Темы статей
Выбрать темы

Закупка электроэнергии: готовимся к нововведениям

Дуброва Ярослава, консультант по вопросам публичных закупок
Чем ближе декабрь, тем больше у заказчиков возникает вопросов о закупке электроэнергии по новым правилам. Оно и не удивительно, ведь что-то новое всегда порождает неуверенность и вопросы. В этом материале мы ответим на те из них, которые уже сейчас волнуют заказчиков, а также подробно рассмотрим письмо Минэкономразвития (см. на с. 13 этого номера журнала).

Напомним, еще летом прошлого года (а точнее 11.06.2017 г.) вступил в силу Закон № 2019, который изменил алгоритм закупок электроэнергии. Заметим, что на то время еще не все положения этого Закона вступили в силу, отдельные из них вступят в силу в декабре этого года, а некоторые — в 2019 году.

Для того чтобы помочь закупщикам понять, по каким правилам осуществлять закупку электроэнергии и услуг по распределению электроэнергии, в прошлом году мы приводили развернутый комментарий к Закону № 2019 и рассматривали особенности его применения в материале «Закупка электроэнергии: чего ожидать заказчикам в 2018 году» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 44).

Также недавно Минэкономразвития в письме предоставило информацию об утверждении НКРЭКУ основных нормативных документов, необходимых для полноценного запуска нового рынка электроэнергии в Украине. Поэтому далее в дополнение к нашим предыдущим советам и к письму Минэкономразвития акцентируем внимание на отдельных важных моментах.

В первую очередь для того, чтобы разобраться с новыми правилами поставки электроэнергии, чтобы правильно провести ее закупку, стоит ознакомиться не только с Законом № 2019, но и с теми нормативными актами, которые изданы в его исполнение.

Так, во исполнение требований Закона № 2019 НКРЭКУ постановлением от 14.03.2018 г. № 312 утвердила Правила № 312. Отметим, что к этим Правилам утверждены такие приложения:

Типовой договор потребителя о предоставлении услуг по распределению (передаче) электрической энергии;

Примерный договор о поставке электрической энергии потребителю;

Типовой договор о поставке электрической энергии поставщиком «последней надежды»;

Типовой договор о поставке электрической энергии поставщиком универсальных услуг.

Также НКРЭКУ утвердила:

Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по распределению электрической энергии (постановление от 27.12.2017 г. № 1470);

Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по поставке электрической энергии потребителю (постановление от 27.12.2017 г. № 1469);

Кодекс систем распределения (постановление от 14.03.2018 г. № 310);

Кодекс системы передачи (постановление от 14.03.2018 г. № 309).

Как указано в письме НКРЭКУ «О предоставлении разъяснений в связи со вступлением в силу Закона Украины «О рынке электрической энергии» от 17.10.2017 г. № 10835/13.1/7-17 и письме МЭРТУ «О закупках электрической энергии и услуг по поставке электрической энергии» от 09.11.2017 г. № 3304-06/40489-07, потребители (заказчики) должны до 11.12.2018 г. определиться с поставщиком электроэнергии и заключить с ним договор о поставке электроэнергии.

Зачем, спросите вы, ведь мы имеем заключенный договор о закупке электроэнергии, который действует до конца этого года (до 31.12.2018 г.)?

А потому, что с 11.12.2018 г. ваш нынешний поставщик уже не будет иметь права осуществлять одновременно и поставку, и распределение электроэнергии, ведь законодатель предусмотрел обязательное отделение и независимость оператора системы распределения. Так, согласно ч. 1 ст. 47 Закона № 2019 оператору системы распределения запрещается осуществлять деятельность по производству и/или передаче, и/или поставке электроэнергии, кроме случаев, определенных ч. 11 этой статьи.

Заметим: на сегодняшний день такое отделение оператора системы распределения электроэнергии уже состоялось. Добавим, что хозяйственная деятельность по передаче, распределению и поставке электроэнергии потребителю осуществляется на рынке электроэнергии при условии получения соответствующей лицензии такими операторами передачи/распределения и поставщиком.

ВАЖНО!

Лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по передаче электроэнергии местными (локальными) электросетями и поставке электроэнергии по регулируемому тарифу подлежат аннулированию не позднее чем через 18 месяцев со дня вступления в силу Закона № 2019. До аннулирования указанных лицензий деятельность по распределению и поставке электроэнергии осуществляется на основании действующих лицензий, выданных до дня вступления в силу Закона № 2019.

При этом деятельность по распределению электроэнергии через 18 месяцев со дня вступления в силу Закона № 2019 операторы осуществляют на основании новых лицензий на деятельность по распределению электроэнергии.

Итак, еще одна из причин, почему надо выбрать нового электропоставщика, — утрата силы лицензии действующего поставщика по регулируемому тарифу.

Получили ли уже новые лицензии поставщики и операторы системы распределения? Да, получили, но не все. Многие из поставщиков уже получили новые лицензии, а вот с операторами системы распределения ситуация хуже, ведь на сегодняшний день получило новую лицензию только ПАО «ДТЭК Киевские электросети». По информации НКРЭКУ, в настоящее время проводятся обсуждения о внесении изменений в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по распределению электрической энергии, утвержденные постановлением НКРЭКУ от 27.12.2017 г. № 1470, после чего будет возобновлена выдача лицензий.

С перечнем лицензиатов по поставке электроэнергии по свободным ценам вы можете ознакомиться на сайте НКРЭКУ в рубрике «Электроэнергия» подрубрики «Лицензирование» в разделе «Реестры лицензиатов» по ссылке:

http://www.nerc.gov.ua/?id=16075.

ВНИМАНИЕ!

В соответствии с Законом № 2019 и Правилами № 312 изменение электропоставщика по инициативе потребителя должно быть завершено в срок не более трех недель (21 календарный день) со дня уведомления таким потребителем о намерении изменить электропоставщика.

Так, в соответствии с п.п. 6.1.3. разд. VI Правил № 312 изменение электропоставщика по инициативе потребителя должно быть завершено в течение периода, который начинается со дня уведомления потребителем нового электропоставщика о намерениях изменить предыдущего электропоставщика, но в срок, не превышающий 21 календарный день со дня указанного уведомления. Днем уведомления потребителем о намерении изменить электропоставщика считается дата зафиксированного обращения потребителя к новому электропоставщику о намерении заключить с ним договор о поставке электроэнергии потребителю.

При этом если потребитель имеет действующий договор о поставке электроэнергии потребителю с фиксированным сроком действия, с целью избежания штрафных санкций за досрочное расторжение договора со стороны предыдущего электропоставщика потребитель должен уведомить нового электропоставщика о намерении заключить с ним договор о поставке электроэнергии потребителю за 21 календарный день до даты окончания срока действия действующего договора.

Добавим, что в соответствии с ч. 4 ст. 59 Закона № 2019 электропоставщик обязан обеспечивать поставку электроэнергии потребителю на условиях действующего договора до прекращения его действия.

Как заказчику выбрать нового поставщика электроэнергии?

Поскольку в соответствии с новыми правилами поставки электроэнергии рынок электроэнергии является конкурентным, заказчику придется выбирать нового поставщика с применением одного из вариантов:

• либо путем проведения открытых торгов, если ожидаемая стоимость потребности в электроэнергии (остаток на часть декабря и до конца этого года) будет равна или будет более 200 тыс. грн., — для заказчиков-бюджетников, и 1 млн грн. — для заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования, указанных в п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона № 922;

• либо путем заключения прямого договора, если ожидаемая стоимость не превышает стоимостный предел, предусмотренный Законом № 922.

При этом если заказчик не уверен в том, что сможет доказать контролерам, что закупка электроэнергии на декабрь — это новый предмет закупки, то даже на сумму менее 200 тыс. грн. нужно проводить открытые торги.

Как видим, с декабря этого года закупка электроэнергии как товара по переговорной процедуре станет для заказчика возможной лишь при наличии законных оснований, в частности, если два раза не состоятся открытые торги.

До которой даты заказчику стоит выбрать нового поставщика электроэнергии?

Так, из анализа Заключительных и переходных положений Закона № 2019 видим, что потребители (кроме бытовых и малых небытовых потребителей), которым в день вступления в силу этого Закона поставщик осуществлял поставку электроэнергии по регулируемому тарифу, должны выбрать себе электропоставщика и заключить с ним договор поставки электроэнергии потребителю не позднее чем через 18 месяцев со дня вступления в силу этого Закона. При этом оператор системы распределения с согласия соответствующего потребителя должен предоставить электропоставщику информацию о потребителе, необходимую для изменения электропоставщика.

В то же время из писем НКРЭКУ и МЭРТУ следует, что выбрать нового электропоставщика заказчикам нужно до 11 декабря этого года.

При этом в соответствии с ч. 6 ст. 56 Закона № 2019 поставка электроэнергии электропоставщиками осуществляется с соблюдением правил розничного рынка.

Вместе с тем постановлением НКРЭКУ, которым утверждены Правила № 312, предусмотрено, что заключение договоров между потребителями и другими участниками розничного рынка электроэнергии в соответствии с требованиями этих Правил осуществляется до 01.12.2018 г. путем присоединения потребителей к публичным договорам присоединения (договору потребителя о предоставлении услуг по распределению электроэнергии, соответствующим договорам о поставке электроэнергии) на условиях действующих договоров о поставке электроэнергии и о пользовании электроэнергией, заключенных с соответствующими поставщиками электроэнергии по регулируемому тарифу, путем подачи заявления-присоединения по форме, приведенной в приложении к этому постановлению.

Одновременно НКРЭКУ постановила, что в период с даты получения лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по распределению электроэнергии до 01.12.2018 г. операторам систем распределения следует заключить договоры о предоставлении услуг по распределению электроэнергии.

Как видим, в постановлении НКРЭКУ уже установила срок перехода к новому поставщику — до 1 декабря этого года.

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона № 2019 изменение электропоставщика потребителем осуществляется на безвозмездной основе в порядке, определенном правилами розничного рынка.

Как предусмотрено п.п. 3.1.12 разд. ІІІ Правил № 312, изменение потребителем электропоставщика на другого электропоставщика, в том числе поставщика универсальных услуг или поставщика «последней надежды», осуществляется в порядке, определенном разд. VI этих Правил.

Так, в соответствии с порядком изменения электропоставщика по инициативе потребителя потребитель должен уведомить нового электропоставщика о намерении заключить с ним договор за 21 календарный день до фактического изменения поставщика, а также за 21 календарный день до даты окончания срока действия действующего договора.

Заметим, что Правила № 312 не содержат исключений о том, что положения разд. VI этих Правил не распространяют свое действие на изменение электропоставщика по действующим в настоящее время договорам.

Учитывая указанное, с целью соблюдения требований Закона № 922, Закона № 2019, Правил № 312 и положений постановления НКРЭКУ, которым они утверждены, заказчикам стоит выбрать нового электропоставщика до 1 декабря этого года.

Подготовка тендерной документации: на что обратить внимание?

В ч. 1 ст. 56 Закона № 2019 предусмотрено, что поставку электроэнергии потребителям осуществляют электропоставщики, которые получили соответствующую лицензию, по договору поставки электроэнергии потребителю. Такой договор заключают между электропоставщиком и потребителем. Он предусматривает поставку всего объема фактического потребления электроэнергии потребителем в определенный период времени одним электропоставщиком. Поставку электроэнергии потребителям осуществляют по свободным ценам (ч. 2 ст. 56 Закона № 2019). Поставку электроэнергии электропоставщик должен осуществлять с соблюдением Правил № 312.

При этом в соответствии с п.п. 1.2.7 Правил № 312 поставку электроэнергии потребителю электропоставщик осуществляет на основании договора о поставке электроэнергии, который он разрабатывает на основе Примерного договора о поставке электрической энергии потребителю (приложение 5 к этим Правилам) и заключает в установленном этими Правилами порядке.

СПРАВКА

Договор между электропоставщиком и потребителем заключается, как правило, путем присоединения потребителя к разработанному электропоставщиком договору на условиях коммерческого предложения, опубликованного электропоставщиком.

Одновременно отметим, что в ч. 7 ст. 56 Закона № 2019 и п.п. 3.2.6 разд. ІІІ Правил № 312 предусмотрены существенные условия договора, которые должны быть определены в договоре и согласованы его сторонами.

Не лишним будет напомнить: согласно ч. 1 ст. 638 ГКУ и ч. 2 ст. 180 ХКУ несогласование сторонами существенных условий договоров может привести к признанию таких договоров незаключенными (до начала их выполнения), а если они уже начали выполняться, — признанию недействительными.

Кстати, ст. 22 Закона № 922 предусматривает, что тендерная документация обязательно должна содержать проект договора. Поэтому рекомендация заказчикам — составлять тендерную документацию с учетом требований Законов № 922 и № 2019, ГКУ, ХКУ и Правил № 312.

Одновременно стоит отметить, что согласно п.п. 3.1.9 разд. ІІІ Правил № 312 потребление электроэнергии без заключения соответствующих договоров на розничном рынке не допускается. Поэтому заказчикам при проведении закупок нужно учесть еще и то, что в соответствии с п.п. 3.1.6 разд. ІІІ Правил № 312 поставка электроэнергии потребителю осуществляется, если:

• объект потребителя подключен к сетям оператора системы в установленном законодательством порядке;

• потребитель является стороной действующих договоров, в частности:

о предоставлении услуг по распределению (передаче) электроэнергии;

о поставке электроэнергии потребителю;

• отсутствует факт прекращения/приостановки поставки электроэнергии или предоставления услуг по распределению (передаче) электроэнергии в случаях, предусмотренных законодательством в сфере энергетики;

• отсутствует просроченная задолженность по договорам о поставке электроэнергии или о предоставлении услуг системы распределения/передачи;

• электропоставщик по договору с оператором системы получил доступ к сетям и возможность продажи электроэнергии на территории деятельности оператора системы.

Также обратите внимание на такой момент.

В соответствии с п.п. 3.1.4 разд. ІІІ Правил № 312 электропоставщик перед началом поставки электроэнергии потребителям, электроустановки которых присоединены к электрическим сетям на территории деятельности оператора системы, должен заключить договор электропоставщика о предоставлении услуг по распределению (передаче) электроэнергии с оператором системы. Именно на основании такого договора он получит доступ к сетям оператора системы с целью реализации своих прав и выполнения обязанностей и функций как электропоставщика по отношению к потребителям, электроустановки которых присоединены на соответствующей территории к сетям оператора системы. Одновременно согласовывают условия о необходимом информационном обмене, взаимных правах, обязанностях и ответственности сторон, а также порядок выставления потребителям счетов за услуги по распределению (передаче) электроэнергии от имени оператора системы. Договор электропоставщика о предоставлении услуг по распределению (передаче) электроэнергии оператор системы разрабатывает на основе приложения 4 к Правилам № 312.

Что делать, если заказчик не успеет выбрать нового поставщика электроэнергии до 01.12.2018 г.?

Выход из такой ситуации есть: поставку электроэнергии осуществляет поставщик «последней надежды» или поставщик универсальных услуг.

ВАЖНО!

Если потребитель не выберет электропоставщика, поставку электроэнергии в течение не более 90 дней ему будет осуществлять поставщик «последней надежды», определенный на территории области. Для малых небытовых потребителей поставку будет осуществлять выбранный ими электропоставщик или поставщик универсальных услуг.

Для заключения договора поставки электроэнергии с поставщиком «последней надежды» ч. 1 ст. 64 Закона № 2019 предусмотрен исключительный перечень случаев. Так, это случаи предоставления услуг по поставке электроэнергии в случае, если обычный поставщик ликвидирован, признан банкротом, его лицензия на осуществление деятельности по поставке природного газа аннулирована или ее действие остановлено, а также иные случаи, предусмотренные правилами для поставщика «последней надежды».

Стоит отметить, что поставка электроэнергии как поставщиком «последней надежды», так и поставщиком универсальных услуг должна осуществляться на основании лицензии. При этом на сегодняшний день по результатам отделения облэнерго образованы новые компании-электросбыты, получившие лицензии на право осуществления хозяйственной деятельности по поставке электроэнергии потребителю. Отметим, что в соответствии с Заключительными и переходными положениями Закона № 2019 именно вновь образованные по результатам отделения электропоставщики в течение двух лет со дня получения указанной лицензии выполняют функции поставщика универсальных услуг на закрепленной территории, которая определяется как область, города Киев и Севастополь, АР Крым, на которой до отделения осуществлял свою деятельность по передаче электроэнергии местными (локальными) электросетями и поставке электроэнергии по регулируемому тарифу вертикально интегрированный субъект хозяйствования (то есть облэнерго).

Одновременно отметим, что на сегодняшний день много других компаний получили другие лицензии на право осуществления хозяйственной деятельности по поставке электроэнергии потребителю.

Вместе с тем заметим, что в соответствии с ч. 2 ст. 64 Закона № 2019 определение поставщика «последней надежды» осуществляется решением КМУ по результатам конкурса, проведенного в порядке, утвержденном КМУ. При этом пределы территории осуществления деятельности поставщика «последней надежды» определяют в условиях конкурса. В пределах территории осуществления деятельности одного поставщика «последней надежды» не допускается осуществление деятельности другими поставщиками «последней надежды».

Важно то, что 05.10.2018 г. НКРЭКУ соответствующими постановлениями утвердила ключевые нормативные акты для реализации механизмов поставщика «последней надежды» и поставщика универсальных услуг. Это:

• Методика расчета тарифа на услуги поставщика «последней надежды»;

• Порядок формирования цены, по которой осуществляется поставка электрической энергии потребителям поставщиком «последней надежды»;

• Методика расчета тарифа на услуги поставщика универсальных услуг;

• Порядок формирования цен на универсальные услуги.

Указанные постановления НКРЭКУ вступят в силу после публикации в официальном издании «Урядовий кур’єр». При этом с их текстами можно ознакомиться по ссылкам:

о поставщике «последней надежды»:

http://www.nerc.gov.ua/data/filearch/Proekty/2018/pr_169/pr_169-2018.pdf;

http://www.nerc.gov.ua/data/filearch/Proekty/2018/pr_170/pr_170-2018.pdf;

о поставщике универсальных услуг:

http://www.nerc.gov.ua/data/filearch/Proekty/2018/pr_168/pr_168-2018.pdf;

http://www.nerc.gov.ua/data/filearch/Proekty/2018/pr_167/pr_167-2018.pdf.

Вместе с тем на сегодняшний день КМУ пока не утвердил порядки проведения конкурса для определения поставщика «последней надежды» и определения поставщика универсальных услуг. На сайте Минэнерго в настоящее время обнародованы проекты постановлений КМУ:

Об утверждении Порядка проведения конкурса по определению поставщика «последней надежды», с которым можно ознакомиться по ссылке:

http://mpe.kmu.gov.ua/minugol/control/uk/publish/article?art_id=245298356&cat_id=35082;

Об утверждении Порядка проведения конкурса по определению поставщика универсальных услуг, с которым можно ознакомиться по ссылке:

http://mpe.kmu.gov.ua/minugol/control/uk/publish/article?art_id=245295712&cat_id=35082.

Поэтому надеемся, что до декабря этого года КМУ таки утвердит указанные порядки. Но что делать, если порядки все же не будут утверждены вовремя или если не состоится конкурс? Ответ находим в ч. 5 ст. 64 Закона № 2019.

Так, законодатель предусмотрел следующее: если конкурс не состоялся, КМУ с целью обеспечения общеобщественных интересов может временно, на срок до шести месяцев, возложить обязанности по выполнению функций поставщика «последней надежды» на электропоставщика государственной формы собственности, который соответствует квалификационным требованиям и критериям.

Поэтому ввиду того, что в настоящее время не утверждены соответствующие нормативно-правовые акты относительно поставщика «последней надежды» и поставщика универсальных услуг, не рекомендуем заказчикам затягивать с выбором поставщика электроэнергии на декабрь этого года. Ведь может так случиться, что и до декабря указанные акты не будут утверждены.

Поэтому учитывая требования Правил № 312, а именно о необходимости уведомления за 21 календарный день действующего поставщика о его изменении на нового поставщика, заказчикам стоит уже сейчас выбрать нового поставщика электроэнергии, чтобы успеть заключить с ним договор на декабрь этого года.

Что же касается закупки услуг по распределению электроэнергии на декабрь и до конца этого года, то заказчики заключают договоры с операторами системы распределения либо по переговорной процедуре, либо прямые договоры, в зависимости от ожидаемой стоимости потребности. Услуги по распределению электроэнергии, как и услуги по ее передаче — это регулируемый рынок НКРЭКУ, цены будут регулироваться, а операторы систем распределения и системы передачи — монополисты с учетом территории (пределов) лицензированной деятельности. Поэтому для применения переговорной процедуры закупки есть основание в п. 2 ч. 2 ст. 35 Закона № 922, а именно: отсутствие конкуренции (в том числе по техническим причинам) на соответствующем рынке, в результате чего договор о закупке может быть заключен лишь с одним поставщиком, при отсутствии при этом альтернативы.

Имейте в виду, что согласно п. 6 постановления НКРЭКУ от 14.03.2018 г. № 312 после заключения договора о предоставлении услуг по распределению предыдущие договоры продолжают действовать только в части задолженности/переплаты, начисления пени, неустойки, ограничения и прекращения поставки электроэнергии и т. п. В другой же части договоры о пользовании электроэнергией и договоры о поставке электроэнергии прекращают свое действие.

То есть предоставлять услуги по распределению электроэнергии на основании действующих в настоящее время договоров после 11.12.2018 г. до конца 2018 года облэнерго не будут иметь права, ведь в этой части такие договоры уже не будут действовать. Поэтому не медлите и с заключением нового договора на декабрь 2018 года с оператором систем распределения. Ведь, как мы указывали выше, его заключают до 01.12.2018 г.

ВНИМАНИЕ!

Обязательным условием для поставки электроэнергии потребителю является наличие у него договора о предоставлении услуг по распределению, заключенного с оператором системы распределения.

Как провести закупки электроэнергии на 2019 год?

Надеемся, что с закупками на декабрь 2018 года мы разобрались. Далее возникает следующий вопрос: электроэнергия — это такой товар, который должен поставляться непрерывно, поэтому как быть заказчикам с закупками электроэнергии на 2019 год? Можно ли продлить действие «старых» договоров 2018 года на 20 % на 2019 год? Можно ли продлить действие новых декабрьских договоров на 2019 год на 20 %? Ответим на эти вопросы.

Прежде всего остановимся на возможности применения положений ч. 5 ст. 36 Закона № 922 к действующим в настоящее время «старым» договорам закупки электроэнергии на 2018 год. Сразу отметим, что указанные договоры невозможно распространить на услуги по распределению электроэнергии, и вот почему.

В соответствии с ч. 5 ст. 36 Закона № 922 действие договора о закупке может продлеваться на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года, в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году, если расходы на эту цель утверждены в установленном порядке.

Поскольку, как мы указывали выше, действующий поставщик не будет иметь права поставлять электроэнергию уже после 11.12.2018 г., поэтому в части поставки эти договоры нельзя будет продлить.

В то же время эти договоры будут действовать исключительно в части задолженности/переплаты, начисления пени, неустойки, ограничения и прекращения поставки электроэнергии, а в остальной части договоры о пользовании электроэнергией и договоры о поставке электроэнергии прекращают свое действие. Кстати, Правилами № 312 утверждены новые формы договоров на поставку и на распределение электроэнергии.

Одновременно с этим в п. 4 постановления НКРЭКУ от 14.03.2018 г. № 318 предусмотрено следующее: в период с даты получения лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по распределению электроэнергии до 01.12.2018 г. операторам систем распределения заключить договоры о предоставлении услуг по распределению электроэнергии, которые заключают с потребителем, со всеми потребителями, электроустановки которых присоединены на территории деятельности таких операторов. Договор разрабатывают операторы на основе существенных условий, определенных Кодексом систем распределения, утвержденным постановлением НКРЭКУ от 14.03.2018 г. № 310, и формы, установленной Правилами № 312.

Так, п.п. 2.1.4 разд. ІІ Правил № 312 предусмотрено, что договор потребителя о предоставлении услуг по распределению электроэнергии является публичным договором присоединения и заключается с учетом ст. 633, 634, 641, 642 ГКУ по форме договора, приведенного в приложении 3 к этим Правилам.

При этом в соответствии с Правилами № 312 в случае необходимости определения по взаимному согласию сторон дополнительных условий договора, конкретизирующих условия договора, форма которого установлена этими Правилами, договор оформляется в бумажной форме. Поэтому усматривается, что стороны могут уточнять, конкретизировать в зависимости от определенных обстоятельств предусмотренный в приложении 3 к Правилам № 312 Типовой договор потребителя о предоставлении услуг по распределению (передаче) электроэнергии.

Что касается возможности продления срока действия новых декабрьских договоров на поставку и на распределение в начале 2019 года, то все зависит от того, будут ли они заключены по результатам процедур закупок. По этому поводу напомним, что ч. 5 ст. 36 Закона № 922 применяется именно к «процедурным» договорам. Поэтому если заказчики будут работать по прямым договорам, без применения Закона № 922, то они не смогут применять к ним п. 8 ч. 4 ст. 36 и ч. 5 ст. 36 Закона № 922.

Что же тогда делать заказчикам для обеспечения электроэнергией в 2019 году?

Во-первых, уже в 2018 году заказчик может запланировать закупку электроэнергии и закупку услуг по распределению электроэнергии в годовом плане закупок на 2018 год и объявить по электроэнергии открытые торги, а по распределению провести переговорную процедуру закупки. При этом заказчикам-бюджетникам не стоит забывать об ограничениях, установленных ст. 48 «Взятие бюджетных обязательств» Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (ср. ).

Во-вторых, если до конца года КМУ будет определен поставщик «последней надежды», то заказчики при наличии оснований смогут выбрать на три первых месяца 2019 года поставщика «последней надежды». А возможно, такой выбор будет сделан еще в декабре этого года, если заказчик не выберет нового поставщика, а механизм поставщика «последней надежды» уже до того времени заработает.

В завершение обратим внимание, что в соответствии с положениями ч. 3 ст. 59 Закона № 2019 споры между потребителем и электропоставщиком при изменении электропоставщика рассматриваются в соответствии с порядком рассмотрения жалоб и решения споров, утвержденным НКРЭКУ. Наличие спора между электропоставщиком и потребителем не является основанием для задержки в исполнении договора поставки электроэнергии потребителю новым электропоставщиком.

СПРАВКА

В соответствии с Таблицей оцененных коррупционных рисков и мер по их устранению (приложение 2 к Отчету по результатам оценки коррупционных рисков в деятельности НКРЭКУ) предусмотрена разработка и принятие в III квартале 2018 года Правил рассмотрения обращений потребителей относительно действий субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг. Указанную таблицу можно найти по ссылке: http://www.nerc.gov.ua/?id=32198.

Одновременно отметим, что отключение потребителей осуществляется исключительно в порядке, определенном Законом № 2019 и Правилами № 312.

Как видим, времени для применения нововведений по закупке электроэнергии осталось уже совсем немного.

Итак, выводы о том, что необходимо сделать заказчикам:

1) до 01.12.2018 г. — заключить новые договоры на распределение электроэнергии и на поставку электроэнергии на декабрь 2018 года;

2) до 31.12.2018 г. — провести закупки на распределение электроэнергии и на поставку электроэнергии на 2019 год;

3) в случае заключения договоров с поставщиком «последней надежды» обеспечить выбор нового электропоставщика на 2019 год в срок не позднее 90 календарных дней со дня заключения договора с поставщиком «последней надежды».

Нормативные документы и сокращения

ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУХозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон № 2019Закон Украины «О рынке электрической энергии» от 13.04.2017 г. № 2019-VIII.

Закон № 922Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

Правила № 312Правила розничного рынка электрической энергии, утвержденные постановлением НКРЭКУ от 14.03.2018 г. № 312.

Письмо — письмо Минэкономразвития «О закупках электрической энергии и услуг по поставке электрической энергии» от 10.09.2018 г. № 3304-04/39642-06.

НКРЭКУ — Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше