Темы статей
Выбрать темы

Об организации закупочной деятельности заказчика

Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины
Письмо от 10.04.2020 г. № 3304-04/24218-06

Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины на многочисленные обращения субъектов сферы публичных закупок относительно изменений в организации закупочной деятельности заказчика в связи со вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования публичных закупок» (далее — новая редакция Закона) от 19.09.2019 г. № 114-ІХ и введением его в действие с 19.04.2020 г. подготовило ответы на наиболее актуальные вопросы относительно уполномоченных лиц и тендерного комитета.

Уполномоченное лицо (лица) — это служебное (должностное) или другое лицо, которое является работником заказчика и определено ответственным за организацию и проведение процедур закупки/упрощенных закупок согласно этому Закону на основании собственного распорядительного решения заказчика или трудового договора (контракта) (пункт 35 части первой статьи 1 новой редакции Закона).

О способах определения УЛ

Согласно статье 11 новой редакции Закона уполномоченное лицо определяется или назначается заказчиком одним из таких способов:

1) путем возложения на работника (работников) из штатного количества функций уполномоченного лица как дополнительной работы с соответствующей доплатой согласно законодательству.

Этот способ может быть использован небольшими заказчиками, которые проводят незначительное количество закупок на год и штатную численность работников которой в связи с этим увеличивать нецелесообразно, но при условии, что уполномоченное лицо в обязательном порядке получит доплату за осуществление дополнительной к основным должностным обязанностям работы по организации и проведению закупок. В данном случае необходимо возложить обязанности уполномоченного лица на работника(ов) из штатной численности организации распорядительным решением заказчика;

2) путем введения в штатное расписание отдельной (отдельных) должности (должностей), на которую будут возложены обязанности выполнения функций уполномоченного лица (уполномоченных лиц).

Второй способ подходит для организаций, которые проводят системные циклические закупки ежегодно и имеют постоянную нагрузку по администрированию закупочного процесса. Заказчик может ввести в штатное расписание отдельную должность или несколько должностей, например, для специалиста по публичным закупкам, который будет выступать в качестве уполномоченного лица.

В случае проведения больших объемов закупок заказчик может создать структурное подразделение, которое будет осуществлять сопровождение, организацию и проведение закупок, в состав которого могут входить специалисты по публичным закупкам, определенные уполномоченными лицами. Создание отдельного подразделения будет требовать и соответствующих изменений в структуре организации и в штатном расписании с учетом требований нормативно-правовых актов, в частности Национального классификатора Украины ДК 003:2010 «Классификатор профессий» (далее — Классификатор), поскольку названия должностей и профессий должны соответствовать названиям в Классификаторе;

3) путем заключения трудового соглашения (контракта) согласно законодательству.

Данный способ является целесообразным для заказчиков, осуществляющих большое количество закупок в год, в случае необходимости проведения сложных или специфических закупок, для осуществления которых целесообразно привлечь соответствующего специалиста в конкретной сфере согласно трудовому контракту.

В соответствии со статьей 21 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ Украины) договор является соглашением между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с соблюдением внутреннего трудового распорядка, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Особой формой трудового договора является контракт, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон.

Следовательно, заказчик имеет право определять уполномоченное лицо (лиц) для организации и проведения процедур закупок/упрощенных закупок как среди имеющихся работников организации, так и путем введения новых должностей или заключения трудового контракта с соблюдением требований статьи 11 новой редакции Закона, КЗоТ Украины и законодательства в целом.

При этом заказчик может использовать одновременно несколько способов для определения уполномоченных лиц.

О профессии «специалист по публичным закупкам»

В соответствии с Классификатором профессия «Специалист по публичным закупкам» (код 2419.2) относится к классификационному разделу «Профессионалы» (профессиональная 2 группировка «Профессионалы в сфере маркетинга, эффективности хозяйственной деятельности, рационализации производства, интеллектуальной собственности и инновационной деятельности»). Для должностей раздела «Профессионалы» определены требования полного высшего образования и четырехуровневое квалификационное категорирование (без категории, І и ІІ категории, ведущий).

Таким образом, для должности «Специалист по публичным закупкам» могут быть применены квалификационные категории «ведущий», «І категория», «ІІ категория».

Какой оклад устанавливать специалисту по публичным закупкам? Как устанавливать доплату работнику?

В соответствии со статьей 8 Закона Украины «Об оплате труда» условия размера оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, определяются Кабинетом Министров Украины. Условия оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 30.08.2002 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (далее — постановление № 1298).

Отнесение должностей профессионалов, общих для всех бюджетных учреждений, заведений и организаций, в том числе специалиста по публичным закупкам, к соответствующим тарифным разрядам осуществляется в зависимости от категории в соответствии с приложением 3 к постановлению № 1298.

Во исполнение пункта 6 постановления № 1298 министерствами и другими центральными органам исполнительной власти были разработаны и утверждены конкретные условия оплаты труда и размеры должностных окладов (ставок заработной платы) работников подведомственных бюджетных учреждений, заведений и организаций в соответствии с Единой тарифной сеткой с учетом сложности, ответственности и специфики их работы.

В то же время постановлением Кабинета Министров Украины от 09.03.2006 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» установлено, что условия оплаты труда должностных лиц местного самоуправления определяются органом местного самоуправления исходя из условий оплаты труда, установленных этим постановлением, и схем должностных окладов согласно приложениям 48 — 54 и 57.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 18.01.2017 г. № 15 «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» утверждены, в частности, схема должностных окладов на должностях государственной службы с учетом категорий, подкатегорий и уровней государственных органов в 2020 году; размер надбавок к должностным окладам за ранги государственных служащих. Статьей 52 Закона Украины «О государственной службе» предусмотрены надбавки, доплаты, премии и компенсации.

Кроме того, постановлением Кабинета Министров Украины от 24.12.2019 г. № 1112 «Об условиях оплаты труда работников государственных органов, на которых не распространяется действие Закона Украины «О государственной службе» утверждены, в частности, условия оплаты труда работников патронатных служб в государственных органах; условия оплаты труда работников государственных органов, выполняющих функции по обслуживанию, и работников Управления административных зданий Хозяйственно-финансового департамента Секретариата Кабинета Министров Украины, Управления административными зданиями Государственного управления делами, Управления административными зданиями Управления делами Аппарата Верховной Рады Украины.

Вместе с тем отмечаем, что согласно статье 105 КЗоТ Украины работники могут выполнять дополнительную работу по другой профессии (должности). При этом им производится доплата за совмещение профессий (должностей). Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) устанавливаются на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.

Указанной статьей не предусмотрены ограничения прав предприятий по этому вопросу. В соответствии с постановлением Верховной Рады Украины от 12.09.1991 г. №1545-XII «О порядке временного действия на территории Украины некоторых актов законодательства Союза ССР», которым установлено, что до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины. На этом основании постановление Совета Министров СССР «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» и Инструкция Госкомтруда, Минфина СССР ВЦСПС относительно применения постановления Совета Министров СССР от 04.12.1981 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» продолжают действовать в части тех пунктов, которые содержат общие нормы и принципы этой формы работы работников: определение понятий совмещения профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

А значит, предприятия хозрасчетной сферы самостоятельно решают вопрос возложения на работников предприятия выполнения наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ и определения размера доплат за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания или увеличение объема работ, выполнение обязанностей отсутствующего работника.

Основными условиями для установления доплаты за совмещение профессий (должностей) являются вакантная должность и издание приказа (распоряжения) о поручении работнику исполнять дополнительные обязанности в порядке совмещения профессий (должностей). Поскольку обязанности по совмещаемой профессии (должности) могут выполняться одним или несколькими работниками, то размер доплаты за совмещение профессий (должностей) должен определяться с учетом объема выполняемой дополнительной работы и экономии заработной платы по совмещаемой штатной профессии (должности).

В случае, если в коллективном договоре (приложении к коллективному договору) предусмотрена доплата за совмещение профессий (должностей) и при этом не обусловливаются никакие ограничения по должностям и профессиям работников, которым эта доплата не выплачивается, она может быть установлена любому работнику предприятия, в том числе и работникам, которые относятся к руководящему составу. При этом следует учитывать, что это не касается первых руководителей, которые работают по контракту и все условия оплаты труда определены в нем.

Может ли тендерный комитет быть ответственным за организацию и проведение упрощенных закупок?

Нет, не может, поскольку ответственным за организацию и проведение упрощенной закупки с 19.04.2020 г. является только уполномоченное лицо согласно статье 11 новой редакции Закона.

Можно ли не назначать уполномоченное лицо с 19.04.2020 г., а сделать это позже?

В зависимости от имеющейся потребности в осуществлении упрощенных закупок, заказчик принимает решение о необходимости назначения уполномоченного лица. Согласно части первой статьи 4 новой редакции Закона планирование закупок осуществляется на основании имеющейся потребности в закупке товаров, работ и услуг. Запланированные закупки включаются в годовой план закупок.

Следовательно, исходя из содержания статьи 4 новой редакции Закона при необходимости осуществления упрощенных закупок такое лицо должно быть определено заказчиком до момента их проведения с учетом необходимости осуществления планирования и получения квалифицированной электронной подписи для работы в электронной системе закупок.

Может ли уполномоченное лицо одновременно быть членом или председателем тендерного комитета?

Да, уполномоченным лицом может быть член тендерного комитета. Обращаем внимание заказчиков, что тендерные комитеты могут действовать исключительно до 1 января 2022 года.

При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 4 раздела X «Заключительные и переходные положения» новой редакции Закона заказчик может образовывать тендерный комитет (комитеты) для организации и проведения процедур закупок. Заказчик имеет право определить уполномоченное лицо (лиц) и тендерный комитет (комитеты), при условии что каждый из них будет ответственным за организацию и проведение конкретных процедур закупок.

Таким образом, члены или председатель тендерного комитета могут быть одновременно уполномоченным лицом, при условии что данное лицо не будет определено ответственным за организацию и проведение одних и тех же процедур закупок.

Чем руководствоваться до утверждения примерного положения об уполномоченном лице?

Сейчас заказчики могут использовать Примерное положение о тендерном комитете или уполномоченном лице (лицах) (далее — Примерное положение), утвержденное приказом Минэкономразвития от 30.03.2016 г. № 557 «Об утверждении Примерного положения о тендерном комитете или уполномоченном лице (лицах)», разработанное во исполнение пункта 11 части первой статьи 8 и части пятой статьи 11 Закона Украины «О публичных закупках».

Вместе с тем Министерством ведется работа по разработке и утверждению нормативно-правовых актов, необходимых для реализации положений новой редакции Закона. Так, статьей 11 новой редакции Закона установлены требования и определены функции (обязанности) уполномоченного лица.

А значит, заказчики могут самостоятельно разрабатывать и утверждать положение об уполномоченном лице в соответствии с требованиями новой редакции Закона, учитывая Примерное положение в той части, которая не противоречит требованиям новой редакции Закона.

Когда, где и как будет осуществляться тестирование уполномоченных лиц? Необходимо ли пройти тестирование до 19.04.2020 г.?

Тестирование необходимо будет пройти после утверждения соответствующего порядка и реализации в электронной системе закупок и до 1 января 2022 года.

В соответствии с абзацем вторым части восьмой статьи 11 новой редакции Закона уполномоченное лицо для осуществления своих функций, определенных этим Законом, подтверждает свой уровень владения необходимыми (базовыми) знаниями в сфере публичных закупок на веб-портале Уполномоченного органа путем прохождения бесплатного тестирования. Порядок организации тестирования уполномоченных лиц определяется Уполномоченным органом.

При этом исходя из содержания раздела X «Заключительные и переходные положения» новой редакции Закона уполномоченным лицам необходимо подтвердить уровень владения знаниями в сфере публичных закупок до 01.01.2022 г.

Таким образом, поскольку сейчас ведется работа по разработке и утверждению нормативно-правовых актов, необходимых для реализации положений новой редакции Закона, уполномоченные лица будут иметь возможность проходить тестирование после утверждения порядка организации тестирования уполномоченных лиц и реализации соответствующей технической возможности, но в любом случае до 01.01.2022 г.

Может ли заказчик заключить с уполномоченным лицом не трудовой договор, а договор о предоставлении услуг?

Нет, не может. Уполномоченные лица должны находиться с заказчиком именно в трудовых правоотношениях.

В соответствии с частью четвертой статьи 11 новой редакции Закона не может быть определено уполномоченным лицо, привлеченное заказчиком (в случае такого привлечения) по договору о предоставлении услуг для проведения процедур закупок/упрощенных закупок.

Кто может исполнять обязанности уполномоченного лица в случае его временного отсутствия?

Заказчику стоит заблаговременно предусматривать в своем распорядительном решении, которым определяется уполномоченное лицо, и в положении об уполномоченном лице, схемы замещения для выполнения функций уполномоченного лица и возложения обязанностей на другое уполномоченное лицо в случае отсутствия по таким причинам, как временная нетрудоспособность, отпуск или командировка.

Кроме того, заказчику следует заблаговременно принять меры относительно наличия у лица, которое будет выполнять функции уполномоченного временно, необходимых знаний в сфере публичных закупок, пройденного с 01.01.2022 г. тестирования и наличия квалифицированной электронной подписи.

Какое количество уполномоченных лиц необходимо заказчику?

Количество уполномоченных лиц новой редакцией Закона не ограничено.

Частью третьей статьи 11 новой редакции Закона определено, что заказчик имеет право назначить несколько уполномоченных лиц, при условии что каждое из таких лиц будет ответственным за организацию и проведение конкретных процедур закупок/упрощенных закупок. Поэтому, поскольку количество уполномоченных лиц новой редакцией Закона не установлено, заказчик определяет достаточное количество таких лиц с учетом потребности и объемов закупок конкретной организации.

Кроме того, Минэкономики совместно с Киевской школой экономики при поддержке проекта «Прозрачность и подотчетность в государственном управлении и услугах (TAPAS)» провели исследование, результатом которого стала разработка онлайн-калькулятора уполномоченных лиц, размещенного по ссылке cep.kse.ua/osoba, который позволяет провести ориентировочный расчет на основании информации о публичных закупках конкретного заказчика.

Более подробно с информацией предлагаем ознакомиться на официальном сайте Министерства www.me.gov.ua в подрубрике «Профессионализация» рубрики «Публичные закупки».

Кто должен утверждать годовой план закупок?

Планировать и отражать закупки в электронной системе закупок могут одновременно тендерный комитет и уполномоченное лицо, поскольку каждый из них будет ответственным за конкретные закупки.

При этом консолидацию потребности в товарах, работах и услугах заказчикам необходимо осуществлять заблаговременно. Так, ответственным за организацию и проведение процедуры закупки/упрощенной закупки является уполномоченное лицо, планирующее закупки и формирующее годовой план закупок в электронной системе закупок согласно статье 11 новой редакции Закона.

При этом согласно разделу X «Заключительные и переходные положения» новой редакции Закона тендерный комитет, в частности, планирует закупки, составляет и утверждает годовой план закупок, осуществляет выбор процедуры закупки.

Поэтому, исходя из содержания статьи 11 и раздела X «Заключительные и переходные положения» новой редакции Закона, поскольку ответственным за процедуры закупок являются уполномоченное лицо и тендерный комитет, то их планирование и обнародование осуществляются уполномоченным лицом или тендерным комитетом.

При этом, поскольку ответственным за организацию и проведение упрощенной закупки является уполномоченное лицо, планирование и обнародование таких закупок будет осуществлять исключительно уполномоченное лицо.

В то же время заказчик самостоятельно в Положении о тендерном комитете и уполномоченном лице определяет функциональные обязанности таких лиц.

Обязательно ли уполномоченное лицо должно иметь высшее экономическое или юридическое образование? Может ли быть другое высшее образование?

Уполномоченное лицо обязательно должно иметь высшее образование. Наряду с этим наличие исключительно юридического или экономического образования у уполномоченного лица новой редакцией Закона не ограничивается. Вместе с тем вопрос образования регулируется законами Украины «Об образовании» и «О высшем образовании», которыми определены равные образования в целом, понятие высшего образования, в частности его уровни и степени.

Согласно части седьмой статьи 11 Закона уполномоченное лицо осуществляет свою деятельность на основании заключенного с заказчиком трудового договора (контракта) или распорядительного решения заказчика и соответствующего положения. Уполномоченное лицо должно иметь высшее образование, как правило, юридическое или экономическое образование.

Следовательно, наличие у уполномоченного лица иного высшего образования, нежели юридическое или экономическое, не противоречит требованиям Закона.

Как вносить персональные данные уполномоченных лиц в электронную систему закупок?

В соответствии с частью второй статьи 11 новой редакции Закона при использовании электронной системы закупок уполномоченное лицо вносит в электронную систему закупок персональные данные, предоставляет согласие на их обработку и обновляет такие данные в случае их изменения. Персональные данные, внесенные уполномоченным лицом в электронную систему закупок, не обнародуются.

Информируем, что сейчас выполняется техническая реализация требований новой редакции Закона в электронной системе закупок. Поэтому внесение уполномоченными лицами персональных данных будет происходить после соответствующей технической реализации в электронной системе закупок.

Одновременно отмечаем, что письма Министерства не устанавливают норм права, носят исключительно рекомендательный и информативный характер.

Директор департамента сферы публичных закупок Л. Лахтионова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше