Но прежде чем к ним перейти, объясним, в чем, собственно, вопрос.
Дело в том, что согласно п.п. «б» п. 4 постановления КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298 (далее — постановление № 1298) руководитель бюджетного учреждения в пределах фонда оплаты труда (далее — ФОТ), утвержденного в смете, имеет право предоставлять работникам материальную помощь, в том числе на оздоровление, в сумме не более одного должностного оклада в год (матпомощь на погребение — не в счет).
Такую же норму содержат отраслевые приказы, которыми определены особенности оплаты труда той или иной категории работников-бюджетников (образование, медицина, спорт, культура и т. п.). Обратите внимание: здесь и далее речь идет исключительно о материальной помощи, которая предоставляется в пределах ФОТ. Такая выплата не является обязательной.
В связи с тем, что размер помощи на оздоровление ограничен одним должностным окладом в год, возникает спорная ситуация о правомерности выплаты работникам такой помощи дважды в год в общей сумме, не превышающей должностного оклада. Одни работодатели считают, что выплатить «оздоровительную» помощь во второй раз нельзя вообще, ведь п.п. «б» п. 4 постановления № 1298 предусмотрена выплата помощи в размере должностного оклада лишь раз в год. Другие же придерживаются мнения, что если работнику в связи с нехваткой средств «оздоровительную» помощь выплатили в размере меньшем, чем оклад, то в течение года, когда средств в ФОТ достаточно (в наличии экономия), работнику можно выплатить такую помощь во второй раз. Конечно же при условии, что общий размер такой помощи не будет превышать размер должностного оклада работника.
Решить эту спорную ситуацию было призвано Минсоцполитики. В комментируемом письме его специалисты отмечают: если работник получил помощь на оздоровление в размере:
• должностного оклада, то другая матпомощь в течение года ему не может быть выплачена. В этом случае все понятно, ведь лимит на выплату матпомощи в размере должностного оклада установлен п.п. «б» п. 4 постановления № 1298;
• меньшем, чем должностной оклад, то работнику может быть выплачен другой вид матпомощи (например, для решения социально-бытовых вопросов) до полного должностного оклада.
Итак, что мы имеем? Из разъяснений Минсоцполитики следует, что если работнику в течение года предоставлена помощь на оздоровление в размере меньше должностного оклада, то в течение этого же года можно выплатить (при наличии средств ФОТ) ему другой вид матпомощи в размере, который в сумме с предыдущей помощью будет составлять должностной оклад.
Для деления «оздоровительной» помощи на части Минсоцполитики не видит правовых оснований. Поэтому, по его мнению, во второй раз выплатить работнику «оздоровительные» в течение года (в общем размере, равном должностному окладу) нельзя.
Но мы с таким разъяснением не совсем согласны. Здесь есть нюансы.
Во-первых, в соответствии с п.п. «б» п. 4 постановления № 1298 право предоставлять работникам материальную помощь на оздоровление предоставлено руководителю учреждения.
Во-вторых, условия предоставления «оздоровительной» помощи, особенности ее выплаты в нестандартных ситуациях целесообразно прописать в Положении о выплате материальной помощи (письмо Минсоцполитики от 21.07.2015 г. № 409/13/116-15). И уже в нем можно установить порядок выплаты матпомощи на оздоровление в ситуации, когда работник использует отпуск частями.