Темы статей
Выбрать темы

О полномочиях органов местного самоуправления в принятии решений об установлении местных налогов и сборов

Министерство финансов Украины
Письмо от 26.03.2018 г. № 11230-17-10/8220

Министерство финансов Украины совместно с Государственной фискальной службой Украины <…> рассмотрело письмо <…> о полномочиях органов местного самоуправления в принятии решений об установлении местных налогов и сборов и сообщает.

Статьей 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» определено, что исключительной компетенцией сельских, поселковых, городских советов является установление местных налогов и сборов, утверждение их ставок, а также принятие решений о предоставлении льгот по их уплате в соответствии с требованиями Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс).

В соответствии с пунктом 12.3 статьи 12 Кодекса сельские, поселковые, городские советы и советы объединенных территориальных громад, которые созданы согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, в пределах своих полномочий принимают решение об установлении местных налогов и сборов.

Так, копия принятого решения об установлении местных налогов или сборов или о внесении изменений в них направляется в электронном виде в десятидневный срок со дня принятия в контролирующий орган, в котором состоят на учете плательщики соответствующих местных налогов и сборов, но не позднее 1 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений к ним.

Контролирующие органы не позднее 10 июля текущего года составляют сводную информацию о размере и дате установления ставок местных налогов и сборов на соответствующих территориях и подают ее в электронной форме центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную налоговую и таможенную политику, который не позднее 15 июля текущего года обнародует на своем официальном веб-сайте сводную информацию о размере и дате установления ставок местных налогов и сборов на соответствующих территориях (подпункт 12.3.3 пункта 12.3 статьи 12 Кодекса).

При этом Кодекс содержит ряд норм, в соответствии с которыми предусматривается ежегодное принятие решений органов местного самоуправления об установлении местных налогов и сборов.

Так, согласно подпункту 12.4.3 пункта 12.4 статьи 12 Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления относится, в частности, до начала следующего бюджетного периода принятие решения об установлении местных налогов и сборов, которое вступает в силу с начала бюджетного периода.

При этом такое решение официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не ранее начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом (подпункт 12.3.4 пункта 12.3 статьи 12 Кодекса).

В случае если сельский, поселковый, городской совет или совет объединенных территориальных громад, созданный согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, не принял решение об установлении соответствующих местных налогов и сборов, являющихся обязательными согласно нормам этого Кодекса, такие налоги до принятия решения взимаются исходя из норм этого Кодекса с применением их минимальных ставок, а плата за землю взимается с применением ставок, действовавших до 31 декабря года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение платы за землю (подпункт 12.3.5 пункта 12.3 статьи 12 Кодекса).

В то же время следует отметить, что по большинству местных налогов и сборов Кодексом определен лишь верхний предел ставки. То есть минимальная ставка для таких налогов (сборов) равняется «0». Поэтому, с целью избежания бюджетных потерь и сбалансирования показателей местных бюджетов при их формировании и выполнении, а также учитывая то, что каждое решение вступает в силу с начала соответствующего бюджетного периода, органы местного самоуправления должны ежегодно принимать решение об установлении местных налогов и сборов или о продолжении действия предыдущих решений.

В то же время, исходя из разъяснений Государственной фискальной службы Украины, к полномочиям которой согласно Положению о Государственной фискальной службе Украины, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 21.05.2014 г. № 236, относится осуществление администрирования налогов, сборов, платежей и контроль за своевременностью подачи плательщиками налогов отчетности, достоверностью, полнотой начисления и уплаты налогов, сборов, платежей, для целей налогообложения, термины «бюджетный период» и «налоговый период» являются тождественными.

И. о. директора Департамента налоговой политики В. Овчаренко

Комментарий редакции

Утверждение ставок местных налогов и сборов: ежегодно или нет?

Утвердили местные налоги и сборы — отдыхайте! Или, как говорится: «Сделал дело — гуляй смело». Действительно ли это так? Можно ли принять решение об утверждении местных налогов и сборов и распространить его действие на следующие годы? На самом ли деле орган местного самоуправления должен ежегодно переутверждать такое решение?

Именно на эти вопросы дает ответ Минфин в комментируемом письме. Позиция Минфина заключается в том, что органы местного самоуправления (далее — ОМС) действительно должны ежегодно принимать решение об установлении местных налогов и сборов или о продлении действия предыдущих решений.

Анализируя положение Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), Минфин указывает на наличие ряда норм, подтверждающих его позицию. Рассмотрим их.

В соответствии с п.п. 12.4.3 ст. 12 НКУ к полномочиям сельских, поселковых, городских советов и советов объединенных территориальных громад, созданных согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, относится, в частности, до начала следующего бюджетного периода принятие решения об установлении местных налогов и сборов, изменении размера их ставок, объекта налогообложения, порядка взимания или предоставления налоговых льгот, которое влечет за собой изменение налоговых обязательств налогоплательщиков и которое вступает в силу с начала бюджетного периода.

При этом такое решение официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (плановый период). В ином случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом (п.п. 12.3.4 ст. 12 НКУ).

В соответствии с п.п. 12.3.5 ст. 12 НКУ в случае, если сельский, поселковый, городской совет или совет объединенных территориальных громад не принял решение об установлении соответствующих местных налогов и сборов, являющихся обязательными согласно нормам НКУ, такие налоги до принятия решения взимаются исходя из норм НКУ с применением их минимальных ставок, а плата за землю взимается с применением ставок, действовавших до 31 декабря года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение платы за землю.

Минфин в комментируемом письме отмечает, что по большинству местных налогов и сборов НКУ определен лишь верхний предел ставки. То есть минимальная ставка для таких налогов (сборов) равна «0». Как понимаем, в таком случае местный бюджет теряет немало поступлений от местных налогов и сборов.

Поэтому, с целью избежания бюджетных потерь и сбалансированности показателей местных бюджетов при их формировании и выполнении, а также учитывая то, что каждое решение вступает в силу с начала соответствующего бюджетного периода, ОМС должны ежегодно принимать решение об установлении местных налогов и сборов или о продлении действия предыдущих решений.

Кстати, поддерживает эту позицию и Государственная регуляторная служба Украины, поскольку в ее письме от 05.10.2017 г. № 8737/0/20-17 (далее — письмо № 17) было указано, что учитывая нормы Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) и НКУ, органы местного самоуправления должны ежегодно (до 15 июля каждого года) пересматривать размеры ставок местных налогов и сборов, взимаемых в установленном НКУ порядке. Соответствующие ставки будут действовать лишь в течение года, на который приняты.

Таким образом, следует четко понимать: если органы местного самоуправления до 15 июля текущего года обнародовали решения об утверждении местных налогов и сборов на следующий (плановый) бюджетный период, то такие решения будут действовать лишь в течение следующего бюджетного периода.

В случае, если органы местного самоуправления обнародовали решение об утверждении местных налогов и сборов на следующий (плановый) бюджетный период после 15 июля текущего года, такие решения будут действовать только в бюджетном периоде, следующем за плановым (то есть через один календарный год).

Аналогичная позиция изложена и в письме ГФСУ от 15.06.2016 г. № 10340/5/99-99-12-02-03-16 (ср. ).

Анализируя вышеприведенную информацию, следует указать, что НКУ прямо не устанавливает обязанность ежегодно переутверждать решение об установлении местных налогов и сборов. Но, исходя из системного анализа его положений, можно согласиться с мнением вышеупомянутых органов о необходимости ежегодного переутверждения решения об установлении местных налогов и сборов или о продлении действия предыдущих решений.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР на ОМС возлагается обязанность устанавливать местные налоги и сборы в соответствии с НКУ.

То есть главным ориентиром для ОМС является налоговое законодательство. Законодатель в п.п. 12.3.4 ст. 12 НКУ указывает на то, что решение об установлении местных налогов и сборов независимо от того, принято оно до или после 15 июля, будет действовать лишь в течение определенного бюджетного периода (составляет один календарный год, который начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года).

То есть устанавливая требования к срокам обнародования решения, законодатель фактически указывает на необходимость их ежегодного переутверждения.

Также интересным является вопрос об утверждении решения об установлении местных налогов и сборов без указания бюджетного (налогового) периода или с указанием его бессрочности. На него, к сожалению, Минфин не ответил в комментируемом письме.

Комплексно анализируя положения НКУ, можно согласиться с мнением Государственной регуляторной службы по этому вопросу. Согласно п.п. 12.3.2 ст. 12 НКУ при принятии решения об установлении местных налогов и сборов обязательно определяются объект налогообложения, плательщик налогов и сборов, размер ставки, налоговый период и другие обязательные элементы для соответствующего местного налога или сбора.

Поскольку налоговый период является обязательным элементом любого налога, то он должен быть установлен в решении местного совета. Иначе можно считать, что такое решение нарушает требования НКУ.

В случае, если решения об установлении местных налогов и сборов были приняты без указания бюджетного периода или с указанием, что такие решения являются бессрочными, — это является нарушением требований БКУ и НКУ. Об этом идет речь в письме № 17.

Что касается терминов «бюджетный период» и «налоговый период», то, по мнению Минфина, выраженному в комментируемом письме, они являются тождественными.

По нашему же мнению, эти понятия не следует отождествлять.

Так, согласно ст. 33 НКУ налоговый период — это определенный срок, в течение которого у налогоплательщика возникает налоговая обязанность в связи с наличием объекта налогообложения и определения базы налогообложения. С другой стороны, налоговый период обеспечивает соблюдение принципа единоразовости налогообложения, в соответствии с которым объект налогообложения в течение установленного налогового периода может облагаться налогом или сбором только один раз. Причем этот принцип нужно понимать не только касательно уплаты налога, но и в отношении других подвидов налоговой обязанности плательщика, таких как исчисление и декларирование налога (сбора). То есть на плательщика, который правильно исчислил, задекларировал и уплатил налог (сбор) за соответствующий налоговый период, не может быть возложена обязанность выполнить еще раз вышеупомянутые действия за тот же налоговый период.

Понятие же бюджетного периода закреплено в ст. 3 БКУ. Он составляет один календарный год, который начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года. По сути, эти понятия являются несколько схожими, поскольку они связаны с выполнением и наполнением бюджета. Также сроки, на которые они распространяются, могут совпадать, но их правовая природа имеет разный характер. Поэтому, делая выбор об указании в решении ОМС налогового или бюджетного периода, необходимо указать именно налоговый период как обязательный элемент любого налога.

Оксана КУЧЕРОВА, юрист

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше