В работе любого учебного заведения трудно переоценить значение процесса аттестации педагогических работников. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 50 Закона об образовании аттестация — это система мероприятий, направленных на всестороннее комплексное оценивание педагогической деятельности, по которой определяются соответствие педагогического работника занимаемой должности, уровень его квалификации, присваиваются квалификационная категория, педагогическое звание.
Значение аттестации огромное. Она повышает статус педагогической профессии, стимулирует деятельность педагога к пополнению своего опыта, помогает определить лучших педработников. С уверенностью можно утверждать, что аттестация — это итог профессионального мастерства педагога, демонстрация его лучших профессиональных умений.
Аттестация педработников проводится в соответствии с требованиями Типового положения № 930. Она может быть очередной или внеочередной. В нашем сегодняшнем материале мы поговорим об очередной аттестации, ведь сроки проведения такой аттестации уже «не за горами».
Чтобы правильно организовать и провести аттестацию, нужно четко определить пошаговый алгоритм ее проведения. Далее предлагаем шаг за шагом рассмотреть действия руководителя учебного заведения во время подготовки к аттестации и ее проведению.
Рассмотрим каждый шаг подробнее.
Шаг 1. Создаем аттестационную комиссию
До 20 сентября руководитель учебного заведения издает приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении ее состава (пример оформления приказа см. ниже).
В состав комиссий всех уровней включаются (п. 2.6 Типового положения № 930):
— председатель;
— заместитель председателя;
— секретарь;
— члены аттестационной комиссии.
Количество членов аттестационной комиссии не может быть меньше 5 человек.
Председателем аттестационной комиссии является руководитель (заместитель руководителя) учебного заведения или соответствующего органа управления образованием. Состав аттестационной комиссии может зависеть от количества педагогических работников, подлежащих аттестации в учебном году, и обсуждается на совместном заседании педагогического совета. В состав комиссии также могут входить работники методических и психологических служб, представители научных и других учреждений, организаций, объединений граждан (по согласию). Персональный состав аттестационных комиссий в течение года может меняться (п. 2.8 Типового положения № 930).
Заметим, что если в учебном заведении работает менее 15 педагогических работников, то их аттестация проводится аттестационными комиссиями I уровня, определенными соответствующим органом управления образованием, или аттестационными комиссиями II уровня.
Шаг 2. Составляем списки лиц, подлежащих аттестации
До 10 октября администрация учебных заведений, работники которых аттестуются, подает в соответствующие аттестационные комиссии списки педагогических работников, подлежащих очередной аттестации, с указанием сроков прохождения повышения квалификации (см. форму). В соответствии с п. 3.1 Типового положения такая обязанность возложена на руководителя учебного заведения, который должен вести учет лиц, подлежащих очередной аттестации.
Следует помнить, что ч. 4 ст. 59 Закона об образовании определяет повышение квалификации как необходимое условие для аттестации педработника. А ч. 2 ст. 59 этого Закона устанавливает следующие виды и формы повышения квалификации педагогов: обучение по образовательной программе; стажировка; участие в сертификационных программах, тренингах, семинарах, семинарах-практикумах, семинарах-совещаниях, семинарах-тренингах, вебинарах, мастер-классах и т. п.
Педработники имеют право повышать квалификацию в заведениях образования, имеющих лицензию на повышение квалификации или осуществляющих образовательную деятельность по аккредитованной образовательной программе или у других субъектов образовательной деятельности, физических и юридических лиц. Результаты повышения квалификации педагогического работника у таких субъектов признаются отдельным решением педагогического совета. При этом вид, форму и субъекта повышения квалификации педагогический работник выбирает самостоятельно (ч. 2 ст. 59 Закона об образовании).
В то же время согласно ч. 1 ст. 54 Закона об образовании повышение квалификации — это право, которое должно обеспечиваться государством для педработников. Поэтому руководство учебного заведения должно принимать необходимые меры для прохождения повышения квалификации всеми педагогами перед очередной аттестацией.
До 20 октября аттестационная комиссия утверждает списки аттестуемых педработников, график работы аттестационной комиссии, принимает решение о переносе срока очередной аттестации (п. 3.2 Типового положения № 930).
Шаг 3. Изучаем профессиональную деятельность педагогов в межаттестационный период
До 15 марта согласно утвержденному графику работы аттестационная комиссия должна изучить педагогическую деятельность аттестуемых работников.
В п. 3.3 Типового положения № 930 определено, что аттестационная комиссия изучает педагогическую деятельность аттестуемых лиц путем:
— посещения уроков (учебных занятий), внеурочных (внеучебных) мероприятий;
— изучения уровня учебных достижений учащихся (студентов) по предметам (дисциплинам), которые они преподают;
— ознакомления с учебной документацией относительно:
выполнения ими своих должностных обязанностей;
участия в работе методических объединений и профессиональных конкурсах или других мероприятиях, связанных с организацией учебно-воспитательной работы, и т. п.
Изучать профессиональную деятельность педагогического работника в межаттестационный период необходимо с соблюдением норм служебной этики, организованно и без отвлечения его от выполнения профессиональных обязанностей. Поэтому аттестационной комиссии целесообразно составить и утвердить план изучения профессиональной деятельности педработника и ознакомить его с этим планом.
Шаг 4. Оформляем характеристики педработников
До 1 марта руководитель учебного заведения подает в аттестационную комиссию характеристику деятельности педработника в межаттестационный период (п. 3.5 Типового положения № 930).
Эта характеристика должна содержать:
— оценку выполнения педработником должностных обязанностей;
— сведения о его профессиональной подготовке, творческих и организаторских способностях, инициативности, компетентности, организованности, морально-психологических качествах педагога;
— данные об участии в работе методических объединений;
— информацию о выполнении рекомендаций, предоставленных предыдущей аттестационной комиссией.
Характеристика должна быть непредвзятой, объективной, содержать лишь достоверные и проверенные данные. В характеристике указывают и достижения, и недочеты в работе за весь межаттестационный период. Также могут отметить, прислушался ли работник к рекомендациям, если они предоставлены во время предыдущей аттестации. В некоторых учебных заведениях характеристики для аттестационной комиссии рассматривают и одобряют на заседаниях педагогического совета заведения.
Далее предлагаем рассмотреть пример оформления характеристики деятельности педагогического работника в межаттестационный период.
Педагогический работник не позднее чем за десять дней до проведения аттестации должен ознакомиться с характеристикой под подпись. Если он не согласен с ее содержанием, то может подать на рассмотрение аттестационной комиссии свои замечания в письменной форме.
Шаг 5. Принимаем решение по результатам аттестации
Аттестационная комиссия по итогам аттестации имеет право принимать такие решения:
1) педагогический работник соответствует занимаемой должности;
2) присвоить педагогическому работнику квалификационную категорию «специалист», «специалист второй категории», «специалист первой категории», «специалист высшей категории»;
3) педагогический работник соответствует (не соответствует) ранее присвоенной квалификационной категории «специалист», «специалист второй категории», «специалист первой категории», «специалист высшей категории»;
4) присвоить педработнику педагогическое звание. Заметим, что перечень педагогических званий и порядок их присвоения утверждены постановлением № 1109, а условия — разд. V Типового положения № 930;
5) ходатайствовать перед аттестационной комиссией II, III уровней или комиссией центрального органа исполнительной власти (в зависимости от подчинения учебного заведения, в котором создана аттестационная комиссия I уровня) о присвоении педработнику квалифкатегории «специалист высшей категории» и/или педагогического звания;
6) о соответствии работника ранее присвоенному педагогическому званию;
7) педагогический работник соответствует занимаемой должности при условии выполнения им мероприятий, определенных аттестационной комиссией;
8) педагогический работник не соответствует занимаемой должности.
Шаг 6. Оформляем протокол заседания аттестационной комиссии
Заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами аттестационной комиссии. В протоколе следует указать дату, место проведения заседания; номер протокола; повестку дня; фамилии присутствующих на заседании членов комиссии; фамилию и должность аттестуемого педагогического работника (см. пример ниже).
Обратите внимание! Заседание аттестационной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее чем 2/3 ее членов. Решения аттестационной комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. В случае одинакового количества голосов «за» и «против» принимается решение в пользу аттестуемого работника (п. 3.12 Типового положения № 930). Так, например, если аттестационная комиссия утверждена в составе 5 человек, то на заседании должны присутствовать не менее чем 3 ее члена.
К протоколу можно приложить поданные по инициативе педагогического работника материалы, подтверждающие надлежащее выполнение им профессиональных обязанностей, а также изложенные в письменной форме замечания и предложения членов комиссии о принятом решении.
Протоколы в хронологическом порядке подшиваются, скрепляются печатью учебного заведения и хранятся вместе с аттестационными материалами педагогических работников.
Шаг 7. Подводим итоги аттестации
В соответствии с п. 3.15 Типового положения № 930 решение аттестационной комиссии сообщается педагогическому работнику сразу после ее заседания под подпись. На каждого работника оформляют аттестационный лист в двух экземплярах: один хранится в его личном деле, второй не позднее чем через 3 дня после аттестации выдают педагогу под подпись.
В случае принятия аттестационной комиссией положительного решения руководитель заведения или органа управления образованием в течение пяти дней после заседания аттестационной комиссии издает соответствующий приказ о присвоении квалификационных категорий (установлении тарифных разрядов), педагогических званий (см. пример приказа ниже).
Приказ в трехдневный срок доводится до ведома педагогического работника под подпись и подается в бухгалтерию для начисления заработной платы (со дня принятия соответствующего решения аттестационной комиссией).
Результаты аттестации, как правило, обсуждают на заседании педагогического совета, во время которого разрабатывают мероприятия, направленные на устранение недостатков, обнаруженных в организации работы аттестационной комиссии, а также профессиональной деятельности аттестовавшихся педагогических работников.
Для удобства предлагаем все ключевые даты аттестационного периода рассмотреть на схеме.
Нормативные документы и сокращения
Закон об образовании — Закон Украины «Об образовании» от 05.09.2017 г. № 2145-VIII.
Типовое положение № 930 — Типовое положение об аттестации педагогических работников, утвержденное приказом МОН от 06.10.2010 г. № 930.
Постановление № 1109 — постановление КМУ «Об утверждении перечня квалификационных категорий и педагогических званий педагогических работников и порядка их присвоения» от 23.12.2015 г. № 1109.
ОУЗ — общеобразовательное учебное заведение.