Темы статей
Выбрать темы

Разовая денежная помощь участнику боевых действий: как показать в учете

Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
В нашем бюджетном учреждении работают участники боевых действий. Согласно постановлению КМУ от 20.03.2019 г. № 237 этим лицам выплачивается разовая денежная помощь. Недавно на счет учреждения поступили средства для выплаты такой помощи. Как правильно отразить на счетах бухгалтерского учета операции по начислению и выплате указанной помощи участникам боевых действий?

Начнем с определения законодательного основания для проведения таких выплат.

В первую очередь выплата разовой денежной помощи участникам боевых действий предусмотрена ч. 5 ст. 12 Закона № 3551. По общему правилу такая помощь выплачивается ежегодно до 5 мая в размере, определенном Кабмином. Собственно, во исполнение норм этого Закона и было принято постановление № 237.

В то же время следует заметить: право на льготы в виде разовой денежной помощи имеют не только участники боевых действий.

Также законодательством закреплено такое право за инвалидами войны, участниками войны, жертвами нацистских преследований и другими лицами. Перечень этих лиц и размер помощи на 2019 год прописаны в п.п. 1 п. 1 постановления № 237.

Для наглядности в таблице ниже покажем, кому конкретно и в какой сумме выплачивается разовая денежная помощь в текущем году.

Перечень лиц, имеющих право на получение ежегодной разовой денежной помощи согласно постановлению № 237

Льготная категория граждан

Размер помощи, грн.

Лица с инвалидностью в результате войны (ч. 5 ст. 13 Закона № 3551) и бывшие малолетние (на момент заключения моложе 14 лет) узники концентрационных лагерей, гетто и других мест принудительного содержания, признанные лицами с инвалидностью (ч. 3 ст. 62 Закона № 1584):

• I группы

3850

• IІ группы

3400

• ІІI группы

2950

Участники боевых действий, пострадавшие участники Революции Достоинства (ч. 5 ст. 12, ч. 3 ст. 161 Закона № 3551) и бывшие несовершеннолетние (на момент заключения моложе 18 лет) узники концентрационных лагерей, гетто, других мест принудительного содержания, а также дети, родившиеся в указанных местах принудительного содержания их родителей (ч. 3 ст. 61 Закона № 1584)

1295

Лица, имеющие особые заслуги перед Родиной (п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона № 3551)

3850

Члены семей погибших и жены (мужья) умерших лиц с инвалидностью в результате войны, жены (мужья) умерших участников боевых действий, участников войны (ч. 5 ст. 15 Закона № 3551) и жертв нацистских преследований, признанных при жизни лицами с инвалидностью, которые не вступили в брак во второй раз (ч. 3 ст. 64 Закона № 1584)

840

Участники войны (ч. 5 ст. 14 Закона № 3551) и бывшие узники концентрационных лагерей, гетто, других мест принудительного содержания, лица, насильственно вывезенные на принудительные работы, дети партизанов, подпольщиков, других участников борьбы с национал-социалистическим режимом в тылу врага (ч. 3 ст. 63 Закона № 1584)

530

Имейте в виду: граждане, которые относятся одновременно к нескольким льготным категориям, получают только одну помощь — в большем размере. На это указывает ч. 5 ст. 171 Закона № 3551.

Далее поговорим о механизме выплаты такой помощи. Так, выплату ежегодной денежной помощи до 5 мая осуществляет Минсоцполитики путем перечисления средств на указанные цели соответствующим структурным подразделениям. Сначала средства поступают на счета региональных органов соцзащиты (Департаменты социальной защиты населения облгосадминистраций). В свою очередь, последние распределяют эти средства между районными подразделениями (управление социальной защиты населения райгосадминистраций).

Именно районные управления соцзащиты перечисляют помощь гражданам на их лицевые счета по месту получения пенсии, денежного содержания. Также выплата помощи может осуществляться через отделения связи по месту жительства соответствующих лиц (ч. 1 ст. 171 Закона № 3551).

Вместе с тем предусмотрен особый порядок выплаты помощи военнослужащим, полицейским, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Украины и Государственной уголовно-исполнительной службы Украины (кроме пенсионеров). В соответствии с ч. 2 ст. 171 Закона № 3551 они получают такую помощь по месту своей службы. То есть управление соцзащиты перечисляет средства на специальные счета воинских частей, учреждений, организаций. После этого соответствующие бюджетные учреждения выплачивают денежную помощь работникам, имеющим на это право и включенным в перечень таких лиц. Поэтому бюджетные учреждения фактически исполняют роль посредника между органами соцзащиты и получателями помощи.

Аналогичный порядок выплаты упомянутой помощи действует и относительно лиц, которые содержатся в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах (кроме пенсионеров). Они получают помощь именно через такие учреждения. При этом управление соцзащиты сначала перечисляет средства для выплаты помощи на счета учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов.

Кстати, именно бюджетные учреждения должны заранее проинформировать органы соцзащиты о наличии среди их работников лиц, имеющих право на получение денежной помощи. Для этого кадровая служба учреждения (работник, выполняющий такие функции) готовит и подает в соответствующее районное управление соцзащиты перечень таких лиц. Основанием для включения в этот перечень является запись в личной карточке работника и копия документа, подтверждающего его льготный статус. В частности, для участников боевых действий это будет копия удостоверения участника боевых действий.

Важно!

Те, кто не получил помощь до 5 мая, имеют право обратиться за ней в управление соцзащиты по месту регистрации и получить ее до 30 сентября соответствующего года. На это указывают ч. 4 ст. 171 Закона № 3551 и п.п. 4 п. 1 постановления № 237.

Зато, если гражданин приобретает льготный статус после 5 мая, то денежная помощь такому лицу в соответствующем году не выплачивается. Так, например, лицо, которое приобрело статус участника боевых действий после 5 мая 2019 года, может претендовать на получение ежегодной помощи только в следующем 2020 году.

Также не выплачивается помощь в случае смерти получателя до 5 мая. Такой порядок продиктован ч. 5 ст. 171 Закона № 3551. А вот если лицо, которому предусмотрена выплата разовой денежной помощи, умерло после 5 мая и не успело получить помощь, ее смогут получить родственники, проживавшие вместе с таким лицом. Однако сумма помощи не включается в состав наследства (ч. 6 ст. 171 Закона № 3551). Итак, с порядком выплаты помощи разобрались. Теперь не лишним будет вспомнить и требования к налогообложению таких выплат.

Сразу отметим: такая разовая денежная помощь не облагается ни НДФЛ, ни ВС. Ведь сумма ежегодной разовой денежной помощи, которая предоставляется в соответствии с Законом № 3551, не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога. Об этом четко сказано в п. «з» п.п. 165.1.1 НКУ. Также не является объектом обложения НДФЛ и сумма помощи жертвам нацистских преследований, которая выплачивается (предоставляется) из бюджетов или других источников (п. «г» п.п. 165.1.1 НКУ).

Что касается ВС, то доходы, которые не включаются в общий налогооблагаемый доход физических лиц, освобождены от обложения этим сбором. Указание на это содержит п.п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Поэтому проводить удержания из суммы ежегодной денежной помощи точно не надо. Но показать эти доходы в Налоговом расчете по форме № 1ДФ все же нужно. Почему?

Потому что в налоговом расчете должны найти свое отражение все доходы, начисленные в пользу физического лица, независимо от способа и порядка их налогообложения. На этом настаивают и специалисты ГФСУ в ИНК от 19.07.2018 г. № 3185/5/99-99-13-01-01-16/ІПК.

Напомним: требования о составлении и предоставлении этого расчета определены Порядком заполнения и предоставления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного из них налога, утвержденным приказом Минфина от 13.01.2015 г. № 4 (ср. ). Согласно Справочнику признаков доходов (приложение к упомянутому Порядку) ежегодную денежную помощь определенным категориям лиц следует отражать под признаком дохода «128».

Стоит сказать еще несколько слов о начислениях на такие выплаты. В частности, давайте выясним, начисляется ли на сумму разовой денежной помощи единый социальный взнос на общеобязательное государственное социальное страхование. Для этого обратимся к Закону № 2464.

Так, плательщиками ЕСВ являются работодатели (ч. 1 ст. 4 Закона № 2464). То есть это все предприятия, учреждения, организации, использующие наемный труд физических лиц. В свою очередь, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464 базой обложения ЕСВ является сумма заработной платы, начисленной каждому застрахованному лицу. Сюда входят: основная и дополнительная зарплата, другие поощрительные и компенсационные выплаты (в том числе в натуральной форме), а также вознаграждение по гражданско-правовым договорам.

Однако ежегодная денежная помощь льготным категориям граждан не относится к фонду оплаты труда (фонду основной, дополнительной заработной платы или другим поощрительным и компенсационнымх выплатам). Более того, такой вид выплат вообще не упоминается в Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5. К тому же указанная помощь выплачивается из бюджета, а не за счет средств работодателя. 
С учетом этого, ежегодная разовая денежная помощь не включается в базу обложения ЕСВ. Соответственно, нет никаких оснований для начисления ЕСВ на такую помощь.

И наконец о бухучете.

Как же правильно показать такие выплаты на счетах бухгалтерского учета? Как всегда, ответ на этот вопрос кроется в сути хозяйственной операции. Поскольку мы имеем дело с социальными выплатами, то учет расчетов по ним следует вести на субсчете 6414 «Расчеты по специальным видам платежей». Ведь именно этот субсчет предназначен Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219, для учета расчетов по поступлениям на выплату помощи и компенсаций гражданам.

А вот информацию о выплате помощи работникам считаем целесообразным отражать по субсчету 6512 «Расчеты по выплате стипендий, пенсий, помощи и других трансфертов населению». А почему не на субсчете 6511 «Расчеты по заработной плате»? — спросите вы. Да, действительно, по общему правилу для учета выплат работникам применяют именно субсчет 6511. Однако, как мы уже выяснили, разовая денежная помощь не имеет никакого отношения к оплате труда соответствующих лиц и не связана с деятельностью учреждения. Поэтому осуществление таких социальных выплат стоит отделить в бухучете учреждения от остальных видов выплат работникам.

Имейте в виду: поступление денежных средств для выплаты такой помощи льготникам необходимо отражать по субсчету 2314 «Прочие счета в Казначействе». Тем самым мы отделим в бухучете эти средства от наших ассигнований и поступлений спецфонда, которые учитываются на субсчете 2313.

В целом порядок учета выплаты такой помощи подобен учету «чернобыльских» выплат. То есть здесь можно ориентироваться на пп. 8.14 — 8.17 Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

Внимание!

Бюджетные учреждения не планируют в своих сметах расходы на выплату ежегодной разовой денежной помощи льготным категориям лиц. Эти средства проходят через счета бюджетного учреждения «транзитом».

Следовательно, при начислении такой помощи расходы в бухучете отражать не нужно. Закономерно, что при поступлении средств для их выплаты доходы не возникают.

И еще один нюанс. С учетом специфичности таких выплат советуем отражать поступления средств от органа соцзащиты, начисление такой помощи и непосредственно ее выплату (перечисление) в отдельном учетном регистре. Наиболее приемлемым является фиксирование указанных операций в мемориальном ордере № 17.

Чтобы лучше разобраться с порядком учета ежегодной денежной помощи, предусмотренной законами № 3551 и 1584, рассмотрим условный пример.

Пример. В бюджетном учреждении работают два человека, которые имеют статус участника боевых действий, а также одно лицо с инвалидностью в результате войны ІІІ группы. Льготный статус работников подтвержден записью в личных карточках этих работников и копиями удостоверений участника боевых действий. Также связь инвалидности одного из работников с полученным ранением удостоверена заключением медико-социальной экспертизы.

Во исполнение требований постановления № 237 в марте 2019 года кадровая служба бюджетного учреждения подготовила и предоставила перечень лиц, имеющих право на получение ежегодной разовой денежной помощи, в районное управление социальной защиты населения.

В начале мая 2019 года на специально открытый небюджетный счет учреждения поступили средства от органа социальной защиты в сумме 5540 грн., в том числе:

для выплаты помощи участникам боевых действий — 2590 грн. (1295 грн. х 2 лица);

для выплаты помощи лицу с инвалидностью в результате войны — 2950 грн.

На следующий день после поступления денег была выплачена помощь соответствующим работникам путем перечисления средств на их карточные счета в банке. Начисление разовой денежной помощи работникам, имеющим льготный статус, было проведено также в мае 2019 года.

Бухгалтерская служба учреждения отразила суммы начисленной и выплаченной разовой денежной помощи в пользу соответствующих работников в налоговом расчете по форме № 1ДФ за ІІ квартал.

В бухучете указанные операции отражены так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Поступили средства для выплаты ежегодной разовой денежной помощи льготным категориям граждан согласно постановлению № 237

2314

6414

5540

17

2

Начислена помощь работникам, имеющим право на получение разовой денежной помощи до 5 мая

6414

6512

5540

17

3

Перечислена разовая денежная помощь на карточные счета работников, относящихся к льготной категории граждан

6512

2314

5540

17

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 3551 — Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII.

Закон № 1584 — Закон Украины «О жертвах нацистских преследований» от 23.03.2000 г. № 1584-III.

Закон № 2464 — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Постановление № 237 — постановление КМУ «Некоторые вопросы выплаты в 2019 году разовой денежной помощи, предусмотренной Законами Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» и «О жертвах нацистских преследований» от 20.03.2019 г. № 237.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

ВС — военный сбор.

ЕСВ — единый социальный взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше