1 Порядок размещения информации о публичных закупках.
Какие вопросы урегулированы в Порядке?
В этом документе определена процедура размещения информации о публичных закупках, которая формируется в электронной системе (ЭС) закупок, а именно:
• информация о закупках, которая подлежит обнародованию на веб-портале в соответствии со ст. 10 Закона2;
2 Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.
• сообщения, которые отправляют участники в электронной системе закупок;
• информация и документы, которые подают заказчики в центральную закупочную организацию (ЦЗО), для проведения процедур закупки и закупки по рамочным соглашениям в их интересах;
• информация и документы, которые подают для участия в закупках;
• информация и документы, которые создают и подают при проведении мониторинга закупки;
• обращения и жалобы, которые подают через электронную систему закупок.
На кого распространяются требования Порядка?
В соответствии с п. 3 Порядка информацию в ЭС закупок размещают:
• заказчики;
• ЦЗО;
• участники;
• поставщики;
• орган обжалования;
• органы государственного финансового контроля.
Указанные субъекты размещают информацию в электронной системе закупок:
1) через автоматизированное рабочее место (АРМ) заказчика/ЦЗО/участника/поставщика/органа обжалования/органов государственного финансового контроля.
Понятие и назначение АРМ для каждой категории пользователей определены в п. 2 Порядка.
Так, для получения доступа к АРМ заказчик/ЦЗО/участник/поставщик бесплатно проходит регистрацию на авторизованной электронной площадке путем осуществления одного из способов идентификации в соответствии с порядком, установленным КМУ.
А вот АМКУ и органы ГАСУ доступ к своему АРМ бесплатно получают с применением квалифицированной электронной подписи (КЭП) путем их регистрации администратором в ЭС;
2) путем заполнения электронных полей и загрузки соответствующих документов.
Знайте: если информация в загруженных документах отличается от той, которая размещена путем заполнения электронных полей, то аутентичной будет считаться информация, внесенная в электронные поля;
3) после внесения информации в электронные поля на нее налагают КЭП должностного лица.
На что обратить внимание в Порядке?
1. Общие требования к обнародованию информации о предмете закупки в электронной системе определены в п. 12 Порядка. Так, в ходе размещения такой информации заказчики в отдельных полях указывают информацию о:
• названии предмета закупки. В случае определения предмета закупки — услуга по выполнению научно-технических работ (НТР), в этом электронном поле указывают конкретное название НТР;
• коде предмета закупки в соответствии с классификаторами или названием согласно ДСТУ, государственным или отраслевым строительным нормам, которые предусмотрены для определения предмета закупки в соответствии с Порядком № 7083, и их названии.
3 Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономразвития от 15.04.2020 г. № 708.
С этими требованиями Порядка вроде бы все понятно. Кстати, такой общий подход полностью соответствует требованиям как Порядка № 708, так и Закона.
2. Порядок содержит требование о заполнении дополнительных полей и касается информации о следующих предметах закупки:
Предмет закупки | Порядок определения |
Лекарственное средство | Международное непатентованное наименование (МНН) лекарственного средства. Если предмет закупки содержит два и более лекарственных средств, заказчик указывает МНН каждого лекарственного средства |
Медицинское изделие | Код и название медицинского изделия в соответствии с Национальным классификатором НК 024:2019 «Классификатор медицинских изделий», утвержденным приказом Минэкономразвития от 05.03.2019 г. № 159. Если предмет закупки содержит два и более медицинских изделий, заказчик указывает код и название каждого медицинского изделия |
Работы | Код по показателям 2 — 5 цифр Единого закупочного словаря4 |
Услуга по текущему ремонту Услуга по выполнению НТР | Код и название в соответствии с Единым закупочным словарем |
Услуга по профессиональной подготовке или переподготовке, повышению квалификации для безработных граждан, которая предоставляется за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы | Код по показателям 3 — 5 цифр Единого закупочного словаря |
4 Национальный классификатор Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденный приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 г. № 1749.
3. Также в п. 14 Порядка определены дополнительные требования к размещению информации в объявлениях и сообщениях о намерении заключить договор о закупке по результатам применения переговорной процедуры закупки.
А именно, в отдельных электронных полях заказчики, кроме всего прочего, указывают такую информацию:
• название товара или услуги каждой номенклатурной позиции предмета закупки;
• код товара или услуги, определенный согласно Единому закупочному словарю, который наиболее соответствует названию номенклатурной позиции предмета закупки.
Это значит, что при размещении объявления о закупке или публикации переговорной процедуры закупки заказчики в электронной системе указывают обобщенное название и код предмета закупки товара (услуги) по 4 цифре Единого закупочного словаря, а также название товара (услуги) каждой номенклатурной позиции и код товара (услуги), который наиболее соответствует названию номенклатурной позиции предмета закупки.
Обратите внимание: требования п. 14 Порядка касаются указания информации о товарах и услугах, а потому на работы не распространяются.
Рассмотрим пример. Учреждению необходимо закупить топливо, а именно торфобрикет и уголь.
Обобщенный код закупки по четыре цифре: 09110000-3 Твердое топливо.
Номенклатурные позиции по наиболее подходящим кодам: 09111100-1 Уголь, 09112200-9 Торф.
По крайней мере именно о таком подходе к применению требований п. 14 Порядка свидетельствует разъяснение5 администратора системы Prozorro на его официальном веб-портале по адресу: infobox.prozorro.org.
5Дополнительные разъяснения по этому вопросу см. первый материал этого номера.
Но на момент подготовки этого материала (30.07.2020 г.) функционал электронной системы не позволяет заказчикам одновременно заполнять в электронных полях и обобщенный код закупки, и код товара или услуги, который наиболее соответствует названию номенклатурной позиции предмета закупки. Поэтому сейчас заказчики указывают только номенклатуру товара и соответствующий код.
Досадно, что из-за несоответствия Порядка, Закона и функционала электронной системы, как правило, приходится страдать заказчикам.
Ожидаем, что в ближайшее время Минэкономразвития даст ответы на все нерешенные вопросы.