Темы статей
Выбрать темы

Учреждение получает доходы по специальному фонду: когда регистрироваться плательщиком НДС

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Бюджетное учреждение — профессиональный аграрный лицей — имеет земельный участок, выращивает зерновые культуры, остатки реализует. Учреждение не является плательщиком НДС. За 2017 год поступления по специальному фонду составили 1100 тыс. грн., из них: доходы от предоставления платных услуг (курсы по подготовке водителей, плата за питание) — 110 тыс. грн. и доходы от хозяйственной деятельности (в том числе от реализации зерновых культур) — 990 тыс. грн. В связи с этим возникли вопросы: нужно ли учреждению регистрироваться плательщиком НДС и на каких условиях налогообложения учреждение может осуществлять деятельность в дальнейшем?

Бюджетные учреждения при определении правил и условий регистрации плательщиками НДС руководствуются общими нормами, касающимися всех субъектов хозяйствования.

Для целей регистрации учреждения как плательщика НДС необходимо правильно определить, выполняются ли условия, предусмотренные ст. 181, 182 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ). При этом регистрация лица как плательщика НДС может осуществляться как в обязательном порядке, так и по добровольному решению лица.

Так, п. 181.1 НКУ обязывает субъекта хозяйствования зарегистрироваться плательщиком НДС, когда общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, которые подлежат обложению НДС, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превысит 1 млн грн. (без учета НДС).

Для этого учреждению нужно правильно рассчитать объем налогооблагаемых операций, учитывая такие моменты:

1. Для определения общего объема налогооблагаемых операций по поставке товаров/услуг необходимо взять исключительно те операции, которые соответствуют определению «поставки товаров» и «поставки услуг» согласно пп. 14.1.191 и 14.1.185 НКУ.

Поскольку в вашей ситуации доходы от предоставления платных услуг и доходы от хозяйственной деятельности являются разновидностью операций по поставке услуг, их необходимо принять во внимание при определении объема налогооблагаемых операций.

2. К перечню налогооблагаемых операций, то есть к операциям, которые бюджетное учреждение должно учесть при определении регистрационного объема, относятся операции:

— подлежащие налогообложению по ставкам 20 %, 7 % и 0 %;

освобожденные от обложения НДС (ст. 197 НКУ).

Из этого следует, что в расчет предела для целей регистрации лица плательщиком НДС не включаются только те операции, которые не являются объектом обложения НДС (ст. 196 НКУ) и не соответствуют критериям поставки товаров/услуг.

3. После момента фактического осуществления операций по поставке товаров/услуг, сумма которых совокупно превышает 1 млн грн., лицо обязано зарегистрироваться плательщиком НДС в органе налоговой службы по своему местонахождению. При этом для целей НДС-регистрации учитывают только фактически осуществленные поставки. Иначе говоря, если учреждение только планирует получить доход в размере, необходимом для получения НДС-статуса, то есть имеется факт заключения гражданско-правовых соглашений (договоров) о поставке товаров/услуг на сумму, которая превышает 1 млн грн., но эта сумма еще не получена, то нет основания для обязательной НДС-регистрации.

4. Если в периоде, за который определяют предельный объем налогооблагаемых операций, был возврат ранее поставленных товаров/услуг или учреждение само возвращало суммы предоплаты за такие товары/услуги, то объемы таких возвратов нужно вычесть из общего объема поставок товаров/услуг, который определяется для целей НДС-регистрации.

5. Как указано в п. 181.1 НКУ, при определении предельного объема налогооблагаемых операций необходимо ориентироваться на 1 млн грн. (без учета НДС).

При этом лицу, которое регистрируется плательщиком НДС впервые, на такое уточнение — «без учета НДС» — не стоит обращать внимание, поскольку такая оговорка касается только тех лиц, которые уже были плательщиками НДС и осуществляют повторную НДС-регистрацию.

6. Для определения предельного объема определяем объем операций за последние 12 календарных месяцев. При этом фраза «в течение последних 12 календарных месяцев» предусматривает именно последние 12 календарных месяцев, которые ни в коем случае нельзя сравнивать с календарным годом, исчисляемым с 1 января по 31 декабря.

Для такого расчета учреждение должно отсчитывать 12 календарных месяцев в обратном порядке. Например, если нужно определить, не превышен ли предел 1 млн грн. по итогам марта 2018 года, расчетным периодом будет апрель 2017 года — март 2018 года.

Таким образом, учитывая все приведенные выше нюансы, учреждение может определить, превышает ли общая сумма осуществленных им налогооблагаемых операций 1 млн грн.

Что мы имеем в вашей ситуации?

Поскольку за последние 12 календарных месяцев бюджетное учреждение получило доходы от предоставления платных услуг и доходы от хозяйственной деятельности (а это могут быть операции, облагаемые налогом по ставке 20 % или освобожденные от налогообложения), объем которых превысил 1 млн грн. (а именно составляет 1 млн 100 тыс. грн.), то никаких сомнений быть не может — такому учреждению следует зарегистрироваться плательщиком НДС в общем порядке.

Что для этого необходимо сделать учреждению?

Во-первых, подать заявление в контролирующий орган по своему местонахождению. Все процедурные вопросы урегулированы в Положении о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденном приказом Минфина от 14.11.2014 г. № 1130 (ср. ).

Как быстро необходимо подать такое заявление? Не сразу как только достигнут предельный объем. В случае обязательной регистрации заявление нужно подать в налоговую не позднее 10-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут установленный объем налогооблагаемых операций (п. 183.2 НКУ). В случае если последний день срока подачи заявления приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, последним днем срока считается следующий за выходным, праздничным или нерабочим рабочий день (п. 183.6 НКУ). То есть если превышение объема состоялось в марте, то последним днем подачи заявления будет 10 апреля.

Во-вторых, в случае отсутствия оснований для отказа в НДС-регистрации, учреждение будет внесено в Реестр плательщиков НДС в течение 3 рабочих дней после поступления заявления.

Внимание! Именно со дня внесения записи в Реестр лицо становится плательщиком НДС (п. 183.9 НКУ). Вместе с таким статусом учреждение также получает индивидуальный налоговый номер, который нужен будет для уплаты НДС и составления налоговых накладных (п. 183.18 НКУ).

Для того чтобы убедиться, что учреждение таки внесено в указанный Реестр, достаточно:

— получить Извлечение из Реестра (по форме № 2-ВР). Для этого подают соответствующий запрос (по форме № 1-ЗВР) в свою налоговую. Его можно подать и в электронном виде (форма J13017). Результат вы получите в течение 2 рабочих дней (п. 183.11 НКУ);

— просмотреть информацию, размещенную на сайте ГФСУ (п. 183.13 НКУ).

Наверняка вас интересует: что будет, если заявление не подать или подать с опозданием?

Ответственность за это есть и предусмотрена она как за неначисление или неуплату НДС для зарегистрированного плательщика НДС (п. 183.10 НКУ). А именно, такое лицо несет ответственность за неначисление или неуплату этого налога на уровне зарегистрированного плательщика без права начисления налогового кредита и получения бюджетного возмещения.

Имейте в виду: обязанность по начислению и уплате налогового обязательства возникает со дня, следующего за предельным днем, который установлен для подачи заявления. То есть с 11-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут предельный объем, а не с даты, когда вы впервые превысили регистрационный предел.

Каким образом исправить ситуацию лицу, которое «прозевало» сроки подачи заявления?

В таком случае есть два варианта:

1. Самостоятельно уплатить начисленную сумму НДС.

2. Ожидать проверки. Только ГФСУ по результатам документальной проверки имеет право определить сумму налогового обязательства по НДС без учета сумм налога, начисленных при приобретении товаров/услуг, а также применить штраф в размере 25 % (50 % — в случае повторного нарушения) суммы такого обязательства.

Кроме того, вместе с начислением налогового обязательства такое лицо теряет право на формирование налогового кредита и получение бюджетного возмещения по операциям, осуществленным до момента регистрации.

Поэтому будьте внимательны: если учреждение соответствует критериям плательщика НДС, не стоит откладывать этот вопрос на потом — регистрируйтесь вовремя!

Кроме того, нашего читателя интересует вопрос о дальнейшей деятельности уже в качестве плательщика НДС. Это и не удивительно. Ведь для плательщиков НДС, которые осуществляют операции по поставке сельскохозяйственной продукции, есть свои правила налогообложения. Имеем в виду п. 189.12 НКУ и п. 51 подразд. 2 разд. ХХ НКУ

Поэтому давайте далее выясним, имеет ли право бюджетное учреждение при осуществлении своей деятельности воспользоваться указанными нормами НКУ, которые определяют специальные правила налогообложения НДС.

Начнем с п. 189.12 НКУ.

В этом пункте предусмотрено следующее: «в случае, когда плательщик налога осуществляет операции по поставке лицам, не зарегистрированным в качестве плательщиков налога, сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, ранее приобретенных (заготовленных) таким плательщиком налога у физических лиц, не являющихся плательщиками этого налога, объектом налогообложения является торговая наценка (надбавка), установленная таким плательщиком налога».

Для применения указанного порядка налогообложения необходимо, чтобы выполнялись такие условия:

1) продукция или продукты ее переработки должны классифицироваться как сельскохозяйственные;

2) продукция и продукты ее переработки приобретены только у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС;

3) продукция и продукты ее переработки реализуются в том виде, в котором они были приобретены, то есть проведения технологических процессов, связанных с ее обработкой, доработкой, переработкой и т. п., не должно быть;

4) продажа осуществляется исключительно неплательщикам налога на добавленную стоимость.

Только при условии одновременного соблюдения перечисленных требований учреждение — плательщик НДС имеет основания пользоваться п. 189.12 НКУ. В иных случаях реализация продукции является операцией по поставке товаров, которая, соответственно, является объектом налогообложения НДС и по которой у плательщика возникают налоговые обязательства.

Ввиду того, что в вашей ситуации учреждение не соответствует всем вышеприведенным требованиям, оно не имеет оснований руководствоваться п. 189.12 НКУ

Теперь перейдем к п. 51 подразд. 2 разд. ХХ НКУ. Что предусмотрено в этом пункте НКУ и какие основания для его применения? Так, согласно его требованиям сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право на бюджетную дотацию при условии соблюдения определенных требований.

Перечислим условия для получения такой бюджетной дотации:

1) получатель должен быть плательщиком НДС;

2) удельный вес поставленной сельхозпродукции должен быть не менее 75 % стоимости всех товаров, поставленных им в течение предыдущих 12 месяцев;

3) основной деятельностью получателя является поставка сельскохозяйственных товаров, произведенных им на собственных или арендованных основных средствах.

Перечень сельхозпродукции, а также требования к деятельности такого получателя определены в Законе Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.2004 г. № 1877-IV;

4) такое лицо должно быть включено в Реестр получателей дотации в соответствии с Порядком ведения Реестра получателей бюджетной дотации, утвержденным постановлением КМУ от 21.02.2017 г. № 179.

Учитывая это, только те плательщики НДС, которые соответствуют вышеуказанным критериям, имеют право на бюджетную дотацию. А потому не каждый плательщик НДС (в том числе и бюджетные учреждения), получающий доход от реализации сельскохозяйственной продукции, имеет право получить такую дотацию.

Таким образом, в вашем случае бюджетное учреждение после регистрации плательщиком НДС должно осуществлять свою деятельность на общих основаниях.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше