Темы статей
Выбрать темы

Возврат похищенного: оформляем и отражаем в учете

Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
«…Взял, взял в долг без разрешения. Но непременно собираюсь вернуть». Так говорил известный киногерой Капитан Джек Воробей (из цикла приключенческих фильмов «Пираты Карибского моря»). Безусловно, эта фраза носит сугубо ироничный характер. Ведь никто ничего возвращать законному владельцу не собирался. В реальной жизни воры тоже не слишком торопятся возвращать похищенное. Однако встречаются случаи, когда злоумышленники отдают назад «взятое без разрешения».
По большей части их к этому побуждают правоохранители и желание смягчить свое наказание. В любом случае, это настоящая головная боль для бухгалтера пострадавшего учреждения. Ему нужно четко понимать, как действовать в такой ситуации. Из этой статьи вы узнаете не только как правильно отразить в бухучете возврат похищенных ценностей, но и общие правила оформления и учета краж в учреждении.

Начнем с азов

Прежде всего выясним, с чем имеем дело. Так, кража — это тайное хищение чужого имущества (ч. 1 ст. 185 УКУ). Тогда как открытое хищение чужого — это уже грабеж. Поэтому не путайте указанные понятия. Это два разных правонарушения и наказания за них предусмотрены разные.

В свою очередь, кражи тоже бывают разные. Решающую роль здесь играет стоимость похищенного. В частности, кража может быть квалифицирована как:

административное правонарушение (мелкая кража) — хищение имущества, стоимость которого на момент совершения правонарушения не превышает 0,2 не облагаемого налогом минимума доходов граждан* (ч. 3 ст. 51 КоАП). В 2019 году этот стоимостный предел составляет 192,10 грн.;

* В соответствии с п. 5 подразд. 1 разд. ХХ НКУ для квалификации административных или уголовных правонарушений сумма не облагаемого налогом минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы. Размер последней составляет 50 % от прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного на 1 января отчетного года. В 2019 году — это 960,50 грн. (1921 грн. х 50 %).

уголовное правонарушение («обычная» кража) — хищение имущества на сумму свыше 192,10 грн.

Такая классификация краж имеет значение не только для определения мер воздействия к правонарушителям. Она является определяющей и для порядка действий пострадавшего. В частности, в случае мелкой кражи не обязательно даже обращаться в правоохранительные органы. Протокол о таком правонарушении вполне может составить руководитель учреждения или уполномоченное им лицо. Это предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 255 КоАП. А вот привлечь вора к админответственности в этом случае может лишь суд. Поэтому нужно направить протокол в соответствующий районный (районный в городе, городской или горрайонный) суд. При этом вину правонарушителя необходимо еще доказать. Для этого понадобятся письменные объяснения МОЛ и работников охраны. Не лишними будут и записи с камер видеонаблюдения (если они есть в учреждении).

Кстати, если мелкого воришку поймали на горячем и ему не удалось довести задуманное до конца, привлечь его к ответственности не получится. Ведь фактически идет речь не о мелкой краже, а лишь о покушении на ее совершение. Тогда как КоАП такое понятие не предусмотрено. Поэтому суд, скорее всего, закроет производство по делу из-за отсутствия в действиях соответствующего лица состава административного правонарушения.

Если же стоимость похищенного имущества превышает 192,10 грн., тогда имеем дело с настоящим преступлением. И в этом случае пострадавшее лицо не должно собирать доказательства или доказывать вину злоумышленника. Устанавливать в действиях того или иного лица элементы преступления — это дело органов дознания, досудебного следствия и суда. Зато главная задача пострадавшего учреждения — вовремя сообщить правоохранительным органам о факте хищения имущества.

Конечно, кража в учреждении — это настоящее ЧП. Сразу же возникает ряд вопросов относительно порядка действий. Непонятно, за что хвататься. Что нужно сделать в первую очередь? Главное — без паники. Разобраться со всем поможет наш алгоритм.

Общий алгоритм действий

Сразу же договоримся: весь порядок действий, связанный с кражей в учреждении, условно разделим на два этапа.

Первый этап назовем «Выявление кражи». Это преимущественно действия организационного характера относительно оформления кражи. Он охватывает период с момента выявления хищения имущества учреждения и до определения виновного лица (закрытия уголовного производства).

Второй этап — «Взыскание убытков с виновного лица». Он начинается именно с момента установления личности вора. На этом этапе выполняют действия, направленные на возврат похищенного имущества, определение размера убытка и его взыскание с виновника. Безусловно, если злоумышленник не найден, то претензии предъявлять некому. В таком случае весь процесс остановится на первом этапе.

А в случае закрытия уголовного производства второй этап закончится даже не начавшись. Досадно, но и такое бывает.

Для наглядности покажем порядок действий пострадавшего учреждения в таблице.

Алгоритм действий при выявлении кражи в учреждении

Очередность действий

Суть действия (что нужно сделать?)

Пояснения к выполнению (как нужно сделать?)

Этап I. Выявление кражи

Шаг 1

Уведомление о краже правоохранительных органов

• выявление факта кражи и вызов полиции

Лицо, которое обнаружило факт кражи в учреждении, должно уведомить об этом:

• руководителя учреждения (его заместителя);

• главного бухгалтера;

• МОЛ (при необходимости).

После этого необходимо как можно скорее вызвать полицию и дождаться ее приезда

• подача заявления о совершении уголовного правонарушения

Допускается подача заявления или сообщения физических или юридических лиц о совершенном уголовном правонарушении в устной или письменной форме. Такая возможность предусмотрена п. 1 разд. ІІ Порядка № 100.

Устные заявления заносятся в протокол приема заявления об уголовном правонарушении и другом событии (по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку № 100). Этот документ обязательно должен подписать заявитель и должностное лицо, принявшее заявление. Помните: заявитель имеет право требовать копию такого протокола. Такое право закреплено в ч. 2 ст. 60 УПК.

В случае подачи письменного заявления при личном обращении работник дежурной части оформляет и выдает заявителю талон-сообщение о приеме и регистрации заявления (приложение 5 к Порядку № 100). Корешки талонов-сообщений хранятся у уполномоченного служебного лица.

О письменных заявлениях, поступивших в центральный орган управления полицией, главное управление Нацполиции, у которых есть сведения, указывающие на совершение уголовного правонарушения, после их регистрации службой делопроизводства работники подразделений делопроизводства безотлагательно докладывают руководителю соответствующего органа, после чего по его резолюции безотлагательно, но не позднее 24 часов со времени регистрации заявления или сообщения направляют в органы (подразделения) полиции более низкого уровня, а копии этих материалов — в соответствующее структурное подразделение органа полиции по направлению деятельности. Этого требует п. 2 разд. ІІІ Порядка № 100.

Важно: следователь (прокурор) безотлагательно, но не позднее 24 часов после подачи заявления, сообщения об уголовном правонарушении, обязан внести сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование. Кроме того, через 24 часа с момента внесения таких сведений следователь должен предоставить заявителю извлечение из реестра (ч. 1 ст. 214 УПК)

Шаг 2

Инвентаризация материальных ценностей

• оформление приказа руководителя об инвентаризации

В случае установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей проведение инвентаризации активов является обязательным. Такое требование продиктовано п. 7 разд. I Положения № 879.

Инвентаризацию необходимо провести в день установления фактов краж.

С целью проведения инвентаризации по приказу (распоряжению) руководителя учреждения создается инвентаризационная комиссия. В то же время руководитель учреждения должен определить объемы такой инвентаризации — активы (их группы, виды), которые подлежат проверке. Очевидно, что в случае кражи нет смысла проводить сплошную инвентаризацию. А вот проверить наличие однотипных (подобных) активов и других материальных ценностей, находящихся в одном помещении, действительно следует

• проверка фактического наличия материальных ценностей

Внимание! Инвентаризация проводится полным составом инвентаризационной комиссии и в присутствии МОЛ. Несоблюдение хотя бы одного из этих требований может стать формальным основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Во время инвентаризации активов обязательно проверяют и документально подтверждают их наличие, состояние, соответствие критериям признания активом и оценку (п. 5 разд. I Положения № 879). В случае необходимости инвентаризационная комиссия также может проверить соответствие основных средств технической документации на них, их техническое состояние и наличие всех конструктивных элементов

• оформление материалов инвентаризации

Для фиксации наличия, состояния и оценки ОС и МНМА предназначена Инвентаризационная опись необоротных активов. Тогда как информацию о фактическом наличии запасов приводят в Инвентаризационной описи запасов. Типовые формы этих документов утверждены приказом № 572.

В свою очередь, на основании данных инвентаризационных описей бухгалтерская служба оформляет сличительные ведомости результатов инвентаризации: отдельно для необоротных активов и отдельно для запасов. Типовые формы этих ведомостей также утверждены приказом № 572. В сличительной ведомости указывают стоимость недостач ценностей в соответствии с их оценкой в регистрах бухучета

• подведение итогов и оформление протокола инвентаризационной комиссии

Заключения о расхождениях между фактическим наличием активов и учетными данными необходимо отразить в Протоколе инвентаризационной комиссии. Его типовая форма утверждена приказом № 572. В протоколе приводят: причины недостач и потерь и предложения по их списанию с указанием принятых мер для предотвращения таких потерь и недостач.

Также учреждения могут прилагать к протоколам другую информацию, существенную для принятия решений о признании и оценке активов и раскрытии соответствующей информации в финансовой отчетности.

После оформления протокол инвентаризационной комиссии передают на рассмотрение и утверждение руководителю учреждения. Для этого в его распоряжении есть 5 рабочих дней после завершения инвентаризации

• предоставление материалов инвентаризации правоохранительным органам

В случае установления недостач или потерь, которые возникли в результате злоупотреблений, бюджетные учреждения должны передать соответствующие материалы правоохранителям, а на сумму выявленных недостач и потерь подать гражданский иск в суд. Для этого законодательством отведен 5-дневный срок. При этом началом отсчета является день выявления таких недостач или потерь (п. 7 разд. ІV Положения № 879)

Шаг 3

Списание похищенных материальных ценностей

• получение разрешения на списание (при необходимости) от субъекта управления имуществом

Общий механизм списания объектов государственной собственности, в том числе ОС и других необоротных материальных активов, определен Порядком № 1314. Зато в случае списания объектов коммунальной собственности следует руководствоваться положением о порядке списания коммунального имущества соответствующей территориальной громады.

Главное правило, которое следует помнить: списание имущества осуществляется субъектом хозяйствования, на балансе которого оно находится, на основании решения субъекта управления о предоставлении согласия на его списание (п. 5 Порядка № 1314).

Следовательно, чтобы списать необоротные активы с баланса учреждения, необходимо разрешение соответствующего субъекта управления. Исключение — полностью амортизированные ОС и другие необоротные материальные активы стоимостью до 20 тыс. грн. Для их списания достаточно решения руководителя учреждения.

А вот для списания запасов разрешение не нужно, независимо от их стоимости

• оформление документов на списание материальных ценностей

На основании протокола инвентаризационной комиссии, утвержденного руководителем учреждения, и разрешения на списание (в случае необходимости) комиссия составляет:

Акт списания ОС (частичной ликвидации) по типовой форме, утвержденной приказом № 818, — в случае кражи ОС;

Акт списания транспортных средств по типовой форме, утвержденной приказом № 818, — для списания похищенных транспортных средств;

Акт списания группы ОС по типовой форме, утвержденной приказом № 818, — в случае кражи МНМА;

Акт списания по типовой форме № З-2 — для списания похищенных запасов

• отражение списания похищенных материальных ценностей в регистрах бухучета

Непосредственно порядок отражения на счетах бухучета операций по списанию ОС определен пп. 1.27 и 1.28 Типовой корреспонденции. Для списания похищенных МНМА следует применять корреспонденцию субсчетов, предусмотренную п. 1.26 Типовой корреспонденции. А при списании похищенных запасов следует руководствоваться п. 3.16 Типовой корреспонденции.

Основанием для отражения списания похищенных материальных ценностей в бухучете является утвержденный руководителем учреждения акт списания. Но не торопитесь показывать списание в регистрах бухучета до момента получения разрешения на списание.

Имейте в виду: до установления виновных лиц недостачу материальных ценностей следует учитывать на забалансовом субсчете 073 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей распорядителей бюджетных средств».*

Списать недостачу с забалансового учета учреждение имеет право в двух случаях:

• либо если виновники обнаружены (с одновременным отнесением суммы убытка на них);

• либо в случае закрытия уголовного производства. Документом, подтверждающим завершение уголовного производства, является постановление прокурора или следователя о закрытии уголовного производства. Конкретный срок, в течение которого следует учитывать недостачи на забалансовом субсчете, законодательством не определен

• отражение списания похищенных ценностей в отчетности

Информация о недостачах и потерях денежных средств и материальных ценностей должна найти свое отражение в разд. Х Примечаний к годовой финансовой отчетности (форма № 5-дс). А конкретно суммы недостач и краж на начало и конец отчетного года приводим по кодам строк 970 и 1030 соответственно. В то же время стоимость основных средств, которые выбыли в результате кражи, недостачи, следует показать в разд. І Примечаний (по коду строки 184 графы 7).

Также в Примечаниях к годовой финансовой отчетности посвящен отдельный разд. ХІІІ расшифровке забалансовых счетов. Именно здесь необходимо отразить изменение остатков по субсчету 073

Этап ІІ. Взыскание убытков с виновного лица

Шаг 1

Определение размера убытков

Механизм определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей установлен Порядком № 116. В частности, размер убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей в соответствии с п. 2 этого Порядка определяется путем проведения независимой оценки в соответствии с национальными стандартами оценки. В случае же определения размера убытков, которые привели к причинению имущественного вреда государству или территориальной громаде, размер убытков определяется в соответствии с Методикой № 1891. Таким образом, по общему правилу для определения суммы убытков необходимо обратиться к субъектам оценочной деятельности для проведения независимой оценки.

В то же время в случаях, предусмотренных п. 88 Методики № 1891, допускается проведение стандартизированной оценки убытков. Такую оценку осуществляет комиссия, созданная в учреждении. Результаты оценки отражают в Акте оценки убытков, составленном по форме согласно приложению 12 к Методике № 1891. При этом такой акт подлежит утверждению руководителем учреждения лишь при наличии положительного заключения рецензента. Кроме того, действие акта оценки убытков устанавливается субъектом управления имуществом, который утверждает или по поручению которого утверждается такой акт оценки.

Внимание! Оценка убытков должна быть проведена на дату добровольного возмещения убытков или на день подачи в суд соответствующего иска о взыскании убытков. Таким является требование ч. 3 ст. 225 ХКУ

Шаг 2

Подача гражданского иска в суд

С целью взыскания убытков с виновника необходимо предъявить гражданский иск к такому лицу во время уголовного производства до начала судебного разбирательства. Такой порядок предусмотрен ч. 1 ст. 128 УПК. По результатам рассмотрения иска в уголовном производстве суд принимает решение о возмещении убытков. Если же вы не успели подать гражданский иск в рамках уголовного производства, его можно предъявить в порядке гражданского судопроизводства. Это предусмотрено ч. 7 ст. 128 УПК.

Конечно, в случае добровольного возмещения ущерба виновным лицом потребность в подаче иска отпадает сама собой

Шаг 3

Отнесение задолженности по возмещению нанесенных убытков на виновное лицо

• отражение задолженности в регистрах бухучета

В соответствии с п. 4 разд. ІV Положения № 879 обнаруженные при инвентаризации недостачи ценностей сверх норм естественной убыли списывают с баланса и относят на счет виновных лиц в размере, определенном в соответствии с законодательством. При этом одновременно отражают признание доходов на соответствующую сумму.

Для учета сумм недостач и краж материальных ценностей, отнесенных на виновных лиц, предназначен субсчет 2115 «Расчеты по возмещению нанесенных убытков». Обратите внимание: на этом субсчете следует отражать сумму убытка, определенную по результатам независимой (стандартизированной) оценки. Доходы, связанные с отнесением убытков на виновных лиц, учитывают в составе доходов от продажи на субсчете 7111 «Доходы от реализации продукции (работ, услуг)».

Важно: из сумм, взысканных с виновных лиц, осуществляется возмещение убытков, нанесенных учреждению с учетом фактических расходов на восстановление поврежденных или приобретение новых материальных ценностей и стоимости работ по их восстановлению. Остаток средств необходимо перечислить в государственный бюджет. Таким является требование п. 10 Порядка № 116.

Непосредственно порядок отражения отнесения нанесенного ущерба на виновных лиц прописан в пп. 1.29 и 3.17 Типовой корреспонденции

• отражение задолженности в формах отчетности

Дебиторскую задолженность по расчетам по возмещению нанесенных убытков необходимо отразить в составе общей суммы другой текущей дебиторской задолженности в Балансе (форма № 1дс) по коду строки 1150. В свою очередь, суммы убытков, отнесенные на виновных лиц, следует показать в составе доходов от продажи активов. То есть информацию о таких доходах приводим в строке 2030 Отчета о финансовом результате (форма № 2дс).

Также информация о недостачах и кражах, отнесенных на виновных лиц, должна найти свое отражение в разд. Х Примечаний к годовой финансовой отчетности (форма № 5-дс). В частности, такие суммы, установленные в течение отчетного года и на конец года, указываем по кодам строк 981 и 1031 соответственно.

Кроме того, задолженность по возмещению нанесенных убытков отражают в составе общей суммы дебиторской задолженности по коду строки 010 Отчета о задолженности по бюджетным средствам (формы № 7д, № 7м)

Итак, мы с вами вспомнили, как действовать в случае выявления кражи в учреждении. Как видим, такая неприятность обернется достаточно большими хлопотами и для руководства учреждения, и для бухгалтера. Да, кража — одно слово, а сколько всего нужно сделать, чтобы ее «узаконить» и оформить.

Но на этом страдания бухгалтера не заканчиваются. Мало отнести сумму нанесенных убытков на виновное лицо.

Предстоит еще получить и показать в бухучете их возмещение.

Заметим: с учетом обстоятельств дела суд по выбору пострадавшего может обязать виновное лицо возместить причиненный вред в натуре или возместить нанесенные убытки в полном объеме. Размер убытков, которые подлежат возмещению, определяется в соответствии с реальной стоимостью утраченного имущества на момент рассмотрения дела. Такими являются предписания ст. 1192 ГКУ. Однако на практике не всегда пострадавший диктует правила игры. Иногда виновник фактически не в состоянии покрыть убытки сразу в полном размере да еще и в денежном эквиваленте.

Поэтому если виновное лицо возместило убытки в денежной форме, то считайте, вам очень повезло. В таком случае составляем корреспонденцию субсчетов, предусмотренную п. 5.19 Типовой корреспонденции. То есть дебетуем субсчет учета денежных средств (2211, 2313) и кредитуем субсчет учета дебиторской задолженности (2115). Здесь все достаточно просто.

Не самый плохой вариант — погашение задолженности по возмещению нанесенных убытков путем постепенного удержания из зарплаты виновника*. Это касается случаев, когда воришкой оказался работник вашего родного учреждения. К сожалению, и такое случается. В таком случае целесообразно руководствоваться п. 8.8 Типовой корреспонденции. И хотя этой нормой не предусмотрена корреспонденция субсчетов конкретно для удержания из заработной платы сумм возмещения нанесенных убытков, но она определяет общий подход к отражению таких операций. Таким образом, уменьшаем сумму выплат работника и одновременно отражаем погашение задолженности по возмещению убытков (Дт 6511 — Кт 2115).

* В отдельных случаях, предусмотренных законодательством, разрешается удерживать из зарплаты до 50 % от суммы, подлежащей выплате работнику (ст. 128 КЗоТ). В частности, такими случаями являются удержания по исполнительным документам.

Зато возмещение убытков в натуральной форме (в том числе возврат похищенных ценностей) может стать настоящей головной болью для бухгалтера. Как действовать в такой ситуации, выясним далее. И прежде всего сосредоточим внимание на порядке учета возврата похищенного имущества.

Учитываем возврат похищенного

Порядок оформления и отражения в бухучете возврата ранее похищенного имущества напрямую зависит от конкретных обстоятельств. Так, большое значение имеет, когда произошел такой возврат: до списания соответствующих материальных ценностей с баланса или после. Не последнюю роль играет и состояние, в котором находится имущество на момент возврата. Именно эти условия следует учитывать в первую очередь.

Но запомните главное правило: решение об отражении таких операций принимает главный бухгалтер индивидуально для каждого случая.

Давайте посмотрим, какие же возможны варианты развития событий.

img 1 Возврат до списания и без повреждений

Если вы сообщили правоохранителям о краже супербыстро и они среагировали сверхоперативно, вполне возможным является выявление злоумышленника по горячим следам и возврат украденного. А если такое случилось еще и до момента списания похищенного имущества с баланса — это настоящее везение.

В таком случае необходимо сразу же осмотреть возвращенные материальные ценности и проверить их на наличие повреждений, неполадок и т. п. Если все в порядке, то оформляем протокольное решение комиссии учреждения с обследованием возвращенного объекта. В бухучете ничего не изменится. В дальнейшем учитываем возвращенный объект в общем порядке.

img 2Возврат до списания, но с повреждениями

На самом деле, предыдущий вариант настолько невероятный, что почти фантастический. А вот быстрое нахождение и возврат похищенного, но не в идеальном состоянии, — уже ближе к реальности.

В таком случае также в первую очередь проводим осмотр возвращенного объекта и оцениваем его состояние. Этим должна заняться комиссия учреждения. Результаты осмотра следует отразить в протоколе комиссии.

Теперь что касается непосредственно бухучета. Так, при наличии существенных повреждений есть основания говорить об уменьшении полезности соответствующего объекта. То есть речь идет о потере экономической выгоды или потенциала полезности в сумме превышения остаточной стоимости актива над суммой ожидаемого возмещения. В свою очередь, суммой ожидаемого возмещения является большая из двух оценок:

• чистая стоимость реализации актива;

• нынешняя стоимость потенциала полезности актива, который не обеспечивает поступление денежных средств.

Напомним: методологические принципы формирования в бухучете информации об уменьшении полезности активов и ее раскрытия в финотчетности определены НП(С)БУ 127.

Нормами этого Положения предусмотрено, что признаками уменьшения полезности актива являются:

1) уменьшение рыночной стоимости актива в течение отчетного периода на существенно большую величину, чем ожидалось;

2) отсутствие потребности в услугах, предоставление которых связано с использованием актива;

3) существенные негативные изменения в технологических, правовых и политических условиях, в которых действует учреждение, изменение уровня, способа использования актива, произошедшие в течение отчетного периода или ожидаются в ближайшее время;

4) устаревание, физическое повреждение актива;

5) решение прекратить строительство актива до его завершения или доведения до рабочего состояния;

6) другое свидетельство того, что эффективность актива есть или будет значительно меньшей, чем ожидалось.

При наличии хотя бы одного из вышеперечисленных признаков определяется сумма ожидаемого возмещения (п. 3 разд. ІІ НП(С)БУ 127). Ее определяют отдельно для каждого актива. При этом чистую стоимость реализации устанавливают на основании цен активного рынка, за вычетом ожидаемых расходов на реализацию. Иначе говоря, необходимо выяснить, сколько стоит тот или иной объект на конкретную дату с учетом его состояния и степени изношенности. Потом от этой суммы следует отнять расходы на его продажу. Если же информация о ценах активного рынка недоступна, чистая стоимость реализации актива базируется на имеющейся информации о сумме, которую учреждение может получить за него на дату годового баланса в операции между осведомленными, заинтересованными и независимыми сторонами за вычетом расходов на его реализацию. Таким является общий порядок определения суммы ожидаемого возмещения, определенный п. 6 разд. ІІ НП(С)БУ 127.

После того, как сумму ожидаемого возмещения установили, необходимо ее сравнить с балансовой стоимостью соответствующего объекта. Превышение последней над суммой возмещения считается потерями от уменьшения полезности активов и признается прочими расходами (субсчет 8411). В дальнейшем при начислении амортизации на соответствующий объект следует исходить из нового (пересмотренного) срока его эксплуатации. Такие требования прописаны в п. 11 разд. ІІ НП(С)БУ 127.

Заметим: в отличие от проведения переоценки, для осуществления процедуры изменения полезности активов привлекать профессиональных оценщиков не нужно. Действующее законодательство таких требований не содержит. Учреждение вполне может справиться с этой задачей самостоятельно, а точнее, силами комиссии из числа его работников.

Кстати, бюджетные учреждения должны определять наличие признака уменьшения полезности актива на дату годовой финансовой отчетности (п. 1 разд. ІІ НП(С)БУ 127). То есть делать это нужно ежегодно (на 31 декабря каждого года).

Но вернемся к нашему вопросу с похищенными ценностями. После их возврата комиссия должна определить степень повреждения и выяснить, на сколько их балансовая стоимость отличается от чистой стоимости реализации. Результаты такой оценки следует отразить в акте оценки произвольной формы.

Порядок отражения такой операции на счетах бухучета рассмотрим на условном примере.

Пример 1. В начале марта в бюджетном учреждении была обнаружена кража компьютерной техники. В частности, из административного помещения похищен ноутбук. По данным бухучета первоначальная стоимость похищенной техники составляет 18000 грн., сумма начисленной амортизации на момент хищения — 5400 грн.

По факту кражи подано заявление в правоохранительные органы и произведена инвентаризация. Результаты инвентаризации оформлены протоколом инвентаризационной комиссии. Комиссия приняла решение о списании похищенного ноутбука с баланса учреждения и зачислении его на забалансовый учет до момента установления виновных лиц.

В результате розыскных действий в конце марта был установлен подозреваемый в совершении кражи. Злоумышленник добровольно вернул похищенный ноутбук. На момент возврата указанного объекта его списание с баланса учреждения не проведено.

Инвентаризационная комиссия провела осмотр возвращенного ноутбука, проверила его соответствие имеющейся технической документации и оценила его фактическое состояние на момент возврата. Комиссия установила, что серийный номер ноутбука полностью соответствует технический документации. В то же время было зафиксировано отсутствие зарядного устройства к ноутбуку и наличие мелких механических повреждений (в виде царапин на корпусе). По заключению комиссии имеются признаки уменьшения полезности соответствующего объекта. Комиссия определила сумму ожидаемого возмещения на уровне 11000 грн. Соответственно, потери от уменьшения полезности актива составляют 1600 грн. ((18000 грн. - 5400 грн.) - 11000 грн.). Учетные данные свидетельствуют, что переоценка ноутбука ранее не осуществлялась. По результатам оценки составлен акт оценки произвольной формы.

В учетные регистры внесены следующие записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Отражены потери от уменьшения полезности объекта ОС, который раньше не переоценивался

8411

1411

1600

17

2

Отнесены потери от уменьшения полезности объекта ОС на финансовый результат выполнения сметы отчетного квартала

5511

8411

1600

17

И несколько слов об отражении такой операции в финотчетности. Так, НП(С)БУ 127 требует раскрытия информации о потерях от уменьшения полезности активов в примечаниях к финансовой отчетности. А конкретно, информация об уменьшении полезности ОС должна найти свое отражение в графе 11 разд. I Примечаний к годовой финансовой отчетности (форма № 5-дс). Такие сведения приводят в разрезе групп ОС. В то же время общую сумму потерь от уменьшения полезности активов учреждения следует указать по коду строки 934 разд. ІХ Примечаний.

img 3Возврат без повреждений, но после списания

Действительно, похищенный объект теряет статус актива. Ведь предусматривается, что учреждение не сможет получить от его использования никаких экономических выгод. В то же время результаты инвентаризации нужно показать в бухучете и финотчетности того отчетного периода, в котором утвержден протокол инвентаризационной комиссии, но не позднее декабря отчетного года. А вот найти воришку быстро не всегда удается. Поэтому если с момента кражи до момента возврата похищенного прошло три месяца и больше, то, вероятно, такие ценности уже списаны с баланса учреждения. В свою очередь, это обусловлено необходимостью подачи квартальной отчетности бюджетными учреждениями.

Итак, представим, что учреждению вернули ранее похищенный объект, но комиссия уже успела оформить все документы и списать его с баланса. Также допустим, что комиссия не обнаружила никаких повреждений при осмотре возвращенного имущества. Что дальше? А дальше наиболее логичным является восстановление соответствующего объекта в бухучете. Конечно, это касается только тех случаев, когда нам вернули тот же самый, ранее похищенный объект, а не просто подобный, похожий или равноценный. В таком случае необходимо оформить бухгалтерскую справку с указанием сути операции и причин восстановления в учете соответствующих объектов.

Имейте в виду: списание похищенных ценностей с баланса не является ошибкой. Соответственно, операцию по восстановлению таких ценностей в бухучете в связи с их возвратом не следует считать исправлением ошибки.

Как правильно отразить такую операцию на счетах бухучета, покажем на условном примере.

Пример 2. В январе 2019 года в бюджетном учреждении был обнаружен факт кражи электроинструмента. В частности, из помещения гаража похищена электродрель. Первоначальная стоимость похищенного инструмента составляет 2800 грн., сумма начисленной амортизации на момент хищения — 1400 грн.

По факту кражи руководство учреждения обратилось в правоохранительные органы. В то же время согласно приказу руководителя учреждения была оперативно проведена инвентаризация. По результатам инвентаризации оформлен протокол инвентаризационной комиссии. По заключению комиссии похищенный инструмент подлежит списанию с баланса учреждения с одновременным зачислением его стоимости на забалансовый учет до установления виновных лиц. Списание похищенного объекта было оформлено Актом списания ОС (частичной ликвидации) по типовой форме. На основании акта списания были сделаны соответствующие записи в Инвентарной карточке учета объекта ОС и регистрах бухучета.

Во время оперативно-розыскных мероприятий была установлена личность злоумышленника. Подозреваемый добровольно вернул похищенную электродрель в апреле 2019 года. Комиссия учреждения приняла и осмотрела возвращенный инструмент. Электродрель полностью соответствует данным, указанным в инвентарной карточке соответствующего объекта. Неполадок и повреждений инструмента не обнаружено. Комиссия приняла решение о восстановлении соответствующего объекта в бухучете на основании бухгалтерской справки.

В регистры бухучета внесены такие записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Отражено списание электроинструмента:

• начислена амортизация в месяце выбытия (2800 грн. х 50 %)

8014

1412

1400

17

• списана первоначальная стоимость инструмента

1412

1113

2800

9

Одновременно отнесена к накопленным финансовым результатам первоначальная стоимость списанного объекта

5111

5512

2800

17

2

Зачислена стоимость похищенного электроинструмента на забалансовый учет

073

2800

16

3

Отражено восстановление возвращенного объекта в бухучете:

• на сумму первоначальной стоимости

1113

5111

2800

17

• на сумму начисленного износа (до момента списания)

5512

1412

1400

17

4

Списана стоимость похищенного электроинструмента с забалансового учета в связи с его возвратом

073

2800

16

Безусловно, оптимистическое настроение — это замечательно. Но бухгалтер прежде всего должен быть реалистом. Поэтому давайте будем откровенными: на практике воров по горячим следам находят крайне редко. Возвращают украденное они еще реже. А об идеальном состоянии ценностей, которые побывали в руках воришки, не стоит и мечтать. Поэтому на десерт мы приберегли достаточно пессимистический, но максимально приближенный к реальным условиям, вариант.

img 4Возврат похищенного после списания с повреждениями

Если похищенный объект возвращен уже после его списания да еще и с повреждениями, просто восстановить его в бухучете не выйдет. Ведь с учетом состояния такого объекта его справедливая стоимость значительно отличается от балансовой стоимости на момент списания.

При этом важное значение имеет то, на каких основаниях происходит такой возврат: добровольно во время досудебного расследования (до момента направления обвинительного акта в суд) или по решению суда (на основании исполнительных листов). И здесь все дело в юридических тонкостях.

Так, с одной стороны, уголовным законодательством предусмотрена презумпция невиновности (ч. 1 ст. 17 УПК). То есть лицо считается невиновным в совершении уголовного правонарушения и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в судебном порядке. Но с другой стороны, гражданское законодательство содержит презумпцию вины причинителя вреда и возлагает на него обязанность доказывания его отсутствия.

В частности, лицо, которое нанесло имущественный вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред нанесен не по его вине. Это четко прописано в ч. 2 ст. 1166 ГКУ. В то же время ВСУ в постановлении от 23.01.2018 г. № 753/7281/15-ц отметил, что ответственность за нанесенный вред может наступать только при наличии для этого оснований, как то:

• наличие вреда;

• противоправное поведение причинителя вреда;

• причинная связь между вредом и противоправным поведением причинителя;

вина.

При отсутствии хотя бы одного из этих элементов гражданско-правовая ответственность не наступает.

Учитывая указанное выше, относить задолженность по возмещению причиненных убытков на определенное лицо до принятия решения суда нет оснований.

Как же быть в случае, когда дело до суда еще не дошло, а похищенное нам уже вернули? Кстати, похищенное имущество не всегда возвращают сами воришки, иногда это делают правоохранители. Как правильно отразить такую операцию в бухучете? При таких условиях наиболее рациональным будет оформить такой возврат как безвозмездное поступление в натуральной форме.

Таким образом, комиссия учреждения должна составить акт оценки материальных ценностей (в произвольной форме) и Акт приема-передачи ОС (типовая форма, утвержденная приказом № 818) или Акт о приеме материалов (типовая форма № З-1).

Далее на объекты необоротных активов открываем новые инвентарные карточки и присваиваем новые инвентарные (номенклатурные) номера. Напомним: для аналитического учета необоротных активов следует применять типовые формы инвентарных карточек, утвержденные приказом № 818 (ср. ).

При оприходовании таких активов одновременно показываем увеличение доходов от необменных операций по субсчету 7511. И конечно же, не забываем подать в орган Госказначейской службы Справку о поступлениях в натуральной форме. Это нужно сделать не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца.

Если возврат похищенных ценностей осуществляется по решению суда, тогда эту операцию следует рассматривать как погашение задолженности по возмещению причиненного ущерба. Документальное оформление этой операции фактически ничем не отличается от оформления безвозмездного поступления. Такие объекты также комиссия учреждения должна оценить и принять.

Порядок отражения такой операции подобен одновременно и порядку учета безвозмездных поступлений, и «классическому» учету возмещения причиненного ущерба.

Расчеты с виновным лицом показываем, как и положено, на субсчете 2115. То есть оприходуем такие активы проводкой: Дт 10, 11, 15, 18 — Кт 2115. При этом также отражаем начисление доходов. Но в этом случае это будут доходы от продажи (субсчет 7111). Соответственно, без Справки о поступлениях в натуральной форме тоже не обойтись. Готовим и подаем ее в Казначейство в общем порядке. И не забываем показать кассовые расходы. Вот и все.

Для закрепления рассмотрим пару условных примеров.

Пример 3. В бюджетном учреждении выявлена кража автомобильного аккумулятора из помещения гаража. Согласно учетным данным аккумулятор использовали в качестве запасного (временно в случае выхода из строя основного аккумулятора служебного автомобиля) и учитывали в составе запасов по стоимости 1500 грн.

По факту кражи учреждение обратилось в правоохранительные органы. Одновременно была организована и проведена инвентаризация материальных ценностей в помещении гаража. Недостача других ценностей не обнаружена. Результаты инвентаризации отражены в протоколе инвентаризационной комиссии. Комиссия приняла решение о списании с баланса украденного аккумулятора с одновременным зачислением на забалансовый учет. Списание аккумулятора оформлено Актом списания по типовой форме № З-2.

Во время досудебного расследования был установлен подозреваемый. Последний добровольно вернул похищенный аккумулятор. Комиссия учреждения приняла аккумулятор на основании Акта о приеме материалов по типовой форме № З-1. По заключению комиссии из-за механических повреждений невозможно идентифицировать полученный аккумулятор как такой, который раньше находился на балансе учреждения. Исходя из текущих рыночных цен на аналогичные товары определена стоимость полученного аккумулятора на уровне 1200 грн. Результаты оценки комиссия отразила в акте оценки материальных ценностей произвольной формы.

На счетах бухучета указанные операции отражены следующим образом:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Отражено списание похищенного автомобильного аккумулятора

8013

1515

1500

13

2

Зачислена стоимость похищенного аккумулятора на забалансовый учет

073

1500

16

3

Оприходован безвозмездно полученный аккумулятор

1515

2115

1200

4

В то же время отражены:

• доход от безвозмездного поступления

2313

7511*

1200

3, 14

• кассовые расходы

2115

2313

1200

3, 4

4

Списана стоимость похищенного аккумулятора с забалансового учета в связи с его возвратом

073

1500

16

*** На сумму дохода от получения аккумулятора составлена и предоставлена в орган Госказначейской службы Справка о поступлениях в натуральной форме.

Пример 4. В бюджетном учреждении обнаружен факт кражи объекта основных средств (генератор). По факту кражи подано заявление в правоохранительные органы. Также по приказу руководителя учреждения была проведена инвентаризация активов. По результатам инвентаризации оформлен протокол инвентаризационной комиссии и принято решение о списании генератора с баланса и зачислении на забалансовый учет до установления виновника.

Согласно учетным данным первоначальная стоимость генератора составляла 7800 грн., сумма начисленного износа — 1560 грн.

Списание генератора оформлено Актом списания ОС (частичной ликвидации) типовой формы. Согласно акту списания бухгалтер внес записи в инвентарную карточку соответствующего объекта ОС, а также в регистры бухучета. По результатам оперативно-розыскных мероприятий была установлена личность подозреваемого, о чем была поставлена в известность потерпевшая сторона в лице представителя бюджетного учреждения. В рамках уголовного производства бюджетное учреждение подготовило и подало гражданский иск в суд относительно взыскания причиненного ущерба.

Суд обязал обвиняемого возместить причиненный имущественный ущерб в натуре. Во исполнение решения суда виновник вернул бюджетному учреждению ранее похищенный электрогенератор. Комиссия учреждения оформила прием указанного оборудования Актом приема-передачи ОС по типовой форме. Согласно акту оценки материальных ценностей, составленному комиссией в произвольной форме, стоимость полученного объекта составляет 6000 грн. Бухгалтерская служба учреждения присвоила генератору, полученному от виновного лица в счет покрытия убытков, новый инвентарный номер и открыла Инвентарную карточку учета объекта ОС по типовой форме.

В учетные регистры внесены такие записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Отражено списание генератора:

• на сумму остаточной стоимости (7800 грн. - 1560 грн.)

8411

1014

6240

9

• на сумму начисленного износа

1411

1014

1560

9

Одновременно отнесена к накопленным финансовым результатам первоначальная стоимость списанного генератора

5111

5512

7800

17

2

Зачислена стоимость похищенного генератора на забалансовый учет

073

7800

16

3

Зачислен генератор, возвращенный виновным лицом, на баланс по справедливой стоимости

1014

2115

6000

4

В то же время отражены:

• начисление дохода

2313

7111*

6000

3, 14

• кассовые расходы

2115

2313

6000

3, 4

• увеличение внесенного капитала

7111

5111

6000

17

4

Списана стоимость похищенного генератора с забалансового учета после установления виновного лица

073

7800

16

**** На сумму дохода от получения генератора составлена и предоставлена в орган Госказначейской службы Справка о поступлениях в натуральной форме.

Подытожим:

1) если похищенные ценности возвращены до момента их списания:

• целыми и неповрежденными (в состоянии, в котором они находились до похищения) — в бухучете никаких записей не делаем;

• с повреждениями (признаками эксплуатации) — отражаем уменьшение полезности активов;

2) если похищенные ценности возвращены после списания их с баланса учреждения:

• целыми и неповрежденными (в состоянии, в котором они находились до похищения) — отражаем восстановление в бухучете соответствующих объектов;

• с повреждениями (признаками эксплуатации) или в счет возмещения ущерба — показываем как поступление в натуральной форме. При этом возврат похищенного по решению суда требует отражения в бухучете задолженности по возмещению причиненного ущерба и начисления соответствующего вида доходов.

Надеемся, нам удалось прояснить ситуацию по отражению в бухучете возврата ранее похищенных ценностей. Но лучше, чтобы вам не пришлось применять эти знания на практике. Пусть такие досадные случаи обходят вас и ваши учреждения стороной. В то же время следует приложить максимум усилий для предотвращения похищения и порчи имущества. Одним из вариантов усиления безопасности является установка охранной сигнализации. А с отражением таких операций в бухучете вам поможет наша статья «Установка охранной сигнализации: как показать в учете» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 36).

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

УПКУголовный процессуальный кодекс Украины от 13.04.2012 г. № 4651-VI.

ХКУХозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-VI.

ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Порядок № 1314 — Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

Порядок № 116 — Порядок определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденный постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 116.

Методика № 1891Методика оценки имущества, утвержденная постановлением КМУ от 10.12.2003 г. № 1891.

Порядок № 100 — Порядок ведения единого учета в органах (подразделениях) полиции заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях и других событиях, утвержденный приказом МВД от 08.02.2019 г. № 100.

Положение № 879Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879.

Приказ № 572приказ Минфина «Об утверждении типовых форм для отражения бюджетными учреждениями результатов инвентаризации» от 17.06.2015 г. № 572.

Приказ № 818приказ Минфина «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления» от 13.09.2016 г. № 818.

Типовая корреспонденция Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

НП(С)БУ 127Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 127 «Уменьшение полезности активов», утвержденное приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше