Шпаргалка для обнародования публичной информации

В избранном В избранное
Печать
Матвеева Виктория, экономист-аналитик
Бюджетная бухгалтерия Сентябрь, 2019/№ 35
Уже несколько лет бухгалтеры обнародуют публичную информацию в форме открытых данных и информацию об использовании публичных средств на официальных веб-порталах. К сожалению, еще далеко не все разобрались, все ли учреждения и какую именно информацию должны обнародовать. Также много бухгалтеров не знают, чем отличаются веб-порталы для обнародования публичной информации. Поэтому мы решили расставить все точки над «и» в этих болезненных вопросах. Уверены, что в этом материале каждый из вас найдет ответы на свои вопросы и почерпнет для своей работы много полезной информации.

Почему именно сейчас мы решили поговорить на эту тему? А потому, что многие бухгалтеры и до сих пор путают, чем информация об использовании публичных средств отличается от публичной информации, подлежащей обнародованию. Какую именно информацию относят к публичной и на каких сайтах ее нужно обнародовать. Итак, с рассмотрения этих вопросов и начнем.

Стоит знать, что законодательство разделяет такую информацию на:

• информацию об использовании публичных средств;

• публичную информацию (или еще ее называют — публичная информация в форме открытых данных или же вообще коротко — открытые данные).

Далее объясним, что понимают под публичными средствами и публичной информацией, какие законодательные основания существуют для обнародования каждого вида информации, кто является распорядителями такой информации и на каких интернет-ресурсах ее обнародуют.

Что такое публичные средства?

К публичным средствам относят средства государственного и местных бюджетов, кредитные ресурсы, предоставленные под государственные и местные гарантии, средства Национального банка Украины, государственных банков, государственных целевых фондов, Пенсионного фонда Украины, фондов общеобязательного государственного социального страхования, а также средства субъектов хозяйствования государственной и коммунальной собственности, полученные ими от их хозяйственной деятельности.

Всю информацию об использовании публичных средств обнародуют на едином веб-портале использования публичных средств Є-data.

Адрес портала: spending.gov.ua.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок раскрытия информации на портале Є-data, является Закон № 183.

Именно в этом Законе установлены:

1) перечень информации, которая должна быть раскрыта на портале;

2) порядок и сроки раскрытия информации;

3) субъекты, которые должны раскрывать информацию;

4) ответственность за нарушение требований этого Закона.

Также, кроме Закона № 183, при раскрытии информации на портале Є-data следует учитывать требования других нормативно-правовых актов. Перечень таких документов приведен в табл. 1.

Что такое публичная информация?

Публичная информация — это отраженная и задокументированная любыми средствами и на любых носителях информация, которая была получена или создана в процессе выполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, или которая находится во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации, определенных Законом № 2939.

В соответствии со ст. 13 Закона № 2939 к публичной информации относят:

1) всю информацию, находящуюся во владении субъектов властных полномочий;

2) информацию об использовании бюджетных средств юридическими лицами, финансируемыми из бюджета;

3) информацию о выполнении лицами делегированных полномочий субъектов властных полномочий;

4) информацию об условиях поставки товаров, услуг и цен на них (о субъектах хозяйствования, которые доминируют на рынке, наделены специальными или исключительными правами, являются естественными монополиями);

5) информацию о состоянии окружающей среды, качестве пищевых продуктов и предметов быта, об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных происшествиях, угрожающих здоровью и безопасности граждан;

6) другую информацию, представляющую общественный интерес (общественно необходимая информация).

Вполне ясно, что доступ к публичной информации является открытым. Ведь одним из принципов обеспечения доступа к публичной информации является принцип прозрачности и открытости деятельности субъектов властных полномочий (ст. 4 Закона № 2939).

Исключение составляет информация с ограниченным доступом. Какую именно информацию относят к такой категории? Ответ на этот вопрос мы рассмотрим немного далее.

Итак, для того чтобы публичная информация была доступна для дальнейшего использования, Закон № 2939 обязывает распорядителей информации предоставлять ее в форме открытых данных.

Так, публичная информация в форме открытых данных — это публичная информация в формате, позволяющем ее автоматизированную обработку электронными средствами, свободный и бесплатный доступ к ней, а также ее дальнейшее использование.

Поэтому главная особенность такой информации — это размещение в открытом формате, обеспечивающем автоматизированный доступ к обнародованным данным. Что такое открытый формат? Это формат данных, независимый от платформы и доступный без ограничений, препятствующих его повторному использованию.

Как узнать, в каком формате необходимо обнародовать информацию? Ничего выдумывать самостоятельно не нужно. Ведь такие требования предусмотрены соответствующими нормативно-правовыми актами, перечень которых мы привели в табл. 1.

Чтобы посмотреть полную версию, подпишитесь на журнал Вы уже подписались? Войти

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить