Темы статей
Выбрать темы

И. о. старосты, оплата труда и изменения в постановление № 268

Ковшова Елена, заместитель главного редактора изданий «Местное самоуправление» и «Радник старости», аналитик
В нашей ОТГ есть и. о. старосты, но еще не было первых выборов старосты. После внесения изменений постановлением № 4411 в приложения к постановлению № 2682 возник вопрос: по какому приложению определять его должностной оклад: надо использовать приложение 50 или 54? (вопрос из электронной почты редакции: bb@id.factor.ua)

1 Постановление КМУ «О внесении изменений в приложения к постановлению Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» от 03.06.2020 г. № 441.

2 Постановление КМУ «Об упорядочении структуры условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

О старосте и и. о. старосты

Возложение исполнения обязанностей старосты регламентирует п. 3 Заключительных положений Закона № 1573, который говорит, что в селах, поселках, в которых находились органы местного самоуправления объединившихся территориальных громад, обязанности старосты до избрания на первых выборах старосты исполняет лицо, которое осуществляло полномочия сельского, поселкового головы соответствующей территориальной громады до объединения.

3 Закон Украины «О добровольном объединении территориальных громад» от 05.02.2015 г. № 157-VIII.

Из нормы следует, что обязанности старосты возлагают на сельского, поселкового голову, который осуществлял свои полномочия до объединения в соответствующих территориальных громадах, или секретаря совета соответствующей территориальной громады, который осуществлял полномочия сельского, поселкового головы согласно требованиям Закона № 2804.

4 Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Условия оплаты труда должностных лиц органов местного самоуправления и их исполнительных органов, в том числе и объединенных территориальных громад, определяются приложениями 50 — 54 к постановлению № 268, в том числе и после внесения изменений постановлением № 441.

Изменениями к приложениям 48 — 55 предусмотрено увеличение должностных окладов работникам ОМС. Но обратите внимание на то, что п. 2 постановления № 441 всего лишь рекомендует руководителям ОМС осуществлять его выполнение исключительно в пределах фондов заработной платы, предусмотренных в сметах соответствующих органов.

Размеры должностных окладов старост предусмотрены приложением 50 к постановлению № 268. Что касается размера заработной платы лиц, на которых возложено исполнение обязанностей старосты, считаем, можно учитывать рекомендацию постановления № 10445.

5 Постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда должностных лиц местного самоуправления объединенных территориальных громад» от 09.12.2015 г. № 1044.

В частности, в п. 2 этого постановления рекомендовано ОМС сохранить за лицами, которые осуществляли полномочия сельского, поселкового, городского головы соответствующей территориальной громады до объединения и исполняют обязанности старосты до избрания на первых выборах старост, должностной оклад, надбавки и доплаты, которые были им установлены на время перевода на должность старосты.

То есть при возложении на соответствующих лиц исполнения обязанностей старост до избрания на первых выборах старост за ними рекомендовано сохранять их должностной оклад, надбавки и доплаты, установленные им как сельскому, поселковому голове, а в определенных Законом № 280 случаях — как секретарю соответствующего совета.

Иначе говоря, использовать приложение 54 к постановлению № 268 (соответственно по позициям «сельский, поселковый голова» и «секретарь совета»).

Обращаем внимание: это рекомендация, а не обязанность.

По мнению редакции, если существует существенная разница в должностных окладах старосты и «бывшего головы», в случае определения зарплаты и. о. старосты можно идти двумя путями:

• если разница в окладах существенная, воспользоваться нормой п. 2 постановления № 1044;

• если вопрос разницы несущественный, установить оклад в соответствии с приложением 50 к постановлению № 268.

Пересмотр должностных окладов в связи с принятием постановления № 441 — вопрос, который выносится на усмотрение каждого ОМС исходя из его фонда заработной платы, о чем прямо указано в изменениях к постановлению № 268.

Добавим, что единого и правильного варианта, который бы разрешил ситуацию относительно должностного оклада и. о. старосты, в настоящее время действующее законодательство не содержит.

Фактически и. о. старосты и староста выполняют одну и ту же работу, но привязать это к существующим нормативно-правовым актам, которые решают вопрос установления оклада для и. о. старосты, можно обоими путями, которые мы указали. Это на усмотрение соответствующего ОМС. Причина — двоякое толкование соответствующих норм.

К тому же, по нашему мнению, с юридической точки зрения нельзя сказать, что должность и. о. старосты и старосты — это одна и та же должность, учитывая разные механизмы назначения этих должностей.

Самый лучший вариант, который бы расставил все точки над «і» в этом вопросе, — это внесение соответствующих изменений относительно определения должностного оклада именно для и. о. старосты. Но пока этого не случилось, каждая ОТГ будет решать этот вопрос, опираясь на те или иные нормы действующего законодательства, которые его регулируют.

И что важно: они все на сегодняшний день действуют, хотя и вносят путаницу в наше сознание! А значит, их можно применять.

Считаем, что единственный вариант, который пока остается у и. о. старост, которые не согласны со своим должностным окладом, — защищать свои интересы в судебном порядке.

Кстати, Управление Гоструда в Черкасской области относительно оплаты труда старосты села сообщает следующее, руководствуясь действующей нормативкой:

1

определение условий оплаты труда, когда сельский, поселковый голова территориальной громады, которая присоединилась к объединенной территориальной громаде, исполняет обязанности старосты, урегулировано Законом № 157. В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 83 этого Закона сельский, поселковый голова территориальной громады, которая присоединилась к объединенной территориальной громаде, исполняет обязанности старосты в соответствии с законом на период полномочий совета объединенной территориальной громады текущего созыва. За ним сохраняются размер и условия оплаты труда, которые были ему установлены как сельскому, поселковому голове до присоединения

2

и. о. старосты в соответствии с п. 3 Заключительных положений Закона № 157 — это лица, которые осуществляли полномочия сельского, поселкового, городского головы соответствующей территориальной громады до объединения и исполняют обязанности старосты до избрания на первых выборах старост

3

постановлением № 1044 определено, что за лицами, которые осуществляют полномочия сельского, поселкового, городского головы соответствующей территориальной громады до объединения и исполняют обязанности старосты до избрания на первых выборах старост, сохраняются должностной оклад, надбавки и доплаты, которые были им установлены на время перевода на должность старосты

4

условия оплаты труда работников органов местного самоуправления определяются постановлением № 268

5

соответствующие должностные оклады старост определяются согласно приложению 50 к постановлению № 268, а должностные оклады сельских, поселковых голов — согласно приложению 54 к постановлению № 268

Соответствующее разъяснение можно найти по ссылке: ck.dsp.gov.ua/?q=article/yakyy-oklad-povynen-otrymuvaty-starosta-sela.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше