Расходы на информатизацию: уведомляем и согласовываем

Матвеева Виктория, экономист-аналитик
Бюджетная бухгалтерия Сентябрь, 2019/№ 36
В избранном В избранное
Печать
Предоставили документы в Казначейство на оплату расходов, связанных с информатизацией (например, заправка картриджей, текущий ремонт компьютерной и офисной техники, оплата услуг Интернета, приобретение компьютерной техники и комплектующих и т. п.), но получили отказ в проведении платежей. Почему? На каком основании? Оказывается, эти расходы необходимо было согласовать с Генеральным заказчиком Национальной программы информатизации. Что это за орган и что это за процедура согласования? Разбираемся вместе.

В последнее время многие бухгалтеры получили от Казначейства отказ при оплате расходов, связанных с информатизацией. В первую очередь это касается расходов на заправку картриджей, текущий ремонт компьютерной и офисной техники, оплату услуг Интернета, приобретение компьютерной техники и комплектующих и т. п.

Национальная программа информатизации — будем знакомы

Почему в настоящее время к этим расходам применяется именно такая терминология? Что это за национальная программа информатизации? Какое отношение к ней имеют распорядители средств? И какие законодательные основания существуют для подобных требований Казначейства? На эти ключевые вопросы мы дальше и ответим.

Начнем с того, что порядок взятия бюджетных обязательств предусмотрен в ч. 1 ст.48 БКУ, который является неизменным уже в течение многих лет. Напомним, как выглядит эта норма:

«Распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, долгосрочных обязательств по энергосервису, взятых на учет органами Казначейства Украины; относительно задач (проектов) Национальной программы информатизации — после их согласования с Генеральным государственным заказчиком Национальной программы информатизации».

Также аналогичная норма существует и в п. 2.1 Порядка регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Минфина от 02.03.2012 г. № 309.

Поэтому, как видим, обязательность согласования задач (проектов) Национальной программы информатизации с Генеральным государственным заказчиком Национальной программы информатизации — требование абсолютно не новое и предусмотрено в бюджетном законодательстве уже не один год. Хотя, наверное, мало кто раньше обращал внимание на эту норму и требования.

Теперь выясним, какая законодательная основа существует для Национальной программы информатизации, что представляет собой эта программа и кого касается. Так, основными нормативно-правовыми актами, регулирующими принципы формирования, выполнения Национальной программы информатизации, являются:

Закон № 74;

Положение № 1352;

Методика № 35;

Общие требования к программным продуктам, которые закупаются и создаются по заказу государственных органов, утвержденные постановлением КМУ от 12.08.2009 г. № 869.

Какие проекты (задачи) входят в состав Национальной программы информатизации?

В соответствии со ст. 2 Закона № 74 Национальная программа информатизации представляет собой комплекс взаимосвязанных отдельных задач (проектов) информатизации, направленных на реализацию государственной политики и приоритетных направлений создания современной информационной инфраструктуры Украины за счет концентрации и рационального использования финансовых, материально-технических и других ресурсов, производственного и научно-технического потенциала государства, а также координации деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и граждан в сфере информатизации.

Составными частями Национальной программы информатизации являются программы и проекты (или их части), которые:

• направлены на создание, развитие и интеграцию информационных систем, сетей, ресурсов и информационных технологий;

• или предусматривают приобретение средств информатизации с целью обеспечения функционирования государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, содержащихся за счет бюджетных средств.

Конечно, из приведенного определения этой программы не понятно, каких именно расходов распорядителей это касается (только ли приобретение компьютерной техники или что-то другое). Но больше всего вопросов возникает о том, почему именно сейчас Казначейство усилило внимание к расходам, которые осуществляют распорядители в пределах Национальной программы информатизации? Какие существуют основания для таких требований?

Дело в том, что в мае этого года были внесены изменения в некоторые нормативно-правовые акты, регулирующие принципы формирования, выполнения Национальной программы информатизации. Что это за изменения и как они касаются распорядителей, объясним далее.

Изменения в 2019 году

1. Все началось с того, что постановлением КМУ от 22.05.2019 г. № 440 были внесены изменения в Положение № 1352.

Так, в частности, п. 13 этого Положения был изложен в новой редакции, которая обновила требования о взятии бюджетных обязательств и осуществлении платежей при выполнении задач (проектов) Национальной программы информатизации, а именно:

при закупке менее 100 тыс. грн. распорядитель уведомляет Генерального государственного заказчика Национальной программы информатизации;

при закупке, равной или превышающей 100 тыс. грн., получает согласование от Генерального государственного заказчика Национальной программы информатизации.

Как мы отмечали, обязательность согласования задач (проектов) Национальной программы информатизации с Генеральным государственным заказчиком Национальной программы информатизации — требование абсолютно не новое и предусмотрено в бюджетном законодательстве уже не один год. Но раньше не было никакого стоимостного разграничения для уведомления или согласования таких закупок с Генеральным государственным заказчиком Национальной программы информатизации.

Внимание!

Функции Генерального государственного заказчика Национальной программы информатизации выполняет Государственное агентство по вопросам электронного управления Украины (Агентство).

2. На замену Методики № 97 утвержден новый документ — Методика № 35. Что это за Методика и что в ней интересного для распорядителей?

Отметим, что Методика № 35 по своему назначению очень похожа на свою предшественницу (Методику № 97), поскольку устанавливает единый подход к определению бюджетных программ, относящихся к сфере информатизации, а также определяет признаки принадлежности бюджетных программ к сфере информатизации.

Вместе с тем Методика № 35 имеет существенные нововведения, которые, к сожалению, идут не на пользу распорядителям.

Так, положения этого документа касаются задач, проектов (работ), которые выполняются в пределах бюджетных программ или осуществляются в интересах органов государственной власти и других распорядителей бюджетных средств (т. е. бюджетных учреждений).

Также для определения принадлежности задач (проектов), работ к сфере информатизации (Национальной программы информатизации) теперь необходимо ориентироваться на то, по каким кодам ДК 021:2015 распорядители осуществляют их закупку.

Для наглядности сравним, как изменились признаки принадлежности бюджетных программ к сфере информатизации.

Признаки принадлежности бюджетных программ к сфере информатизации

Методика № 97

Методика № 35

Действовала до 23.07.2019 г.

Действует с 23.07.2019 г.

К проектам (работам) по информатизации относятся:

Коды ДК 021:2015, определяющие принадлежность задач, проектов (работ) к сфере информатизации (Национальной программы информатизации)

1) создание информационных, информационно-поисковых, информационно-справочных, информационно-аналитических, геоинформационных, автоматизированных информационных систем

30200000-1

Компьютерное оборудование и принадлежности

2) создание информационно-аналитических центров и программно-технических (программно-аппаратных) комплексов

32400000-7 (кроме 32440000-9)

Сети

3) создание и развитие телекоммуникационных систем, в том числе корпоративных и локальных вычислительных сетей, а также средств информатизации, предназначенных для функционирования телекоммуникационных систем

48000000-8

Пакеты программного обеспечения и информационные системы

4) создание хранилищ данных, веб-порталов, в том числе средств доступа к ним, информационных ресурсов, в том числе баз данных, кадастров, реестров общегосударственного, регионального и отраслевого уровней

50300000-8

Ремонт, техническое обслуживание персональных компьютеров, офисного, телекоммуникационного и аудиовизуального оборудования, а также сопутствующие услуги

5) внедрение электронного документооборота, программных и технических средств для обеспечения его функционирования

72000000-5

Услуги в сфере информационных технологий: консультирование, разработка программного обеспечения, услуги сети Интернет и услуги по поддержке

6) создание программно-технических средств для обеспечения защиты информации

73100000-3*

Услуги в сфере научных исследований и экспериментальных разработок

7) проведение мониторинга, если в результате формируются соответствующие информационные ресурсы

73200000-4*

Консультационные услуги в сфере НИОКР

8) развитие сети Интернет: разработка, создание и внедрение информационных систем, предусматривающих организацию доступа к сети Интернет или использование этой сети для передачи данных между отдельными элементами таких систем или их пользователями

73300000-5*

Проектирование и выполнение НИОКР

9) создание, развитие, внедрение стандартов в сфере информационных технологий, в том числе адаптация к международным стандартам

10) осуществление сертификации программного и технического обеспечения работ по информатизации

11) разработка концепций, разработка и реализация отраслевых и региональных программ информатизации, программ информатизации органов местного самоуправления, нормативно-правовых актов, направленных на развитие сферы информатизации

12) внедрение операционных систем с открытым кодом в органах государственной власти

* В случае если услуги относятся к сферам информационных систем, информационных технологий, программного обеспечения.

Выходит, что если при заключении договоров распорядитель указывает какой-либо из вышеуказанных кодов ДК 021:2015, такие договоры относятся к задачам или проектам Национальной программы информатизации. А потому будут под особым контролем со стороны Казначейства во исполнение требований ст. 48 БКУ (ср. 025069200).

О необходимости соблюдения таких требований Агентство напомнило в своем письме «О согласовании задач (проектов) информатизации от 02.08.2019 г. № 1/04-1-1923 (см. «О согласовании задач (проектов) информатизации» этого номера).

Как выполнять требования Национальной программы информатизации

В зависимости от стоимости закупки распорядители уведомляют или согласовывают расходы, связанные с информатизацией, в таком порядке.

1. Уведомление о закупках до 100 тыс. грн.

Для информирования о заключении или намерении заключения договоров стоимостью до 100 тыс. грн. распорядители направляют Агентству Уведомление о намерении заключить договор. Такое Уведомление заполняют по форме, приведенной по ссылке:

forms.gle/n3KDDvpunUqHNhGd7,

К Уведомлению о намерении заключить договор необходимо прикрепить:

• сканкопию письма, в котором распорядитель сообщает о намерении заключить договор/заключении договора. При этом указывают дату, номер договора, ДК 021:2015, предмет закупки, стоимость и контрагента;

• договор (в случае необходимости).

Имейте в виду: Агентство не предоставляет ответ на Уведомление.

В таком случае по электронному адресу, который будет указан при заполнении формы, распорядитель получает подтверждение о том, что заполнена форма Уведомления о заключенном договоре.

Какой документ необходимо подать распорядителю для регистрации обязательств и оплаты расходов на информатизацию? На практике к таким закупкам каждое казначейство относится по-разному: одни не требуют никакого подтверждения, а другие хотят какое-либо доказательство отправки такого письма.

2. Согласование закупки больше 100 тыс. грн.

Для согласования задач (проектов) информатизации и договоров, предметом закупки которых являются средства информатизации, стоимостью больше 100 тыс. грн., распорядитель направляет письмо о согласовании закупки. Пример письма см. по ссылке: e.gov.ua/ua/projects/nacionalna-programa-informatizaciyi/pogodzhennya-npi.

В таком случае к письму необходимо приложить:

• извлечение из годового плана закупок (копия извлечения или ссылки на сайт Prozorro в режиме доступа);

• технико-экономическое обоснование;

• проект (копию) договора.

Как направить письмо? На сайте Агентства (e.gov.ua/ua/projects/nacionalna-programa-informatizaciyi/pogodzhennya-npi) размещено несколько вариантов отправления писем. Письма могут быть направлены как через систему электронного взаимодействия органов исполнительной власти (СЭВ ОИВ), так и по электронному адресу: npi2020@e.gov.ua или в бумажном виде по адресу: ул. Деловая, 24, г. Киев, 03150.

Поэтому советуем внимательно ознакомиться с предложенными вариантами и условиями отправки и выбрать тот, который вам удобен.

Каков срок рассмотрения письма и получения ответа? Ориентировочный срок рассмотрения — 10 рабочих дней. Ответы на запросы отправляют на электронный адрес распорядителя.

Вместе с тем максимальный срок проведения экспертизы и согласования проектов информатизации — до 45 дней, поэтому документы необходимо направлять заранее. Подробно этапы такой экспертизы определены в Порядке проведения экспертизы Национальной программы информатизации и отдельных ее задач (проектов), утвержденном постановлением КМУ от 25.07.2002 г. № 1048.

С учетом этого, лишь после получения согласования распорядитель подает в Казначейство необходимые документы для регистрации обязательств и оплаты расходов на информатизацию.

Нормативные документы и сокращения

БКУБюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон № 74Закон Украины «О Национальной программе информатизации» от 04.02.98 г. № 74/98-ВР.

Положение № 1352Положение о формировании и выполнении Национальной программы информатизации, утвержденное постановлением КМУ от 31.08.98 г. № 1352.

Методика № 97Методика определения принадлежности бюджетных программ к сфере информатизации, утвержденная приказом Государственного комитета связи и информатизации Украины от 06.06.2003 г. № 97.

Методика № 35Методика определения принадлежности бюджетных программ к сфере информатизации, утвержденная приказом Государственного агентства по вопросам электронного управления Украины от 14.05.2019 г. № 35.

ДК 021:2015 — Национальный классификатор Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденный приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 г. № 1749.

Агентство — Государственное агентство по вопросам электронного управления Украины.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд