Темы статей
Выбрать темы

О предоставлении государственным служащим дополнительных оплачиваемых отпусков

Министерство социальной политики Украины
Письмо от 25.07.2018 г. № 1319/0/101-18/28с

В соответствии со статьей 58 Закона Украины «О государственной службе» № 889-VIII (далее — Закон) от 10.12.2015 г., вступившего в силу 01.05.2016 г., за каждый год государственной службы после достижения пятилетнего стажа государственной службы государственному служащему предоставляется один календарный день ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, но не более чем 15 календарных дней.

Порядок предоставления государственным служащим дополнительных оплачиваемых отпусков определен постановлением Кабинета Министров Украины от 06.04.2016 г. № 270 (далее — Порядок).

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что дополнительный отпуск конкретной продолжительности предоставляется государственным служащим после достижения соответствующего стажа государственной службы.

То есть возникновение у государственных служащих права на дополнительный оплачиваемый отпуск и его продолжительность зависят не от отработанного в году времени, а только от наличия соответствующего стажа государственной службы. При наличии стажа государственной службы 8 лет продолжительность такого отпуска будет составлять 4 календарных дня.

В соответствии с пунктом 4 Порядка исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 25.03.2016 г. № 229, в стаж государственной службы включается также время пребывания государственного служащего в отпуске для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а в случае, когда ребенок нуждается в домашнем уходе, — в отпуске без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста.

В то же время согласно пункту 11 Порядка дополнительный отпуск не предоставляется государственному служащему за время нахождения в отпуске для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста или в отпуске без сохранения заработной платы.

Таким образом, за период пребывания в социальном отпуске для ухода за ребенком до достижения им трех лет (шести лет при наличии медицинского заключения о необходимости ребенка в домашнем уходе) дополнительный отпуск за стаж государственной службы не предоставляется. После выхода на работу служащий будет иметь право на дополнительный отпуск за соответствующий стаж службы с учетом указанного периода.

Если государственный служащий, у которого приведенная дата исполнения 8 лет стажа государственной службы пришлась на 08.06.2016 г., приступил с 15.04.2017 г. к исполнению служебных обязанностей, он имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск за 8 лет стажа государственной службы продолжительностью 4 календарных дня, а с 08.06.2017 г. — 5 календарных дней за 9 лет стажа государственной службы.

В случае, если приведенная дата (12.02.2015 г.) наступила до даты ухода в отпуск для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (15.02.2015 г.), по нашему мнению, государственный служащий имеет право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск соответствующей продолжительности. В случае, когда государственный служащий приступил к исполнению служебных обязанностей с 10.02.2018 г., а приведенная дата пришлась на 12.02.2017 г., считаем, что не усматривается оснований для предоставления государственному служащему указанного отпуска.

Одновременно сообщаем, что письма Министерства не являются нормативно-правовыми актами, по своей природе они носят информационный, рекомендательный и необязательный характер.

Директор Департамента А. Товстенко

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Предоставляется ли допотпуск госслужащему за период пребывания в отпуске для ухода за ребенком: отвечает Минсоцполитики

В комментируемом письме специалисты Минсоцполитики ответили на следующий вопрос: предоставляется ли ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж государственной службы госслужащему за период пребывания его в соцотпуске для ухода за ребенком до достижения им 3 (6) лет?

Но прежде чем перейти к ответу Министерства, объясним, в чем заключается суть данного вопроса.

В соответствии со ст. 58 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон о госслужбе) и п. 2 Порядка предоставления государственным служащим дополнительных оплачиваемых отпусков, утвержденного постановлением КМУ от 06.04.2016 г. № 270 (далее — Порядок № 270), государственным служащим, имеющим стаж госслужбы свыше пяти лет, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью один календарный день. Начиная с шестого года стажа государственной службы этот отпуск увеличивается на один календарный день за каждый следующий год. Продолжительность дополнительного отпуска не может превышать 15 календарных дней.

Приведем продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за стаж госслужбы в таблице:

Продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за стаж госслужбы

Стаж госслужбы

Продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за стаж госслужбы

Свыше 5 лет

1 календарный день

Свыше 6 лет

2 календарных дня

Свыше 7 лет

3 календарных дня

Свыше 8 лет

4 календарных дня

Свыше 9 лет

5 календарных дней

Свыше 10 лет

6 календарных дней

Свыше 11 лет

7 календарных дней

Свыше 12 лет

8 календарных дней

Свыше 13 лет

9 календарных дней

Свыше 14 лет

10 календарных дней

Свыше 15 лет

11 календарных дней

Свыше 16 лет

12 календарных дней

Свыше 17 лет

13 календарных дней

Свыше 18 лет

14 календарных дней

Свыше 19 лет и далее

15 календарных дней

При определении даты возникновения права на дополнительный отпуск за стаж помните о предписании п. 3 Порядка № 270: дополнительный отпуск конкретной продолжительности предоставляется госслужащим после достижения соответствующего стажа госслужбы.

Итак, как видим, продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за госстаж непосредственно зависит от стажа госслужбы, который госслужащий «заработал». Поэтому для определения продолжительности указанного отпуска следует в первую очередь определить стаж госслужбы.

Напомним, что Закон о госслужбе вступил в силу 01.05.2016 г. Стаж госслужбы с этой даты определяется согласно Порядку исчисления стажа государственной службы, утвержденному постановлением КМУ от 25.03.2016 г. № 229 (далее — Порядок № 229)*.

* Стаж работы за период до 01.05.2016 г. определяется в порядках и на условиях, установленных на то время законодательством, то есть согласно Порядку исчисления стажа государственной службы, утвержденному постановлением КМУ от 03.05.94 г. № 283.

Так, согласно п. 4 Порядка № 229 в стаж госслужбы засчитывается:

• время пребывания на должности государственной службы в соответствии с Законом о госслужбе;

• время пребывания на должности народного депутата Украины;

• время пребывания на должностях работников дипломатической службы;

• время пребывания на должностях в органах местного самоуправления, предусмотренных Законом Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III;

• время пребывания на должностях судей;

• время пребывания на должностях прокуроров;

• время пребывания на должностях, на которых присваиваются воинские и специальные звания;

• время профессионального обучения государственного служащего с отрывом от службы, если не позднее 75 дней после его завершения такое лицо вернулось на государственную службу, кроме случаев, установленных законом;

• период, когда государственный служащий не работал по уважительным причинам, но оставался в трудовых отношениях с государственным органом;

время пребывания государственного служащего в отпуске для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, а в случае, если ребенок нуждается в домашнем уходе — в отпуске без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста;

• время пребывания на должностях советников, помощников, уполномоченных и пресс-секретаря Президента Украины, работников секретариатов Председателя Верховной Рады Украины, его Первого заместителя и заместителя, работников патронатных служб Премьер-министра Украины и других членов Кабинета Министров Украины, помощников-консультантов народных депутатов Украины, помощников и научных консультантов судей Конституционного Суда Украины, помощников судей, а также на должностях патронатных служб в других государственных органах.

Как видим, в стаж госслужбы засчитывается, в частности, время пребывания госслужащего в отпуске для ухода за ребенком до достижения им 3 (6) лет.

В то же время п. 11 Порядка № 270 предусмотрено, что дополнительный оплачиваемый отпуск за госстаж не предоставляется госслужащему за время пребывания его в отпуске для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего (шестилетнего) возраста.

Это значит, что находясь в соцотпуске для ухода за ребенком до достижения им 3 (6) лет, госслужащий «зарабатывает» себе стаж госслужбы. Однако он не сможет воспользоваться днями дополнительного отпуска за соответствующий год (годы), пришедшиеся на период «детского» соцотпуска, потому что ни одного дня за этот период не исполнял своих должностных обязанностей госслужащего.

Учитывая все вышеуказанное, Минсоцполитики отвечает на поставленный вопрос: если госслужащий находился в отпуске для ухода за ребенком до 3 (6) лет, то за этот период дополнительный отпуск за госстаж ему не предоставляется. После того как госслужащий приступит к исполнению своих должностных обязанностей (выйдет на работу), он будет иметь право на дополнительный отпуск за соответствующий стаж госслужбы с учетом периода его пребывания в «декрете».

Итак, резюмируем: период отпуска для ухода за ребенком до 3 (6) лет включается в стаж госслужбы, но пребывание в таком отпуске в течение всего года после получения права на ежегодный дополнительный отпуск за стаж госслужбы не дает основания воспользоваться таким отпуском за соответствующий достигнутый год стажа госслужбы.

Далее специалисты Минсоцполитики в комментируемом письме приводят несколько примеров определения права госслужащего на дополнительный отпуск за госстаж после его выхода из «декрета».

Рассмотрим один из них подробнее.

Пример 1. 15.04.2017 г. госслужащий приступила к исполнению служебных обязанностей после окончания соцотпуска для ухода за ребенком до достижения им 3 лет. Ее пребывание на госслужбе по состоянию на 07.06.2016 г. составило 8 лет. Имеет ли она право на дополнительный отпуск за 7, 8 и 9 лет государственной службы продолжительностью 3, 4 и 5 календарных дней соответственно? Учитывается ли период пребывания в соцотпуске для ухода за ребенком до достижения им 3 лет при предоставлении дополнительного отпуска за стаж госслужбы?

Для удобства восприятия информации относительно данного примера рассмотрим таблицу:

Дата достижения стажа госслужбы

Дата возникновения права на отпуск

Продолжительность отпуска

Право на ежегодный дополнительный отпуск за стаж госслужбы

07.06.2015 г. — 7 лет

08.06.2015 г. (за стаж госслужбы свыше 7 лет)

3 календарных дня

Не имеет, поскольку госслужащий после получения права на такой отпуск не работала с 08.06.2015 г. по 07.06.2016 г.

07.06.2016 г. — 8 лет

08.06.2016 г. (за стаж госслужбы свыше 8 лет)

4 календарных дня

Имеет, поскольку госслужащий приступила к исполнению должностных обязанностей 15.04.2017 г., то есть в период с 08.06.2016 г. по 07.06.2017 г.

07.06.2017 г. — 9 лет

08.06.2017 г. (за стаж госслужбы свыше 9 лет)

5 календарных дней

Имеет, поскольку в период после получения права на отпуск за 9 лет госслужбы госслужащий уже исполняет свои должностные обязанности

Как видим, в этой ситуации госслужащему не предоставляется ежегодный дополнительный отпуск за стаж госслужбы свыше 7 лет продолжительностью 3 календарных дня. Причина: после достижения права на дополнительный отпуск за 7-й год госслужбы она полный год (с 08.06.2015 г. по 07.06.2016 г.) находилась в соцотпуске для ухода за ребенком, то есть не исполняла своих должностных обязанностей.

Однако госслужащий получила право на ежегодный дополнительный отпуск за стаж госслужбы свыше 8 лет продолжительностью 4 календарных дня. Ведь она вышла из «декрета» в апреле 2017 года, то есть после достижения стажа госслужбы свыше 8 лет (08.06.2016 г.), но до окончания года (с 08.06.2016 г. по 07.06.2017 г. включительно), в течение которого она получила право на дополнительный отпуск за 8 лет госслужбы.

При этом право на дополнительный отпуск за 9 лет госслужбы продолжительностью 5 календарных дней возникло у нее с 08.06.2017 г. Фактически уже с этой даты в любое время она имела право оформить себе указанный отпуск за 9 лет госслужбы.

Аналогично выглядит ситуация с дополнительным отпуском за 10 лет госслужбы продолжительностью 6 календарных дней. Право на такой отпуск возникло у госслужащего с 08.06.2018 г. А потому уже начиная с этой даты она имеет право его оформить.

Наверное, многих в указанной ситуации интересует еще один вопрос: могут ли быть предоставлены дополнительные отпуска за предыдущий и текущие периоды одновременно? Да, могут, если на это есть согласие между государственным служащим и руководителем государственной службы в государственном органе (абз. 3 п. 6 Порядка № 270).

Также отметим: если у госслужащего сначала возникло право на дополнительный отпуск за определенный год госслужбы, а уже потом после достижения этого права он оформил «детский» отпуск, он все равно имеет право на дополнительный отпуск за соответствующий достигнутый год госслужбы. Объясним это на условном примере.

Пример 2. Госслужащая находилась на больничном в связи с беременностью и родами с 12.10.2017 г. по 14.02.2018 г. включительно. Право на дополнительный отпуск за 10-й год госслужбы у нее возникло 12.02.2018 г. После окончания больничного с 15.02.2018 г. работница оформила отпуск для ухода за ребенком до достижения им 3 лет, не воспользовавшись дополнительным отпуском за 10 лет государственной службы. Имеет ли она право на такой отпуск после того, как выйдет из декрета?

В данной ситуации госслужащий имеет право получить дополнительный отпуск за 10 лет госслужбы продолжительностью 6 календарных дней. Объяснение: дата приобретения права на такой отпуск (12.02.2018 г.) наступила до даты выхода работницы в отпуск для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (15.02.2018 г.). На это, в частности, обратили внимание и специалисты Минсоцполитики в комментируемом письме.

Александр ОСТАПЧУК, эксперт по вопросам оплаты труда

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше