Темы статей
Выбрать темы

20 тыс. грн & ОС: касается ли это бюджетников?

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
В соответствии с изменениями, внесенными недавно в Налоговый кодекс Украины, к основным средствам теперь относятся материальные ценности, стоимость которых превышает 20 тыс. грн, со сроком эксплуатации больше одного года. Нужно ли в связи с указанными изменениями бюджетным учреждениям руководствоваться новым критерием при отнесении активов в состав основных средств?

Действительно, недавно Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно совершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве» от 16.01.2020 г. № 466-IX внесено большое количество изменений в Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ).

В частности, увеличен стоимостный критерий для ОС с 6 тыс. грн до 20 тыс. грн (п.п. 14.1.138).

А значит, именно с 23.05.2020 г.* основными средствами считают материальные активы, в том числе запасы полезных ископаемых предоставленных в пользование участков недр, которые предназначаются плательщиком налога для использования в его хозяйственной деятельности, стоимость которых превышает 20 тыс. грн и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом и ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых с даты ввода в эксплуатацию составляет более одного года (или операционный цикл, если он длиннее года).

* Дата вступления в силу Закона № 466.

Добавим, что порядок налогового учета основных средств, установленный п.п. 138.3.3 НКУ, предусматривает классификацию групп основных средств и других необоротных активов по 16 группам, применение 5 методов амортизации основных средств и ведение внутри каждой группы пообъектного учета.

Но внимание: на бюджетные учреждения критерии относительно ОС и правила учета, определенные НКУ, не распространяются. Почему? Объясним такой вывод.

Во-первых, определение ОС, приведенное в п.п. 14.1.138 НКУ, касается плательщиков налога на прибыль.

А как известно, бюджетные учреждения не являются плательщиками этого налога. Это четко указано в п. 133.4 НКУ, а именно: не являются плательщиками налога неприбыльные предприятия, учреждения и организации в порядке и на условиях, установленных этим пунктом.

Каким требованиям должно соответствовать бюджетное учреждение для того, чтобы быть включенным в Реестр неприбыльных учреждений и организаций? Ответ известен: правила отнесения бюджетных учреждений к неприбыльным и основные требования приведены в п.п. 133.4.1 НКУ.

Учитывая это, требования к порядку отнесения материальных ценностей в состав ОС, а также правила учета таких активов, установленные НКУ, касаются исключительно плательщиков налога на прибыль. А потому на бюджетные учреждения не распространяются никоим образом.

Во-вторых, напомним, что в соответствии со ст. 56 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе и другими нормативно-правовыми актами по ведению бухгалтерского учета в порядке, установленном Минфином. Именно на этот орган возложена задача по осуществлению государственного регулирования бухгалтерского учета, финансовой и бюджетной отчетности в Украине, разработке стратегии развития национальной системы бухгалтерского учета, определению единых методологических основ бухгалтерского учета и составления финансовой и бюджетной отчетности.

На основании указанных требований регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляет Минфин, который утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, другие нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.

Начиная с 01.01.2015 г. для бюджетных учреждений основными документами, в которых определены методологические принципы формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в финансовой отчетности информации об основных средствах, других необоротных материальных активах и незавершенных капитальных инвестициях в необоротные материальные активы, являются следующие документы:

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202;

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Как указано в п.п. 3.2.3 п. 3 разд. ІІ этого стандарта, субъекты государственного сектора относят к малоценным необоротным материальным активам предметы, стоимость которых (без НДС) за единицу (комплект) не превышает 6 тыс. грн, и срок использования которых превышает один год.

Это значит, что к основным средствам бюджетных учреждений относятся материальные активы, которые содержатся для использования их в производстве/деятельности или при поставке товаров, выполнении работ и предоставлении услуг для достижения поставленной цели и/или удовлетворения потребностей субъекта государственного сектора или сдачи в аренду другим лицам и соответствуют таким основным критериям:

стоимостный — стоимость приобретения (не путайте с первоначальной стоимостью!) за единицу составляет 6 тыс. грн и более (без учета НДС);

срок полезного использования (эксплуатации) превышает один год.

Поэтому только тогда, когда в вышеуказанные документы Минфином будут внесены соответствующие изменения и установлен новый стоимостный критерий, бюджетные учреждения смогут применять его для ОС.

Также заметим, что упомянутые критерии являются определяющими для бюджетных учреждений при отнесении расходов на приобретение тех или иных материальных ценностей по соответствующим КЭКР к текущим и капитальным расходам.

Так, в соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, разграничение расходов на приобретение материальных ценностей учреждения осуществляют таким образом:

• расходы на приобретение или создание собственными силами активов, отнесенных согласно законодательству к ОС и отдельным другим необоротным материальным активам, которые учитываются на счетах 10 «Основные средства» и 11 «Прочие необоротные материальные активы», — по КЭКР 3100 «Приобретение основного капитала»;

• расходы на приобретение материалов и предметов, которые не берутся на учет как ОС, то есть стоимость которых не превышает 6 тыс. грн. и срок эксплуатации которых больше одного года, — по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше