Для начала рассмотрим, почему же именно такие действия являются нарушением.
Виды собственных поступлений бюджетных учреждений, которые являются составной частью специального фонда сметы, определены ч. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ).
К первой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений относится плата за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно законодательству.
Поэтому все расходы, связанные с предоставлением услуги, должны быть включены в тариф на водоснабжение, в том числе и расходы на электроэнергию, которая используется для работы насосов. Плата за предоставление услуг водоснабжения, которая поступает от пользователей этих услуг, относится к первой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений и зачисляется в доходы специального фонда сметы.
Согласно ч. 4 ст. 13 БКУ тратить указанные поступления этой подгруппы можно на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности.
Таким образом, все средства, полученные согласно тарифу, должны быть потрачены на расходы, которые в этот тариф включены, в том числе и по расходам на электроэнергию.
Теперь перейдем к нормам Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (далее — Порядок № 228).
В соответствии с п. 22 этого Порядка показатели расходов бюджета и предоставления кредитов из бюджета, включаемые в проект сметы, должны быть обоснованы соответствующими расчетами по каждому коду экономической классификации расходов бюджета или классификации кредитования бюджета и детализированы по видам и количеству товаров (работ, услуг) с указанием стоимости за единицу.
Расходы специального фонда сметы за счет собственных поступлений планируются и используются в такой последовательности:
1) по установленным направлениям использования;
2) на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам сметы;
3) на проведение мероприятий, связанных с выполнением основных функций, которые не обеспечены (или частично обеспечены) расходами общего фонда (п. 23 и п. 49 Порядка № 228).
Согласно п. 43 Порядка № 228 распорядители имеют право осуществлять деятельность исключительно в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных сметами, планами ассигнований общего фонда бюджета, планами предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планами специального фонда, а высшие учебные заведения и научные учреждения, заведения здравоохранения также в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных планами использования бюджетных средств и помесячными планами использования бюджетных средств, при наличии извлечения, доведенного органом Казначейства, которое подтверждает соответствие этих документов данным бухгалтерского учета выполнения государственного и местных бюджетов органов Казначейства.
В вашем случае расходы на использование электроэнергии для водонасосов для предоставления услуг по водоснабжению по общему фонду сметой не должны были утверждаться и не утверждались. Как мы уже указывали, такие расходы планируют и утверждают по специальному фонду сметы.
А как определено в п. 49 Порядка № 228, расходы бюджета и предоставление кредитов из бюджета специального фонда бюджета осуществляются исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений в этот фонд на основании смет с учетом внесенных в них изменений.
Поэтому исходя из вышеуказанного имеем нарушение: проведение расходов из общего фонда сметы, которые должны были проводиться за счет средств специального фонда сметы.
И хотя средства и общего, и специального фондов сметы являются бюджетными средствами, их планирование и расходование должно быть четко разделено. Об этом не следует забывать.
Учитывая то, что нарушение произошло в 2016 году, то есть в прошлом бюджетном периоде, перечислить средства из специального фонда сметы в общий фонд в текущем году невозможно. В связи с этим вся сумма установленного нарушения (в вашем случае — 16,9 тыс. грн.) подлежит перечислению в соответствующий бюджет, из которого финансируется ваше учреждение. Такое перечисление и будет устранением этого нарушения.
Указанные средства перечисляются и зачисляются в бюджет в соответствии с приказом Минфина «О бюджетной классификации» от 14.01.2011 г. № 11 по коду 21080500 «Прочие поступления».
Относительно КЭКР, то такое перечисление должно быть проведено по коду, по которому установлено нарушение, то есть по КЭКР 2273 «Оплата электроэнергии».