Темы статей
Выбрать темы

Электропоставщик повысил цену на электроэнергию: как действовать заказчику

Дуброва Ярослава, консультант по вопросам публичных закупок
Заказчик получил счет за активную электроэнергию за июль этого года с новой ценой. При этом, исходя из счета, электропоставщик повысил цену более чем на 10 %. Как в такой ситуации поступить заказчику: продолжать закупать электроэнергию по действующему договору или проводить новые торги? Как влиять на недобросовестного электропоставщика, который угрожает прекратить поставку электроэнергии заказчику в случае отказа заказчика оплачивать счет с новыми, увеличенными, ценами?

В первую очередь заметим, что правовые, экономические и организационные принципы функционирования рынка электроэнергии и отношения, связанные с производством, передачей, распределением, куплей-продажей, поставкой электроэнергии, определены и урегулированы Законом № 2019. Поэтому сначала разберемся с нормативными положениями в сфере электроэнергетики, которые должны соблюдать электропоставщики и потребители. Так, поставка электроэнергии потребителям осуществляется электропоставщиками, получившими соответствующую лицензию, по договору поставки электроэнергии потребителю.

Вместе с тем в соответствии с Законом № 2019 поставку электроэнергии потребителям осуществляют по свободным ценам.

При этом согласно ч. 3 ст. 57 Закона № 2019 электропоставщик должен четким и прозрачным способом информировать своих потребителей:

• о стоимости и условиях предоставления услуг;

• о методах оплаты, которые не должны допускать дискриминации между потребителями, системы предварительной оплаты должны быть справедливыми и адекватно отражать прогнозное потребление;

• об изменении любых условий договора поставки электроэнергии потребителю не позднее чем за 20 дней до их применения с учетом информации о праве потребителя расторгнуть договор. Электропоставщики обязаны сообщать потребителям в порядке, установленном законом, о любом увеличении цены и об их праве прекратить действие договора, если они не принимают новые условия.

Справка

В соответствии с п. 9.2.1 гл. 9.2 разд. IX Правил № 312 электропоставщик постоянно должен размещать на собственном официальном веб-сайте информацию, в частности, об:

• общих условиях электроснабжения;

• предлагаемых им ценах (тарифах) на электроэнергию для потребителей;

• составляющих цены (тарифа) на электроэнергию для потребителей;

• порядке отключения/возобновления электропитания потребителя.

При этом согласно п. 9.2.2 гл. 9.2 разд. IX Правил № 312 электропоставщик обязан сообщать потребителю на собственном веб-сайте, в письменном виде, в местах оплаты за электроэнергию (при наличии заключенных договоров о расчетно-кассовом обслуживании с банковскими учреждениями, почтовыми отделениями и т. п.), в центрах обслуживания потребителей или через средства массовой информации об изменениях тарифов (цен) не позднее чем за 20 дней до введения их в действие. Отметим, что по результатам торгов заказчик заключает договор о закупке в письменной форме в соответствии с положениями ГКУ и ХКУ с учетом особенностей, определенных Законом № 922.

При этом в соответствии с ч. 7 ст. 56 Закона № 2019 условия поставки электроэнергии, права и обязанности электропоставщика и потребителя определяются договором поставки электроэнергии потребителю.

В договоре поставки электроэнергии потребителю определяют:

1) наименование и местонахождение электропоставщика;

2) перечень услуг, которые предоставляются электропоставщиком;

3) цену предоставляемых электроэнергии и услуг;

4) показатели качества электроснабжения, в частности качества электроэнергии;

5) виды услуг по техническому обслуживанию, которые предлагает электропоставщик;

6) условия и порядок возмещения (компенсации), применяемые в случае несоблюдения электропоставщиком показателей качества услуг, определенных договором, в частности в случае выставления неверного счета и/или несвоевременного выставления счета;

7) порядок и средства сообщения актуальной информации о действующих тарифах, стоимости услуг по техническому обслуживанию, ожидаемых изменениях цен и условий поставки электроэнергии;

8) порядок организации коммерческого учета электроэнергии и предоставления данных коммерческого учета электроэнергии;

9) порядок представления обращений, претензий, жалоб потребителем и порядок их рассмотрения электропоставщиком, методы инициирования процедур решения споров;

10) срок действия договора, условия прекращения, пролонгации и расторжения договора, в частности в одностороннем порядке потребителем в случае изменения электропоставщика, а также условия досрочного расторжения договора с указанием наличия или отсутствия санкции (штрафа) за досрочное расторжение договора;

11) обязательство электропоставщика по предоставлению потребителю информации о защите прав потребителей, в частности в расчетных документах (счетах);

12) права и обязанности электропоставщика и потребителя в случае невозможности выполнения своих обязательств и в случае временного приостановления поставки;

13) другие положения в зависимости от специфики и вида услуг, которые предоставляет электропоставщик.

Знайте: законодатель предусмотрел, что общие положения и условия договора должны быть справедливыми и прозрачными, изложенными четко и ясно, не содержать процедурных препятствий, которые усложняют осуществление прав потребителя. При этом, как указано в ч. 10 ст. 56 Закона № 2019, ни одно положение договора поставки электроэнергии потребителю не должно создавать ограничений права потребителя на изменение электропоставщика.

Кроме того, договор не может содержать положения, налагающие дополнительные финансовые обязательства на потребителя, который осуществляет указанное право. Иначе такое положение считается недействительным с момента заключения договора.

Справка

Примерный договор поставки электроэнергии потребителю утвержден Правилами № 312.

Обычно заказчики при проведении открытых торгов на закупку электроэнергии проект договора в тендерной документации приводят в форме Примерного договора. При этом заметим, что стороны имеют право отступать от Примерного договора.

Так, в разд. 5 Примерного договора предусмотрено: потребитель рассчитывается с поставщиком за электроэнергию по ценам, определяемым в соответствии с механизмом определения цены электроэнергии, согласно выбранному потребителем коммерческому предложению, которое является приложением 2 к этому договору. При этом способ определения цены (тарифа) электроэнергии указывается в коммерческом предложении поставщика.

В то же время Примерный договор предусматривает, что информация о действующей цене электроэнергии должна быть размещена на официальном веб-сайте поставщика не позднее чем за 20 дней до начала ее применения с указанием порядка ее формирования. Цена электроэнергии должна указываться поставщиком в счетах об оплате электроэнергии по договору, в том числе в случае ее изменения.

Вместе с тем в соответствии с Примерным договором поставщик обязуется, в частности:

• начислять и выставлять счета потребителю за поставленную электроэнергию в соответствии с требованиями и в порядке, предусмотренных Правилами № 312 и Примерным договором;

• публиковать на официальном веб-сайте (и в средствах массовой информации в предусмотренных законодательством случаях) подробную информацию об изменении цены электроэнергии за 20 дней до введения ее в действие.

В то же время разд. 13 Примерного договора предусматривает, что поставщик должен сообщить об изменении любых условий договора потребителю не позднее чем за 20 дней до их применения с учетом информации о праве потребителя расторгнуть договор. Поставщик обязан сообщить потребителю в порядке, установленном законом, о любом увеличении цены и о праве прекратить действие договора без уплаты каких-либо штрафных санкций или другой финансовой компенсации поставщику, если потребитель не принимает новые условия.

Вместе с тем существенные условия договора о закупке, в частности и договора по электроэнергии, не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев, предусмотренных в ч. 4 ст. 36 Закона № 922.

При этом существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев, предусмотренных в ч. 4 ст. 36 Закона № 922. Отметим, что среди прочих есть такие два случая, как:

• изменение цены за единицу товара не более чем на 10 % в случае колебания цены такого товара на рынке, при условии, что указанное изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре (п. 2 ч. 4 ст. 36 Закона № 922);

• изменение установленного согласно законодательству органами государственной статистики индекса потребительских цен, изменение курса иностранной валюты, изменение биржевых котировок или показателей Platts, регулируемых цен (тарифов) и нормативов, которые применяются в договоре о закупке, в случае установления в договоре о закупке порядка изменения цены (п. 7 ч. 4 ст. 36 Закона № 922).

Поэтому в случае выявления электропоставщиком инициативы изменить цену электроэнергии в связи с колебанием цены на рынке стороны могут внести соответствующие изменения в договор на основании п. 2 ч. 4 ст. 36 Закона № 922.

При этом заметим: закупочным законодательством не предусмотрен перечень органов, предприятий, организаций, которые предоставляют документы, подтверждающие колебание цен на рынке. К тому же и не определено, что это должен быть за документ и какую именно информацию он должен содержать.

Считаем, что таким органом, предприятием или организацией может быть и юридическое лицо, в учредительных документах которого или в нормативных документах, регулирующих его деятельность, предусмотрены полномочия по осуществлению мониторинга цен на товары, в частности электроэнергию.

Например, это может быть территориальная Торгово-промышленная палата или же соответствующая экспертная организация.

Что же касается содержания подтверждающего документа, то считаем: он должен содержать информацию о том, что цена на электроэнергию изменилась (проколебалась) по сравнению с соответствующей ценой на определенную дату.

И хотя п. 2 ч. 4 ст. 36 Закона № 922 не содержит прямой обязанности для стороны-инициатора изменения к договору в письменном виде подтверждать для другой стороны колебание цены товара на рынке, все же считаем, что изменение цены — это право, а не обязанность сторон, а одними из принципов публичных закупок являются экономия и эффективность.

Поэтому заказчикам стоило бы иметь документальное подтверждение наличия оснований для изменения цены электроэнергии по закону.

Также отметим, что положения п. 7 ч. 4 ст. 36 Закона № 922 об изменении цены предмета закупки, в отличие от п. 2 ч. 4 ст. 36 Закона № 922, применяются как к товарам, так и к услугам и работам. В то же время указанная норма не содержит ограничений для ее применения к изменению составляющих цены, в частности товара (электроэнергии).

Поэтому при наличии оснований стороны могут применить для изменения цены электроэнергии и п. 7 ч. 4 ст. 36 Закона № 922, в частности в случае, если электропоставщик покупает электроэнергию за рубежом (путем импорта, как предусмотрено ч. 5 ст. 56 Закона № 2019) и ее цена зависит от курса колебания иностранной валюты.

Но не забываем, что в случае внесения изменений в договор на основании п. 7 ч. 4 ст. 36 Закона № 922 в договоре должен быть предусмотрен соответствующий механизм пересчета, ведь законодатель прописал в этой норме общее условие для всех перечисленных в ней оснований для изменений — «в случае установления в договоре о закупке порядка изменения цены».

В соответствии со ст. 653 ГКУ в случае изменения договора обязательства сторон изменяются в соответствии с измененными условиями о предмете, месте, сроках выполнения и т. п. При этом в случае изменения или расторжения договора обязательство изменяется или прекращается с момента достижения договоренности об изменении или расторжении договора, если иное не установлено договором или не обусловлено характером его изменения.

Если договор изменяется или расторгается в судебном порядке, обязательство изменяется или прекращается с момента вступления решения суда об изменении или расторжении договора в законную силу.

Внимание!

Как указано в ч. 1 ст. 654 ГКУ, изменение или расторжение договора совершается в такой же форме, что и договор, который изменяется или расторгается, если иное не установлено договором или законом или не следует из обычаев делового оборота.

При этом, как предусмотрено ч. 1 ст. 58 Закона № 2019, потребитель имеет право:

• менять электропоставщика на условиях, определенных этим Законом и правилами розничного рынка;

• на возмещение убытков, причиненных в результате невыполнения его контрагентами условий договоров, заключенных на рынке электроэнергии;

• подавать соответствующему электропоставщику обращения, жалобы и претензии и получать в установленном законодательством порядке мотивированные ответы или уведомления о мерах по устранению электропоставщиком причин жалобы;

• подавать Регулятору жалобы в соответствии с порядком рассмотрения жалоб и решения споров;

• получать от соответствующего электропоставщика информацию, предусмотренную законодательством и условиями договора поставки электроэнергии потребителю;

• получать от соответствующего электропоставщика уведомление о его намерениях внести изменения в любые условия договора поставки электроэнергии потребителю не позднее чем за 20 дней до внесения и в случае несогласия с предложенными изменениями расторгнуть договор с электропоставщиком в определенном договором порядке.

В то же время согласно ч. 3 ст. 58 Закона № 2019 потребитель обязан платить за электроэнергию и предоставленные ему услуги в соответствии с заключенными договорами. При этом п. 6.1.1 гл. 6.1 разд. VI Правил № 312 предусматривает, что потребитель имеет право в установленном этими Правилами порядке на изменение электропоставщика путем заключения нового договора о поставке электроэнергии потребителю (поставке электроэнергии поставщиком универсальных услуг) с новым электропоставщиком.

Поэтому в случае несогласия заказчика как потребителя с повышением цены на электроэнергию, предусмотренную в договоре, он имеет право ее не изменять и выбрать нового электропоставщика.

При этом путь такого выбора зависит от того, какова ожидаемая стоимость предмета закупки электроэнергии, т. е. от того, какой объем электроэнергии до конца года необходим заказчику (в связи с расторжением действующего договора) и какова ожидаемая стоимость этого объема. Если стоимость электроэнергии в таком случае будет менее 200 тыс. грн., то заказчик может заключить «прямой» договор с другим электропоставщиком, а если же стоимость будет равна или превышать 200 тыс. грн., то придется проводить открытые торги, чтобы закупить без нарушений требований Закона № 922 (ср. ).

Напомним, что ч. 7 ст. 2 Закона № 922 запрещено приобретать товары, работы и услуги до/без проведения процедур, определенных этим Законом, и заключать договоры, предусматривающие оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных этим Законом. Заказчик не имеет права делить предмет закупки на части с целью избежания проведения процедуры открытых торгов или применения этого Закона.

На что обратить внимание заказчику при изменении электропоставщика? Отметим, что изменение электропоставщика потребитель осуществляет в порядке, определенном Правилами № 312.

При этом изменение электропоставщика по инициативе потребителя должно быть завершено в срок не более 3 недель со дня сообщения таким потребителем о намерении изменить электропоставщика.

В то же время споры между потребителем и электропоставщиком при изменении электропоставщика рассматриваются в соответствии с порядком рассмотрения жалоб и решения споров, утвержденным Регулятором. Наличие спора между электропоставщиком и потребителем не является основанием для задержки в исполнении договора поставки электроэнергии потребителю новым электропоставщиком.

Важно!

В соответствии с ч. 4 ст. 58 Закона № 2019 до прекращения действия договора поставки электроэнергии потребителю электропоставщик обязан обеспечивать поставку электроэнергии потребителю на условиях действующего договора.

Также знайте: электропоставщик, который не способен поставлять электроэнергию, должен сообщить о дате прекращения поставки электроэнергии ППН, потребителям, Регулятору, оператору системы передачи и оператору системы распределения.

Как предусмотрено в ч. 1 ст. 64 Закона № 2019, ППН предоставляет услуги по поставке электроэнергии потребителям, в том числе и в случае неизбрания потребителем электропоставщика, в частности после расторжения договора с предыдущим электропоставщиком. При этом в соответствии с положениями Закона № 2019 и Правил № 312 ППН осуществляет поставку с момента прекращения поставки электроэнергии предыдущим электропоставщиком.

Договор поставки электроэнергии между ППН и потребителем считается заключенным с начала фактической поставки электроэнергии такому потребителю.

В таком случае администратор расчетов сообщает о дате перевода потребителя (потребителей) на поставку электроэнергии ППН поставщику (поставщикам) услуг коммерческого учета (п. 6.2.4 гл. 6.2 разд. VI Правил № 312).

Справка

В случае неизбрания потребителем электропоставщика после расторжения договора с предыдущим электропоставщиком или необеспечения собственного потребления путем покупки электроэнергии по двусторонним договорам и/или на организованных сегментах рынка администратор расчетов в однодневный срок переводит такого потребителя на поставку электроэнергии ППН путем изменения записей в реестре точек коммерческого учета электропоставщика относительно ППН в порядке, определенном Правилами рынка, с одновременным уведомлением операторов системы (п. 6.2.3 гл. 6.2 разд. VI Правил № 312).

Знайте: ППН должен в течение 5 рабочих дней сообщить потребителю о начале поставки им электроэнергии и обеспечить заключение договора согласно порядку, определенному в разд. ІІІ Правил № 312. Если в этом случае потребитель не заключит договор с ППН, то электропитание его объекта (объектов) должно быть прекращено оператором системы по обращению ППН (п. 6.2.6 гл. 6.2 разд. VI Правил № 312). Вместе с тем не забываем, что ППН поставляет электроэнергию потребителю в течение срока, который не может превышать 90 дней. После завершения указанного срока ППН прекращает электроснабжение потребителя.

При этом если потребитель выбирает нового электропоставщика до окончания срока поставки ему электроэнергии ППН, субъекты рынка и участники розничного рынка применяют порядок изменения электропоставщика, предусмотренный гл. 6.1 разд. VI Правил № 312. Заметьте, как предусмотрено гл. 7.1 разд. VII Правил № 312, электроэнергия потребителю, который не допускает нарушений своих договорных обязательств перед оператором системы передачи и/или оператором системы распределения и электропоставщиком, поставляется непрерывно, кроме случаев, предусмотренных условиями договоров, заключенных потребителями с электропоставщиком и оператором системы, и нормативно-правовыми актами, в том числе этими Правилами.

При этом одним из оснований прекращения полностью или частично поставки электроэнергии потребителю является задолженность по оплате за потребленную электроэнергию в соответствии с условиями договора с электропоставщиком. Вместе с тем во исполнение нормы гл. 7.5 разд. VII Правил № 312 такое прекращение может быть осуществлено электропоставщиком исключительно при условии предупреждения им потребителя не позднее чем за 10 рабочих дней до дня отключения.

Справка

Предупреждение о прекращении полностью или частично поставки (распределения или передачи) электроэнергии оформляется после установления факта наличия оснований для совершения указанных действий и должно быть предоставлено потребителю отдельным письменным уведомлением, в котором указываются основание, дата и время, с которого электроснабжение будет полностью или частично прекращено, фамилия, имя, отчество, подпись ответственного лица, которым оформлено предупреждение.

Датой получения таких предупреждений считается дата их личного вручения, что подтверждается подписью получателя и/или регистрацией входящей корреспонденции, или третий календарный день от даты получения почтовым отделением связи, в котором обслуживается получатель (в случае направления по почте заказным письмом).

При этом предупреждение о прекращении поставки электроэнергии может предоставляться потребителю иным способом, предусмотренным договором с электропоставщиком.

Стоит помнить: участники рынка, которые нарушили нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование рынка электроэнергии, несут ответственность по закону.

Об этом указано в ч. 1 ст. 77 Закона № 2019. В то же время согласно ч. 2 ст. 77 Закона № 2019 среди правонарушений на рынке электроэнергии, в частности, имеются: прекращение поставки электроэнергии потребителям, которые не допускают нарушений своих договорных обязательств перед оператором системы передачи и/или оператором системы распределения и/или электропоставщиком.

С учетом этого, стоит знать, что порядок оформления претензий участниками розничного рынка электроэнергии урегулирован положениями гл. 8.2 разд. VIIІ Правил № 312.

Вместе с тем заказчик как потребитель может обжаловать действия или бездействие электропоставщика, в частности невыполнение им условий договора о закупке, в суд, а также при наличии в действиях электропоставщика признаков уголовно наказуемого деяния обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы. Так, например, Днепровский апелляционный суд подал заявление в правоохранительные органы из-за незаконного отключения здания суда от электросети, что привело, по мнению суда, к нарушению прав граждан на доступ к правосудию. При этом на следующий день после обнародования пресс-центром суда информации об указанном электроснабжение было возобновлено. Об этом пресс-центр сообщил на официальном сайте суда в рубрике «Новости» по ссылке:

" title = "dpa.court.gov.ua/sud4803/pres - centr/news/759241/" target = "_blank">dpa.court.gov.ua/sud4803/pres - centr/news/759241/

Внимание!

В соответствии с гл. 7.11 Правил № 312 на период рассмотрения судом спорных вопросов о нарушении потребителем этих Правил и/или условий договоров, наличие которых предусмотрено этими Правилами, прекращение электроснабжения такого потребителя, связанное с обжалуемым фактом нарушения, не осуществляется при условии своевременного предоставления потребителем до момента отключения соответствующего определения суда о принятии искового заявления к рассмотрению. Открытие производства по делу после факта отключения потребителя является основанием для возобновления электроснабжения.

Выводы

• Стороны договора о закупке электроэнергии могут по взаимному согласию внести изменения в его существенные условия в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 36 Закона № 922, в частности увеличить цену за единицу электроэнергии.

• В случае применения сторонами договора п. 2 ч. 4 ст. 36 Закона № 922 для изменения цены по инициативе электропоставщика он должен предоставить заказчику документальное подтверждение колебания цены электроэнергии на рынке, при этом соблюдать положения Закона № 2019 и Правил № 312 о заблаговременном (за 20 календарных дней до внесения изменений) уведомлении заказчика как потребителя об изменении цены.

• В случае применения сторонами договора п. 7 ч. 4 ст. 36 Закона № 922 для изменения цены по инициативе электропоставщика он должен предоставить заказчику документальное подтверждение наличия оснований (основания) для изменения цены, предусмотренных(ого) в указанной норме, сообщив об изменении цены электроэнергии за 20 календарных дней до изменений. При этом в договоре о закупке должен быть обязательно прописан порядок внесения изменений на основании п. 7 ч. 4 ст. 36 Закона № 922.

• В случае несоблюдения электропоставщиком требований законодательства о порядке внесения изменений в договор о закупке электроэнергии, в частности о неуведомлении заказчика за 20 календарных дней об изменении цены, заказчик может обратиться в НКРЭКУ с жалобой на действия электропоставщика.

• В случае несанкционированного отключения заказчика от электроэнергии он может обратиться в правоохранительные органы с заявлением на действия поставщика/оператора системы распределения.

• Если электропоставщик перестал поставлять заказчику электроэнергию или же заказчик не выбрал нового электропоставщика, заказчик должен быть переведен на электроснабжение ППН.

Нормативные документы и сокращения

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУХозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон № 922Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

Закон № 2019Закон Украины «О рынке электрической энергии» от 13.04.2017 г. № 2019-VIII.

Правила № 312Правила розничного рынка электрической энергии, утвержденные постановлением НКРЭКУ от 14.03.2018 г. № 312.

Примерный договор — Примерный договор поставки электрической энергии потребителю.

Регулятор, НКРЭКУ — Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

ППН — поставщик «последней надежды».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше