Темы статей
Выбрать темы

Сэкономили средства на закупке: далее заключаем дополнительное соглашение или новый договор

Дуброва Ярослава, консультант по вопросам публичных закупок
Учреждение провело допороговую закупку услуг текущего ремонта. В результате проведенной закупки сэкономлено 60 тыс. грн. Можно ли заключить дополнительное соглашение к ранее заключенному договору на увеличение объема и суммы закупки? Каким образом обнародовать дополнительное соглашение через Prozorro?

Как предусмотрено п. 20 ч. 1 ст. 1 Закона Украины от 25.12.2015 г. № 922 «О публичных закупках» № 922-VIII (далее — Закон № 922), публичная закупка — это приобретение заказчиком товаров, работ и услуг в порядке, установленном этим Законом.

При этом в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 922 при осуществлении закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых меньше стоимости, установленной в абз. 2 и 3 этой части, заказчики должны придерживаться принципов осуществления публичных закупок, установленных этим Законом, и могут использовать электронную систему закупок с целью отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуги (услуг) и исполнителя работ для заключения договора.

В то же время согласно абз. 5 ч. 1 ст. 2 Закона № 922 в случае осуществления закупок товаров, работ и услуг без использования электронной системы закупок, при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн. и является меньше стоимости, установленной в абз. 2 и 3 этой части, заказчики обязательно обнародуют отчет о заключенных договорах в системе электронных закупок в соответствии со ст. 10 этого Закона.

Также напомним, что предмет закупки — это товары, работы или услуги, закупаемые заказчиком в пределах единой процедуры закупки, относительно которых участникам разрешается подавать тендерные предложения или предложения на переговорах (в случае применения переговорной процедуры закупки).

Предмет закупки определяется заказчиком в порядке, установленном Уполномоченным органом. Так, п. 2 разд. ІІ Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 г. № 454, предусмотрено, что при осуществлении закупки услуг по текущему ремонту предмет закупки определяется по каждому отдельному дому, зданию, сооружению, линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры согласно терминологии ДБН А.2.2-3:2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство», утвержденных приказом Минрегионразвития, строительства и ЖКХ от 04.06.2014 г. № 163, и/или ГБН Г.1-218-182:2011 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечни работ», утвержденных приказом Государственной службы автомобильных дорог от 23.08.2011 г. № 301, с указанием в скобках предмета закупки в соответствии с ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденным приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 г. № 1749.

Учитывая указанное, факт экономии средств в сумме 60 тыс. грн. можно расценивать как средства на новый предмет закупки.

Поэтому в этой ситуации для заказчика есть два варианта действий:

1) заключить дополнительное соглашение к действующему «допороговому» договору на сумму 60 тыс. грн.;

2) заключить новый «допороговый» договор на закупку услуг по текущему ремонту на сэкономленные средства, то есть на 60 тыс. грн.

При этом для применения как первого, так и второго варианта должна существовать реальная потребность в такой закупке, то есть у заказчика должно быть документальное подтверждение действительного существования необходимости еще что-то отремонтировать.

Добавим, что в случае выбора первого варианта заказчик не обязан планировать закупку на 60 тыс. грн. в приложении к годовому плану. Это объясняется тем, что это не новая закупка в понимании Закона № 922, а рассматривается как изменение существенных условий действующего договора.

Если же будет выбран второй вариант, то заказчику следует запланировать новую закупку на 60 тыс. грн. в приложеии к годовому плану и обнародовать это приложение в электронной системе закупок Prozorro.

После этого заказчик может или закупить услуги по текущему ремонту через Prozorro, или заключить «прямой» договор. В любом из этих случаев такая закупка будет открыта для общественности: поскольку в первом случае вся закупка пройдет в электронном варианте, а во втором — будет обнародован отчет о заключенном договоре (так как сумма договора превышает 50 тыс. грн.). Обратите внимание: при применении второго варианта, если заказчик закупит услуги по текущему ремонту через Prozorro, то он сможет еще и сэкономить определенную сумму средств по результатам аукциона.

Таким образом, как видим, при применении второго варианта закупка является открытой и прозрачной. Помним также: согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 922 закупки осуществляются, в частности, по таким принципам, как максимальная экономия и эффективность, открытость и прозрачность на всех стадиях закупок, предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений.

Поэтому советуем заказчику для закупки услуг по текущему ремонту на сэкономленные 60 тыс. грн. воспользоваться именно вторым вариантом.

А если заказчик все же выберет первый вариант, то стоит обратить внимание на такой момент: законодательство в сфере публичных закупок не предусматривает обнародования уведомления о внесении изменений в договор, если этот договор заключен не по результатам процедур публичных закупок. То есть в настоящее время для заказчика нет обязанности обнародовать через Prozorro уведомление о внесении изменений в «допороговый» договор.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше