеся принадлежностью главной вещи, или составной частью вещи, в частности на магистральные и промышленные трубопроводы (в том числе газораспределительные сети), автомобильные дороги, электрические сети, магистральные тепловые сети, сети связи, железнодорожные пути. Об этом идет речь в ч. 4 ст. 5 Закона № 1952.

То есть, с первого взгляда, эта норма сводит на нет саму процедуру признания недвижимого имущества в виде автомобильных дорог бесхозным. Но это лишь первое впечатление. Для того чтобы закончить начатую процедуру признания имущества бесхозным, считаем, ОМС нужно действительно обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с соответствующим заявлением о взятии такого имущества на учет. Это не противоречит требованиям действующего законодательства. Напротив, соответствует им. Конечно, совет получит отказ. Ведь согласно указанной ч. 4 ст. 5 Закона № 1952 автомобильные дороги не подлежат государственной регистрации, а соответственно, и взятию на учет. Но такое обращение может стать дополнительной гарантией для совета, что суд рассмотрит поданное заявление ОМС о признании соответствующих дорог бесхозными и удовлетворит требования относительно передачи таких дорог в коммунальную собственность с дальнейшей постановкой их на баланс.

Согласно судебной практике суд отказывает ОМС в признании дорог бесхозными по причине необращения с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество о взятии на учет недвижимого имущества, как того требует действующее законодательство.

Справка. По делу № 239/714/15-ц от 25.11.2015 г. суд своим постановлением отказал Новогродовскому городскому совету в открытии производства по делу и вернул заявление заявителю.

Городской совет обратился в суд с заявлением о передаче бесхозных городских дорог на его баланс. Причиной отказа послужило то, что ОМС не обращался с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о взятии на учет недвижимого имущества. Суд пришел к заключению, что из-за этого обращение заявителя в суд преждевременное.

В то же время в судебной практике есть случаи, когда ОМС отказано в принятии заявления о передаче бесхозной недвижимой вещи в собственность территориальной громады, если она не взята на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Например, к такому заключению пришел суд по делу № 705/2194/12 от 14.08.2012 г., опираясь на требования п. 1 ст. 271 ГПК (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления). Вот его содержание: «Суд отказывает в принятии заявления о передаче бесхозной недвижимой вещи в собственность территориальной громады, если она не взята на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, или если заявление подано до истечения одного года со дня постановки ее на учет».

Добавим, что по указанному делу районный совет обратился в суд с заявлением о передаче бесхозной вещи — узкоколейной железнодорожной дороги длиной 15 км — в коммунальную собственность территориальных громад сел, города, района.

Заметим, что железнодорожная дорога (колея), как и автомобильная, также не подлежит учету органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество на основании ч. 4 ст. 5 Закона № 1952.

Справка. Действующая по состоянию на сегодняшний день редакция ГПК особенности рассмотрения судом дел о передаче бесхозной недвижимой вещи в коммунальную собственность определяет в гл. 8.

Так, ст. 329 ГПК предусматривает, что заявление о передаче бесхозной недвижимой вещи в собственность территориальной громады при условиях, определенных Гражданским кодексом Украины, подается в суд по местонахождению этой вещи органом, уполномоченным управлять имуществом соответствующей территориальной громады.

При этом ст. 330 указанного Кодекса определяет, что в заявлении о передаче бесхозной недвижимой вещи в собственность соответствующей территориальной громады должно быть указано, какую недвижимую вещь заявитель просит передать в собственность территориальной громады, основные характеристики недвижимой вещи, ссылки на документы о постановке бесхозной недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, печатные средства массовой информации, в которых было сделано объявление о постановке соответствующей недвижимой вещи на учет.

В свою очередь, ст. 331 ГПК определяет основания для отказа в принятии заявления. В соответствии с указанной нормой суд отказывает в принятии заявления о передаче бесхозной недвижимой вещи в собственность территориальной громады, если она не поставлена на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, или если заявление подано до окончания одного года со дня постановки ее на учет.

По мнению редакции, в требованиях действующего законодательства, в частности в ГПК и Законе № 1952, есть нормы, которые противоречат друг другу. В этом случае такие нормы и неоднозначное применение судами этих требований действующего законодательства не всегда позволяют ОМС принять бесхозное имущество в виде автомобильной дороги в коммунальную собственность на законных основаниях.

Вместе с тем есть аналогичные дела, в которых заявления ОМС о передаче бесхозной вещи в коммунальную собственность были удовлетворены судами. В частности, по делу № 610/2586/16-ц, отправленному судом 22.07.2016 г. и решение по которому вступило в законную силу 02.08.2016 г., суд пришел к заключению, что заявление сельского совета о передаче бесхозной вещи в коммунальную собственность следует удовлетворить и передать в собственность сельского совета трубопровод.

Заметим, что трубопроводы также не подлежат взятию на учет на основании все той же ч. 4 ст. 5 Закона № 1952. По указанному делу суд наконец обратил внимание на ч. 4 ст. 5 Закона № 1952 и удовлетворил заявление совета. Добавим, что из решения по этому делу усматривается, что совет не обращался с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Но размещал соответствующее объявление с предложением собственнику указанного трубопровода заявить о своем праве собственности и предоставить соответствующие документы в совет. По этому поводу в сельский совет никто не обратился. Итак, при таких обстоятельствах суд удовлетворил заявление совета.

По делу626/1365/17 от 28.11.2017 г., которое вступило в законную силу 11.12.2017 г., в своем решении суд пришел к заключению, что заявление сельского совета о передаче бесхозной недвижимой вещи (бесхозной трубы) в собственность территориальной громады подлежит удовлетворению. По содержанию решения сельским советом было обнаружено бесхозное имущество, а именно труба неизвестного происхождения.

Сельский совет направлял запросы в КП «Водоканал», ПАО «Харьковгаз», архивный отдел райгосадминистрации об обнаружении собственников бесхозного имущества. По предоставленным ответам на запрос совет поставлен в известность, что на балансе соответствующих органов такая труба не находится. Учитывая это, своим решением сельский совет объявил соответствующую трубу бесхозным недвижимым имуществом. Приведем извлечение из дела № 626/1365/17 от 28.11.2017 г.:

«Кириловским сельским советом в лице Кириловского сельского председателя ЛИЦО_3 было написано заявление в Государственную регистрационную службу по регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений Красноградской РГА о взятии на учет и регистрации обнаруженного бесхозного имущества — трубы (предварительно — газопровод низкого давления).

В соответствии с ответом, предоставленным от 04.08.2016 г. № 01-35/2255, государственные регистраторы отдела государственной регистрации РГА берут на учет бесхозного недвижимого имущества лишь недвижимые вещи. Полиэтиленовая труба неизвестного происхождения не может быть взята на учет в качестве бесхозного недвижимого имущества, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 181 ГК Украины к недвижимым вещам относятся земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке, перемещение которых является невозможным без их обесценивания и изменения их назначения.

Так, соответственно в 2013 году было выполнено строительство газопровода низкого давления по ул. Центральной в с. Кириловка Красноградского района протяженностью 697 метров из полиэтиленовых труб.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона Украины от 01.07.2014 г. № 1952-ІV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» не подлежат государственной регистрации вещные права и их обременения на полезные ископаемые, растения, а также на малые архитектурные формы, а также отдельно на сооружения, которые являются принадлежностью главной вещи, или составной частью вещи, в частности на магистральные и промышленные трубопроводы (в том числе газораспределительные сети), автомобильные дороги, электрические сети, магистральные тепловые сети, сети связи, железнодорожные пути.

Таким образом, вещные права на газопровод низкого давления по улице Центральной в с. Кириловка Красноградского района не подлежат государственной регистрации.

Кроме того, вышеуказанный газопровод низкого давления не может быть взят на учет государственными регистраторами отдела государственной регистрации в качестве бесхозного недвижимого имущества, поскольку он не подлежит учету в соответствии с законом. <…>»

Заметим, что, проверив материалы по этому делу, суд пришел к заключению, что заявление сельского совета является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Алгоритм действий ОМС

В каждом конкретном случае именно ОМС решает ситуацию, сложившуюся вокруг дорог, на свое усмотрение с учетом требований действующего законодательства, в том числе и читатель, обратившийся в редакцию с вопросом.

По мнению редакции, для того, чтобы обнаруженная бесхозная автомобильная дорога, потенциально относящаяся к коммунальной собственности, была взята ОМС на баланс, нужно:

1) составить акт об обнаружении бесхозной дороги, который утвердить решением соответствующего совета;

2) направить соответствующие запросы в компетентные органы для установления балансодержателя обнаруженной дороги (на свое усмотрение ОМС в зависимости от ситуации) и получить ответы, в соответствии с которыми может быть установлен или не установлен собственник дороги (если установлен — дорога не может находиться в коммунальной собственности громады);

3) если на основании полученных запросов собственник дороги не установлен, нужно обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для взятия дороги на учет (советом будет получен отказ о взятии дороги на основании ч. 4 ст. 5 Закона № 1952) и разместить объявление в печатных средствах массовой информации (объявление с предложением собственнику указанного имущества заявить о своем праве собственности и предоставить соответствующие документы в ОМС);

4) по истечении одного года со дня получения отказа о взятии на учет бесхозной недвижимой вещи обратиться в суд с заявлением о передаче бесхозной недвижимой вещи в собственность территориальной громады (к заявлению приложить все имеющиеся документы, которые касаются этой дороги).

Обратим внимание, что в ст. 335 ГКУ не идет речь о сроках, в которые бесхозные недвижимые вещи берутся на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению ОМС, на территории которого они размещены, и о сроке, в который должно быть размещено объявление в печатных средствах массовой информации. 
Итак, истечение одного года начинается со дня взятия на учет бесхозной недвижимой вещи.

В нашем случае не урегулирован срок течения этого одного года: или с даты, когда ОМС получил отказ от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о взятии имущества на учет или с даты размещения объявления.

По мнению редакции, лучше дождаться истечения года именно от даты размещения объявления. Поскольку, учитывая ст. 335 ГКУ, сначала надо обратиться в орган, а уже потом дать объявление.

В нашем случае именно с помощью объявления мы ищем собственника бесхозного имущества.

И заметим: в случае обращения в суд ОМС должны учитывать требования ч. 7 ст. 235 ГПК.

Указанная часть говорит о том, что при принятии судом решения судебные расходы не возмещаются, если иное не установлено законом.

Нормативные документы

ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 280 — Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Закон № 2862 — Закон Украины «Об автомобильных дорогах» от 08.09.2005 г. № 2862-IV.

Закон № 3353 — Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.

Закон № 1952 — Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» от 01.07.2004 г. № 1952-IV.

ГПК — Гражданский процессуальный кодекс Украины от 18.03.2004 г. № 1618-IV.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше