Темы статей
Выбрать темы

Незаконное расходование средств общего фонда на оплату электроэнергии

Станкус Татьяна, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
В нашем учреждении Госаудитслужба провела проверку и обнаружила такое нарушение: нами за счет средств общего фонда излишне оплачено за электроэнергию, которая использована при предоставлении услуг по водоснабжению другим водопользователям на общую сумму 16,9 тыс. грн. Такую оплату следовало осуществить за счет специального фонда. Наше учреждение имеет водонасосную станцию и оказывает услуги по водоснабжению другим учреждениям. В тариф включены услуги по электроснабжению, которые используются для работы насосов.
В акте ревизии указано, что мы нарушили требования ч. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины, пункты 22, 23, 43, 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228. Указанное нарушение произошло в 2016 году. Какими должны быть наши меры по устранению этого нарушения?

Для начала рассмотрим, почему же именно такие действия являются нарушением.

Виды собственных поступлений бюджетных учреждений, которые являются составной частью специального фонда сметы, определены ч. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ).

К первой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений относится плата за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно законодательству.

Поэтому все расходы, связанные с предоставлением услуги, должны быть включены в тариф на водоснабжение, в том числе и расходы на электроэнергию, которая используется для работы насосов. Плата за предоставление услуг водоснабжения, которая поступает от пользователей этих услуг, относится к первой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений и зачисляется в доходы специального фонда сметы.

Согласно ч. 4 ст. 13 БКУ тратить указанные поступления этой подгруппы можно на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности.

Таким образом, все средства, полученные согласно тарифу, должны быть потрачены на расходы, которые в этот тариф включены, в том числе и по расходам на электроэнергию.

Теперь перейдем к нормам Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (далее — Порядок № 228).

В соответствии с п. 22 этого Порядка показатели расходов бюджета и предоставления кредитов из бюджета, включаемые в проект сметы, должны быть обоснованы соответствующими расчетами по каждому коду экономической классификации расходов бюджета или классификации кредитования бюджета и детализированы по видам и количеству товаров (работ, услуг) с указанием стоимости за единицу.

Расходы специального фонда сметы за счет собственных поступлений планируются и используются в такой последовательности:

1) по установленным направлениям использования;

2) на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам сметы;

3) на проведение мероприятий, связанных с выполнением основных функций, которые не обеспечены (или частично обеспечены) расходами общего фонда (п. 23 и п. 49 Порядка № 228).

Согласно п. 43 Порядка № 228 распорядители имеют право осуществлять деятельность исключительно в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных сметами, планами ассигнований общего фонда бюджета, планами предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планами специального фонда, а высшие учебные заведения и научные учреждения, заведения здравоохранения также в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных планами использования бюджетных средств и помесячными планами использования бюджетных средств, при наличии извлечения, доведенного органом Казначейства, которое подтверждает соответствие этих документов данным бухгалтерского учета выполнения государственного и местных бюджетов органов Казначейства.

В вашем случае расходы на использование электроэнергии для водонасосов для предоставления услуг по водоснабжению по общему фонду сметой не должны были утверждаться и не утверждались. Как мы уже указывали, такие расходы планируют и утверждают по специальному фонду сметы.

А как определено в п. 49 Порядка № 228, расходы бюджета и предоставление кредитов из бюджета специального фонда бюджета осуществляются исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений в этот фонд на основании смет с учетом внесенных в них изменений.

Поэтому исходя из вышеуказанного имеем нарушение: проведение расходов из общего фонда сметы, которые должны были проводиться за счет средств специального фонда сметы.

И хотя средства и общего, и специального фондов сметы являются бюджетными средствами, их планирование и расходование должно быть четко разделено. Об этом не следует забывать.

Учитывая то, что нарушение произошло в 2016 году, то есть в прошлом бюджетном периоде, перечислить средства из специального фонда сметы в общий фонд в текущем году невозможно. В связи с этим вся сумма установленного нарушения (в вашем случае — 16,9 тыс. грн.) подлежит перечислению в соответствующий бюджет, из которого финансируется ваше учреждение. Такое перечисление и будет устранением этого нарушения.

Указанные средства перечисляются и зачисляются в бюджет в соответствии с приказом Минфина «О бюджетной классификации» от 14.01.2011 г. № 11 по коду 21080500 «Прочие поступления».

Относительно КЭКР, то такое перечисление должно быть проведено по коду, по которому установлено нарушение, то есть по КЭКР 2273 «Оплата электроэнергии».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше