Темы статей
Выбрать темы

Ремонт авто бывает разный, а порядок учета — единый

Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Служебный автомобиль нашего бюджетного учреждения требует ремонта. В частности, планируем провести ремонт сразу пяти базовых агрегатов. При этом замена ни одного из них не предусматривается. Учитывая это, возник вопрос, касающийся классификации таких ремонтных работ. К какому виду ремонта (капитальному или текущему) относятся эти работы? Какой порядок отражения таких операций в бухучете?

Чтобы правильно запланировать и провести расходы на ремонт, прежде всего нужно определиться с видом ремонтных работ. И это хорошо известно каждому бухгалтеру бюджетного учреждения. Именно от того, какой предусматривается ремонт: капитальный или текущий, напрямую зависит применение КЭКР. Поэтому этот вопрос следует решить еще задолго до поиска исполнителя работ, поставщика запчастей и заключения с ними договора.

И самый первый нормативный документ, к которому стоит обратиться, — это Положение № 102. Ведь именно этим документом регламентирован порядок проведения техобслуживания и ремонта дорожных транспортных средств. Причем нормы этого Положения распространяются на всех субъектов хозяйствования, которые эксплуатируют транспортные средства (кроме троллейбусов, мопедов и мотоциклов), независимо от их формы собственности.

Но давайте начнем с азов. И сначала вспомним, что следует понимать под ремонтом транспортного средства. Так, согласно п. 1.3 Положения № 102 ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей. И если эти операции выполняют для обеспечения или восстановления работоспособности автомобиля, то такой ремонт следует считать текущим. Если же главной целью является продление срока эксплуатации ТС, тогда можно говорить о капитальном ремонте. Это следует из пп. 3.12 и 3.15 Положения № 102.

Однако определяющее значение все-таки имеет характер ремонтных работ. То есть нужно четко понимать, какие работы будут выполнены в том или ином случае: восстановление определенных узлов, деталей автомобиля или их полная замена на новые. А чтобы лучше разобраться, с каким ремонтом имеете дело, предлагаем вам воспользоваться схемой.

img 1

Виды ремонта ТС в зависимости от характера выполняемых работ

Итак, если идет речь лишь о ремонте, восстановлении определенного агрегата автомобиля (с заменой лишь мелких деталей, частей), тогда это 100 % текущий ремонт. Более того, даже ремонт сразу всех агрегатов авто нельзя назвать капитальным.

Зато с заменой агрегатов ТС не все так просто. В этом случае необходимо знать, какие именно из них и в каком количестве будут заменены.

Так, сама по себе замена кузова (для автобуса или легкового авто) или рамы (для грузовика) уже является капитальным ремонтом ТС. На это указывает п. 3.6 Положения № 102. Если же ремонт не предусматривает замену последних, но требует установления других новых (полной замены) базовых агрегатов, следует обратить внимание на их количество. Так, замена двух или менее базовых агрегатов — это текущий ремонт ТС (п. 3.13 Положения № 102). А вот в случае замены трех из них и более, имеем дело с капремонтом «железного коня» (п. 3.16 Положения № 102).

Кстати, перечень базовых агрегатов приведен в приложении Г к Положению № 102. И вот как он выглядит:

1) двигатель с картером сцепления в сборе;

2) коробка передач, раздаточная коробка;

3) гидромеханическая передача;

4) задний мост (ось);

5) средний мост (ось);

6) передняя ось (мост);

7) рулевое управление;

8) кабина грузового и кузов легкового автомобиля;

9) кузов автобуса;

10) рама;

11) подъемное оборудование платформы автомобиля-самосвала.

Имейте в виду: капитальный ремонт ТС и капитальный ремонт любого его базового агрегата (двигателя, коробки передач) — это не одно и то же. Поэтому не путайте эти понятия. И работы по капремонту, скажем, двигателя автомобиля следует классифицировать как текущий ремонт соответствующего ТС.

Стоит заметить, что капитальный ремонт авто — дело не такое уж и распространенное. Посудите сами: как часто возникает потребность в одновременной замене трех и более базовых агрегатов? Объективной причиной для этого может стать разве что авария. Если же такая потребность обусловлена физическим износом ТС, тогда возникает вопрос об экономической целесообразности такого ремонта вообще. Арифметика здесь простая: если авто настолько изношено, то, очевидно, что его справедливая стоимость является значительно ниже, чем суммарная стоимость запчастей и услуг СТО.

Конечно, решение вопроса о целесообразности того или иного ремонта — в компетенции руководителя учреждения. А вот бухгалтер должен позаботиться о планировании расходов на ремонт, надлежащем документальном оформлении и отражении в бухучете. Как это сделать правильно в зависимости от вида ремонта автомобиля, покажем в таблице ниже.

Требование к порядку учета

Вид ремонта автомобиля

текущий

капитальный

Применение КЭКР

Оплату услуг по текущему ремонту и техническому обслуживанию ТС следует планировать и осуществлять по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». На это указывает п. 8 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333. При этом расходы на приобретение запчастей и комплектующих к ТС необходимо планировать по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь» (п. 16 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333).

Если СТО выполняет ремонт авто с использованием собственных запчастей и их стоимость включена в общую стоимость работ, тогда оплату следует осуществлять одной суммой по КЭКР 2240.

В случае если учреждение-заказчик покупает запчасти самостоятельно и передает их исполнителю для установки, тогда все необходимые материалы следует оплачивать отдельно по КЭКР 2210, а работы — отдельно по КЭКР 2240

В то же время иногда стоимость работ по установке (монтажу) уже включена в стоимость запчастей, комплектующих или эксплуатационных жидкостей. Например, замену моторного масла и масляных фильтров часто включают в стоимость самого масла. В этом случае оплату на общую сумму следует проводить по КЭКР 2210

Расходы на капитальный ремонт автомобилей и оборудования, а также оплату запчастей к ним, если они включены в смету на проведение капремонта других объектов, который является неотъемлемой частью соглашения, заключенного с предоставителем услуг, предусмотрено проводить по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт других объектов» (п. 2 п.п. 3.1.3.2 Инструкции № 333)

Документальное оформление

Взаимоотношения между заказчиком и исполнителем услуг по ремонту ТС регулируют Правила № 615. Этим нормативным документом определен порядок документального оформления таких операций. И в первую очередь следует помнить, что основанием для предоставления услуг по ремонту ТС или его составных частей (систем) заказчику является договор о техническом обслуживании и ремонте ТС.

Прием ТС и его составных частей (систем) осуществляется в присутствии владельца (уполномоченного им представителя) и оформляется Актом передачи-приема колесного транспортного средства, его составных частей (систем) для предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту. Форма последнего приведена в приложении 2 к Правилам № 615.

После завершения ремонта исполнитель возвращает автомобиль заказчику. При этом составляют Акт передачи-приема колесного транспортного средства, его составных частей (систем) после предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту (приложение 3 к Правилам № 615).

Кроме того, после окончания работ исполнитель обязан предоставить заказчику такие документы:

счет-фактуру, наряд-заказ, накладную, квитанцию и т. п.;

гарантийный талон (один экземпляр);

приложения к эксплуатационной документации, если изменяются условия эксплуатации отремонтированного ТС и заказчику необходимо выполнять требования, не предусмотренные эксплуатационной документацией производителя;

справку-счет на составные части, приобретенные и установленные исполнителем на ТС;

справку о цвете (основном цвете) ТС, если этот цвет изменен во время ремонта

В случае выполнения ремонта собственными силами учреждения выдачу запчастей со склада следует оформлять накладной (требованием) по типовой форме № З-3.

Стоимость запчастей и комплектующих, использованных во время ремонта авто, списывают на основании Акта списания по форме № З-2. Типовые формы этих документов утверждены приказом Минфина от 18.12.2000 г. № 130

Перед началом капремонта служебного авто необходимо оформить Акт передачи на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств. А после завершения ремонта нужно составить Акт приема отремонтированных, реконструированных и модернизированных основных средств. Типовые формы этих актов утверждены приказом Минфина от 13.09.2016 г. № 818. На основании последнего акта будут внесены записи о капремонте соответствующего ТС в Инвентарную карточку учета объекта основных средств

Отражение на счетах бухучета

Все расходы на проведение техосмотра и ремонта (в том числе и капитального) необоротных активов признаются расходами отчетного периода, в котором они были понесены. Таким является требование п. 4 разд. VI Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

То есть независимо от суммы и вида ремонта (капитальный или текущий) такие расходы не увеличивают первоначальную стоимость отремонтированного ТС.

Суммы расходов на ремонт служебных авто следует отражать по дебету субсчетов 8013 или 8113 в зависимости от назначения такого ТС

Как видим, порядок отражения операций по ремонту авто в бухучете — единый. Расходы и на капремонт, и на текущий ремонт или техобслуживание относим на увеличение материальных расходов соответствующего отчетного периода. А вот планировать эти расходы следует по разным КЭКР. Поэтому главное отличие этих операций — в порядке применения КЭКР. И этому вопросу следует уделить особое внимание. Ведь нарушение этого порядка (как проведение капитальных расходов по кодам текущих расходов, так и наоборот) может стоить очень дорого. Такие действия могут быть расценены как нецелевое использование бюджетных средств в соответствии со ст. 119 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Также напомним: распорядители бюджетных средств имеют право осуществлять предоплату за товары стоимостью не более чем 100 тыс. грн. сроком до одного месяца. Тогда как аванс за услуги по ремонту авто не может превышать 30 % от общей их стоимости. Причем предельный срок такой предоплаты составляет тоже один месяц. Такие требования закреплены в абз. 13 и 14 п.п. 1. п. 1 постановления КМУ «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 23.04.2014 г. № 117 (ср. ).

Напоследок рассмотрим условный пример отражения операций по ремонту ТС на счетах бухучета.

Пример. Для выполнения работ по ремонту служебного автомобиля Daewoo Lanos TF48Y бюджетное учреждение обратилось в СТО. Отношения с ремонтной организацией оформлены договором и составлен наряд-заказ. Согласно заключению специалиста СТО автомобиль требует капитального ремонта двигателя. Кроме того, во время ремонта были заменены масляные и воздушные фильтры, моторное масло и охлаждающая жидкость.

Общая стоимость ремонта согласно договору составляет 7120 грн., в том числе: стоимость ремонтных работ — 2840 грн., стоимость запчастей и расходных материалов — 4280 грн. Прием ТС на ремонт оформлен актом передачи-приема колесного ТС. После ремонта автомобиль принят от исполнителя на основании акта передачи-приема.

Бюджетное учреждение выплатило аванс СТО в размере 30 % от общей стоимости ремонта. Остальная оплата была перечислена в конце отчетного месяца после завершения и приема ремонтных работ.

В учетных регистрах сделаны следующие записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Получено финансирование для оплаты ремонта служебного автомобиля

2313

7011

7120

2

2

Перечислен аванс СТО (7120 грн. х 30 %)

2113

2313

2136

2, 4

3

Выполнены работы по капремонту двигателя служебного автомобиля

8013

6211

7120

6

4

Уменьшена сумма задолженности перед СТО на сумму выплаченного аванса (7120 грн. - 2136 грн.)

6211

2113

2136

4, 6

5

Перечислена СТО остальная стоимость оплаты за ремонт

6211

2313

4984

2, 6

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

Положение № 102Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102.

Правила № 615Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту колесных транспортных средств, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 28.11.2014 г. № 615.

Инструкция № 333Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

ТС — транспортное средство.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше