Новое Положение о комиссии по соцстрахованию: такое ли новое?
Заметим, что Положение № 13 (см. «Об утверждении Порядка финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в связи с временной потерей трудоспособности и отдельных выплат пострадавшим на производстве за счет средств Фонда социального страхования Украины») заработало с 27.07.2018 г. В свою очередь, с этой даты утратило силу ранее действовавшее Положение № 25.
Сразу спешим успокоить — кардинальных изменений нет. Неизменным остается требование относительно создания комиссии при численности застрахованных лиц свыше 15 работающих по найму. Если количество наемных работников 15 и менее, то на общем собрании работников избирается уполномоченный по социальному страхованию учреждения, который также действует в соответствии с Положением № 13.
Проведение заседаний комиссии, как и раньше, должно происходить в соответствии с утвержденным ею планом, но не реже двух раз в месяц (п. 4.1 Положения № 13). Комиссия правомочна принимать решение при наличии на заседании более половины ее членов в присутствии представителя каждой стороны, то есть представителей работодателя и застрахованных лиц.
Комиссия (уполномоченный) по соцстрахованию принимает решение о назначении или отказе в назначении материального обеспечения (пособия по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком), беременности и родам, на погребение) и передает его работодателю для проведения выплат, осуществления расчетов и т. п.
ВНИМАНИЕ!
Большинство прав и полномочий комиссии (уполномоченного) по соцстрахованию остались неизменными (пп. 2.1 и 2.2 Положения № 13).
Так, комиссия, как и раньше, имеет право:
• рассматривать основания и правильность выдачи и заполнения листков нетрудоспособности и других документов для предоставления материального обеспечения;
• контролировать правильное начисление и своевременную выплату материального обеспечения застрахованным лицам работодателем за счет средств Фонда как по собственной инициативе, так и в связи с обращением застрахованных лиц;
• принимать меры относительно своевременного предоставления в учреждении застрахованным лицам материального обеспечения;
• принимать участие в проверках, осуществляемых в учреждении рабочими органами исполнительной дирекции Фонда по вопросам правильности использования страховых средств, предоставления контролирующим органам необходимых документов и объяснений по вопросам, которые возникают при проверках.
Однако некоторые полномочия комиссии все же были «подчищены». Так, комиссия больше не может:
• принимать решение о выделении путевок в санатории и (или) в санатории-профилактории застрахованным лицам и членам их семей, а также о предоставлении социальных услуг по внешкольному обслуживанию застрахованных лиц с детьми;
• вести учет застрахованных лиц, их детей, а также студентов, которые требуют санаторно-курортного лечения, оздоровления в детских оздоровительных заведениях;
• контролировать выдачу застрахованным лицам путевок, новогодних подарков.
Напомним, что на сегодняшний день путевки в санатории (санатории-профилактории) за счет Фонда могут получить только лица, которые направляются на лечение в реабилитационные отделения санаторно-курортных заведений после перенесенных заболеваний и травм. Ответственность за выдачу таких путевок несут заведения здравоохранения. Это предусмотрено п. 22 Порядка № 39.
Поскольку комиссия (уполномоченный) по соцстраху больше не принимает решения о выдаче путевок, из протокола заседания комиссии (решения уполномоченного) (приложение к Положению № 13) исключен раздел III, в котором раньше отражалась информация о выделенных путевках застрахованным лицам, членам их семей и студентам. С обновленной формой Протокола вы можете ознакомиться в «Об утверждении Положения о комиссии (уполномоченном) по страхованию в связи с временной потерей трудоспособности» этого номера журнала.
Нужно ли обновлять существующее положение и переизбирать состав комиссии? Мы считаем, что такой необходимости нет. Ведь новые нормы с полномочиями или порядком действий комиссии (уполномоченного) по соцстрахованию не добавились, а лишь были убраны те, которые и так не выполняются ими из-за изменений в законодательстве. Разделяют нашу точку зрения и специалисты ФСС, предоставляя аналогичные разъяснения в своих устных консультациях.
Порядок финансирования страхователей: что изменилось?
Новый Порядок № 12 (см. «Об утверждении Порядка финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в связи с временной потерей трудоспособности и отдельных выплат пострадавшим на производстве за счет средств Фонда социального страхования Украины») заработал с 01.10.2018 г. С этой же даты утратил силу бывший аналогичный Порядок № 26 (ср. ).
Отныне Порядок № 12, кроме механизма и условий финансирования страхователей в части больничных, декретных и пособия на погребение, определяет еще и механизм и условия финансирования в части выплат пострадавшим на производстве, предусмотренных абз. 4 ч. 3 ст. 42 Закона № 1105, а именно:
• пособия по временной нетрудоспособности, наступившей в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания;
• выплаты при временном переводе на более легкую нижеоплачиваемую работу;
• возмещения стоимости погребения пострадавшего и связанных с этим ритуальных услуг.
Заметим: такое расширение сферы действия Порядка № 12 является результатом объединения «несчастного» и «нетрудоспособного» фондов в единый фонд соцстраха. Однако, как и раньше, для того, чтобы получить финансирование от ФСС на выплату соцпособий, работодатель должен:
1) открыть отдельный текущий счет для зачисления страховых средств (об обязательном открытии спецсчета идет речь в п. 2 ст. 34 Закона № 1105);
2) составить и подать в рабочий орган ФСС заявление-расчет.
ВАЖНО!
С 01.10.2018 г. заявление-расчет нужно подавать уже по новой форме (приложение 1 к Порядку № 12).
Также появилось новое требование — после получения финансирования и выплаты пособия работникам работодатель обязан уведомить об этом ФСС. Поговорим об этом подробнее.
Новое заявление-расчет. С 01.10.2018 г. заявление-расчет в ФСС следует подавать не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения комиссией (уполномоченным) по соцстрахованию о выплате материального обеспечения (п. 2 Порядка № 12). Напомним, что раньше не были установлены конкретные требования к срокам подачи заявления-расчета. Поэтому с 01.10.2018 г. следите за выполнением этого требования.
Как и раньше, заявление-расчет подается в рабочий орган исполнительной дирекции ФСС по местонахождению или местожительству страхователя (п. 4 Порядка № 12).
Подавать заявление-расчет можно либо в бумажном виде лично в Фонд, либо отправить в электронном виде с применением ЭЦП (п. 6 Порядка № 12). Заявление-расчет в бумажном виде формируется в двух экземплярах: один подается в ФСС, а второй хранится у страхователя вместе с документами, на основании которых назначено материальное обеспечение. Если заявление-расчет подается в электронном виде, страхователь вместе с подтверждающими документами хранит у себя ее распечатанную копию (абз. 2 п. 7 Порядка № 12).
Как и раньше, Фонду отведено 10 рабочих дней на то, чтобы проверить заявление-расчет, предоставить рекомендации по результатам проверки, перечислить страхователю финансирование или предоставить обоснованный отказ в принятии заявления-расчета.
Имейте в виду: в случае выявления ошибок и/или недостоверных сведений заявление-расчет возвращается страхователю с соответствующими рекомендациями по их устранению.
Внимание!
В п. 8 Порядка № 12 закреплено право Фонда в случае необходимости осуществлять обмен информацией со страхователем путем направления запроса с целью уточнения информации, приведенной в заявлении-расчете.
Теперь о самой форме нового заявления-расчета (см. «Об утверждении Порядка финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в связи с временной потерей трудоспособности и отдельных выплат пострадавшим на производстве за счет средств Фонда социального страхования Украины»). Она состоит из дотабличной части, общей таблицы и 5 приложений (1.1 — 1.5).
В дотабличной части указывают все реквизиты страхователя, в том числе счет, на который должно поступить финансирование от ФСС.
В общей таблице обновленного заявления-расчета в составе пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам (в общей таблице) следует выделять выплаты по льготам пострадавшим вследствие ЧАЭС. Для этого появились новые строки 1.1 и 2.1. Также в общей таблице введены три новых строки (4, 5 и 6) для отражения выплат пострадавшим на производстве.
В приложении 1.1 расшифровываются сведения о назначенном пособии по временной нетрудоспособности в разрезе застрахованных лиц. По сути, приложение 1.1 идентично оборотной стороне ранее действующего заявления-расчета, но с более расширенной информацией.
В приложении 1.2 указываем информацию о назначенном пособии на погребение: Ф. И. О. и номер страхового свидетельства (идентификационный номер или серию и номер паспорта) получателя пособия, Ф. И. О. умершего, серию и номер свидетельства о смерти и сумме пособия. Заметим, что на сегодняшний день размер пособия на погребение, которое выплачивается за счет средств ФСС, составляет 4100 грн. (п. 1 постановления № 17).
Приложение 1.3 предназначено для расшифровки по каждому застрахованному лицу сумм начисленного пособия по временной нетрудоспособности в результате несчастного случая или профзаболевания.
Приложение 1.4 заполняем в случае, если начисляем выплаты за счет Фонда работникам, которых перевели на более легкую нижеоплачиваемую работу.
Приложение 1.5 нужно будет заполнять в ситуации, когда Фонд возмещает стоимость погребения пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания.
ВАЖНО!
Подавать с заявлением-расчетом все приложения не нужно.
Заполняют и подают приложения только по тем видам выплат, по которым заказывается финансирование в Фонде. При этом ставится отметка в соответствующей строке графы 5 «Примечание» общей таблицы заявления-расчета. Так, например, если работодателю необходимо получить финансирование на выплату пособия на погребение, то заполняйте дотабличную часть, общую таблицу и приложение 1.2.
Уведомление о проведении выплат. С 01.10.2018 г. введена обязанность страхователей уведомлять Фонд после проведения выплат. Таким образом, получив от Фонда средства на спецсчет и перечислив их работникам, страхователь отныне обязан отчитаться перед ФСС об их выплате.
Форму уведомления можно найти в приложении 2 к Порядку № 12. В уведомлении нужно указать по каждому застрахованному лицу данные листка нетрудоспособности, дату выплаты и сумму выплаченных за счет Фонда средств. Все эти данные должны соответствовать указанной в заявлении-расчете информации.
В соответствии с п. 10 Порядка № 12 уведомление работодатель может отправить ФСС в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи; направить письмом с уведомлением или предоставить непосредственно в ФСС.
Внимание!
Срок представления уведомления — в течение месяца со дня проведения выплат.
При этом согласно п. 11 Порядка № 12 если в течение трех месяцев Фонд не получит от страхователя информацию о выплатах застрахованным лицам, к такому страхователю придут с проверкой использования средств Фонда.
Нормативные документы и сокращения
Закон № 1105 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.
Постановление № 17 — постановление Фонда социального страхования Украины «Об установлении размера пособия на погребение» от 08.02.2017 г. № 17.
ФСС — Фонд социального страхования Украины.